Главная / История / Урок истории к 70-летию Великой Победы

Урок истории к 70-летию Великой Победы

Автор: Аккужина Рамиля Рафкатовна, учитель истории и обществознания,

МОБУ Лицей № 9 , г.Сибай


Урок истории Башкортостана в 9 классе

по теме: «Воины Башкортостана в борьбе с фашистами»

К 70-летию Великой Победы!

Тип урока:

Изучение нового материала с элементом исторического краеведения,

с использованием информационно-коммуникативных технологий.


Методы обучения:

Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, личностно-ориентированный, словесный.


Организация деятельности учащихся:

-Постановка проблемного вопроса

-Беседа

-Исследование («Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны»)

-Обсуждение проблемного задания


Оборудование урока:

-Учебник Кульшарипова М.М.«История Башкортостана. XX век.»,

Уфа, 2001 г.

-Мультимедийная установка

-Интерактивная доска


Технологическая карта урока:

Урок адаптирован к условиям учебного процесса в лицее: тема раскрывается на двух уроках по 30 минут каждый. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся 9 класса, в соответствии с программой Министерства образования. Материал для презентации подобран соответственно тексту базового учебника. Презентации урока являются иллюстративным материалом для изучения нового материала. Задания для учащихся помогут активизировать процесс обучения.


Область применения разработки:

Урок, классный час, внеклассное мероприятие.


Дидактическая цель:

Создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.




Место урока:

На изучение темы «Воины Башкортостана в борьбе с фашистами» по календарно-тематическому плану отводится 2 урока (по 30 минут).

Урок посвящается приближающемуся юбилею - 65-летию Великой Победы над фашистской Германией.

При изучении нового материала используется современные коммуникационные системы: материалы сети Интернет, интерактивная доска, компьютерные системы.


Цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об участие наших земляков в борьбе с фашистами

  • Изучить боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии

Воспитательные:

  • Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы

  • Воспитание патриотизма, уважения к ветеранам войны

  • Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, расширять кругозор

  • Закрепить навыки исследовательской деятельности

  • Дальнейшее развитие умений анализировать и систематизировать исторические факты

Подготовительный этап 

  1. Экскурсия в школьный «Музей Славы», знакомство с экспозицией «Священная война» («Сибай в годы Великой Отечественной войны», «Сибайцы в Великой Отечественной войне», «Ветераны микрорайона»).

  2. Творческая работа – исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».





План урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Изучение нового материала (52 мин.)

  1. Вступительная часть (6 мин.)

  2. Наши земляки в первых боях с фашистами (7 мин.)

  3. 112-я Башкирская кавалерийская дивизия (7 мин.)

  4. Героизм воинов из Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны (9 мин.)

  5. В рядах партизан и движения сопротивления (3 мин.)

  6. Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны (20 мин.)

III. Закрепление (5 мин.)

IV. Итоги урока и домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин )

-Приветствие

-Проверить готовность класса к уроку

  1. Изучение нового материала.

/ Слайд 1/ Вступительная часть. (6 мин.)

Учитель: В многовековой истории нашего Отечества немало великих свершений и славных дат. Мы всегда с гордостью отмечаем достижения и подвиги наших предков и старших поколений. Но есть особый праздник, который всегда в нашем сердце. И ничто не может затмить его – ни годы, ни события. Это Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Он соединяет в себе величие и трагизм, радость и скорбь, боль и память.

Звучит песня: «Священная война»

Учитель: Черной бедой ворвалась война и в мирный Башкортостан, обожгла горем каждую семью. Тысячи воинов республики вступили в ожесточенную схватку с врагом.

Тема нашего сегодняшнего урока: Объявление темы урока / слайд 2/

Звучит стихотворение, посвященное ветеранам. / Слайд 3-4 /

Постановка целей и задач урока:

В преддверии 65-летия Великой Победы наш урок мы посвящаем тем, кто защищал нашу Родину, порой ценой собственной жизни. Одним из главных слагаемых победной мощи явилась сила духа многонационального советского народа, его небывалый патриотизм и героизм. Решающим фактором победы стали стойкость и единение наших людей. Сегодня мы будем говорить о наших земляках в годы Великой Отечественной войны.

План урока / Слайд 5/

Учитель: В конце урока нам нужно будет ответить на вопрос:

- Какой вклад внесли уроженцы Башкортостана в дело победы?

Постановка проблемного вопроса: В период Сталинградской битвы, когда немецкие войска несли огромные потери, фашистские газеты вынуждены были с ненавистью писать «… в Донских степях против нас воюют некие «дикие племена», не ведающие страха…». О ком они писали?

Учитель: Над народами СССР нависла смертельная опасность. С первых дней нападения фашистской Германии на СССР руководящие круги страны поняли, что надо готовиться к длительной и тяжелой войне, необходимо принять срочные меры и, прежде всего, по наращиванию численности Вооруженных Сил СССР. Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. принимает Указ о мобилизации в армию четырнадцать возрастов (с 1905 по 1918 годы) во всех военных округах. Первым днем мобилизации было назначено 23 июня. В Башкирии, которая входила в Приволжский военный округ, мобилизация военнообязанных также началась в этот день, организованно и с высоким патриотическим подъемом. Много было добровольцев. Люди шли на фронт, понимая, что защита Отечества является честью каждого гражданина страны, его воинским долгом. Только в течение первых трех дней в Уфе в военные комиссариаты поступило 1270 заявлений с требованием отправить на фронт.

1. Наши земляки в первых боях с фашистами. / Слайд 6 / (7 мин.)

Уроженцы Башкортостана уже в первые дни приняли участие в отражении ударов немцев.

Работа с текстом учебника – гл.7, § 4 п.1, с.111

?? Какое участие приняли наши земляки в первых боях с фашистами?

Возможные ответы учащихся:

- Принимали участие в обороне Брестской крепости (Р.Исмагилов, Е.Матвеенко, М.Закиров) / Слайд 7,8 /

-186-я стрелковая дивизия, сформированная в Башкортостане, принимала участие в боях под Курском, освобождала города и села Белоруссии и Прибалтики.

Возможно дополнение учителя: Эта дивизия была сформирована в Башкирской АССР еще до начала Великой Отечественной войны, была отправлена из республики в период с 17 по 20 июня 1941 г., укомплектованностью на 80%.

-361-я стрелковая дивизия отличилась в боях под Москвой.

-В битве под Сталинградом получило боевое крещение 214-я стрелковая дивизия, затем она участвовала в освобождении Румынии и Чехословакии. /Слайд 9, 10 /

Возможно дополнение учителя: В своих воспоминаниях маршал Советского Союза К.С.Москаленко, командовавший в то время армией, подчеркивает, что 214-я стрелковая дивизия сразу же по прибытии вступила в бой с превосходящими в силах и средствах противником и вела тяжелые бои.

Учитель: Всего было сформировано и направлено на фронт 6 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 2 стрелковые бригады, 12 отдельных полков и несколько батальонов.

2. 112–я Башкирская кавалерийская дивизия. (7 мин.)

Учитель: Неувядаемой славой покрыла свои знамена легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Она была сформирована по инициативе трудящихся республики и оснащена за счет её ресурсов. / Слайд 11 /

Эта дивизия (так же и 113-я) должна была сформироваться по новому штату. В их составе кроме управления, трех кавалерийских полков, отдельного эскадрона химической защиты должен был быть бронетанковый эскадрон. В строевые части направляли людей не старше 35 лет, т.е. самых сильных и боеспособных. / Слайд 12 /

Командиром дивизии был назначен полковник М.М.Шаймуратов./Слайд 13 /

Неувядаемой славой покрыла свои знамена легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. / Слайд 14 / Уже в первых сражениях башкирские кавалеристы показали массовое мужество и героизм. Особенно отличилась дивизия в Сталинградском сражении. Она нанесла противнику огромные потери. / Слайд 15 /

После глубокого рейда по тылам врага в ходе освобождения Ворошиловграда дивизия стала 16-й гвардейской, а после освобождения города Чернигова была удостоена почетного наименования «Черниговская». За участие в операции «Багратион» в Белоруссии дивизию наградили орденом Боевого Красного Знамени; за освобождение польских городов – орденами Ленина и Суворова II степени; за взятие «западных ворот» Берлина – Бранденбурга – орденом Кутузова II степени.

Так Башкирская кавалерийская дивизия со славой прошла путь от Волги до Эльбы, показала примеры высочайшей воинской доблести. 78 её воинов стали Героями Советского Союза, пятеро – полными кавалерами ордена Славы, 3860 – награждены орденами и медалями. Такой легендарной дивизии, как 16-я гвардейская, тогда не было ни в одном из родов войск. А её первый командир, генерал Шаймуратов, стал подлинно народным героем, о котором слагаются песни.

?? Какой боевой путь прошла 112-я Башкирская кавалерийская дивизия? /Слайд 14 /

  1. Героизм воинов из Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны. (9 мин.)


Наша республика по праву гордится своими героями. Они покрыли себя неувядаемой славой победителей, как и тысячи их братьев по оружию со всей великой страны. Сотни тысяч солдат и офицеров из нашей республики награждены орденами и медалями.

Мы гордимся и тем, что одним из первых советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом, был наш земляк – старший сержант Газий Загитов. За беспримерную храбрость и отвагу 278 воинам из Башкирии было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а 35 стали полными кавалерами ордена солдатской Славы.

?? Кого из Героев Советского Союза, выходцев из Башкортостана можете назвать?

…….

Символами беспредельной воинской отваги и мужества стали подвиги Героев Советского Союза Александра Матросова, Миннигали Губайдуллина /слайд 16/

и многих других выдающихся наших земляков. Среди них и женщины – летчица Магуба Сыртланова, снайпер Наталья Ковшова. Были удостоены боевых наград Родины лётчицы Клавдия Серебрякова, Полина Белкина. Золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны имя легендарного летчика-штурмовика дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Сообщения учащихся об А.Матросове, М.Губайдуллине.

  1. В рядах партизан и движения сопротивления. (3 мин.)

Уроженцы Башкортостана сражались с противником в рядах партизан и движения сопротивления. / Слайд 17 /



  1. Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны. (20 мин.)

Творческая работа – исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». /Сообщения, презентации учащихся…/

III. Закрепление изученного материала и решение проблемного вопроса. (5 мин.)

Учитель: Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока.

?? Фашистские газеты с ненавистью писали «… в Донских степях против нас воюют некие «дикие племена», не ведающие страха…». О ком они писали? / Слайд 18 /

……..

?? Какой вклад внес Башкортостан в дело победы?

……..

- Сформированные в республике соединения и части сражались под Москвой и Сталинградом, на Украине и в Белоруссии, участвовали в освобождении народов Европы от фашистской кабалы, проявляя массовый героизм, отвагу и мужество.

- Многие, бежав из фашистского плена, сражались в партизанских отрядах Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Италии, Франции.


Дополнение учителя: На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что в годы Великой Отечественной войны в Башкортостане, как и по всей стране, была создана военная экономика. Не только предприятия машиностроения и крупной промышленности, но и легкой, пищевой промышленности были переведены на военный лад. Наша республика снабжала фронт вооружением, боеприпасами, снаряжением, транспортными средствами и продовольствием.

В годы Великой Отечественной войны Башкирская АССР оказалась в числе тех регионов, где размещались эвакуированные заводы и фабрики.

Вывод: Таким образом, Башкортостан внес весомую лепту в дело победы над фашистской Германией. Наша республика по праву гордится своими героями. Они покрыли себя неувядаемой славой победителей, как и тысячи их братьев по оружию со всей великой страны. Сотни тысяч солдат и офицеров из нашей республики награждены орденами и медалями.

Звучит песня «День Победы» / Слайд 19 /

Итоги урока. Оценивание работы учащихся. (1 мин.)

Домашнее задание: ( 1 мин.)

Гл.7 § 4 прочитать, ответить на вопросы, отметить на карте боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Урок истории к 70-летию Великой Победы
  • История
Описание:

К 70 -летию Великой Победы

Автор: Аккужина Рамиля Рафкатовна, учитель истории и обществознания,

МОБУ Лицей № 9 , г.Сибай

 

Урок истории Башкортостана в 9 классе

по теме: «Воины Башкортостана в борьбе с фашистами»

К 70-летию Великой Победы!

Тип урока:

Изучение нового материала с элементом исторического краеведения,

с использованием информационно-коммуникативных технологий.

 

Методы обучения:

Иллюстративно-репродуктивный, поисковый, личностно-ориентированный, словесный.

 

Организация деятельности учащихся:

-Постановка проблемного вопроса

-Беседа

-Исследование («Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны»)

-Обсуждение проблемного задания

 

Оборудование урока:

-Учебник Кульшарипова М.М.«История Башкортостана. XX век.»,

Уфа, 2001 г.

-Мультимедийная установка

-Интерактивная доска

 

Технологическая карта урока:

Урок адаптирован к условиям учебного процесса в лицее: тема раскрывается на двух уроках по 30 минут каждый. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся 9 класса, в соответствии с программой Министерства образования.  Материал для презентации подобран соответственно тексту базового учебника. Презентации урока являются иллюстративным материалом для изучения нового материала. Задания для учащихся помогут активизировать процесс обучения.

 

Область применения разработки:

Урок, классный час, внеклассное мероприятие.

 

Дидактическая цель:

Создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.

 

 

 

Место урока:

 На изучение темы  «Воины Башкортостана  в борьбе с фашистами» по календарно-тематическому плану отводится 2 урока (по 30 минут).

Урок посвящается приближающемуся юбилею - 65-летию Великой Победы над фашистской Германией.

При изучении нового материала используется современные коммуникационные системы: материалы сети Интернет, интерактивная доска, компьютерные системы.

 

Цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об участие наших земляков в борьбе с фашистами
  • Изучить боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии

Воспитательные:

·         Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы

·         Воспитание патриотизма, уважения к ветеранам войны

·         Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, расширять кругозор
  • Закрепить навыки исследовательской деятельности
  • Дальнейшее развитие умений анализировать  и систематизировать исторические факты

Подготовительный этап 

1.     Экскурсия в школьный  «Музей Славы»,  знакомство с экспозицией «Священная война» («Сибай в годы Великой Отечественной войны», «Сибайцы в Великой Отечественной войне», «Ветераны микрорайона»).

2.     Творческая работа – исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

 

 

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Изучение нового материала (52 мин.)

1.     Вступительная часть (6 мин.)

2.     Наши земляки в первых боях с фашистами (7 мин.)

3.     112-я Башкирская кавалерийская дивизия (7 мин.)

4.     Героизм воинов из Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны (9 мин.)

5.     В рядах партизан и движения сопротивления (3 мин.)

6.     Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны       (20 мин.)

III. Закрепление (5 мин.)

IV. Итоги урока и домашнее задание (2 мин.)

Ход  урока:

I.                  Организационный момент (1 мин )

  -Приветствие

  -Проверить готовность класса к уроку

II.               Изучение нового материала.

/ Слайд 1/  Вступительная часть.  (6 мин.)

Учитель: В многовековой истории нашего Отечества немало великих свершений и славных дат. Мы всегда с гордостью отмечаем достижения и подвиги наших предков и старших поколений. Но есть особый праздник, который всегда в нашем сердце. И ничто не может затмить его – ни годы, ни события. Это Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Он соединяет в себе величие и трагизм, радость и скорбь, боль и память.  

Звучит песня:  «Священная война»

Учитель:  Черной бедой ворвалась война и в мирный Башкортостан, обожгла горем каждую семью. Тысячи воинов республики вступили в ожесточенную схватку с врагом.

Тема нашего сегодняшнего урока: Объявление темы урока  / слайд 2/

Звучит стихотворение, посвященное ветеранам.  / Слайд 3-4 /

Постановка целей и задач урока:

В преддверии 65-летия Великой Победы наш урок мы посвящаем тем, кто защищал нашу Родину, порой ценой собственной жизни. Одним из главных слагаемых победной мощи явилась сила духа многонационального советского народа, его небывалый патриотизм и героизм. Решающим фактором победы стали стойкость и единение наших людей. Сегодня мы будем говорить о наших земляках в годы Великой Отечественной войны.

План урока  / Слайд 5/

 Учитель:  В конце урока нам нужно будет ответить на вопрос:

 - Какой вклад внесли уроженцы Башкортостана в дело победы?

Постановка проблемного вопроса:  В период Сталинградской битвы, когда немецкие войска несли огромные потери,  фашистские газеты вынуждены были с ненавистью писать «… в Донских степях против нас воюют некие «дикие племена», не ведающие страха…». О ком они писали?

Учитель: Над народами СССР нависла смертельная опасность. С первых дней нападения фашистской Германии на СССР руководящие круги страны поняли, что надо готовиться к длительной и тяжелой войне, необходимо принять срочные меры и, прежде всего, по наращиванию численности Вооруженных Сил СССР. Президиум Верховного Совета СССР 22 июня 1941 г. принимает Указ о мобилизации в армию четырнадцать возрастов (с 1905 по 1918 годы) во всех военных округах. Первым днем мобилизации было назначено 23 июня. В Башкирии, которая входила в Приволжский военный округ, мобилизация военнообязанных также началась в этот день, организованно и с высоким патриотическим подъемом. Много было добровольцев. Люди шли на фронт, понимая, что защита Отечества является честью каждого гражданина страны, его воинским долгом. Только в течение первых трех дней в Уфе в военные комиссариаты поступило 1270 заявлений с требованием отправить на фронт.

1. Наши земляки в первых боях с фашистами.   / Слайд 6 /   (7 мин.)

Уроженцы Башкортостана уже в первые дни приняли участие в отражении ударов немцев.

Работа с текстом учебника – гл.7,  § 4  п.1, с.111

??    Какое участие приняли наши земляки в первых боях с фашистами?

Возможные ответы учащихся:

- Принимали участие в обороне Брестской крепости (Р.Исмагилов, Е.Матвеенко, М.Закиров) / Слайд 7,8 /

-186-я стрелковая дивизия, сформированная в Башкортостане, принимала участие в боях под Курском, освобождала города и села Белоруссии и Прибалтики.

 Возможно дополнение учителя:   Эта дивизия была сформирована в Башкирской АССР еще до начала Великой Отечественной войны, была отправлена  из республики в период с 17 по 20 июня 1941 г., укомплектованностью на 80%.

-361-я стрелковая дивизия отличилась в боях под Москвой.

-В битве под Сталинградом получило боевое крещение 214-я стрелковая дивизия, затем она участвовала в освобождении Румынии и Чехословакии. /Слайд 9, 10 /

Возможно дополнение учителя:  В своих воспоминаниях маршал Советского Союза К.С.Москаленко, командовавший в то время армией, подчеркивает, что 214-я стрелковая дивизия сразу же по прибытии вступила в бой с превосходящими в силах и средствах противником и вела тяжелые бои.

Учитель:  Всего было сформировано и направлено на фронт 6 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, 2 стрелковые бригады, 12 отдельных полков и несколько батальонов.

2.    112–я  Башкирская кавалерийская дивизия.  (7 мин.)

Учитель:  Неувядаемой славой покрыла свои знамена легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. Она была сформирована по инициативе трудящихся республики и оснащена за счет её ресурсов.  / Слайд 11 /

Эта дивизия (так же и 113-я) должна была сформироваться по новому штату. В их составе кроме управления, трех кавалерийских полков, отдельного эскадрона химической защиты должен был быть бронетанковый эскадрон. В строевые части направляли людей не старше 35 лет, т.е. самых сильных и боеспособных. / Слайд 12 /

Командиром дивизии был назначен полковник М.М.Шаймуратов./Слайд 13 /

Неувядаемой славой покрыла свои знамена легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. / Слайд 14 / Уже в первых сражениях башкирские кавалеристы показали массовое мужество и героизм. Особенно отличилась дивизия в Сталинградском сражении. Она нанесла противнику огромные потери. / Слайд 15 /

После глубокого рейда по тылам врага в ходе освобождения Ворошиловграда дивизия стала 16-й гвардейской, а после освобождения города Чернигова была удостоена почетного наименования «Черниговская». За участие в операции «Багратион» в Белоруссии дивизию наградили орденом Боевого Красного Знамени; за освобождение польских городов – орденами Ленина и Суворова II степени; за взятие «западных ворот» Берлина – Бранденбурга – орденом Кутузова II степени.

Так Башкирская кавалерийская дивизия со славой прошла путь от Волги до Эльбы, показала примеры высочайшей воинской доблести. 78 её воинов стали Героями Советского Союза, пятеро – полными кавалерами ордена Славы, 3860 – награждены орденами и медалями. Такой легендарной дивизии, как 16-я гвардейская, тогда не было ни в одном из родов войск. А её первый командир, генерал Шаймуратов, стал подлинно народным героем, о котором слагаются песни.

??     Какой боевой путь прошла 112-я Башкирская кавалерийская дивизия?   /Слайд 14 /               

3.     Героизм воинов из Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны.  (9 мин.)

 

Наша республика по праву гордится своими героями. Они покрыли себя неувядаемой славой победителей, как и тысячи их братьев по оружию со всей великой страны. Сотни тысяч солдат и офицеров из нашей республики награждены орденами и медалями.

Мы гордимся и тем, что одним из первых советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом, был наш земляк – старший сержант Газий Загитов. За беспримерную храбрость и отвагу 278 воинам из Башкирии было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а 35 стали полными кавалерами ордена солдатской Славы.

??     Кого из Героев Советского Союза, выходцев из Башкортостана можете назвать?

…….

Символами беспредельной воинской отваги и мужества стали подвиги Героев Советского Союза Александра Матросова, Миннигали Губайдуллина /слайд 16/

 и многих других выдающихся наших земляков. Среди них и женщины – летчица Магуба Сыртланова, снайпер Наталья Ковшова. Были удостоены боевых наград Родины лётчицы Клавдия Серебрякова, Полина Белкина. Золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны имя легендарного летчика-штурмовика дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.  

Сообщения учащихся об А.Матросове, М.Губайдуллине.

4.     В рядах партизан и движения сопротивления. (3 мин.)

Уроженцы Башкортостана сражались с противником  в рядах партизан и движения сопротивления.  / Слайд  17 /

 

5.     Уроженцы Сибая на фронтах Великой Отечественной войны.       (20 мин.)

Творческая работа – исследование «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны». /Сообщения, презентации учащихся…/

  III. Закрепление изученного материала и решение проблемного вопроса.  (5 мин.)

Учитель: Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока.

??  Фашистские газеты  с ненавистью писали «… в Донских степях против нас воюют некие «дикие племена», не ведающие страха…». О ком они писали?  / Слайд 18 /

……..

??  Какой вклад внес Башкортостан в дело победы?

……..

- Сформированные в республике соединения и части сражались под Москвой и Сталинградом, на Украине и в Белоруссии, участвовали в освобождении народов Европы от фашистской кабалы, проявляя массовый героизм, отвагу и мужество.

- Многие, бежав из фашистского плена, сражались в партизанских отрядах Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши, Чехии, Словакии, Австрии, Италии, Франции.

 

Дополнение учителя:  На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что в годы Великой Отечественной войны в Башкортостане, как и по всей стране, была создана военная экономика. Не только предприятия машиностроения и крупной промышленности, но и легкой, пищевой промышленности были переведены на военный лад. Наша республика снабжала фронт вооружением, боеприпасами, снаряжением, транспортными средствами и продовольствием.

В годы Великой Отечественной войны Башкирская АССР оказалась в числе тех регионов, где размещались эвакуированные  заводы и фабрики.

Вывод:  Таким образом, Башкортостан внес весомую лепту в дело победы над фашистской Германией. Наша республика по праву гордится своими героями. Они покрыли себя неувядаемой славой победителей, как и тысячи их братьев по оружию со всей великой страны. Сотни тысяч солдат и офицеров из нашей республики награждены орденами и медалями.                  

Звучит песня «День Победы»   / Слайд 19 /

Итоги урока. Оценивание работы учащихся.  (1 мин.)

Домашнее задание:  ( 1 мин.)

Гл.7  § 4 прочитать, ответить на вопросы, отметить на карте боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии.

Урок окончен. Спасибо за работу!

 

Автор Аккужина Рамиля Рафкатовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2174
Номер материала 23563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓