II.
Актуализация знаний
Цель:
-подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока,
принятию целей и задач урока;
-актуализировать и закрепить опорные знания
учащихся, необходимые для изучения нового
|
-В правлении
Екатерины II крепостное право в своём развитии достигло апогея. Личные
взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была
направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы.
Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности
крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял против
крестьян карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на
рынке как товар, их могли дарить, проигрывать в карты. Газеты пестрели
объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку.
- Как вы думаете,
к каким последствиям могла привести такая политика правительства? О какой
беде идёт речь?
Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство
народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну.
- Но, прежде чем перейти к изучению новой темы,
давайте вспомним:
- Какие
народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?
- Назовите основные причины этих восстаний и выступлений
|
Дети слушают и отвечают на вопросы.
-Могла привести к
восстанию, крестьянской войне, мятежу.
- Соляной бунт –
1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г.,
Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А.
Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление
работных людей.
-Высокие
налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян,
тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и
нерусских народов России и др.
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять
, уточнять высказанные мнения по существу полученного мнения
|
IV. Объяснение нового материала
Цель:
подготовить к восприятию
нового материала
|
Организует работу по теме урока. Объясняет новый
материал, отвечает на вопросы учеников.
-У вас на столах лежит памятка, которая поможет нам в изучении темы
нашего урока
5 слайд презентации
Памятка (План урока)
- Причины
- Участники (состав, предводитель)
- Основные этапы, события
- Итоги и значение
-Эта
памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить
причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные
этапы, и выяснить итоги и значения этого события.
-Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам
поможет учебник. Итак, задание для всех следующее. Откройте, пожалуйста, 25
параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины
крестьянской войны.
-Каковы причины крестьянской войны?
6 слайд
презентации (после ответов учащихся)
-Ребята
посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права
нарушены, кто является участниками этих событий?
7
слайд презентации
8
слайд презентации – портрет И.Пугачева
-Рассказ
-Ну,
а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: был Е. И. Пугачев.
Давайте познакомимся с этим человеком поближе.
-Таким образом, что мы с вами можем сказать о
Пугачеве из его биографии? Каким был этот человек?
9
слайд презентации
-Вопросы
классу:
Знаете ли вы, за кого выдавал себя этот
человек?
-Кто такой Петр III?
-Почему Пугачев выдавал себя именно за
императора Петра Федоровича?
-Послушайте
интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора.
-Какие случаи самозванчества в России вы
помните?
10
слайд презентации
-А
сейчас, ребята, мы переходим к следующему пункту памятки, рассмотрим
основные этапы событий крестьянской войны.
-Необходимо
охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов.
Каждая
группа будет искать материал по своему этапу. Я раздал вам специальные
карточки, а вы записываете недостающую информацию.
-
Для этого откройте учебник на стр. 180-181 Основные этапы войны. И
в течении двух минут заполните табличку.
-Проверка:
1-ая группа назовите даты первого этапа, 2-ая группа……3-я группа
1-ая
группа, какие события произошли на первом этапе, 2-я группа….. 3-я группа….
-Давайте
подведем итоги первого этапа крестьянской войны.
-Давайте
подведем итоги второго этапа крестьянской войны.
-Мы,
переходим к итогам третьему этапу.
11
слайд презентации
|
Задают
вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Причины
крестьянской войны:
1.
усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
доказать
этот произвол:
-
бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую
провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в
рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е.
сокращение крестьянских наделов).
2.
Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах
-
тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная
эксплуатация.
3.Ухудшение
положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)
4.
Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.
-Участники:
крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество
-Рассказ
подготовленного ученика
Биография Пугачева:
Пугачёв Емельян Иванович – донской казак,
родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач»
(филин), позднее Емельян стал Пугачёвым. В 18 лет Емельян женился. Жена –
Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет
воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с
сединой, на лице имелись шрамы. Человек не грамотный, но очень смелый и
живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко,
убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в
юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн,
лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный
опыт.
-Емельян
Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.
-Петр3
правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное
положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г.
отрекся от престола и таинственно погиб.
-Дело
в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например.
По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались
вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В
народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.
-Лжедмитрий 1,2
-1
этап – сентября 1773 – марта 1774г.
-
выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего
происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III
-
весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.
Численность
его сторонников увеличивается
(+башкиры,
Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)
·
5 октября 1773г. –
началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.
·
Правительство направляет
против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который
был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)
·
Власть собрала больше
правительственные силы (Бибиков)
·
22 марта 1774
г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью
-Итог:
1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.
-2 этап: апрель – июль 1774
г.
·
Пугачев снял осаду
Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)
·
Армия восставших пополняется
работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )
·
Численность
увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)
·
12-17 июля 1774
г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)
·
Осажденным подошла
помощь царских войск (Михельсон)
·
Поражение от войск
полковника И.И. Михельсона
-Итог 2 этапа: Пугачев
провозгласил поход на Москву. Екатерина 2 была в ужасе и была готова в любой
момент покинуть страну.
-3
этап: июль 1774 – январь 1775 г.
·
31 июля 1774
г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от
крепостной зависимости и налогов.
·
Неудачная осада Царицына
·
18 сентября 1774
г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства)
и выдан царским властям.
-Неудачи войск
Пугачева и его пленение.
|
Делать выводы, извлекать информацию из различных
видов источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
V. Первичное закрепление знаний.
Цели:
-установить правильность и осознанность
усвоения нового учебного материала;
-выявить пробелы и произвести
своевременную коррекцию знаний
|
Задает
вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся,
при необходимости помогает.
-Скажите,
в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.
-Давайте
познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас в учебниках
на
стр. 183 находятся документ.
Ребята,
вам дается 1 мин. для ознакомления с манифестом Е.И. Пугачева.
-Что
обещал Пугачев своим сторонникам?
-Какие
меры он предлагал в отношении дворянства?
-А
также мечтал свергнуть Екатерину II, занять русский престол, править для
народа.
-Вопрос
классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?
-Вывод: Все видели в Пугачеве освободителя от
гнёта помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем
удавалось без боя покорять одну крепость за другой.
|
Отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение.
-распространение грамот, манифеста.
- обещал сделать свободными казаками;
-
пожаловать им земли, угодья;
-
освободить от рекрутских наборов;
-
призывал казнить помещиков.
- Программа Пугачева привлекала на его
сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков
|
Осуществлять анализ документов. Искать необходимую
информацию из различных видов источников.
|
VI. Закрепление и обобщение приобретенных
знаний и умений.
Цель:
-закрепить полученные знания на
репродуктивном и конструктивном уровне
|
Организует
дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
-Охарактеризовав все этапы, нам осталось
подвести итоги этого события и определить значение крестьянской войны.
12
слайд презентации
-И
давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос:
Почему
это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???
13
слайд презентации
-Вывод:
1.
Крестьянская война не
изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на
некоторых горных заводах Урала было увеличена заработная плата и улучшились
условия труда.
2.
Но она потрясла империю
Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского
вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей
власти.
3.
Восстание Пугачева –
серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской Империи.
Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить
население.
14-17
слайд презентации
-Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать
творчески. Мы с вами попробуем составить синквейн к ключевым словам урока.
(Е.И. Пугачев либо Крестьянская война)
-Кто не знает, что такое синквейн, объясняю:
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) –
это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего
из пяти нерифмованных строк
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по
следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную
тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную
мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в
рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного
(ассоциация с первым словом).
Пример:
История.
Устная, письменная.
Повествует, рассказывает,
впечатляет.
Информация в виде рассказа.
Приключение.
|
Отвечают
на вопросы, обобщают, подводят итоги и делают выводы.
-Итоги
(с помощью учителя):
-самое
крупное народное выступление в России
-
восстание не улучшило положение крестьян в стране
-
поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике
властей по отношению к податным сословиям:
жестокие
расправы и казни участников выступлений
-
Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р.
Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог,
чтобы стереть названия «бунташных станиц».
-Значение
крестьянской войны:
-
это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.
-
впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с
дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)
-
первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей,
представителей национальных меньшинств.
-Объясняют,
чем война отличается от восстания
Восстание
отличается от войны количеством участников, движущей силой и территорией.
-Составляют
синквейн, зачитывают вслух
|
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать
собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и
позицию. Делать выводы и извлекать информацию из различных источников.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.