Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории "Феодальная раздробленность Руси" (10 класс)

Урок истории "Феодальная раздробленность Руси" (10 класс)

Скачать материал

Тема урока: Феодальная раздробленность Руси.

 

   Цели урока:     -  сформировать понятие о сущности политической  раздробленности и особенностях эволюции Древнерусского государства в 11-12вв.;

                            -  развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать;

                            -  воспитывать политическую культуру, гражданственность, интерес к изучению истории нашей  страны.

Тип  урока:    комбинированный.

Оборудование урока:   карта «Феодальная раздробленность Руси»,  интерактивная доска, мультимедийная презентация.

 

 

 

Ход урока: 

I.                   Организационный момент.

       Сегодня на уроке мы продолжим говорить об историческом пути Древнерусского государства.

      Отдельным этапом этого пути является период феодальной раздробленности.

     Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока. (Озвучивание целей и плана сегодняшнего урока). 

 

II.                Актуализация.

       С чем у вас ассоциируется слово РАЗДРОБЛЕННОСТЬ?

 

 Учитель ( о  сущности феодальной раздробленности):

                               - распад крупных раннефеодальных империй, объединённых военной силой, был определённым этапом в их развитии;

                              - распада не удалось миновать и Древнерусскому государству.

 

   Феодальная раздробленность – это период формирования самостоятельных государств на фоне распада раннефеодальных империй.

 

Сегодня на уроке мы проследим за отдельными этапами в эволюции Древнерусского государства.

 

·        Проблемный вопрос.

Почему Киевская держава исчерпала себя как политическая форма?

( В конце урока мы к нему вернёмся).

_________________________________________________________________

 

 

III. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

1.     Централизация и усобицы на Руси: борьба двух тенденций политического развития.

 

·        В 11 – 12 вв. в эволюции русской государственности противоборствуют 2 тенденции: центробежные силы вступают в схватку с попытками отдельных князей сохранить единство Руси.

 

·        Суть междоусобных войн 11 века – это борьба князей не просто за Киев, а за титул великого князя, за размеры дани.

 

 

·        Борьба за Киев велась и раньше, но её характер не подрывал единство Киевской державы. ( Отсутствие других факторов раздробленности).

 

·        После смерти князя Владимира (1015г.) междоусобицы принимают иной характер.

(Индивидуальные сообщения учащихся).

(1.

   Владимир Святославич умер 15 июля 1015 года, оставив после себя двенадцать сыновей.

Киевский великокняжеский престол занял старший сын, Святополк, впоследствии прозванный Окаянным.

     Не желая делить земли и власть со своими братьями, он решил перебить их поодиночке.

     Первыми его жертвами стали три его брата – Борис, Глеб и Святослав.

2.

   Узнав о вероломном убийстве трёх братьев, против Святополка выступил князь Новгорода Великого – Ярослав. Он узнал о случившемся преступлении от своей сестры Предславы, которая сообщила, что и ему Святополк готовит такую же страшную участь.

    С новгородцами и дружинниками- варягами Ярослав пошёл к Киеву и после трёхмесячного противостояния у Любеча разгромил войско Святополка.

    Ярослав вступил в Киев и стал великим Киевским князем, объединив, таким образом, два крупнейших центра Древней Руси – Киев и Новгород.

3.

    Через три года Святополк вернулся с польским войском, разбил Ярослава на берегах Буга и снова утвердился в Киеве.

     Но в 1019 году Ярослав ещё раз выступил в поход, изгнал соперника из Киева, заставив его искать убежище у печенегов. Не позволив себе почивать на лаврах, Ярослав вторгся в половецкие степи и окончательно разгромил войско Святополка.

     С 1019 года Ярослав окончательно утвердился в Киеве и Новгороде, подчинив себе и все другие древнерусские города, кроме Полоцка.)

 

·        Ярослав Мудрый. ( работа со слайдом ).

Противоречивость политики Ярослава Мудрого:

     - желание сохранить единство Руси;

     - некоторые действия давали толчок к децентрализации(вотчины, фиксированный раздел земель между сыновьями).

·        1068г.перелом в борьбе двух тенденций.

        - Старший сын Ярослава Изяслав – вел. князь (Киев и Новгород) – тенденция к объединению(!).

         - вмешательство внешнего фактора ( поражение от половцев и конфликт князя с киевлянами).

Этот конфликт подорвал систему распределения  княжеств по старшинству. Начались новые междоусобицы. 

 

 

 

 

·        Владимир Мономах.

- До середины 12 в. Русь всё ещё оставалась единым государством.

-  Его удалось сохранить Владимиру Мономаху.

(Индивидуальное сообщение.

 

4.

 

    Наиболее решительную попытку навести порядок в русских землях предпринял внук Ярослава Мудрого – черниговский и переяславский князь Владимир Мономах.

    Ещё в 1097 году ему удалось добиться согласия князей земли Русской на съезд (снем) в Любече, чтобы мирным путём уладить разногласия между ними.

    Целью съезда было упорядочение системы престолонаследия. Старший из потомков Ярослава Мудрого признавался законным великим князем. Остальные княжили в порядке старшинства в следующих по значимости и доходности городах.

    После смерти великого князя его престол переходил к старшему в роду, и вся «цепочка» князей сдвигалась. При этом было признано, что «кождо владеет да отчиною своей». Иначе говоря, правит как самостоятельный властитель, а не наместник великого князя.)

 

·         Снем в Любече (1097г). 

- Мономах урегулировал отношения с князьями.

- Усобицы прекратились.   (Почему?) (Киев потерял ценность).

- Развивается процесс обособления княжеств. (Князьям стало невыгодно  экономически перемещаться в другой город.)

(Индивидуальное сообщение.

5.

 

      После смерти Владимира Мономаха съезд князей решил, что владеть Киевом могут только его прямые потомки. Титул киевских князей, великий князь Руси, вызывавший раздоры, был упразднен.

       Князь, занимавший киевский престол, по-прежнему считался великим, но его старшинство сохраняло лишь символическое значение.

      После этого решения Русь фактически распалась на удельные княжества.)

2. Распад Руси на удельные княжества: причины раздробленности.

 

·        4 условия( факторы) обособления Русских земель( слайд).

- Складывание феода как вотчины.

Княжество – отдельный феод.

Характер хозяйства замкнутый.

 Феод как вотчина (наследственный характер и экономическая независимость князей).

- Рост роли городов.

 Крупный город – центр экономического района.

Свой церковный аппарат.

Обособление и экономическое и культурное.

 

 

- Пережитки былой обособленности.

Территории княжеств почти совпадали с территориями племенных союзов.

- Распад династии Рюриковичей.

   Через 2 века после возникновения династия Рюриковичей разрослась неимоверно.

   Правильное распределение по старшинству стало просто невозможным.

  В 12 веке Рюриковичи разделились на несколько семей. И каждая претендовала на собственное владение.

 

 

     После смерти Мстислава (1132г.) произошёл раскол князей по вопросу о наследовании Киева и других земель. ( Работа со слайдом).

     Русь разделилась на несколько государств

( примерно 12 политических центров).

   Некоторые князья – попытка восстановить центральную власть.

     - Юрий Долгорукий

    - Андрей Боголюбский (1169г.) Киев разрушен.

  Обособление земель приобрело необратимый характер.

 

 

3.     Русские земли в период политической раздробленности:

     формирование трёх типов государственности.

 

·        Во 2-й половине 12 века эволюции Древнерусского государства продолжилась.

·        Сочетание тенденций дробления и укрупнения.

·        Тенденция к установлению единовластия в новом качестве.

 

 

 

·        Формируются 3 типа государственности.

-  республика;

- монархия;

- аристократия.

 

(Индивидуальные сообщения учащихся.

6.   Новгородская республика.

 

      В 12-13 вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития.

      Государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов. Вече являлось высшим органом власти, решавшим важнейшие экономические, политические, военные , судебные, административные вопросы.

      Княжеская власть как самостоятельная политическая сила прекратила своё существование в результате событий 1136г. (так называемая новгородская «революция»), когда новгородцы посадили под арест ставленника Киева князя Всеволода Мстиславича, а затем изгнали его из города. С этого времени новгородский князь, подобно всем прочим государственным должностным лицам, выбирался на вече.

      Таким образом, он становился частью городского административного аппарата, а функции его ограничивались военными вопросами.

 

7.                     Владимиро-Суздальское княжество.

 

     Иной тип государства складывается на северо-востоке Руси. Именно в этом регионе появляются монархические черты в княжеской власти. Это объясняется поздней колонизацией края восточными славянами ( 11- 12 вв.), что привело к отсутствию глубоких вечевых традиций.

     Тем не менее до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча с князьями, назначавшимися из Киева.

      Утверждение новых порядков связывается с именем Андрея Боголюбского. Став великим князем в 1157 г., он вопреки традициям не поехал в Киев. Обосновался князь во Владимире.

      Андрей Боголюбский принял титул «царя и великого князя», тем самым противопоставив себя не только вечу, другим князьям, но и самому византийскому императору.

8.    Галицко-Волынское княжество.

     Особенностью Галицко-Волынской Руси конца 12- начала 13 в. была нестабильность княжеской власти при огромном политическом влиянии бояр. При этом местное боярство очень рано сумело подчинить себе вече. Борьба боярства и князей за власть принимала здесь самые ожесточённые формы.

     Бояре имели замки, свой административный аппарат, располагали военными силами, были очень богаты.

     Историк Ключевский писал , что галицкое боярство стремилось поставить местного князя в такое положение, «чтобы он только княжил, а не правил, отдав действительное управление в руки бояр».

IV. Проверка и обобщение изученного.

·        Проблемный вопрос.

Почему Киевская держава исчерпала себя как политическая форма?

 

       - Ответы учащихся.

 

  - Общий вывод.

Причины и предпосылки распада Киевской Руси были изначально заложены в самой политической системе Древнерусского государства.

- Единство зачастую держалось на отдельных личностях.

- Система «лествичного» восхождения создавала нестабильность( временное нахождение князей в городах).

- Желание князей удержаться у власти содействовало раздаче земель подданным, что развивало феодальные отношения и разрушало прежнее единство.

 

Рефлексия.

·        Что бы вы сделали на месте киевских князей? Пытались ли бы вы сохранить единство Руси?

·        Что вы возьмёте для себя из сегодняшнего урока?

 

V. Итоги урока. Оценки.

 

V. Домашнее задание: Составить презентацию о первых русских князьях, проблемное задание: Проследите положительные и отрицательные последствия децентрализации.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории "Феодальная раздробленность Руси" (10 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Цели урока:     -  сформировать понятие о сущности политической  раздробленности и особенностях эволюции Древнерусского государства в 11-12вв.;

                            -  развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать;

                            -  воспитывать политическую культуру, гражданственность, интерес к изучению истории нашей  страны.

Тип  урока:    комбинированный.

 

Оборудование урока:   карта «Феодальная раздробленность Руси»,  интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 303 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 945
    • DOCX 63 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Орлов Андрей Юрьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Орлов Андрей Юрьевич
    Орлов Андрей Юрьевич
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 13075
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения географии для детей с ОВЗ с использованием туристических приемов

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе