Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории "Между белыми и красными". (9 класс)

Урок истории "Между белыми и красными". (9 класс)

Скачать материал

    Тема урока:   Между белыми и красными.

 

МОУ Дмитриево Помряскинская СОШ

Старомайнского района Ульяновской области.

 

Учитель: Орлов Андрей Юрьевич

 

Цели урока:

n  сформировать представление о «третьей силе», которая противостояла белому и красному движениям, выяснить причины и характер «малой» гражданской войны;

n  продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать своё отношение к ним;

n  воспитывать гражданственность, самостоятельность мышления, интерес к изучению истории России.

 

Тип урока: урок – презентация (урок – размышление).

Оборудование урока: карта «Гражданская война в России», интерактивная доска, мультимедийная презентация.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент.

  Сегодняшний урок подведёт черту под изучением Гражданской войны.

Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. (Озвучивание целей и плана сегодняшнего урока). 

 

2.Актуализация.

 

n    Что такое Гражданская война?

n  Каковы причины Гражданской войны и интервенции?

n  Какова была расстановка противоборствующих сил в Гражданской войне?

n  Почему победу одержали красные?

n  В чём слабость белого движения?

n  Какова ваша оценка Гражданской войны? Это героическая страница в истории России или величайшая трагедия?

 

  Кроме всего прочего, Гражданская война в России стала не только

  полем  классовых битв, но и  сражением  альтернатив будущего устройства страны.

 

 

 

 

 

 

 

3. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

n  Проблемный вопрос.

Почему в ходе Гражданской войны крестьянство приняло сторону большевиков?

 

   Столкновения между частями Красной Армии и белогвардейцами являлись фасадом  Гражданской войны и демонстрировали два её крайних полюса.

 Совершенно особое место в этом противоборстве занимал народ, и, прежде всего – крестьянство.

 

1)Крестьянство и большевики.

 

n  Декрет о земле -  жители деревни восприняли с воодушевлением.(Миссия выполнена).

n  Но сражаться за новую власть крестьяне не спешили.

n  Кроме того, Чрезвычайная продовольственная политика большевиков была встречена враждебно.

 

(1. Угроза голода была причиной самых острых противоречий между пролетарско-якобинской диктатурой и широкими слоями крестьянства.

·         В условиях голода кулак, как и любой «хозяйчик», воспринимался как социально чуждый элемент, укрывающий излишки хлеба, а прокормить голодные города Советской власти было необходимо.

·         В городах мобилизовывались продовольственные отряды из рабочих, которые направлялись в деревню для изъятия излишков хлеба и пресечения торговли ими.

·         11 июня 1918 г. был издан декрет «Об организации деревенской бедноты и снабжении её хлебом, предметами первой необходимости и сельхозорудиями».

·         Комитеты бедноты (комбеды) при поддержке продотрядов превратились в органы власти в деревне.

·         Естественно. Мужик добровольно хлеб не отдавал, и тогда он отнимался силой.

 

    2. Вот записки, поручения, распоряжения Ленина того времени:

  • «Направить тотчас, с максимальной быстротой. В Елецкий уезд все продовольственные уборочно-реквизиционные отряды с максимум молотилок…» «Дать задание – очистить уезд от излишков хлеба дочиста» (5 августа 1918 г.).
  • «Проект декрета – в каждой хлебной волости иметь 25-30 заложников из богачей, отвечающих жизнью за сбор и ссыпку всех излишков» (10 августа 1918 г.).
  • «Необходимо соединить беспощадное подавление кулацкого левоэсеровского восстания с конфискацией всего хлеба у кулаков и с образцовой очисткой излишков хлеба полностью с раздачей бедноте части хлеба даром».

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Ставка большевиков на раскол деревни не оправдалась.

Понятие между середняком и бедняком было весьма размытое.

 В деревне начались столкновения с продотрядами.

 Только в июле - августе 1918 г. в Центральной России таких столкновений  было зафиксировано более 150.

 

 

( 3. А тем временем вождь большевиков предпринимал все меры для ликвидации «кулацких»(т.е. крестьянских) восстаний, число которых росло день ото дня.

       Вот ленинское письмо от 11 августа 1918 г., адресованное « товарищем Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам»:

    «Товарищи!

     Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьём. Образец надо дать.

1)    Повесить(непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.

2)    Опубликовать имена.

3)    Отнять у них весь хлеб.

4)    Назначить заложников.

Сделать так, чтобы на сотни вёрст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: задушат ли кровопийцу-кулака…

 

P.S. Найдите людей потвёрже.

                                   

                                                                    Ленин».

 

Видеоматериал «Продотряд реквизирует спрятанный хлеб».

 

Учитель: 

 Первым шагом большевиков по привлечению крестьян на свою сторону стал переход от  продовольственной диктатуры  к продразвёрстке.

 

2.Крестьяне против белых.

     

   Каковы же были взаимоотношения между крестьянами и представителями Белого движения?

 

 

4. Декларация Деникина по аграрному вопросу.

 

                                                                           5 февраля 1919 г.

 

  1. Обеспечение интересов трудящегося населения.
  2. Создание и укрепление прочных мелких и средних хозяйств за счёт казённых и частновладельческих земель.
  3. Сохранение за собственниками их прав на землю. При этом в каждой отдельной местности должен быть определён размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным.

       Переходы эти могут совершаться путём добровольных соглашений или путём принудительного отчуждения, но обязательно за плату…

 

 

 

5. Декларация Колчака по аграрному вопросу.

     

                                                                     8 апреля 1919 г.

 

…Вместе с тем Правительство примет меры для обеспечения безземельных крестьян и малоземельных крестьян и на будущее время, воспользовавшись, в первую очередь, частновладельческой и казённой землёй, уже перешедшей в фактическое обладание крестьян. Земли же, которые обрабатывались исключительно или преимущественно силами семей владельцев земли, хуторян, отрубенцев и укрепленцев, подлежат возвращению их законным владельцам.

    Принимаемые меры имеют целью удовлетворить неотложные нужды трудящегося населения деревни. В окончательном же виде вековой земельный вопрос будет решён Национальным Собранием…

 

 

Вопрос к документам.

  Что вызвало недовольство крестьян в аграрной политике белых?

 

 

·         6. Вот как описывают деникинский режим члены кадетской партии: «Дурная администрация на местах, общее воровство и спекуляция сверху донизу, слишком правая и слишком военная идеология руководящих людей, слишком помещичье решение аграрного вопроса… Насилие, порка, грабежи. Пьянство, безнаказанность явных преступников…»

  

·         «Деникинский рай» изменил настроение крестьян в пользу Советской власти. Во второй половине 1919 г. в Красную Армию добровольно записалось 900 тыс. человек.

 

·         4 августа 1919 г. военный министр правительства Колчака А.Будберг записал в дневнике:

 

«Год назад население видело в нас избавителей от тяжкого комиссарского плена, а ныне оно нас ненавидит так же, как ненавидело комиссаров, если не больше; и, что ещё хуже ненависти. Оно нам уже не верит, от нас не ждёт ничего доброго».

 

·         Население обширных территорий от Волги до Владивостока было отдано на расправу атаманам и генерал-губернаторам.

   Так, иркутский генерал-губернатор Волков приказал «большевиствующих крестьян расстреливать через десятого».

 

_________  

 

n  Массовое недовольство крестьян наблюдалось и в тылу белых армий.

n  Это недовольство возникало как реакция на попытки восстановить старые земельные порядки.

n  Пробольшевистская направленность.

 

n  Политика большевиков по отношению к крестьянству оказалась более гибкой, нежели политика белых.

 

 

 

 

4.   «Зелёные». Махновское движение.

 

Учитель:

n  Несколько иначе развивалось крестьянское движение в приграничных между красными и белыми фронтами районах.

n  Там власть менялась постоянно, но каждая из них требовала подчинения своим порядкам и законам.

n  Крестьяне, дезертирующие и из Красной Армии и из белой, укрывались в лесах и создавали партизанские отряды.

n  Своим символом они избрали зелёный цвет.

n  Противопоставляли себя и красным и белым.

n  Выступления «зелёных» охватили весь юг России: Причерноморье, Северный Кавказ, Крым.     (КАРТА).

 

 

.

  • 7. Нестор Иванович Махно при царе был сослан на каторгу. Возвратившись в 1917 г. в родное село Гуляй-Поле, он с отрядом крестьян изгнал администрацию Временного правительства и в сентябре 1917 г. фактически установил Советскую власть.

        Летом 1918 г. он возглавил движение крестьянства в южных и центральных районах Украины против австро-германских войск, гетмана Скоропадского, белогвардейщины, попыток со стороны кого бы то ни было восстановить помещичье землевладение.

        В 1918-1919 гг. махновцы выступают за «вольные» Советы, против диктата центральной власти, политики «военного коммунизма». В конце 1918 г. Махно – командующий повстанческими войсками Екатеринославщины. 15-тысячное войско Махно способствовало победам Красной Армии.

       В феврале 1919 г. махновские отряды вливаются в состав Красной Армии. В это время газета «Правда» восторгалась деятельностью Махно. Более того, за победы, одержанные над деникинцами, он в числе первых был награждён орденом Красного Знамени.

      Генерал Деникин обещал за голову Махно полмиллиона рублей.

      Однако, махновцы критиковали аграрную и продовольственную политику Советской власти, приняв резолюцию против большевизации Советов.

     Идеологией махновского движения был анархизм. Анархисты выступали за создание независимых от государства экономических организаций. Нестор Махно считал, что широкое повстанческое движение на Украине должно вызвать мировую анархическую революцию.

     В декабре 1919 г. Троцкий ставит вопрос о разоружении махновцев. В ответ на это Махно переходит к открытой борьбе с большевиками.

 

Учитель: Махно занимал независимую политическую позицию.

Однако кризис махновского движения надвигался с неумолимой быстротой: крестьянство устало от войны.  В борьбе с большевиками у него не было шансов.

 

5. «Малая Гражданская война».

 

Учитель:

 

·        Период крестьянских выступлений 1920-1921 гг. был назван современниками «малой Гражданской войной».

·         Крестьяне создавали свои армии, органы власти, выдвигали политические требования.

·        Несмотря на окончание войны между красными и белыми. Отношения между большевиками и крестьянством оставались напряжёнными.

 

 

8. Лето 1920 г. выдалось засушливым. Особенно напряжённая обстановка сложилась в Тамбовской губернии. И когда тамбовские крестьяне получили план продразвёрстки, не учитывающий это обстоятельство, они взбунтовались. Во главе восстания встал бывший начальник милиции Кирсановского уезда Тамбовской губернии эсер Антонов.

   Союз трудового крестьянства Тамбовской губернии определял свою основную задачу так: «свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора».

 

9. АНТОНОВ Александр Степанович, руководитель восстания крестьян Тамбовской и части Воронежской губерний, недовольных политикой «военного коммунизма» (1920-21), т. н. антоновщины.

   Член партии эсеров с 1906. После Февральской революции 1917 вернулся в Тамбов из ссылки. Был  избран депутатом уездного Совета. Затем - начальник уездной милиции.

  Осенью 1918 поднял восстание в селах Рудовка, Васильевка и Никольское, вскоре подавленное; летом 1919 организовал отряд, быстро разросшийся до 2 армий в 50 тыс. человек, с которым нападал на склады с оружием, милицию, красноармейские части.

  В ноябре 1920 возглавил главный оперативный штаб восставших, выступавших под лозунгами «Долой продразверстку!, «Да здравствует свободная торговля!

  После ликвидации восстания (Красной Армией, войсками ВЧК, ВОХР и Частями особого назначения (ЧОН), под общим руководством М. Н. Тухачевского) скрылся. Убит при аресте.

 

 

Учитель:

·        На подавление крестьянских восстаний была брошена вся мощь регулярной Красной Армии.

·        Боевыми операциями командовали прославившиеся на полях Гражданской войны полководцы – Тухачевский, Фрунзе, Будённый и др.

·        В широких масштабах применялись методы массового устрашения населения – взятие заложников, расстрелы, высылка на Север целых деревень.

 

 

10. Приказ командования войсками Тамбовской губернии.

                          12 июня 1921 г.

«Остатки разбитых банд и отдельные бандиты, сбежавшие из деревень, где восстановлена советская власть, собираются в лесах и оттуда производят набеги на мирных жителей.

 Для очистки лесов приказываю:

1.    Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми удушливыми газами, точно расчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось.

2.    Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов».

 

Учитель (вопрос):

·        О чём свидетельствует появление данного приказа?

 

 

Вывод: Антоновщина стала весьма опасным явлением для большевиков: их реально мог смести народ.

 

Учитель:

·        «Малая Гражданская война» охватила и Красную Армию и флот.

·        В феврале 1921 г. волнения достигли Кронштадта.

 

             (Слайд «Кронштадское восстание»)

 

·         Главной идеей восставших стала ликвидация монополии большевиков на власть.

·        Переговоры с мятежниками были отвергнуты – ультиматум Троцкого ( слайд).

 

Видеоматериал «Штурм Кронштадта».

 

Учитель :

 

Вывод: События в Тамбовской губернии и Кронштадте стали последними аккордами в борьбе большевиков за власть.

 

 

 

4.Закрепление нового материала.

 

Проблемный вопрос :

   Почему в ходе Гражданской войны крестьянство приняло сторону большевиков?.

(Ответы учащихся :

·        Декрет о земле.

·        Крестьяне вынуждены были выбирать из двух зол.

·        Большевики смягчили позицию по отношению к среднему крестьянству.

·        Белые же отменяли Декрет о земле.).

 

Вывод:  С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ТОЛЬКО УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕСТЬЯНСТВА МОГЛО СПАСТИ ВЛАСТЬ БОЛЬШЕВИКОВ.

Учитель:

·        Трагедия крестьянства заключается в том, что оно стало разменной картой в Гражданской войне.

·        И для белых, и для красных крестьянство было всего лишь средством, а не целью.

·        Тем не менее, большевики стали для крестьян наименьшим злом.

·        Хотя в выборе этом крестьянство долго сомневалось.

 

5.   Рефлексия (неожиданный вопрос).

 

·        Какую позицию на месте крестьян заняли бы вы?

·        Что вы вынесете для себя с сегодняшнего урока?

 

 

 

6.Домашнее задание.

П.21, сочинение «Имела ли Белая армия шанс на победу?»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории "Между белыми и красными". (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

n  сформировать представление о «третьей силе», которая противостояла белому и красному движениям, выяснить причины и характер «малой» гражданской войны;

n  продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать своё отношение к ним;

n  воспитывать гражданственность, самостоятельность мышления, интерес к изучению истории России.

 

Тип урока: урок – презентация (урок – размышление).

 

Оборудование урока: карта «Гражданская война в России», интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 661
    • DOCX 88 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлов Андрей Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлов Андрей Юрьевич
    Орлов Андрей Юрьевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 13159
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе