Главная / История / Урок истории на тему СССР в 1945-1953 гг.

Урок истории на тему СССР в 1945-1953 гг.

CCCР в 1945-1953 гг.

Экономика, политика, социальное развитие.


Цели:

  • Показать особенности развития страны после окончания Великой Отечественной войны;

  • Выяснить роль и положение народа в послевоенный период;

  • Продолжить формирование умений работать со статистическим материалом, документами, атласом.

Оборудование: атлас по истории СССР, иллюстрации, документы указанного периода.

План урока:

  • Надежды советского населения.

  • Восстановление экономики СССР.

  • Политическое развитие и права народа.

  • Социальное развитие и положение народа.


Ход урока.


I. Надежды советского населения.

Сегодня мы, ребята, на уроке углубим ваши знания о периоде истории СССР с момента окончания Великой Отечественной войны и до 1953 г. – смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Сделаем мы это в виде путешествия в то время и наша задача состоит в том, чтобы выяснить какая судьба ждала народ, победивший в страшной войне.

Обратите внимание на две картины на доске: Китаев «На страже мира» и В. Костецкий «Возвращение».

hello_html_d1b2efa.jpg

hello_html_b7c3876.jpg

Китаев «На страже мира»

В. Костецкий «Возвращение».


  • Кто изображен на данных картинах?

  • Какие чувства героев передаются художниками?

  • Предположите, что после возвращения домой будут делать обычный советский солдат?

Ответы учеников. Данные картины используются сегодня потому, что на них изображены обычные советские люди, прошедшие войну и возвращающиеся к мирной жизни. Главные чувства – гордость и надежда на лучшее, которое заработано кровью. После возвращения домой каждый солдат сразу будет искать место работы для того, чтобы прокормить свою семью.


II. Экономическое развитие страны.

  • Что представляла собой страна и ее экономика, после окончания войны?

Работа со статистическим материалом.

Разрушено:

городов – 1710

Уничтожено:

70 тыс. сел и деревень

Взорваны и выведены из строя:

31850 заводов и фабрик

65 тыс. км. железнодорожных путей

1135 шахт

Вопросы к данным:

  • Какие выводы вы можете сделать исходя из имеющихся данных?


Учитель: на первом месте стояла задача восстановления экономики и она была одинаково важна и для народа и для власти, но у обеих сторон были разные цели.

  • Насколько, на ваш взгляд, быстро можно было восстановить все разрушения, нанесенные войной?

  • Какова в этом роль государства и роль народа?

(Государство – организатор, а народ исполнитель).

Работа с атласом – стр. 17.

Вопросы:

  • Рассмотрите легенду карты, какие два периода выделяются в восстановлении и развитии экономики СССР?

  • Чем каждый из них характеризуется?

(1946-1950- восстановление экономики, 1951-1960 гг. – дальнейшее развитие)

  • В какой из периодов СССР достигло большего успеха?

  • Какова доля легкой и пищевой промышленности среди всех показателей?

(небольшое количество предприятий в оба периода)

Таким образом, с 1945 года в основном развивается тяжелая промышленность, которая ставила перед собой цель укрепления обороноспособности государства.

Снова вернемся к простому советскому солдату, демобилизованному из армии. Где он мог найти себе применение? (в промышленности либо сельском хозяйстве).

  • Что же он получал за свою работу?

  • Какая система снабжения продовольствием существовала в войну и после нее? (Карточная система).

  • Кто же восстановил страну после войны?

Таким образом, развитие экономики страны шло за счет трудового энтузиазма простого населения, которое согласно было и дальше терпеть все невзгоды лишь бы победить в трудовом сражении, как и в боевом.


III. Политическое развитие.

Работа с терминами тоталитаризм и демократия.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа (признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости).


Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.



  • Какой из указанных режимов существовал в 1940-е гг. в СССР?

  • Докажите свою точку зрения.

Работа с документами.

Политическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Задание 1.

Прочитайте документ и ответьте на поставленные во­просы.

Из информации Новгородского обкома партии в ЦК ВКП(б) о характере высказываний граждан в канун выборов в Верховный Совет СССР (февраль 1946 г.)


Приводим отдельные выступления в городе Боровичи:

«Почему только от нас берут, а нам ничего не дают?» «Стоит ли голосовать, когда все равно выберут коммуни­стов?» «Выборы у нас недемократичны, а выбирают только того, кого назначит партия. Это не выборы, а смех». «Читал положение о выборах. Думал найти в нем какие-либо изме­нения в пользу демократии... Ничего не нашел. По-прежне­му выборы будут одной «видимостью», и войдут в Верхов­ный Совет те, кто угоден партии». «Никакой демократии у нас нет. Читаешь про заграницу, там выбирают от разных партий и даже от религиозных общин. А у нас только от од­ной партии, хочешь не хочешь, а выбирай. Какая же тут сво­бода? Я просто вычеркну всех кандидатов».

  1. Как вы считаете, о чем свидетельствуют эти высказы­вания?

  2. Чем можно объяснить такие настроения избирателей?

  3. Что, по-вашему, предпринимала власть по отношению к тем, кто высказывался подобным образом? Приведите при­меры


Задание 2.

Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 21.02.48 г.

Обязать Министерство внутренних дел СССР всех отбыва­ющих наказание в особых лагерях и тюрьмах шпионов, ди­версантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участ­ников других антисоветских организаций и групп и лиц, пред­ставляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности, по истечении сроков наказания на­правлять по назначению Министерства государственной безо­пасности СССР в ссылку на поселение под надзор органов Министерства государственной безопасности.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.11.48 г.

За самовольный выезд (побег) из мест обязательного по­селения... виновные подлежат привлечению к уголовной от­ветственности. Определить меру наказания за это преступле­ние в 20 лет каторжных работ.

Дела в отношении побегов выселенцев рассматриваются в Особом совещании при Министерстве внутренних дел СССР.

  1. Как вы думаете, чем можно объяснить появление та­кого Указа именно после окончания войны?

  2. Чем вы можете объяснить увеличение численности за­ключенных в лагерях и тюрьмах после войны по политичес­ким мотивам?


  • Можно ли теперь утверждать, что тоталитарная система, стремившаяся подчинить себе человека нисколько не изменилась?

Как писала в мае 1945 года в “Литературной газете” поэтесса Ольга Бертгольц: “необычайно выросло за эти годы – даже у самого обыкновенного человека – самосознание личности”. Но это возросшее самосознание нередко упиралось в жесткие ограничения, давно установленные режимом. И многие из победителей, особенно те из них, кто своими глазами увидел, как живется за рубежами СССР, все чаще стали задумываться над тем, что же мешает и даже подавляет их свободную самодеятельность. “Народ поумнел, это бесспорно”, – говорил в те дни маршал Л.А.Говоров. В обществе наступила пора каких-то неопределенных надежд на будущее, на “послабление”, на то, что к народу теперь будут относиться с большим доверием. Однако все оставалось по прежнему, как и до войны, а недовольных ждали лагеря и тюрьмы.


IV. Социальное развитие.

Давайте обратимся поле политического развития и экономики к уровню жизни населения, который относится к социальной сфере жизни общества.


Работа со статистическим материалом.

Цены после денежной реформы 1947 г.

При средней зарплате - 500Р.

Килограмм хлеба - 3-4 руб.

Килограмм мяса – 28-32 руб.

Сливочного масла - 60 руб.

Десяток яиц – 11 руб.

Работа с отрывком из песни В. Высоцкого «Баллада о детстве».

Баллада о детстве. В. Высоцкий.

Все жили вровень, скромно так,-

Система коридорная,

На тридцать восемь комнаток -

Всего одна уборная.

Здесь на зуб зуб не попадал,

Не грела телогреечка,

Здесь я подлинно узнал,

Почем она – копеечка…

Было время – и были подвалы,

Было дело – и цены снижали,

И текли, куда надо, каналы,

И в конце, куда надо, впадали.

Вопросы:

  • В каких условиях жило большинство населения страны?

  • Что себе могли позволить советские граждане на заработанные деньги?


Вывод: Таким образом, уровень жизни советского населения оставался крайне низким.


Давайте сформулируем вывод по нашему уроку и для этого снова вернемся к картине художника Костецкого «Возвращение».

  • Какая судьба ждала вернувшегося с фронта солдата и его семью?


Вывод: СССР был поднят из руин благодаря трудовому энтузиазму населения, которое надеялось на изменения и в политическом режиме государства. Люди стремясь к лучшей жизни в будущем готовы были жить в очень тяжелых условиях и много трудиться. Однако руководство страны будучи благодарно за победу, не хотело терять свою власть и поэтому жесткий контроль из жизни советских граждан никуда не ушел. Государство оставалось тоталитарным.








Урок истории на тему СССР в 1945-1953 гг.
  • История
Описание:

CCCР в 1945-1953 гг.
Экономика, политика, социальное развитие.

Цели:
•    Показать особенности развития страны после окончания Великой Отечественной войны;
•    Выяснить  роль  и положение народа  в послевоенный период;
•    Продолжить формирование умений работать со статистическим материалом, документами, атласом.
Оборудование: атлас  по истории СССР, иллюстрации, документы указанного периода.
План урока:
•    Надежды советского населения.
•    Восстановление экономики СССР.
•    Политическое развитие и права народа.
•    Социальное развитие и положение народа. 

Автор Яркин Павел Викторович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1788
Номер материала 52902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓