Главная / История / урок истории индийские касты

урок истории индийские касты

Урок истории 5 класс.

Тема: Индийские касты.

Цели и задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление об устройстве индийского общества в древности – кастовом строе, показать его своеобразие и особенности; объяснить значение буддизма; формировать и развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

  2. Развивать речь, воображение и аналитические способности учащихся, умение делать выводы и сравнивать; расширить кругозор.

  3. Воспитывать сознательное отношение к своим действиям и поступкам, взаимоуважение, способствовать развитию навыков мирного сосуществования в обществе с разными религиозными взглядами.

Оборудование: карта Древняя Индия, мультимедийное оборудование, презентация, эпизоды фильма «Художественная культура Древней Индии»: «Рождение буддизма», учебники, кроссворды, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Орг. момент: Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас сегодня здесь, и надеюсь, что вы получите удовлетворение от увиденного и услышанного.

Ребята, а какой у нас сейчас урок?

А чему мы учимся на истории?

С какой страной мы познакомились на прошлом уроке?

Индию всегда называли страной сказок. А вы хотите переместиться в сказку и узнать как можно больше об истории этой страны, народе ее населяющей? (просмотр слайд-шоу)

Тогда в путь и пусть эта волшебная музыка и красочные виды помогут нам пройти сквозь время веков и оказаться в индийском обществе, познакомиться с их традициями, верованиями и жизненными принципами.

  1. Проверка д/з: Класс предварительно разделен на 4 группы. Каждая группа получает конверт определенного цвета (желтый, красный, коричневый, серый).

Разгадывание кроссворда, в котором зашифровано название одной из каст, которую и будут характеризовать уч-ся группы в дальнейшем.

(1группа – брахманы; 2-кшатрии; 3-вайшьи; 4-шудры.)

Учитель: Ребята, разгадать зашифрованное в кроссворде слово вам поможет знание материала изученного дома. Кроссворд для 1 группы:

1

1







5

Т

И

Б

Е

Т





3

2

Р

А

М

А


Г

А

Н

Г


4

Х

Л

О

П

О

К

Г

И

М

А

Л

А

И


6

С

А

Х

А

Р


Ж

У

Н

Г

Л

И

Вопросы: По горизонтали: 1. Горная страна на севере Индии. 2. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 3. Священная река в Индии. 4. Растение, которое выращивали в Индии и изготавливали из него одежду. 5. Самые высокие горы в мире. 6. Известный всему миру продукт, изготавливаемый из тростника. 7. Непроходимые заросли в Индии.

Кроссворд для 2 группы: 1

1

К

Р

И

Ш

Н

А

2

Г

А

Н

Е

Ш

А




3

С

А

Х

А

Р

4

5

6

Т

И

Б

Е

Т


Р

А

М

А




И

Н

Д




7

Д

Ж

У

Н

Г

Л

И



Вопросы: По горизонтали: 1. Один из верховных богов индийцев. 2. Индийское божество в образе слона. 3. Известный всему миру продукт, изготавливаемый из тростника. 4. Горная страна на севере Индии. 5. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 6. Река в Индии. 7. Непроходимые заросли в Индии.

Кроссворд для 3 группы: 1


1

Ч

Е

Р

В

Я

К


2

Г

А

Н

Г


3 Г

И

М

А

Л

А

Й




4

Г

А

Н

Е

Ш

А


Ь



5 Д

Ж

У

Н

Г

Л

И


Вопросы: По горизонтали: 1. По мнению индийцев именно в него перерождается пьяница после смерти. 2. Священная река в Индии. 3. Самые высокие горы в мире. 4. Индийское божество в образе слона. 5. Непроходимые заросли в Индии.
Кроссворд для 4 группы: 1

1 Г

А

Н

Е

Ш

А



2





5

Х

А

Н

У

М

А

Н


3

4

Д

Ж

У

Н

Г

Л

И


Р

А

М

А

С

И

Т

А


Вопросы: По горизонтали: 1. Индийское божество в образе слона. 2. Герой обезьяна из индийского эпоса. 3. Непроходимые заросли в Индии. 4. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 5. Красавица царевна из индийского эпоса.

Разгадав кроссворды, учащиеся называют получившиеся слова и получают возможность представлять эту касту в дальнейшем на уроке.

  1. Объяснение нового материала: 3.1. Происхождение каст.

Учитель: Ребята, вы разгадали зашифрованные слова и, конечно же, хотите узнать, что они обозначают и как связаны с темой нашего урока? Давайте посмотрим сюжета из фильма о Древней Индии. Он должен нам помочь разобраться в этом. (Слайд №7)

Учитель: Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - это индийские касты, то есть тема нашего урока (слайд № 1). Мы с вами должны выяснить, какую роль в жизни индийцев играло кастовое деление общества, какое объяснение они давали этому, и что являлось главным в жизни индийцев, а также как появилась самая древняя религия в мире – буддизм и ее значение. Открываем тетради и записываем число и тему урока. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Найдите в учебнике на стр. 96, что они говорили по этому случаю.

Деление на касты было предопределено религией, значит дано свыше и неизменно. Касты - это большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Запись в тетради названий и обозначений каст). (слайд «8)

3.2. Характеристика каст брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр и неприкасаемых.

Учитель: Получив конверт определенного цвета, и разгадав кроссворд, вы определили ту касту, которую будете представлять сегодня на уроке. Сейчас самостоятельно работаете с текстом учебника (стр. 96-99) и через 3-5мин рассказываете нам о своей касте, причем можете не только описать ее, но и показать при помощи мимики, жестов, пантомимы ее представителя. (Выступления учащихся). Вопрос учащимся: Кто, по вашему мнению, занимал самое привилегированное положение в обществе и почему? 3.3. Возникновение буддизма. В ходе выступлений уч-ся определяем, что самое высокое и почитаемое положение в обществе занимают брахманы и это не случайно, так как индийское общество всегда было глубоко религиозным. Это объясняется и тем, что основателем самой древней религии в мире – буддизма, был реальный человек – царевич Гаутама. О ее происхождении мы сейчас посмотрим сюжет.

    1. Неравенство индийцам казалось естественным и вечным.

Брахманы и кшатрии стремились не запятнать позором своего положения и в следующей жизни не оказаться в низшей касте, а беднякам и слугам оставалось только мечтать о лучшей доле после смерти. Этому учила религия.

  1. Закрепление материала. Вопросы уч-ся: 1. А вы согласны с этим положением?

2. Что вы считаете правильным, а с чем не согласны? 3. Какие правила и жизненные принципы вы бы позаимствовали у индийцев?

Учитель: Вывод. Некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. Этому учит и христианство. Я надеюсь, что и вы в жизни будете уважать и ценить достоинство других людей. Мы с вами живем в демократическом обществе, где действует принцип: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Никогда нельзя отвечать злом на зло, оскорблением на оскорбление. Нужно жить дружно.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Д/з § 21, вопросы к §. Желающие могут подготовить сообщение о жизни Будды, о буддизме.



урок истории индийские касты
  • История
Описание:

Урок истории 5 класс.

Тема: Индийские касты.

Цели и задачи:

1.      Сформировать у учащихся представление об устройстве индийского общества в древности – кастовом строе, показать его своеобразие и особенности; объяснить значение буддизма; формировать и развивать познавательный интерес к изучаемому предмету.

2.      Развивать речь, воображение и аналитические способности учащихся, умение делать выводы и сравнивать; расширить кругозор.

3.      Воспитывать сознательное отношение к своим действиям и поступкам, взаимоуважение, способствовать развитию навыков мирного сосуществования в обществе с разными религиозными взглядами.

Оборудование: карта Древняя Индия, мультимедийное оборудование, презентация, эпизоды фильма «Художественная культура Древней Индии»: «Рождение буддизма», учебники, кроссворды, рабочие тетради.

Ход урока.

1.      Орг. момент: Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас сегодня здесь, и надеюсь, что вы получите удовлетворение от увиденного и услышанного.

Ребята, а какой у нас сейчас урок?

А чему мы учимся на истории?

С какой страной мы познакомились на прошлом уроке?

Индию всегда называли страной сказок. А вы хотите переместиться в сказку и узнать как можно больше об истории этой страны, народе ее населяющей? (просмотр слайд-шоу)

Тогда в путь и пусть эта волшебная музыка и красочные виды помогут нам пройти сквозь время веков и оказаться в индийском обществе, познакомиться с их традициями, верованиями и жизненными принципами.

2.      Проверка д/з: Класс предварительно разделен  на 4 группы. Каждая группа получает конверт определенного цвета (желтый, красный, коричневый, серый).

Разгадывание кроссворда, в котором зашифровано название одной из каст,  которую и будут характеризовать уч-ся группы в дальнейшем. 

(1группа – брахманы; 2-кшатрии; 3-вайшьи; 4-шудры.)                                                             

 Учитель: Ребята, разгадать зашифрованное в кроссворде слово вам поможет знание материала изученного дома.     Кроссворд  для 1 группы:   

                                                   1

1

 

 

 

5

Т

И

Б

Е

Т

 

 

 

3

2

Р

А

М

А

 

Г

А 

Н

Г

 

4

Х

Л

О

П

О

К

Г

И

М 

А

Л

А

И

 

6

С

А

Х

А

Р

 

Ж

У

Н

Г

Л

И

Вопросы: По горизонтали: 1. Горная страна на севере Индии. 2. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 3. Священная река в  Индии. 4. Растение, которое выращивали в Индии и изготавливали из него одежду. 5.  Самые высокие горы в мире. 6. Известный всему миру продукт, изготавливаемый из тростника. 7. Непроходимые заросли в Индии.

 Кроссворд  для 2 группы:                                                   1

                                          1

К

Р

И

Ш

Н

А

 

          2

Г

А

Н

Е

Ш

А

 

 

 

 

                  3         

С

А

Х

А

Р

 

4

5

6

Т

И

Б

Е

Т

 

 

Р

А

М

А

 

 

 

И

Н

Д

 

 

7

Д

Ж

У

Н

Г

Л

И

 

 

 

                                         

Вопросы: По  горизонтали: 1. Один из верховных богов индийцев. 2. Индийское божество в образе слона. 3. Известный всему миру продукт, изготавливаемый из тростника. 4. Горная страна на севере Индии. 5. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 6. Река в Индии. 7. Непроходимые заросли в Индии.

Кроссворд  для 3 группы:                                                 1

 

   1

Ч

Е

Р

В

Я

К

 

                 2

Г

А

Н

Г

3  Г

И

М

А

Л

А

Й

 

 

 

4

Г

А

Н

Е

Ш

А

 

Ь

 

5 Д

Ж

У

Н

Г

Л

И

 

Вопросы: По  горизонтали: 1. По мнению индийцев именно в него перерождается пьяница после смерти. 2. Священная река в  Индии. 3. Самые высокие горы в мире. 4. Индийское божество в образе слона. 5. Непроходимые заросли в Индии.
Кроссворд  для  4 группы:               1

1 Г

А 

Н

Е

Ш

А

 

 

   2

 

 

   5

Х

А

Н

У

М

А

Н

 

                3

                4

Д

Ж

У

Н

Г

Л  

И

 

Р

А

М

А

 

С

И

Т

А

 

 

                         

Вопросы: По  горизонтали: 1. Индийское божество в образе слона. 2. Герой обезьяна из индийского эпоса. 3. Непроходимые заросли в Индии. 4. Главный герой индийского эпоса, сломавший лук. 5. Красавица царевна из индийского эпоса.

Разгадав кроссворды, учащиеся называют получившиеся слова и получают возможность представлять эту касту в дальнейшем на уроке.

3.     Объяснение нового материала:                                                                                                                 3.1.Происхождение каст.

  Учитель: Ребята, вы разгадали зашифрованные слова и, конечно же, хотите узнать, что они обозначают и как связаны с темой нашего урока?  Давайте посмотрим сюжета из фильма о Древней Индии. Он должен нам помочь разобраться в этом. (Слайд №7)

Учитель: Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - это индийские касты, то есть тема нашего урока (слайд № 1). Мы с вами должны выяснить, какую роль в жизни индийцев играло кастовое деление общества, какое объяснение они давали этому, и что являлось главным в жизни индийцев, а также как появилась самая древняя религия в мире – буддизм и ее значение. Открываем тетради и записываем число и тему урока. Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Найдите в учебнике на стр. 96, что они говорили по этому случаю.

Деление на касты было предопределено религией, значит дано свыше и неизменно.  Касты - это большие группы людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.  (Запись в тетради названий и обозначений каст). (слайд «8)                                                                                                                                                                       

3.2. Характеристика каст брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр и неприкасаемых.

Учитель:Получив конверт определенного цвета, и разгадав кроссворд, вы определили ту касту, которую будете представлять сегодня на уроке. Сейчас самостоятельно работаете с текстом учебника (стр. 96-99) и через 3-5мин рассказываете нам о своей касте, причем можете не только описать ее, но и показать при помощи мимики, жестов, пантомимы ее представителя. (Выступления учащихся).                                                                                                                                                                  Вопрос учащимся: Кто, по вашему мнению, занимал самое привилегированное положение в обществе и почему?                                                                                                                                                                  3.3. Возникновение буддизма.В ходе выступлений уч-ся определяем, что самое высокое и почитаемое положение в обществе занимают брахманы и это не случайно, так как индийское общество всегда было глубоко религиозным. Это объясняется и тем, что основателем самой древней религии в мире – буддизма,  был реальный человек – царевич Гаутама. О ее происхождении  мы сейчас посмотрим сюжет.

3.4.Неравенство индийцам казалось естественным и вечным.

Брахманы и кшатрии стремились не запятнать позором своего положения и в следующей жизни не оказаться в низшей касте, а беднякам и слугам оставалось только мечтать о лучшей доле после смерти. Этому учила религия. 

4.     Закрепление материала. Вопросы уч-ся: 1. А  вы согласны с этим положением?

2. Что вы считаете правильным, а с чем не согласны? 3. Какие правила  и жизненные принципы вы бы позаимствовали у индийцев?                                                                                     

   Учитель:  Вывод. Некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям.  Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. Этому учит и христианство. Я надеюсь, что и вы в жизни будете уважать и ценить достоинство других людей. Мы с вами живем в демократическом обществе, где действует принцип: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Никогда нельзя отвечать злом на зло, оскорблением на оскорбление. Нужно жить дружно.

5.     Подведение итогов. Выставление оценок.

6.     Д/з § 21, вопросы к §. Желающие могут подготовить сообщение о жизни Будды, о буддизме.

 

 

Автор Титова Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 33025
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓