Главная / История / Урок истории на тему

Урок истории на тему

Урок истории в 5 в классе.


Тема: Ассирийская держава.


Цели:

  • познакомить учащихся с причинами возникновения и гибели Ассирии;

  • показать грабительский характер ассирийских завоеваний;

  • продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами;

  • на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.


План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация познавательных способностей учащихся

3. Объяснение нового материала:

3.1 Преимущества освоения железа

3.2. Ассирийское войско

3.3. Завоевания ассирийских царей

3.4. Культура ассирийцев.

3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

4.Д/з

5. Физминутка

6. Закрепление.

7. Итоги урока.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами продолжим изучение истории древнего мира и познакомимся с новой темой. Но для этого необходимо выполнить небольшое задание.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Учитель: древние полководцы очень любили восхвалять собственные подвиги. Сохранились, например, похвальбы Синнахериба, царя Ассирии (северного соседа Вавилонии). Выша задача заключается в прочтении предложенных отрывков, каждый из которых пронумерован и соотнесении их с предложенными заглавиями.


Работа с раздаточным материалом.

Задание 1.

Отрывки


Заглавия

1. Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца своего я взошел поспешно. Могучий лук, врученный мне (богом) Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пресекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган грозно я закричал...


«Нападение врагов»

2. ...царь Элама, вместе с царем Вавилона... страх перед натиском моим напал на них, как наводящий ужас демон. Шатры свои они покинули и ради спасения своих жизней, трепетали сердца их... Для преследования их я направил за ними свои колесницы и конницу...


«Приготовление к походу»

3. Словно жертвенным баранам, перерезал я им горло, дорогие [им] жизни их я обрезал, как нить. Я заставил их кровь течь по обширной земле, словно воды половодья в сезон дождей. Горячие кони упряжки колесницы моей в кровь их погружались, как в реку. Колеса моей боевой колесницы, ниспровергающей скверного и злого, разбрызгивали кровь и нечистоты. Трупами бойцов их, словно травой, наполнил я землю...


«Битва и победа»

4. По велению Ашшура, владыки великого, владыки моего, на фланг и фронт, словно порыв стремительного южного урагана, на врага я обрушился, оружием Ашшура, владыки моего, и яростным натиском я повернул их вспять и обратил в бегство. Вражеское войско стрелами и дротиками я преуменьшил и все тела их пронзал, словно решето...


«Расправа»

5. Как стая многочисленной саранчи в начале года, все разом для сражения поднялись они на меня. Пыль от ног их, словно грозовая туча в зимние холода, закрывает обширные небеса. Предо мной в городе Халуле, что на берегу Тигра, выстроили они ряды, преградили мне водопой и наточили свое оружие...



«Преследование беглецов»

Правильный ответ:

«Нападение врагов» – 5; «Приготовление к походу» – 1; «Битва и победа» – 4; «Расправа» – 3; «Преследование беглецов» – 2.

Учитель: о правителях какого государства идет речь в данных отрывках? (Ассирии). Но данное государство нельзя назвать просто Ассирией, ей больше подходит название Ассирийская держава. Запишите данную тему в тетради (слайд 1).


3. Объяснение нового материала

Учитель: что поражает в этом тексте? Мы с Вами уже знаем о войнах древних государств, но никогда не сталкивались с таким прославлением войны и жестокости. Может быть, Синнахериб просто хвастается? Нет, ассирийцы действительно были удачливыми и жестокими завоевателями, они превратили свое небольшое государство в обширную державу (посмотрите на карту стр. 82 учебника и слайд 2).

  • Территории каких государств вошли в состав Ассирии? (Палестина, Сирия, Финикия)

  • Куда совершали свои походы ассирийские цари? (Египет, о. Кипр)


Постановка проблемного вопроса: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов» (слайд 3)?

3.1. Преимущества освоения железа.

Учитель: для того, чтобы начать отвечать на данный вопрос нам необходимо решить историческую задачу.


Работа с раздаточным материалом.

Задание 2.

В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего при­мерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

  • Предположите, почему железных изделий было так мало. (Железо было редким металлом и ценилось на вес золота.)

  • Какие металлы были известны жителям древнего Востока? (медь и бронза)

  • Каковы были эти металлы по свойствам? (мягкие и легко гнущиеся)

Учитель: обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Еще рань­ше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее. На территории Ассирии, которая была гористой, залежей железа, которые можно было разработать хватало.

  • Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? (Это привело к изменению орудий труда человека. С помощью же­лезных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твердые почвы, копать глубокие колодцы. Со временем каж­дая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии)

Учитель: если учесть, что ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством и привыкли к суровому образу жизни, то широкое использование железа привело к тому, что ассирийская армия стала самой сильной на Востоке.

3.2. Ассирийское войско

Учитель: обратите свое внимание на презентацию. Давайте рассмотрим изображения и ответим на вопросы к каждому из них.

Работа с изображениями.

  • Чем была вооружена армия Ассирии (слайд 4)?

(Железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми метал­лическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками.)

  • Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся (слайд 5)?

(Ассирийцы широко использовали конницу и боевые колесницы)

  • Какие новые технические средства они использовали во вре­мя боя (слайд 6)?

(Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых можно было перебраться вплавь.)


3.3. Завоевания ассирийских царей


Учитель: рассмотрим документ, в котором от лица ассирийского царя-победителя говорится о военном походе и ответим на вопросы.


Работа с историческим документом (стр.83 учебника).

Я — Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий доб­ро, испепеляющий врагов. Я нанес поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликовани­ем я вошел. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драго­ценные камни, все, что там было, я забрал как добычу. Двести тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, ко­торые вокруг города велел поставить.

Вопросы:

  • С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? (С целью обогащения.)

  • Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? (Воинов, оружие, коней, домашний скот...)

  • Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый.)

  • Цари какой известнейшей страны также активно вели воен­ные походы? (Фараоны Египта.)

Учитель: для того, чтобы понять, каково было отношение ассирийцев к побежденным народам необходимо обратиться к картине «Возвращение ассирийского войска из похода» в ваших учебниках (стр.85).

  • Кто изображен в центре картины? (пленные правители покоренных земель)

  • Как обращались с пленными победители? (унижали их, заставляя вместо лошадей тащить колесницу ассирийского царя)

  • Почему именно так? (таким образом, ассирийский правитель показывал свою силу и мощь своего войска)

  • Как вы думаете, что осталось на той территории, по которой прошли ассирийцы? (разрушение).


3.4. Культура ассирийцев.

Учитель: поскольку делом жизни ассирийских царей была война и слава, то и культура данного народа пропитана положительным отношением к войнам и боевым действиям. Даже столица страны город Ниневия в первую очередь был крепостью (слайд 7), а не резиденцией царя.

  • Как вы думаете, в чем причина этого? (правители страны постоянно опасались возможных восстаний покоренных народов и всегда должны были быть начеку)

Даже в царских дворцах основными темами для росписи были именно виды сражений, охоты. Примером здесь может служить барельеф из одного ассирийского дворца, который называется «Осада крепости ассирийским войском» (слайд 8).

Работа с изображением.

  • Что можно увидеть на данном барельефе? (осаду города, как ассирийцы штурмуют городские стены, применяя таран, ассирийского царя, который участвует битве, обстреливая врага из лука).

  • Какова главная цель данного изображения? (показать военные успехи царя)

Учитель: но не все ассирийские цари были только воинами, Одним из последних царей Ассирии был Ашшурбанапал, которого современники по дошедшим до нас документам характеризуют как человека слабого физически, очень мнительного и мстительного, который не гнушался самыми подлыми методами. Но, в то же время, он был человеком образованным. Об этом свидетельствуют много­численные исторические документы, которые были найдены в его библиотеке. Примером здесь может служить дошедший до нас глиняный документ, получивший название «призма Тейлора» (слайд 9).

Однако сохранились документы, которые раскрывают его с другой стороны.


Работа с раздаточным материалом.

Задание 3.

Подпись Ашшурбанапала

Царь Египта, которому царь Ассирии, отец, мой родитель, нанес поражение и страной которого он овладел, забыл мощь Ашшура и ве­ликих богов, моих владык, доверился собственным силам, пошел на наместников, которых отец, мой родитель, поставил в Египте... Гонец прибыл в Ниневию и сделал мне об этом сообщение. Из-за этих собы­тий разгневалось мое сердце и разожглось мое нутро. Я... двинул мои величавые боевые силы... и направил поход на Египет. Чтобы помочь царям, наместникам в Египте, рабам, смотрящим на мое лицо, я спешно передвигался... я нанес в битве на широкой равнине поражение его войску... Он оставил Мемфис и бежал в Фивы, чтобы спасти свою жизнь... Царей-правителей, наместников, которых поставил в Египте отец... я вернул и снова поставил их на место их должности. Египтом я снова завладел... С обильным награбленным добром и с тяжелой добычей я благополучно вернулся в Ниневию...

Михайловский Ф.А. История Древнего мира.

- Каким мы видим Ашшурбанапала при подавлении восстания
в Египте? (Жестоким завоевателем.)


3.5. Причины гибели Ассирийской державы.

Учитель: ассирийская держава, которая была очень сильной все же нашла свой конец в 612 году до н.э.

  • Как вы думаете, почему это смогло произойти? (Силу державы подточили восстания народов покоренных территорий.)

4. Домашнее задание.

Учитель: домашним заданием на следующий урок для вас станет параграф 18, который вам будет необходимо не только прочитав повторить, но и сформировать свое отношение к политике ассирийских царей, методам их правления.


5. Физминутка.

Учитель: мы с вами хорошо поработили головой, а сейчас необходимо дать нагрузку телу и мышцам – проведем небольшую физкультминутку.

Учитель показывает упражнения.

Буратино потянулся,


Раз – нагнулся, два- нагнулся,


Руки в стороны развел,


Ключик, видно, не нашел.


Чтобы ключик нам достать,


Нужно на носочки встать. (повторить два раза)


6. Закрепление.

Учитель: мы с вами познакомились с еще одной темой из истории Древнего мира, однако нам необходимо ответить на поставленный в начале урока вопрос: почему Ассирия стала первым в истории «государством воинов»? (слайд 10).

Ученики: ассирийцы научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восста­ния, на захваченных территориях им помогали править наместники, которые подчинялись только ассирийским царям.

Учитель: для окончательного закрепления материала урока выполните небольшой тест, который после выполнения проверите сами же поменявшись своими тетрадями с соседом по парте. Правильные ответы на слайде 11.

Работа с раздаточным материалом. Задание 4.

Тест «Ассирийская держава».

1. Где впервые стали широко использовать железо?

А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.

2. Кто первым стал широко использовать конницу?

A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.

3. Каким письмом пользовались ассирийцы?

A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.

4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:

A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.

5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:

A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.

6. Почему погибла Ниневия?

А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.


7. Итоги урока: выставление оценок.

Учитель: большое спасибо за урок.


Урок истории на тему
  • История
Описание:

Урок истории в 5 в классе.

Тема: Ассирийская   держава.

Цели:
•    познакомить учащихся с причинами возникновения  и гибели Ассирии;
•    показать грабительский характер ассирийских завоеваний;
•    продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими документами;
•    на примере политики ассирийских царей на захваченных землях показать недопустимость жестокости по отношению к людям.

План  урока.       
1. Организационный момент.
2. Актуализация познавательных способностей учащихся
3. Объяснение нового материала:
3.1 Преимущества освоения железа
3.2. Ассирийское войско
3.3. Завоевания ассирийских царей
3.4. Культура ассирийцев.
3.5. Причины гибели  Ассирийской державы.
4.Д/з
5. Физминутка
6. Закрепление.
7. Итоги урока.

ХОД УРОКА

Автор Яркин Павел Викторович
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 726
Номер материала 52767
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓