Главная / История / Урок истории России в 7 классе

Урок истории России в 7 классе

Урок истории России в 7 классе

Тема урока: Предпосылки петровских преобразований.

Цели урока: Дать характеристику России накануне преобразований (реформ) Петра Великого, выяснить, что предшествовало реформам Петра I.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Основные понятия: реформа, регулярная армия, регентство, выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын.

ПРЕДПОСЫЛКА- предпосылки, ж. (книжн.). Предварительное условие, исходный пункт чего-н. Создать нужные предпосылки для чего-н. Исходить из правильной предпосылки.

Задачи:

  1. Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.

  2. Доказать и показать, что России необходимы реформы.

  3. Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.

  4. Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:

    • Симеона Полоцкого

    • А.Л. Ордина-Нащокина

    • В.В.Голицына

  5. Развивать у учащихся:

    • речь (устные ответы, сообщения)

    • логическое мышление (вопросы для учащихся, сравнение истории России с зарубежной историей периода XVII века)

    • умение работать самостоятельно по учебнику

    • умение чётко формулировать выводы

  6. Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

Литература:

1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

3) Использование источников из Интернета

Оборудование:

  • мультимедийная установка

  • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.

  • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

План урока

1. Причины и основные направления реформ.

2. Усиление иностранного влияния.

3. Симеон Полоцкий.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

5. В.В.Голицын и его планы.

I. Организационный момент

II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков

"Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы с вами докажем, что России были необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

- Дайте определение понятию реформа?

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

(учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

(прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

Давайте выделим основные причины реформ:

  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)

  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли

  • Отсталая армия и флот

  • Непродуманный государственный аппарат

  • Слаборазвитая экономика

  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

(запись в тетрадь)

Из причин выделяем направления реформ:

Попытайтесь выделить основные направления реформ.

  • Выход к морю

  • Реформа экономики

  • Реформа армии

  • Государственная реформа

  • Реформа культуры и образования

(запись в тетрадь)

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

3. Симеон Полоцкий.

- Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

- Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

Вывод:

Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа

  • обучал дьяков (служителей) в приказах.

  • придворный поэт

Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

- Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.95).



Вывод:

hello_html_14d27491.png

Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

в) сокращение дворянского ополчения;

г) увеличение стрелецких полков;

д) переход России к регулярной армии;

е) введение привилегий для иностранных купцов;

ж) создание новых мануфактур;

з) отмена льгот русским купцам;

и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

(а,б,в,г,д.ж,и)

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

5. В.В.Голицын и его планы.

Вывод:

В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

  • открыл Славяно-греко-латинскую академию

  • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти

  • начал вводить европейские формы быта

  • предлагал освободить крестьян от помещиков

  • ввести "поголовную" подать

  • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

Словарная работа:

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

III. Закрепление, итоги, дом.задание. Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Что было понятно или нет?

1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока.

Выставление оценок за работу на уроке.


Урок истории России в 7 классе
  • История
Описание:

Урок истории России в 7 классе

Тема урока: Предпосылки петровских преобразований.

Цели урока: Дать характеристику России накануне преобразований (реформ) Петра Великого, выяснить, что предшествовало реформам Петра I.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Основные понятия: реформа, регулярная армия, регентство, выдающиеся личности: С.Полоцкий, А.Л.Ордин-Нащокин, В.В.Голицын.

ПРЕДПОСЫЛКА- предпосылки, ж. (книжн.). Предварительное условие, исходный пункт чего-н. Создать нужные предпосылки для чего-н. Исходить из правильной предпосылки

Автор Бирук Людмила Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2834
Номер материала 27875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓