Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории на тему СССР в 1945-1953 гг.

Урок истории на тему СССР в 1945-1953 гг.

Скачать материал

CCCР в 1945-1953 гг.

Экономика, политика, социальное развитие.

 

Цели:

·                    Показать особенности развития страны после окончания Великой Отечественной войны;

·                    Выяснить  роль  и положение народа  в послевоенный период;

·                    Продолжить формирование умений работать со статистическим материалом, документами, атласом.

Оборудование: атлас  по истории СССР, иллюстрации, документы указанного периода.

План урока:

·                    Надежды советского населения.

·                    Восстановление экономики СССР.

·                    Политическое развитие и права народа.

·                    Социальное развитие и положение народа.

 

Ход урока.

 

I. Надежды советского населения.

Сегодня мы, ребята, на уроке углубим ваши знания о периоде истории СССР с момента окончания Великой Отечественной войны и до 1953 г. – смерти Иосифа Виссарионовича Сталина.  Сделаем мы это в виде путешествия в то время и наша задача состоит в том, чтобы выяснить какая судьба ждала народ,  победивший в страшной войне.

Обратите внимание на две картины на доске: Китаев «На страже мира» и В. Костецкий «Возвращение».

Китаев «На страже мира»

В. Костецкий «Возвращение».

 

·                    Кто изображен на данных картинах?

·                    Какие чувства героев передаются художниками?

·                    Предположите, что после возвращения домой будут делать обычный советский солдат?

Ответы учеников. Данные картины используются сегодня потому, что на них изображены обычные советские люди, прошедшие войну и возвращающиеся к мирной жизни. Главные чувства – гордость и надежда на лучшее, которое заработано кровью.  После возвращения домой каждый солдат сразу будет искать место работы для того, чтобы прокормить свою семью.

 

II. Экономическое развитие страны.

·                    Что представляла собой страна и ее экономика, после окончания войны?

Работа со статистическим материалом.

Разрушено:

 городов – 1710

Уничтожено:

 70 тыс. сел и деревень

Взорваны и выведены из строя:

 31850 заводов и фабрик

65 тыс. км. железнодорожных путей

1135  шахт

Вопросы к данным:

·                    Какие выводы вы можете сделать исходя из имеющихся данных?

 

Учитель: на первом месте стояла задача восстановления экономики и она была одинаково важна и для народа и для власти, но  у обеих сторон были разные цели.

·                    Насколько, на ваш взгляд, быстро можно было восстановить все разрушения, нанесенные войной?

·                    Какова в этом роль государства и роль народа?

(Государство – организатор, а народ исполнитель).

Работа с атласом – стр. 17.

Вопросы:

·                    Рассмотрите легенду карты, какие два периода выделяются в восстановлении и развитии экономики СССР?

·                    Чем каждый из них характеризуется?

(1946-1950- восстановление экономики, 1951-1960 гг. – дальнейшее развитие)

·                    В какой из периодов СССР достигло большего успеха?

·                    Какова доля легкой и пищевой промышленности среди всех показателей?

(небольшое количество предприятий в оба периода)

Таким образом, с 1945 года в основном развивается тяжелая промышленность, которая ставила перед собой цель укрепления обороноспособности государства.

Снова вернемся к простому советскому солдату, демобилизованному из армии. Где он мог найти себе применение? (в промышленности либо сельском хозяйстве).

·                    Что же он получал за свою работу?

·                    Какая система снабжения продовольствием существовала в войну и после нее?  (Карточная система).

·                    Кто же восстановил страну после войны?

Таким образом, развитие экономики страны шло за счет трудового энтузиазма  простого населения, которое согласно было и дальше терпеть  все невзгоды лишь бы победить в трудовом сражении, как и в боевом.

 

III. Политическое развитие.

Работа с терминами  тоталитаризм и демократия.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство  государства в частную жизнь граждан без необходимости). 

 

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

 

 

·                    Какой из указанных режимов существовал в 1940-е гг. в СССР?

·                    Докажите свою точку зрения.

Работа с документами.

Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Задание 1.

Прочитайте документ и ответьте на поставленные во­просы.

Из информации Новгородского обкома партии  в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в Верховный Совет СССР (февраль 1946 г.)

 

Приводим отдельные выступления в городе Боровичи:

«Почему только от нас берут, а нам ничего не дают?» «Стоит ли голосовать, когда все равно выберут коммуни­стов?» «Выборы у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не выборы, а смех». «Читал положение о выборах. Думал найти в нем какие-либо изме­нения в пользу демократии... Ничего не нашел. По-прежне­му выборы будут одной «видимостью», и войдут в Верхов­ный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных общин. А у нас только от од­ной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же тут сво­бода? Я просто вычеркну всех кандидатов».

1.     Как вы считаете, о чем свидетельствуют эти высказы­вания?

2.     Чем можно объяснить такие настроения избирателей?

3.     Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто высказывался подобным образом? Приведите при­меры

 

Задание 2.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.48 г.

Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбыва­ющих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, ди­версантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участ­ников других антисоветских организаций и групп и лиц, пред­ставляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания на­правлять по назначению Министерства государственной безо­пасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.48 г.

За самовольный выезд (побег) из мест обязательного по­селения... виновные подлежат привлечению к уголовной от­ветственности. Определить меру наказания за это преступле­ние в 20 лет каторжных работ.

Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.

1.     Как вы думаете, чем можно объяснить появление та­кого Указа именно после окончания войны?

2.     Чем вы можете объяснить увеличение численности за­ключенных в лагерях и тюрьмах после войны по политичес­ким мотивам?

 

·                    Можно ли теперь утверждать, что тоталитарная система, стремившаяся подчинить себе человека нисколько не изменилась?

Как писала в мае 1945 года в “Литературной газете” поэтесса Ольга Бертгольц: “необычайно выросло за эти годы – даже у самого обыкновенного человека – самосознание личности”. Но это возросшее самосознание нередко упиралось в жесткие ограничения, давно установленные режимом. И многие из победителей, особенно те из них, кто своими глазами увидел, как живется за рубежами СССР, все чаще стали задумываться над тем, что же мешает и даже подавляет их свободную самодеятельность. “Народ поумнел, это бесспорно”, – говорил в те дни маршал Л.А.Говоров. В обществе наступила пора каких-то неопределенных надежд на будущее, на “послабление”, на то, что к народу теперь будут относиться с большим доверием.  Однако все оставалось по прежнему,  как и до войны, а недовольных ждали лагеря и тюрьмы.

 

IV. Социальное развитие.

Давайте обратимся поле политического развития и экономики к уровню жизни населения, который относится к социальной сфере жизни общества.

 

Работа со статистическим материалом.

Цены после денежной реформы 1947 г.

При средней зарплате  - 500Р.

Килограмм хлеба  - 3-4 руб.

Килограмм мяса – 28-32 руб.

Сливочного масла  - 60 руб.

Десяток яиц – 11 руб.

Работа с отрывком из песни В. Высоцкого «Баллада о детстве».

Баллада о детстве. В. Высоцкий.

Все жили вровень, скромно так,-

Система коридорная,

На тридцать восемь комнаток -

Всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал,

Не грела телогреечка,

Здесь я подлинно узнал,

Почем она – копеечка…

Было время – и были подвалы,

Было дело – и цены снижали,

И текли, куда надо, каналы,

И в конце, куда надо, впадали.

Вопросы:

·        В каких условиях жило большинство населения страны?

·        Что себе могли позволить советские граждане на заработанные деньги?

 

Вывод: Таким образом, уровень жизни советского населения  оставался крайне низким.

 

Давайте сформулируем вывод по нашему уроку и для этого снова вернемся к картине  художника Костецкого «Возвращение».

·        Какая судьба ждала вернувшегося с фронта солдата и его семью?

 

Вывод: СССР был поднят из руин благодаря трудовому энтузиазму населения, которое надеялось на изменения и  в политическом режиме государства. Люди стремясь к лучшей жизни в будущем готовы были жить в очень тяжелых условиях и много трудиться.  Однако руководство страны будучи благодарно за победу,  не хотело терять свою власть и поэтому  жесткий контроль из жизни советских граждан никуда не ушел.  Государство оставалось тоталитарным.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории на тему СССР в 1945-1953 гг."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

CCCР в 1945-1953 гг.
Экономика, политика, социальное развитие.

Цели:
•    Показать особенности развития страны после окончания Великой Отечественной войны;
•    Выяснить  роль  и положение народа  в послевоенный период;
•    Продолжить формирование умений работать со статистическим материалом, документами, атласом.
Оборудование: атлас  по истории СССР, иллюстрации, документы указанного периода.
План урока:
•    Надежды советского населения.
•    Восстановление экономики СССР.
•    Политическое развитие и права народа.
•    Социальное развитие и положение народа. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Адаптированная образовательная программа по истории для обучающегося с РАС 5 класс
  • Учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.
Рейтинг: 1 из 5
  • 01.10.2020
  • 1193
  • 82
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1712
    • DOCX 311.5 кбайт
    • 81 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яркин Павел Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яркин Павел Викторович
    Яркин Павел Викторович
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 582746
    • Всего материалов: 123

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 968 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 25 регионов

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе