CCCР в 1945-1953 гг.
Экономика, политика, социальное развитие.
Цели:
·
Показать
особенности развития страны после окончания Великой Отечественной войны;
·
Выяснить
роль и положение народа в послевоенный период;
·
Продолжить
формирование умений работать со статистическим материалом, документами,
атласом.
Оборудование:
атлас по истории СССР, иллюстрации, документы указанного периода.
План
урока:
·
Надежды
советского населения.
·
Восстановление
экономики СССР.
·
Политическое
развитие и права народа.
·
Социальное
развитие и положение народа.
Ход урока.
I. Надежды
советского населения.
Сегодня
мы, ребята, на уроке углубим ваши знания о периоде истории СССР с момента
окончания Великой Отечественной войны и до 1953 г. – смерти Иосифа
Виссарионовича Сталина. Сделаем мы это в виде путешествия в то время и наша
задача состоит в том, чтобы выяснить какая судьба ждала народ, победивший в
страшной войне.
Обратите
внимание на две картины на доске: Китаев «На страже мира» и В. Костецкий
«Возвращение».
|
|
Китаев
«На страже мира»
|
В. Костецкий «Возвращение».
|
·
Кто изображен на данных картинах?
·
Какие
чувства героев передаются художниками?
·
Предположите,
что после возвращения домой будут делать обычный советский солдат?
Ответы
учеников. Данные картины используются сегодня потому, что на них изображены
обычные советские люди, прошедшие войну и возвращающиеся к мирной жизни.
Главные чувства – гордость и надежда на лучшее, которое заработано кровью.
После возвращения домой каждый солдат сразу будет искать место работы для того,
чтобы прокормить свою семью.
II. Экономическое
развитие страны.
·
Что
представляла собой страна и ее экономика, после окончания войны?
Работа
со статистическим материалом.
Разрушено:
городов
– 1710
Уничтожено:
70
тыс. сел и деревень
Взорваны
и выведены из строя:
31850
заводов и фабрик
65
тыс. км. железнодорожных путей
1135
шахт
Вопросы
к данным:
·
Какие
выводы вы можете сделать исходя из имеющихся данных?
Учитель:
на первом месте стояла задача восстановления экономики и она была одинаково важна
и для народа и для власти, но у обеих сторон были разные цели.
·
Насколько,
на ваш взгляд, быстро можно было восстановить все разрушения, нанесенные
войной?
·
Какова
в этом роль государства и роль народа?
(Государство
– организатор, а народ исполнитель).
Работа
с атласом – стр. 17.
Вопросы:
·
Рассмотрите
легенду карты, какие два периода выделяются в восстановлении и развитии
экономики СССР?
·
Чем
каждый из них характеризуется?
(1946-1950-
восстановление экономики, 1951-1960 гг. – дальнейшее развитие)
·
В
какой из периодов СССР достигло большего успеха?
·
Какова
доля легкой и пищевой промышленности среди всех показателей?
(небольшое
количество предприятий в оба периода)
Таким
образом, с 1945 года в основном развивается тяжелая промышленность, которая
ставила перед собой цель укрепления обороноспособности государства.
Снова
вернемся к простому советскому солдату, демобилизованному из армии. Где он мог
найти себе применение? (в промышленности либо сельском хозяйстве).
·
Что
же он получал за свою работу?
·
Какая
система снабжения продовольствием существовала в войну и после нее? (Карточная
система).
·
Кто
же восстановил страну после войны?
Таким
образом, развитие экономики страны шло за счет трудового энтузиазма простого
населения, которое согласно было и дальше терпеть все невзгоды лишь бы
победить в трудовом сражении, как и в боевом.
III.
Политическое развитие.
Работа
с терминами тоталитаризм и демократия.
Демократия
—
политический режим, при котором единственным источником власти признаётся
народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита
прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную
жизнь граждан без необходимости).
|
Тоталитаризм
означает,
что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Опирается
только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается
или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
|
·
Какой
из указанных режимов существовал в 1940-е гг. в СССР?
·
Докажите
свою точку зрения.
Работа
с документами.
Политическое
развитие СССР в 1945-1953 гг.
Задание 1.
Прочитайте документ и ответьте на
поставленные вопросы.
Из информации Новгородского
обкома партии в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в
Верховный Совет СССР (февраль 1946 г.)
Приводим отдельные выступления в городе
Боровичи:
«Почему только от нас берут, а нам ничего
не дают?» «Стоит ли голосовать, когда все равно выберут коммунистов?» «Выборы
у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не
выборы, а смех». «Читал положение о выборах. Думал найти в нем какие-либо изменения
в пользу демократии... Ничего не нашел. По-прежнему выборы будут одной «видимостью»,
и войдут в Верховный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас
нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных
общин. А у нас только от одной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же
тут свобода? Я просто вычеркну всех кандидатов».
1. Как
вы считаете, о чем свидетельствуют эти высказывания?
2.
Чем можно объяснить такие настроения избирателей?
3.
Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто
высказывался подобным образом? Приведите примеры
Задание 2.
Прочитайте документы и ответьте на
вопросы.
Из указа Президиума Верховного
Совета СССР от 21.02.48 г.
Обязать Министерство внутренних дел СССР
всех отбывающих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, диверсантов,
террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов,
националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и
групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и
враждебной деятельности, по истечении сроков наказания направлять по назначению
Министерства государственной безопасности СССР в ссылку на поселение под
надзор органов Министерства государственной безопасности.
Из указа Президиума Верховного
Совета СССР от 26.11.48 г.
За самовольный выезд (побег) из мест
обязательного поселения... виновные подлежат привлечению к уголовной ответственности.
Определить меру наказания за это преступление в 20 лет каторжных работ.
Дела в отношении побегов выселенцев
рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.
1. Как
вы думаете, чем можно объяснить появление такого Указа именно после окончания
войны?
2.
Чем вы можете объяснить увеличение численности заключенных в
лагерях и тюрьмах после войны по политическим мотивам?
·
Можно
ли теперь утверждать, что тоталитарная система, стремившаяся подчинить себе
человека нисколько не изменилась?
Как
писала в мае 1945 года в “Литературной газете” поэтесса Ольга Бертгольц:
“необычайно выросло за эти годы – даже у самого обыкновенного человека –
самосознание личности”. Но это возросшее самосознание нередко упиралось в
жесткие ограничения, давно установленные режимом. И многие из победителей,
особенно те из них, кто своими глазами увидел, как живется за рубежами СССР,
все чаще стали задумываться над тем, что же мешает и даже подавляет их свободную
самодеятельность. “Народ поумнел, это бесспорно”, – говорил в те дни маршал
Л.А.Говоров. В обществе наступила пора каких-то неопределенных надежд на
будущее, на “послабление”, на то, что к народу теперь будут относиться с
большим доверием. Однако все оставалось по прежнему, как и до войны, а
недовольных ждали лагеря и тюрьмы.
IV. Социальное
развитие.
Давайте
обратимся поле политического развития и экономики к уровню жизни населения,
который относится к социальной сфере жизни общества.
Работа
со статистическим материалом.
Цены после
денежной реформы 1947 г.
При средней
зарплате - 500Р.
Килограмм хлеба -
3-4 руб.
Килограмм мяса –
28-32 руб.
Сливочного масла
- 60 руб.
Десяток яиц – 11
руб.
Работа
с отрывком из песни В. Высоцкого «Баллада о детстве».
Баллада о детстве. В. Высоцкий.
Все
жили вровень, скромно так,-
Система
коридорная,
На
тридцать восемь комнаток -
Всего
одна уборная.
Здесь
на зуб зуб не попадал,
Не
грела телогреечка,
Здесь
я подлинно узнал,
Почем
она – копеечка…
Было
время – и были подвалы,
Было
дело – и цены снижали,
И
текли, куда надо, каналы,
И
в конце, куда надо, впадали.
Вопросы:
·
В
каких условиях жило большинство населения страны?
·
Что
себе могли позволить советские граждане на заработанные деньги?
Вывод: Таким
образом, уровень жизни советского населения оставался крайне низким.
Давайте
сформулируем вывод по нашему уроку и для этого снова вернемся к картине
художника Костецкого «Возвращение».
·
Какая
судьба ждала вернувшегося с фронта солдата и его семью?
Вывод: СССР был поднят из руин благодаря
трудовому энтузиазму населения, которое надеялось на изменения и в
политическом режиме государства. Люди стремясь к лучшей жизни в будущем готовы
были жить в очень тяжелых условиях и много трудиться. Однако руководство
страны будучи благодарно за победу, не хотело терять свою власть и поэтому
жесткий контроль из жизни советских граждан никуда не ушел. Государство
оставалось тоталитарным.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.