22.октября
2014 года
Тема урока: :
Общественный строй Древней Руси
Класс: 6 класс
Предмет: История России
Учитель: Маклакова Елена Владиславовна
Цели
урока:
Образовательные
- Сформировать у учащихся знание структуры социальных
слоев населения Древней Руси
- Раскрыть процесс формирования древнерусской народности
- Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта
городов и сельской местности Древней Руси
Развивающие
- Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать
факты
- Продолжить формировать умение учащихся работать с
текстом учебника
- Развивать слуховую, зрительную и механическую память
учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и
детьми в рабочих тетрадях
Воспитательные
- Способствовать формированию навыков групповой работы:
уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения
Тип
урока: урок изучения нового материала
Оборудование
урока: Пчелов, Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI
века : учебник для 6 класса основной школы / Е. В. Пчелов. — 6-е изд., стер. —
М. : Дрофа, 2007. — 264 с. (параграф 10, С. 66-72), рабочая тетрадь учащихся,
презентация «Общественный строй Древней Руси»,
Содержание
урока
1. Оргмомент
Структура
“CORNERS”
(Посмотрите, пожалуйста на картинки , подумайте 5 сек. , напишите имя русского
князя у себя в тетради, не обсуждая с другими учениками, , Встаньте, задвиньте
стулья и подойдите к выбранному углу. Найдите себе пару и структура «TIME PAIR SHARE» обсудите
почему вы выбрали именно этот угол)-несколько человек опросили. Молодцы.
Пожалуйста садитесь. Мы продолжаем с вами изучать Древнюю Русь.
Мотивация:
Целевая установка:
Сегодня мы начнем
изучение новой темы, в которой мы рассмотрим как в молодом Древнерусском
государстве происходило формирование единой древнерусской народности,
расслоение общества, а также как жили люди разных социальных слоев.
2. Изучение
нового материала
А) Возникновение древнерусской
народности
Вводная
беседа:
Запишем сегодняшнее число и тему нашего урока
Постепенно
различные племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину, оказались под
властью киевских князей.
- Напомните,
какие славянские племена населяли Восточно- Европейскую равнину?
- После
того как мы с вами вспомнили эти племена скажите пожалуйста какие общие
черты имели данные племена до объединения в государство? (занятие
земледелием, язык, быт, образ жизни)
- Как
государство способствовало объединению племен восточных славян (единая
власть, законы, военные походы, принятие единой религии – православия)
В результате, с
течением времени люди постепенно перестали отождествлять себя кто с
полянами, кто с древлянами, кто с радимичами. Они стали считать себя
единым целым. Образовалась единая народность, которую историки называют
древнерусской. Формирование древнерусской народности произошло в X-XI веках.
Она дала жизнь трем восточнославянским народам – русским, украинцам и
белорусам.
Б) Общественный
строй Древней Руси
Но одновременно с
процессом формирования древнерусской народности происходит процесс социального
расслоения.
Ребята, по
ходу моего объяснения вы будете заполнять таблицу
учащиеся
расчерчивают таблицу
«Категории
населения Киевской Руси в X-XI веках»,
Профессиональные
воины – князья и бояре – защищали мирную жизнь земледельцев и ремесленников. За
это знать требовала для себя особых прав. Главной ценностью того времени была
земля, дававшая людям средства к существованию и постепенно князья и бояре
утвердили свои права на землю. В результате появляются вотчины.
Вотчина –
земельное владение, передававшееся по наследству
В вотчине
строились хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили
конюшни и охотничьи угодья. Вотчина была собственностью князя. Он мог ее, как
пожаловать, так и отобрать по своему желанию.
Важную роль в
государстве играла дружина. Дружина – воинские отряды при древнерусских
князьях. Дружина делилась на старшую и младшую. В число старшей дружины
входили бояре. Бояре – наиболее знатные и богатые землевладельцы на Руси,
которые несли еще военную и государственную службу. Бояре формировались из
воевод, наместников областей. Постепенно они осели на земле дарованной князьями
и становили особым сословием.
Рядовые воины,
жившие под одной крышей с князем, составляли младшую дружину. Они делились на
отроков и гридей (т.е живущие в княжеской гриднице). Отроки - младшие дружинники, принимавшие участие в
походе и сборе дани. Гриди
- младшие дружинники, телохранители князя. Младшие дружинники
составляли основу древнерусского войска. В мирное время младшие дружинники
собирали дань, осуществляли суд, выполняли поручения.
Основу общества
составляли свободные земледельцы-общинники, которых называли людьми.
Они были объединены в общины – верви (от слова веревка). Общинники вместе
владели землей, платили князю дань, наблюдали за порядком, участвовали в
качестве ополченцев в княжеских походах. Возглавляли общины выборные
старосты.
Также свободными
людьми были и купцы. Купцы доставляли в города различные товары, нередко
из далеких заморских стран.
В вотчинах, на
землях князей и бояр, проживали многие крестьяне. Но их земля уже не считалась
собственностью крестьянской общины, а собственностью владельца вотчины. Поэтому
крестьяне должны были отдавать ему определенную часть продуктов своего труда.
Часть крестьян полностью разорялись и становились также полностью или частично
зависимыми от владельцев земли
Хозяева вотчин
проживали в городах, а на местах управлением занимались огнищане. Ему помогали
тиуны и ключники.
На вотчинах
использовался труд несвободных земледельцев, составлявших несколько категорий: Закупы
– разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду
(купу)
Рядовичи
– земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)
Холопы –
зависимая социальная группа, близкая к рабам.
Челядь –
военнопленные. . Слайд «Сравните общины»
Прочитайте отрывок
из «Русской правды» на странице 72 учебника.
Структура
« THINK ROUND ROBIN»
(Подумайте, запишите и обсудите в команде ответ на вопрос) SINGLE Round Robin
Докажите, что
«Русская правда охраняла интересы князя и его приближенных.
Таким образом, в
древнерусском государстве к X-XI веку формируются несколько слоев
населения:
- привилегированное
население (князь, бояре, младшая дружина)
- свободное
население (крестьяне-общинники, купцы)
несвободное
(зависимое) население (закупы, рядовичи, холопы, челядь)
Структура
«SEE THINK WONDER» (
Посмотрите на рисунок и запишите, что вы видите, , подумайте об этом, о чем вас
заставляет это задуматься. Задайте вопрос. )
В) Развитие
городов, ремесел и торговли
Ко второй половине
XI века на
Руси было уже немало крупных городов. В Западной Европе Русь даже называлась
Гардарикой то есть страной городов.
Давайте теперь
посмотрим из каких частей состоял древнерусский город. В качестве примера
рассмотрим устройство древнего Новгорода
Конспективное
повествование Аналитическая беседа
Объяснение
Аналитическая беседа Логическое задание. Вывод
Древнерусский
город состоял из нескольких частей:
Центральная часть
города – детинец (впоследствии кремль).
Детинец –
внутренняя городская крепость
Детинец строился
на возвышенности и вокруг него выкапывался ров, заполнявшийся водой. В этой
части города находились резиденция князя, дома бояр и богатых горожан.
Ребята,
как вы считаете, почему требовалось так сильно укреплять детинец? Какие он
выполнял функции? Обсудите это с партнером по плечу. TIME PAIR Share (30 сек)
(Начинает партнер котрый выше ростом)
Детинец был
окружен другими жилыми постройками, составлявшими посад.
Посад –
торгово-ремесленная часть русского города.
Там жили простые
горожане. Посад больше был похож на большую деревню, так как здесь у горожан
были свои сады и огороды.
Также неотъемлемой
частью древнерусского города являлась городская площадь – торг. Данная
площадь использовалась, прежде всего, для торговли. Сюда съезжались купцы с
разных городов. Некоторые приезжали даже из заморских стран. Также на этой
площади собиралось вече.
Прочитайте
текст учебника на стр. 69 и расскажите какими органы управления были в
древнерусском городе? Какими полномочиями они обладали? (вече,
князь, тысяцкий)
В городах этого
времени активно развивались ремесло и торговля. Развивались такие виды ремесла
как обработка железа, ювелирное дело, гончарное и столярное, кожевенное,
ткачество, прядение, строительство, шитье одежды. Купцы привозили из далеких
заморских стран различные товары. Таких богатых купцов называли гостями.
Вывозили за рубеж хлеб, воск, меха, льняные ткани. С первой половины XII века на
Руси появляется собственная денежная единица – куна (от слова куница)
Таким образом, в X-XII веках на
Руси образуется большое количество городов. В них развивалась торговля, ремесла
и искусство.
Г) Быт
жителей Древней Руси
Основными
занятиями населения в Древней Руси было, прежде всего, земледелие. Также
держали домашний скот, промышляли охотой и рыболовством. Основная масса
населения Древней Руси жило в сельских поселениях. На юге были распространены полуземлянки
– жилища в которых пол расположен ниже уровня почвы.
На севере были
распространены срубы – деревянные избы.
Как вы
считаете, почему дома земледельцев на севере и на юге страны так отличались? (климатические
условия, наличие строительных материалов (дерева)) (Обсудите а с партнером по
лицу-30 сек RALLY Robin)
Дома городских
жителей отличались большей благоустроенностью. Они часто были в 2 этажа с
несколькими комнатами. Внизу были мастерские, а на верху проживали хозяева.
Знать селилась в
просторных, срубных хоромах. К ним примыкал деревянный терем. Князья строили
себе каменные дворцы.
В результате в
Древней Руси возникло несколько общественных слоев, различавшихся по своему
положению и образу жизни. Все они составляли единую социальную структуру
государства.
3. Закрепление
изученного материала
А теперь
давайте вспомним основные моменты, изученные сегодня.
- Какие
категории Древней Руси вы знаете? Определите их место в обществе.
- Почему
возникло вотчинное землевладение?
- Почему
человек мог быть обращен в холопы?
- Перечислите
основные части древнерусского города ?
Какие
органы управления были в древнерусском городе
4. Домашнее
задание
Учите параграф 10 в учебнике и задания 4-5 после параграфа (запись на доске).
Оценивание.
|
Ваш
билетик на выход.
Вам
предлагается выполнить задание
Древнеславянский
словарь.
Посад
|
Первый
русский свод законов
|
Уроки
|
Торгово-ремесленная
часть города.
|
Усобица
|
Княжение
в разных землях Древней Руси
|
Гривна
|
Система
престонаследия по которой престол передавался от старшего брата к младшему
|
Русская
правда
|
Объезд
князем подвластных племен с целью сбора дани.
|
Лествица
|
Крупная
денежная единица
|
Удел
|
Вражда
между князьями
|
Полюдье
|
Точный
размер дани
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.