Главная / История / Урок истории на тему

Урок истории на тему



Тема урока: "Составление путеводителя по истории Древней Индии

(мини-проект в 5 классе)


Цели урока:

1) познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей;

2) развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой;

3) воспитывать уважительное отношение к истории, культуре, обычаям других народов.


Оборудование: карта, раздаточный материал (документы), альбомные листы, карандаши.


Методический прием: мини-проект "Путеводитель по Древней Индии".


План урока:

1) природа Древней Индии;

2) занятия жителей Индии;

3) религиозные верования.


Ход урока:

Вступительное слово. Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И во я вспомнила слова А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один - пускаться с места в даль,

Другой - сидеть себе на месте,

Листать тихонько календарь.


Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна - родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик по имени Маугли тоже жил в этой стране. Догадались ли вы, о какой стране идеи речь? (Индия.)

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в далекое путешествие? Они берут с собой путеводитель. У нас путешествие будет мысленным, но путеводитель мы попытаемся составить настоящий.

Для успеха путешествия прежде всего необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.


Работа с картой.


Ученики получают схематическую карту " Древняя Индия" (см. Приложения), на которой нанесены одни контуры. Параллельно они работают с обычной картой в учебнике или атласе. Вопросы и задания по работе с картой:


1) на каком полуострове расположена Индия?

2) чем омывается этот полуостров?

3) что расположено к северу от Индии?

4) какие реки протекают по территории Индии?

5) как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?

6) что общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?


Учитель дополняет, что природные условия в долинах двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди , то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь они льют непрерывно. В древности долину реки Ганг покрывали болота и непроходимые леса. Прочитав соответствующий раздел учебника, дети фиксируют на схеме их название - джунгли.


Работа с первоисточниками.


А какие животные жили в Индии? Послушайте отрывок из древнеиндийской поэмы "Махабхарата":


"В ветвях деревьев гнездились

Шумели, порхали и пели

Птицы лесные, и всюду...

В дикой глуши попадались

То кабан , то шакал, то буйвол,

То рысь, то пантера...

И светлая влага кипела

Множеством рыб , крокодилов и змей...

И ветви обвивали хвостами.

С криком качались на них обезьяны,

По сучьям деревьев

Ползали , перьями ярко блестя, попугаи..."


На схеме ученики фиксируют названия животных.

Чем занимались жители Древней Индии?

Прочитав отрывок из сочинения древнегреческого историка Диодора Сицилийского "Историческая библиотека" , выясните основные занятия индийцев и напишите их на схеме.






"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразием животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.

Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, меди, железа, олова и других металлов , необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.

В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.

Каждый год там бывает два дождя. Один - зимний когда сеют пшеницу, другой - летний; зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обоих урожаев.

Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, или поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга , а затем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда."



Работа с учебником.


Мы выяснили основные занятия индийцев , а каковы были их религиозные представления? Надо сказать, что они сильно отличаются т наших. Представьте себе, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. "Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком". С какими верованиями связана такая угроза?

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или кошку. Почему?

Ученики читают раздел учебника о религиозных верованиях древних индийцев. Затем следует опрос. Если позволяет время, можно дополнительно рассказать о буддизме и его отличиях от традиционной индийской религии.


Заключительное слово и домашнее задание.


Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Основа для путеводителя есть. Но это только основа. У нас нет главного - памятников культуры Древней Индии! Их вы с помощью условных значков и подписей в легенде нанесете на свои карты самостоятельно. Источниками здесь могут послужить учебник, энциклопедия для детей издательства "Аванта+", другие энциклопедии и справочники в вашей школьной библиотеке, а также исторические сайты и сайты туристических компаний в Интернете (только будьте осторожны - нас интересуют памятники по истории Древней Индии, то есть до 5 в. н. э., а авторы многих сайтов по незнанию причисляют к древнеиндийским памятники более позднего времени). Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит поощрительный приз.






Схематическая карта "Древняя Индия"

C:\Users\сергей\Music\Безымянный.png


Урок истории на тему
  • История
Описание:

Класс: 5

Предмет: история

Тема: Составление путеводителя по истории Древней Индии (мини-проект)

Цели урока:

1) познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей;

2) развивать познавательный интерес школьников умение работать с картой;

3) воспитывать уважительное отношение к истории, культуре, обычаям других народов.

Оборудование: карта "Древний Восток. Индия и Китай, 3 тыс. до н.э.- III в. н.э.", раздаточный материал (документы), альбомные листы, карандаши.

План урока:

1) природа Древней Индии;

2) занятия жителей Древней Индии;

3) религиозные верования.

Автор Лисименко Елена Васильевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 726
Номер материала 13211
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓