Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок истории 4 класс Тема: Технические достижения эпохи Средних веков.

Урок истории 4 класс Тема: Технические достижения эпохи Средних веков.

Скачать материал

                                       Урок истории 4 класс

      Тема: Технические достижения эпохи Средних веков.

 

I.                 Организационный момент.

             Сегодня у нас на уроке гости, повернитесь и поздоровайтесь.

II.             Актуализация знаний.

           1.   - Мы начали изучать историю человечества. Что такое историческая эпоха? (Большие промежутки времени, особые части истории человечества, которые отличаются друг от друга).       Карточка

             - Назовите исторические эпохи, которые мы изучили. (Первобытный мир, Древний мир)                             Карточки

            2. Задания:

             - Заполнить ступени развития человечества пойдёт к доске ……  на доске ступени:

 (посёлки, роды, племена, сказания   -  города, государства, письменность)

         Первобытный мир                               Цивилизация (Древний мир)

 

            - Задание 4 учащимся – одеть фигурки людей мужчин и женщин соответственно историческим эпохам - Первобытной и  Древнего мира.

            - Задание третьему ученику – собрать рассыпанную ленту времени.

               (  > 2 млн. лет назад    5 тыс. лет назад   V век нашей эры )

            3.  - Пока ребята готовятся, вспомните:

             - Что отличало Первобытный мир от других исторических эпох?

( Появились первые люди, они овладевали главными человеческими умениями)

             - Что отличало Древний мир  от Первобытного мира? (Возникли первые города и государства, которые передали нам достижения своей культуры)

            - Перечислите великие  достижения древних цивилизаций.

             ( Древнее Междуречье – счет времени;

               Древняя Индия – Цифры 1, 2,- 9;

               Древняя Греция – алфавит: гласные, согласные, Олимпийские игры 776 год;

               Древний Рим – латинский язык, календарь)

            4. Проверка заданий.

- Расскажи о ступенях развития человечества.

- Прикрепи карточки с датами и объясни.

- Прикрепите фигурки людей соответственно эпохам.

 

 

 

     III.  Постановка проблемы.

            - Какая историческая эпоха закончилась к середине 5 века нашей эры? (Древний мир). Какая историческая эпоха начинается с 5 века нашей эры? (Средние века)           Карточку

             - Назовите тему урока.

             - Что или кто  могут нам  помочь в изучении новой темы? (Учебник, комп., учитель, чтение доп. литературы)

             - На данном этапе нам поможет учебник. Откройте стр.65 и 71.
- Рассмотрите карты и скажите, как изменились границы и названия цивилизаций в Средние века?

             (Можете посовещаться.)

- Какие гос-ва появились на месте Древнего Рима? (Испания , Франция, Англия, Германия)

- На месте Древней Греции? (Византия)

            - Какие новые государства появились? (Русь, Швеция, Арабские государства, Золотая орда, Монголия, Индокитай)

            - А на Кольском полуострове было государство? (Нет)

            - А какие народы уже проживали в средние века на Кольском полуострове?               

              (Саами и поморы)

            - Чем они занимались? (Саами – охотой, а поморы – рыболовством).

            - Вы замечательно справились с этим заданием.

- Теперь послушаем разговор   Ани и Илюши. (Разговор детей)

- Какое противоречие вы заметили в разговоре Ани и Илюши?

- Как вы думаете, кто прав?

- Мы сравнивали достижения Первобытного общества и Древнего мира и увидели, что в каждой эпохе человечество  сделало что-то выдающееся.

- Какой возникает у вас вопрос? (Что выдающегося сделано в эпоху Средних веков?)

1 слайд

      На комп- ре вопрос.

- Перед нами стоит вопрос, который необходимо в ходе урока решить.

- Перед тем, как приступить к решению проблемы немного отдохнём.

Физминутка.

Надень шапку. Постреляй глазками. Посмотреть глазками  на палец, потом на доску.

IV. Решение проблемы.

2 слайд

 - На слайде показаны технические достижения Древнего мира. У вас на столе такой же лист.

3 слайд.

- На этом слайде показаны технические достижения Средних веков. Вы нашли у себя такой же лист.

  - Перед вами два листа с техническими достижениями человечества Древнего мира и Средневековья.

- Также у вас имеются тексты с небольшими рассказами о технических достижениях Средневековья.

1. Задания:

- Рассмотрите внимательно и сравните эти иллюстрации. Каждой группе я даю  задание:

1 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века помогали людям передвигаться;

2 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века помогали людям хранить и передавать информацию;

3 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века появились в военном деле;

4 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века появились в архитектуре и искусстве;

Ваши задачи:

1.Выбрать иллюстрации соответствующие вашему заданию. Отметьте их галочками.

 2. Подобрите информацию из предложенных текстов по вашей теме.

3. Представитель группы подготовит рассказ по теме, используя представленные материалы.

- Кто и что помогут вам справиться с поставленной задачей? (Учитель, иллюстрации и текст)

- Какие правила работы в группе вы знаете? …………….

2. Отчет о проделанной работе.

- Будьте внимательными слушателями своих одноклассников, запоминайте достижения, которые сделало человечество в Средневековье.

(Выслушать 4 группы):

- Представитель 1 группы выходит и доказывает свою точку зрения.

Колесо – хомут; уздечка – стремена; ладья – каравелла, косой парус, компас и карта.

После рассказа на компьютере высвечиваются технические достижения.

4 слайд

- А теперь давайте посмотрим, все ли достижения выбрала группа.

 

- Представитель 2 группы выходит и доказывает свою точку зрения.

Зарождение письменности, иероглифы на камне – бумага, книгопечатание;

После рассказа на компьютере высвечиваются технические достижения.

5 слайд

- А теперь давайте посмотрим, все ли достижения выбрала группа.

 

Представитель 3 группы выходит и доказывает свою точку зрения.

Конь без обмундирования, кольчуга – стремена, порох;

После рассказа на компьютере высвечиваются технические достижения.

6 слайд

- А теперь давайте посмотрим, все ли достижения выбрала группа.

Представитель 4 группы выходит и доказывает свою точку зрения.

Статуи, пирамиды, здания с колоннами – соборы и витраж.

После рассказа на компьютере высвечиваются технические достижения.

7 слайд

- А теперь давайте посмотрим, все ли достижения выбрала группа.

- Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием.

- Ребята, а как можно точнее сформулировать тему нашего урока? (Технические достижения Средних веков).

Открыть тему на доске.

- Как вы думаете, мы обо всех достижениях Средневековья поговорили?

- Любознательные ребята могут заглянуть в дополнительную литературу, выяснить какие ещё достижения человечество сделало в Средние века и рассказать об этом на следующем уроке.

- Можно ли назвать эпоху Средневековья неинтересной?

- Чтобы вы ответили Ане, после проведённого исследования?

3. Блиц - турнир (на компьютере)

8, 9, 10 слайды

- Проведём блиц-турнир. На компьютере читаете вопрос и готовитесь на него ответить. Отвечает один представитель группы, а все поднимают светофоры в знак согласия или несогласия.

1. Какие 2 величайших открытия сделали в Китае, которыми пользуемся и по сей день? (Бумага и порох)

2. С какого века начинается эра Средневековья? (С 5 века нашей эры)

3. Что делало всадника устойчивым в седле? (Стремена)

4. Какое изобретение сначала  использовалось только для фейерверков? (Порох)

5. Что позволило использовать лошадь на пашне? (Хомут)

6. Какая эпоха предшествовала Средним векам? (Древний мир)

7. В какую эпоху люди научились добывать огонь? (Первобытный мир)

8.Когда появились первые люди? ( 2 млн. лет назад)

V. Подведение итога.

- Что мы выяснили в ходе работы?

- Поднялось ли человечество на новую ступень своего развития? (Дорисовать ступень)!!!

- Эту ступень мы будем заполнять на следующем уроке.

- Кто заинтересовался конкретным достижением? Поинтересуйтесь о нем в дополнительной литературе.

- Спасибо за плодотворную работу, грамотные, развернутые ответы. Оценки за урок. 

Д/з тетрадь №73 и для любознательных.  

 

Тексты для групповой работы:

    1.  В древности употреблялись для письма разные материалы: вырезали слова     на

каменных досках, потом на медных; писали на листьях или на коре растений, на коже животных, пергаменте.

      Изобретателями бумаги были китайцы. Это важное открытие, замены которому нет и по сей день.

      До изобретения бумаги в Китае писали на бамбуковых дощечках или

на шелке.

      Честь изобретения книгопечатания приписывается Иоганну Гутенбергу Книгопечатание увеличило число книг и сделало их дешевле, доступнее для народа. А вместе с распространением книг быстрее начали распространяться и разные знания.

 

   2.   Кочевники изобрели стремена. Стремя сделало всадника устойчивым в седле и позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадник обрушивал на пехотинца удар, в который вкладывал всю массу своего тела.

         Во время походов рыцари надежно защищались доспехами. В начале это были кольчуги, сплетенные из колец. Затем на кольчуги стали приделывать пластины и вскоре появились латы. Голова защищалась шлемом с забралом. Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

         Китайцы изобрели порох, который вначале использовался для организации фейерверков, а затем он нашел применение в военном деле.

 

     3.   Основным достижением средних веков стало использование лошади.  Она стала первым помощником человека.

        Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне - ведь раньше пахали на быках.

        Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта.

        Изобретение стремени привело к широкому распространению верховой езды.

        Появление быстрых и надежных судов - каравеллл позволило совершать далекие плавания. Их косые паруса могли поворачиваться, и суда двигались даже против ветра.

        При помощи компаса корабли двигались в нужном направлении. Дальние плавания позволили людям создать довольно точные карты.

 

  4.   Благодаря мастерству архитекторов в соборах появились высокие стрельчатые своды. На месте толстых стен храмов появились галереи и множество окон. Соборы как бы стремятся ввысь.

В новых храмах не хватало места для живописи из-за большого количества окон  и поэтому стали использовать  витражи. Витраж – картина из цветных стёкол в окнах.

Свет, проходя через цветное стекло, «играл» на стенах и полу. Это придавало соборам праздничный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века помогали людям передвигаться;

Ваши задачи:

1.Выбрать иллюстрации соответствующие вашему заданию. Отметьте их галочками.

 2. Подобрите информацию из предложенных текстов по вашей теме.

3. Представитель группы подготовит рассказ по теме, используя представленные материалы.

 

 

 

2 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века помогали людям хранить и передавать информацию;

Ваши задачи:

1.Выбрать иллюстрации соответствующие вашему заданию. Отметьте их галочками.

 2. Подобрите информацию из предложенных текстов по вашей теме.

3. Представитель группы подготовит рассказ по теме, используя представленные материалы.

 

 

 

3 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века появились в военном деле;

Ваши задачи:

1.Выбрать иллюстрации соответствующие вашему заданию. Отметьте их галочками.

 2. Подобрите информацию из предложенных текстов по вашей теме.

3. Представитель группы подготовит рассказ по теме, используя представленные материалы.

 

 

4 группа: Сравните Древний мир и Средние века и выясните, какие технические достижения в Средние века появились в архитектуре и искусстве;

Ваши задачи:

1.Выбрать иллюстрации соответствующие вашему заданию. Отметьте их галочками.

 2. Подобрите информацию из предложенных текстов по вашей теме.

3. Представитель группы подготовит рассказ по теме, используя представленные материалы.

 

 

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

Витраж – картина из цветных стёкол в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории 4 класс Тема: Технические достижения эпохи Средних веков."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок окружающего мира для 4 класса по программе «Школа 2100» входит в систему уроков раздела «Человек и прошлое человечества». Тип урока – изучение нового материала с использованием ИКТ.  На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 796 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 623
    • DOCX 63.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевцова Анжелика Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевцова Анжелика Васильевна
    Шевцова Анжелика Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 1853
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 54 регионов

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе