Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории "Предпосылки объединения русских земель" (6 класс)

Урок истории "Предпосылки объединения русских земель" (6 класс)

Скачать материал

Предпосылки объединения русских земель.

Усиление Московского княжества.

 

Цели:

·                   Сформировать представление о политической ситуации в первой половине XIV в.

·                   Объяснить причины возвышения Москвы.

 

План:

1. Характеристика феодальной раздробленности (положительное и отрицательное).

2. Татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго.

3. Обстановка в политической жизни

4. Участники и их действия.

5. Роль Московского княжества.

 

Основные понятия: великое княжение Владимировское, порядок наследования престола.

 

Важнейшие даты: 1325-1340 – правление Ивана Калиты; 1375 г. – объединенный поход русских князей на Тверь; 1378 г. – битва на реке Воже.            

 

Выдающиеся личности:  Даниил Московский, Иван Данилович Калита.      

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Тема нашего урока сегодня «Предпосылки объединения русских земель.

 Усиление Московского княжества».

Прежде чем перейти к изучению нового материла,  давайте с вами определим с чем нам сегодня необходимо будет познакомиться и на какой проблемный вопрос ответить в конце урока.

Предложите ваши варианты пунктов плана,  по которому мы сегодня должны работать.

Пункты плана

 

Цель.

1. Характеристика феодальной раздробленности (положительное и отрицательное).

 

Разобраться в обстановке, которая привела к складывании предпосылок для будущего объединения.

2. Татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго.

 

3. Обстановка в политической жизни

 

Вспомнить систему управления Русью.

4. Участники и их действия.

 

Кто и какую роль сыграл в данном процессе.

5. Роль Московского княжества.

 

Разобраться с ролью и значением Московского княжества.

 

 

Проблемный вопрос: Что дало бы объединение страны в единое целое? Почему в данном процессе лидером стала Москва?

 

2. Прежде всего нам необходимо вспомнить как назывался период в истории Руси, который начался  в  XII веке и связан с ослаблением роли Киева в жизни страны.

Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной системы организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство.

 

Назовите положительные и отрицательные

черты феодальной раздробленности.

-

+

Ослабление обороноспособности государства

Возможность для развития экономического развития княжеств

Постоянные конфликты между князьями решаемые силой

Развитие вотчинного и боярского землевладения

Отсутствие центральной власти

Культурное развитие княжеств

 

3. Татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго.

Вопросы:

·                   Какую роль сыграла феодальная раздробленность при нашествии монголо-татар? (раздробленная Русь не смогла дать четкий отпор).

·                   В каком году Русь подверглась нашествию монголо-татар?

(1237-1241 гг.)

·                   Что такое монголо-татарское иго?

(система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов) 

Монгольское иго привело к временному упадку в экономиче­ском развитии Руси.  Особенно сильно это сказалось на сельском хозяйстве и ремесле. Северо-восточные земли более, нежели другие, пострадали от набегов татар и разорения. Но с XIII в. начинается медленно восстановление хозяйства. Возрождаются разрушенные города. Осваиваются новые земли, из юго-западных земель пере­селяются на северо-восток не только крестьяне, но и бояре. Так же восстанавливаются некоторые виды ремесла, оживляется торговля. В Северо-Восточной Руси развивается вотчинное земледелие.

Вопросы:

·                    Вспомним на какие категории делилось население русских земель?

                     (крестьяне, ремесленники, купцы, бояре)

·                    Пробегите глазами пункт первый параграфа и  назовите те категории населения, которые были экономически заинтересованы в ликвидации раздробленности? 

 

На доске категории населения, ученики после прочтения пункта параграфа отвечают на вопрос устно.

 

Крестьяне

 

Усобицы подрывали хозяйство городов и сел. Необходимость платить ордынский выход, угрозы ордынских набегов.

Ремесленники

 

Купцы

 

В княжествах существовали различные деньги, меры весов и длины, при переезде из одного княжества  в другое необходимо было платить многочисленные пошлины.

Бояре

 

Существовал запрет на покупку земли в соседних княжествах

 

·              Таким образом, что стало первым шагом к будущему объединению?

(экономическое развитие страны).

·              Что имеет первостепенное значение для страны кроме экономики?

(политика властей).

Наша задача сейчас заключается в том, что нам необходимо разобраться с политической системой Руси при помощи схемы в раздаточном материале.

 

Работа со схемой. Задание при помощи пункта учебника «Политическая система Руси» заполнить схему.

Посмотрите на задание, и ответьте,  что необходимо сделать в первую и во вторую очередь:

·             Выписать полномочия князя Владимирского

·             Продолжить список самых сильных княжеств Руси после Владимирского.

Вывод по схеме: Таким образом, что представляла собой система управления Русью?

Русь зависела от Золотой Орды и платила дань. Право на великое княжение Владимирское давал хан, который мог менять князей по своему усмотрению.

Великий князь Владимирский поддерживал отношения с Ордой, собирал ордынскую дань, был судьей в спорах русских князей, владели плодородными владимирскими землями, правом на княжение в Новгороде.

Самыми сильными княжествами были Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами, по которым равные по силе князья были друг для друга братьями, если силы были не равны, то один был «молодшым»  братом, а другой «старшим братом»   или «отцом».

Удельные княжества должны были следовать за великим князем в области внешней политики.

 

3. Борьба Москвы и Твери.

 

Между двумя из сильнейших княжеств Руси -  Московским и Тверским началась борьба за владимирское великое княжение.  Тверское княжество было выделено в 1247 году младшему брату Александра Невского Ярославу Ярославичу, а  Московское было выделено в 1276 году младшему сыну Александра Невского – Даниилу Александровичу.

Работа со схемой  на раздаточном материале.

Вопросы:

·                   При рассмотрении схемы, что бросается в глаза?

(князья Московские и Тверские оказались родственниками)

·                   Определите в каком родстве состояли князь Юрий Данилович и Михаил Ярославич, боровшиеся за власть во Владимире.

(дядя Михаил Ярославич  и племянник Юрий Данилович)

·                   Кем приходился Юрию Даниловичу убивший его в Орде Дмитрий Михайлович Грозные Очи?

(двоюродным братом)

 

Работа с документом.

О первоначальной территории Московского княжества

Первоначально территория Московского княжества была неболь­шой. Она включала земли по среднему течению Москвы-реки с ее ле­выми притоками: Рузой, Озерной, Истрой, Всходней, Яузой, Пехоркой, и с правыми притоками: Сетенкой, Пахрой, а также верхнее течение реки Клязьмы с притоками Учей, Ворей, Шерной, Вохонкой и Дрезной. Верхнее течение Москвы-реки с городом Можайском принадлежало смоленским князьям, нижнее с Коломной - рязанским; рязанские вла­дения доходили на севере примерно до р. Гжелки.

Московское княжество протянулось с востока на запад на 150-200 км, с севера на юг - на 100-120 км. В нем было всего три ук­репленных города: Москва, Звенигород и Радонеж. С этого небольшого клочка земли, затерянного среди лесов, началась Россия.

Каргалов В.В. На границах Руси стоять крепко! Великая Русь и Дикое поле. Противостояние XIII-XVIII вв. М., 1998. С. 34

·                   Каким  образом данное княжество могло расти в размерах?

          (путем завоевания и присоединения соседних земель)

·                   Как вы думаете  - борьба двух князей – московского и тверского  – имела ли под собой цель объединения  страны и отпора татарам?

(обе стороны действовали только в личных интересах, в стремлении к лидерству и главенству)

Это действительно так, подтверждением тому было привлечение  на свою сторону симпатий ордынского хана Узбека. На его дочери был женат князь московский Юрий Данилович, который получил ярлык на великое владимирское княжение.  Однако тверской князь Михаил Ярославич от борьбы не отступил, разбил московские войска и взял в плен жену Юрий Даниловича, которая в плену умерла). Мало опечалившись этим князь Юрий бежал в Орду и обвинил соперника в смерти жены и дочери хана. Князь Михаил Тверской в Орду был вызван и казнен. Однако ярлык остался в руках князей владимирских. Но на этом московские князья не остановились в борьбе за владимирский стол. И новый этап борьбы начался с началом правления в Москве с  1325 года брата Юрия Даниловича Ивана Даниловича Калиты, получившему прозвище от кошеля с деньгами, который прикреплялся к поясу.

 

Задание: прочитав пункт  Правление Ивана Калиты выберите методы, которыми пользовался князь для достижения цели? Каково ваше отношение к ним? Результат его действий?

·                   Использовал Орду. Помог подавить антимонгольское восстание в Твери, часто ездил в Орду подкупая подарками хана и его приближенных, исправно платил дань.

·                   Участие в подавлении восстания в Твери – это с одной стороны предательство по отношению к соотечественникам, но с другой был ликвидирован соперник в борьбе за власть и Русь была избавлена от татаро-монгольских походов на Русь.

·                   Доверие хана позволяло Калите  утаивать часть ордынской дани и на эти деньги покупать земли в соседних княжествах, расширять свое влияние на Руси.

 

5. Причины возвышения Москвы.                               

Прочитать пункт Причины возвышения Москвы и выделить их:

·                   Налаживание хороших отношений с Ордой.

·                   Отдаленность от внешних врагов

·                   Поддержка православной церковью

·                   Малое количество потомков князей московского правящего дома

 

Таким образом, ответим на проблемный вопросы поставленные в начале урока:  складывавшиеся предпосылки дали бы возможность стране стать в будущем единой, а затем и свободной, сбросив зависимость от татар. Московское княжество стало лидером в объединении благодаря умелой политике московских князей и поэтому возглавило объединительные тенденции.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории "Предпосылки объединения русских земель" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предпосылки объединения русских земель.
Усиление Московского княжества.

Цели:
•    Сформировать представление о политической ситуации в первой половине XIV в.
•    Объяснить причины возвышения Москвы.

План:
1. Характеристика феодальной раздробленности (положительное и отрицатель-ное).
2. Татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго.
3. Обстановка в политической жизни
4. Участники и их действия.
5. Роль Московского княжества.

Основные понятия: великое княжение Владимировское, порядок наследования престола.

Важнейшие даты: 1325-1340 – правление Ивана Калиты; 1375 г. – объединенный поход русских князей на Тверь; 1378 г. – битва на реке Воже.            

Выдающиеся личности:  Даниил Московский, Иван Данилович Калита.      

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 931
    • DOCX 96 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яркин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яркин Павел Викторович
    Яркин Павел Викторович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 586722
    • Всего материалов: 123

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе