Главная / История / Урок истории "Хрущев Н.С. СССР в 1953-1964 гг. (9 класс)

Урок истории "Хрущев Н.С. СССР в 1953-1964 гг. (9 класс)

Н.С. Хрущев.

СССР в 1953-середине 60-х годов


Цель:

  • Дать представление учащимся о политическом, социально-экономическом и культурном развитии СССР в 1953-1964 гг.

  • Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельно работать с текстом учебника, навыком составления схем.


Оборудование: портреты советских государственных деятелей, листы с заданиями.


План.

1. Вступительное слово учителя.

2. Борьба за власть среди соратников И.В. Сталина.

3. Реформы политической системы.

4. Экономика.

5. Социальная сфера.

6. «Оттепель» в культуре.


Ход урока.

Эпиграф урока:

Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять.

Если бы я их не поднял, их подняли бы другие..."

Н.С. Хрущев (из выступлений на ХХI съезде КПСС)



1. Объявление темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

11 сентября 1971 г на 77 году жизни умер пенсионер всесоюзного значения Н.С. Хрущев. Через несколько лет на его могиле была поставлена стела, выполненная скульптором Э. Неизвестным (показ фотографии с надгробным памятником).

Работая над памятником, Э.Неизвестный говорил: “Покойный при жизни испортил мне несколько лет, теперь сделает это и после смерти, но заказ я выполню, я сам этого хочу. Он стоит того”.

Проблемный вопрос урока: “Какие особенности в деятельности Н.С. Хрущева хотел передать автор надгробного памятника?”


2. Борьба за власть среди соратников И.В. Сталина.

Учитель: В 1953 году умер вождь и отец народов, населяющий советский союз, лучший друг всех детей, пионеров и т.д., а по простому И.В. Сталин. С его смертью у страны был небольшой выбор: либо все останется по прежнему при его последователях либо произойдут изменения.

  • Давайте вспомним, что представлял собой политический режим в правление Сталина?

  • Что могла власть?

  • Мог ли что то решать народ?

Примерные ответы учащихся:

Политический режим был тоталитарным, т.е государство полностью контролировало все стороны жизни общества. Народ же не имел возможности выбора и ему приходилось принимать все, что предлагало правительство. Народ мирился и сам себе объяснял необходимость репрессий 1930-х, политических процессов послевоенного времени, трудился для восстановления советского хозяйства и т.д.

Учитель: Но необходимость преобразований понималась даже руководством страны и смерть лидера была благоприятным моментом. Рассмотрим, что представляла обстановка в данный период:

  • После окончания Второй мировой войны что стали представлять собой отношения СССР и стран Запада?

  • Как представляла собой обстановка в экономике?

  • Насколько эффективен был государственный аппарат тоталитарного государства?

  • К чему мог стремиться местный партийный аппарат?

  • После смерти вождя народов какие настроения могли быть в системе ГУЛАГА?

  • Насколько достоверной могла быть информация для народа о происходящем на Западе?

hello_html_m6c250b08.gif





















Борьба за власть после смерти Сталина развернулась между тремя основными политическими фигурами: Н.С.Хрущевым, Л.П.Берией, Г.М.Маленковым, за каждым из них стояли определенные силы (на доске демонстрация портретов политических противников и комментарии у ним).

Кто придет к власти было основным вопросом? Но у нас еще должен возникнуть вопрос: за счет чего?

hello_html_583ea31a.jpg


hello_html_m4d7917b7.jpg


hello_html_m4bebc87a.jpg

Л.П.Берия– глава МВД (аппарат принуждения).



Г.М.Маленков председатель Совета Министров (глава исполнительной власти).


Н.С.Хрущев - секретарь ЦК КПСС (руководитель партии).

Учитель: Что мог представлять курс каждого из них?

Берия, контролировавший МВД мог продолжить политику сталинизма и репрессий, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов.

Маленков руководивший исполнительной властью мог пойти на некоторое смягчение режима, но не стал бы менять общеполитический курс.

Хрущев не мог остановиться лишь на некоторых изменениях, т.к. его программа была бы похожа на программу Маленкова, поэтому ему необходимы были решительные действия - поворот к десталинизации: начальное очищение от наследия сталинизма: освобождение репрессированных, поворот к решению наиболее острых аграрных вопросов, ослабление догматического пресса в культуре.

В результате в борьбе за власть победил Н.С.Хрущев.

Берия был обвинен в связях с английской разведкой и расстрелян, Маленков был смещен с поста главы правительства, т.к. в ходе амнистии политзаключенных было выяснено, что Маленков был одним из организаторов фабрикации «Ленинградского дела».

Как все это удалось Хрущеву? Ответ прост партийная власть и власть государственная в СССР срослись давно, и какая была сильнее нужно было еще посмотреть. Причина его успеха в том, что большинство членов ЦК КПСС были ставленниками Хрущева, которые поддерживали его во всем.

В 1958 г. Хрущев – Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета министров, т.е. руководитель правящей партии и государства.

Как вы думаете, мог ли Н.С Хрущев решиться на полное изменение политической системы?

Примерные ответы учащихся: такие действия лишили бы лидера страны полной власти, на что он не был настроен.

Учитель: правильно при относительной демократизация режим оставался бы неизменным, власть оставалась бы в руках лидера, который мог бы применить и репрессии.

3. Реформы политической системы.

Учитель: Действия Хрущева мы с вами рассмотрим на примере внутренней политики, которая состоит из следующих направлений: экономика, политика, социальная сфера и культура.

Первым шагом Никиты Сергеевича стало развенчание культа личности.

Прочитать пункт XX съезд КПСС на стр. 281.

Что нового принесло это событие?

Примерные ответы учащихся: Никита Сергеевич считал, что достаточно очистить социальное общество от сталинских злоупотреблений, и партийное руководство поведет народ по пути к коммунизму.

Возложив вину за репрессии на Сталина, Берию, Ежова, автор в докладе не ставил вопрос о демонтаже самой тоталитарной системы, которая по природе своей могла держаться только на силе и страхе.

Тем самым был снят вопрос о вине высшего партийного руководства в злоупотреблениях против своего народа, в том числе и вине самого Н.С.Хрущева.

XX съезд положил начало широкой реабилитации, но не все категории невинно осужденных были реабилитированы. Не коснулась она миллионов раскулаченных и высланных из своих деревень крестьян, которые сопротивлялись коллективизации, деятелей партии, осужденных в 20-е-30-е г.г., некоторых жертв войны и т.д.

Желая облагородить и очеловечить социализм, Никита Сергеевич способствовал изменению законодательной базы, улучшению содержания заключенных. Были обновлены «Основы уголовного законодательства», упразднено понятие «враг народа», запрещено применять насилие во время следствия, обязательным условием было присутствие обвиняемого и его адвоката на судебном процессе.

Хрущев избирает путь умеренной либерализации и столь же умеренных репрессий (не затрагивающих высший партийный и государственный аппарат).

По мере изучения материала в тетради заполняется таблица «Значение преобразований Н.С. Хрущева».


«Значение преобразований Н.С. Хрущева».

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

После XX съезда КПСС Хрущев избрал курс на демократизацию (на доске заранее приготовленная схема).

hello_html_m5a8eb8b9.gif

Учитель: К чему это должно было привести?

Вывод (учитель вместе с учениками): все эти начинания, в случае их реализации, способствовали бы повышению открытости общества. Они должны были быть отражены в новой Конституции СССР, которая закрепила бы все положительные изменения. Однако работа над новой Конституцией был прекращена с отставкой Хрущева в 1964 гг.

Продолжение заполнения таблицы (учащиеся выделяют + и -).

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

Начало внешней демократизации.



4. Экономика.

Учитель: Рассмотрим экономическую политику Н.С. Хрущева, которую проще понять в сравнении с программой Г.М. Маленкова.

Ученикам раздаются листы с заданиями. Работа с заданием №1 с таблицей «Сравнение экономических программ Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева». Учащиеся знакомятся с ней.

Давайте рассмотрим, чего хотели добиться данными мерами соперники в борьбе за власть?

Маленков Г.М.

hello_html_m4a99598.gif













Хрущев Н.С.

hello_html_56ed72ad.gif

Учитель: в развитии есть два пути – экстенсивный и интенсивный, из которых один приводит к движению вперед, а другой к еще большему отставанию. Значение терминов указано в розданных заданиях.

ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов

ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ - процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда, т.е. качественное изменение.

Чья же программа была экстенсивной, а чья интенсивной?

Примерные ответы: Ученики – программа Маленкова – интенсивная, программа Хрущева – экстенсивная.

Учитель: попробуем определить итог ее (ознакомление с заданием 2).

Примерные ответы учеников: результатом экстенсивной политики стал кризис в сельском хозяйстве СССР.

Продолжение заполнения таблицы.

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

Начало внешней демократизации.

Кризис в сельском хозяйстве СССР.

Учитель: в промышленности ситуация обстояла несколько лучше, т.к. показатели промышленного развития позволяли сделать вывод о формировании в СССР индустриального общества, но без изменения политической системы переход к следующей стадии развития был невозможен.

Продолжение заполнения таблицы.

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

Начало внешней демократизации.

Кризис в сельском хозяйстве СССР.

Формирование в СССР индустриального общества.



5. Социальная сфера.

Учитель: социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Нам нужно разобраться, что же она собой представляла?

Работа с документами. Опрос советских граждан середины 1950- начала 1960 –х гг.

По прочитанному материалу заполняется схема либо проговариваются основные успехи. hello_html_75c320ec.png

Учитель: что же стала представлять собой ситуация в социальной сфере? Поднялось ли благосостояние народа? Легче ли стало жить?

Продолжение заполнения таблицы.

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

Начало внешней демократизации.

Кризис в сельском хозяйстве СССР.

Формирование в СССР _ндустрииального общества.


Улучшение жизни общества: рост пенсий, заработной платы, жилищное строительство и т.д.



6. Оттепель в духовной жизни.

Учитель: Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. В этот период прошел в Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Однако период оттепели продлился недолго. С 1956 года проявились чёткие границы политики открытости Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия». Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осужденных за «контрреволюционные преступления» (2 948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов.

Хрущёвская травля Бориса Пастернака, которому в 1958 была присуждена Нобелевская премия по литературе, очертила границы в сфере искусства и культуры.

Заполнение таблицы.

+

-

Начало умеренной реабилитации репрессированных при Сталине.

Существующая политическая система не менялась.

Начало внешней демократизации.

Кризис в сельском хозяйстве СССР.

Формирование в СССР индустриального общества.


Улучшение жизни общества: рост пенсий, заработной платы, жилищное строительство и т.д.


Ослабление контроля над творческой деятельностью, но только той, что шла в рамках разрешенного.



Закрепление:

Таким образом, мы с вами познакомились с мероприятиями Н.С. Хрущева во внутренней политике СССР в 1953 – 1964 гг. сейчас самое время снова обратиться к проблему вопросу нашего урока: “Какие особенности в деятельности Н.С. Хрущева хотел передать автор надгробного памятника?”



Примерные ответы учеников (они же вывод): сочетание черного и белого мрамора должны показать борьбу положительного и отрицательного в действиях Н.С. Хрущева и способствовать формированию взгляда и оценки у людей. Белый цвет показывает общее улучшение жизни людей по сравнению со сталинским временем: реабилитация, демократизация, снижение пенсионного возраста, рост заработной платы, большая творческая свобода. А черный цвет – показывает то, что внутри Хрущев оставался типичным партийным советским чиновником, который дорвавшись до власти, не желал ее терять и поэтому вся политическая система не менялась кардинально, а только пытались ее улучшить.







Раздаточный материал.

Н.С. Хрущев.

СССР в 1953-середине 60-х годов


Задание 1. «Сравнение экономических программ Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева».

Программа Г.М.Маленкова

Программа Н.С.Хрущева

Повышение урожайности; включение фактора личной заинтересован­ности колхозников:

снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства; увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз;

уменьшение вдвое денежного налога с каж­дого колхоза;

ликвидация недоимки по сельскохозяй­ственному налогу за прошлые годы

Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию; расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель.


ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ - способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов

ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ - процесс развития, основанный на применении более эффективных орудий и предметов труда и более совершенных форм организации труда.

Определите, чья программа будет интенсивной, а чья экстенсивной?




Задание 2. Прочтите выдержки из документов и ответьте на вопрос: о чем свидетельствуют эти данные?


Закупки американского зерна за гра­ницей.


Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (первая партия составила 12 млн т), ставшими затем традиционными и еще более значительными.


Из выступления в Новочеркасске 3 июня 1962 г. члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК Ф.Р.Козлова:


Мы принимали это решение (о повыше­нии цен на мясо и масло с 1 июня) с болью в сердце. Однако партия и правительство пошли на этот шаг. Почему? Потому что эти мероприятия партии и правительства — един­ственный правильный путь, обеспечиваю­щий подъем животноводства в стране, изо­билие сельскохозяйственной продукции. Это мероприятие продиктовано заботой об улуч­шении благосостояния народа.



Задание 3. Работа с документами.

Опрос советских граждан середины 1950- начала 1960 –х гг.

Журналист. Все мы знаем, как улучшилась жизнь простых людей при дорогом Н.С. Хрущеве. А какие изменения произошли в вашей жизни.

Колхозница. Да, жизнь стала намного лучше! Особенно в 50-е гг., когда увеличили приусадебные участки в пять раз, снизили налоги в два раза, увеличили закупочные цены. Вот тогда-то мы и зажили. В конце 50-х гг. в нашем колхозе стали выдавать паспорта, но вскоре председатель – то наш паспорта у нас отобрал, а взамен выдал справки: чтобы колхозники из деревни в города не бежали. Дочь моя, правда, в город уехала, в институт поступила, живет в общежитии. А подружки ее деревенские кочуют с предприятия на предприятие, специальности ведь нет…

В 1964 г дали наконец колхозникам пенсии, но возраст не снизили. Проживи, попробуй, на пенсию в 32 рубля.

Вот Никита Сергеевич на съездах партии сказал, что будем строить коммунизм. Хорошее дело. Стали колхозы укреплять, отстающие колхозы передают сильным, образуют совхозы.

Скот решили выкупать к у крестьян… А на деле справку дали и скотину без всяких денег увели. Говорят, что при коммунизме свое хозяйство не нужно вести, все в магазине можно будет купить. И жизнь будет, не в деревнях, а в агрогородах каких-то, как городские. Хорошо бы все в магазине покупать, только продуктов в них нет, и денег тоже не хватает.

В городе, дочь пишет, люди с ночи за хлебом в очередях стоят. Говорят, зерно за границей покупать начали…Чудно это!

Журналист. Итак, жизнь наших колхозников улучшилась. А как дела у нашего героического рабочего класса?

Рабочий. Сам я приехал в город из деревни. Работаю на заводе ЗИЛ. Женат. Жена со мной на заводе работает. В этом году мы получили квартиру в Черемушках. Новый район, дома пятиэтажные. Квартира отдельная, большая, две комнаты. А нас всего-то четверо…Есть кухня своя, отдельная, большая, больше пяти квадратных метров. Но главное – это ванная комната. Написал в деревню - не верят. Раньше мы в коммуналке жили, к плите в очередь стояли, ванной пользовались по графику. Теперь другое дело!

Минимальную зарплату увеличили на 35% . Спасибо родной советской власти. Рабочую неделю сократили с 48 до 46 часов. Пенсии повысили в два раза, а пенсионный возраст на пять лет снизили. Женщины в 55 лет, мужчины в 60. Через двадцать лет обещают долги по госзаймам оплатить, но зато перестали требовать, чтобы госзаймы покупали обязательно. Сын в 9 классе учится. Раньше платить надо было за старшеклассника, а теперь – бесплатно. В городе так хорошо жить!

Задание. Выделите основные успехи в социальной сфере.




Урок истории "Хрущев Н.С. СССР в 1953-1964 гг. (9 класс)
  • История
Описание:

Н.С. Хрущев.
СССР в 1953-середине 60-х годов

Цель:
•    Дать представление учащимся  о политическом, социально-экономическом и куль-турном развитии СССР в 1953-1964 гг.
•    Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоя-тельно работать с текстом учебника, навыком составления схем.

Оборудование: портреты советских государственных деятелей, листы с заданиями.

План.
1. Вступительное слово учителя.
2. Борьба за власть среди соратников И.В. Сталина.
3. Реформы политической системы.
4. Экономика.
5. Социальная сфера.
6. «Оттепель» в культуре.

Автор Яркин Павел Викторович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1960
Номер материала 52817
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓