Инфоурок География Другие методич. материалыУрок истории.8 класс."Война 12-го года настала-кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай,зима иль русский Бог?"

Урок истории.8 класс."Война 12-го года настала-кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай,зима иль русский Бог?"

Скачать материал

БОУ СМР «Воробьёвская ООШ» (Вологодская область Сокольский район)

Технологическая карта урока истории. 8 класс

Учитель:  Гришонкова Ирина Юрьевна    

Тема урока  «Гроза двенадцатого года настала – кто тут нам помог?

                    Остервенение народа, зима, Барклай иль русский Бог?» А.С.Пушкин

История Отечества.    Класс: 8

Цели: -характеристика  событий  Отечественной войны 1812г., её героев,

- определение  значения победы русского народа;

Задачи:

1.      образовательные:  

-знать причины, ход, итоги Отечественной войны 1812 года

-углубить  и расширить знания обучающихся о событиях данного периода, об исторических личностях;

-дать оценку действиям участников войны;

 

2.      развивающие:

-уметь работать  с документами, с картой, определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы;

-развивать навыки смыслового чтения;

-уметь заполнять таблицу;

-уметь видеть, что внешняя политика России являлась частью европейской политики  

3.      воспитательные:

- формировать уважение к историческому прошлому России;

-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа в Отечественной войне 1812 года.

 4. личностные

-закрепить  опыт взаимодействия, совместной деятельности и общения;

-высказывать свою точку зрения, уметь её аргументировать

 

Планируемые результаты

Предметные

Знать и понимать причины Отечественной войны 1812 года, причины победы России;

Уметь систематизировать материал по теме из различных источников;

Давать оценку историческим личностям, событиям;

Овладение целостным представлением об историческом пути народов России и человечества

Личностные

Понимать ценность  человека как двигателя истории;

Проявлять чувство любви к Родине, уважение к её истории;

Ценность свободы

Метапредметные

Владеть умениями самостоятельной работы;

Уметь работать с учебной информацией;

Уметь выделять причинно-следственные связи;

Осуществлять самоконтроль и самооценку

 

В соответствии с Концепцией используется историко-антропологический подход (характеристика участников войны), многофакторный характер истории (связь с экономической сферой (разрушено хозяйство страны), с социальной сферой (народное ополчение, партизанское движение), с духовной сферой (отражение событий 1812 года в стихах).

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма:    лабораторно-практическая работа

Формируемые УУД

Учебник  Боханов А.Н. «История России. XIX век.-М.: Русское слово

Ресурсы: карта «Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии»; схема «Бородинское сражение»; портреты героев Отечественной войны; раздаточный материал; видеоурок «Отечественная война 1812 года»

 

 

 

 

 

Карта   урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1.Организационный этап (1 мин.)

-Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество.

Здороваются, проверяют готовность к уроку, присаживаются на свои места

Личностные: формировать ответственное  отношение к учению

2. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся(5 мин.)

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

 - Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

 

Что такое континентальная блокада?

 

Какое значение имел Тильзитский

мирный договор для России?

 

 

 

 

 

Подвожу итоги беседы.

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

-Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке?  

-Вспомните алгоритм изучения   войны. Что из него мы уже знаем? Что предстоит узнать?

-Сформулируйте цель  урока, обратив внимание на  тему, записанную  на доске.

 

- Каким образом мы можем достичь цели урока?

.

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

Называют направления внешней политики России в начале XIX века (европейское и ближневосточное)

Объясняют, почему европейское направление было проблемным

 

 

Отвечают   (прекращение торговых отношений с Англией)

   Отвечают

(1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;

  2. Россия оказалась в изоляции;

 3. Авторитет Александра резко упал)

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

Называют план изучения войны:

Определяют, что предстоит изучить. Ставят задачи на урок.

Называют  источники работы 

( учебник, карта, документы…)

 

Познавательные

(общеучебные и логические):

-определять, формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

-дополнять, уточнять высказывания, мнения по существу полученных знаний;

-определять и анализировать понятия;

-устанавливать причинно-следственные связи;

- контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной форме;

-осуществлять волевую саморегуляцию (способность к преодолению препятствий).

 

Регулятивные УУД:

-умение слушать  в соответствии с целевой установкой;

-ставить  и формулировать

цель  предстоящей учебной  деятельности ;

-принимать и сохранять учебную цель и задачу

-самостоятельно планировать пути достижения целей, способы решения учебных и познавательных задач;

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные:

-слушать собеседника;

-взаимодействовать с учителем во время беседы; аргументировать свое мнение;

-строить понятные для собеседника высказывания;

-оценивать ответы одноклассников;

-давать самооценку

Личностные:

-нравственно-этическое оценивание (осуществление морального выбора в оценке действий, ситуаций)

 

3. Актуализация знаний (1 мин.)

Исходя из вышесказанного, что могло стать причиной начала военных действий между Россией и Францией?

 

 

 

 

 

Высказывают  предположения:

Причинами начала военных действий между Россией и Францией могло стать стремление Наполеона к мировому господству, негативное влияние присоединения нашей страны к континентальной блокаде Англии, неудачная попытка сватовства Наполеона.

Причины записывают в тетрадь.

Познавательные:

-осознанно использовать речевые средства  для выражения своих чувств, мыслей;

-планировать и регулировать свою деятельность;

-владеть устной монологической речью

4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Просмотрите видеофильм («Отечественная война 1812 года», в нем четко рассказано о том, что спрашивается в вопросах, прозвучат основные даты)

 По окончанию просмотра вы должны будете ответить на вопросы  и выполнить задания (выданы рабочие листы):

(В условиях малокомплектной школы использую работу в парах)

1 пара (характеристика состояния армий)

1.      Каково было соотношение сил французской и русской армий?

2.      Каковы недостатки и достоинства французской и русской армий?

3.      Каково соотношение сил перед Бородинским сражением?

2 пара: (характеристика главнокомандующих русской армией: Александра I, Барклая-де-Толли, М.И.Кутузова и Наполеона)

1.Каковы причины назначение М.И.Кутузова главнокомандующим?

2.Почему было принято решение оставить Москву? Согласны ли вы с  решением М.И.Кутузова? Докажите это на примерах.

3        пара (народный характер войны)

1.Назовите имена героев Отечественной войны? Кто они? Что их объединяло?

 

Просматривают видеофильм, делают необходимые записи

Познавательные :

-поиск и выделение информации;

-структурирование знаний;

-применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств;

-использование знаково-символических действий;

-установление причинно-следственных связей;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-наблюдение, слушание

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция;

-контроль своей деятельности в процессе достижения результата

 

Коммуникативные УУД:

-понимание текста на слух;

-понимание смысла прочитанного;

-вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении;

-аргументировать свое

мнение;

-строить продуктивное

взаимодействие со

сверстниками и  взрослыми в процессе  коллективной деятельности;

-корректировать  поведение;

-осуществлять контроль;

5. Первичная проверка понимания (10 мин.)

 

Беседа по усвоению прочитанного.Предлагаю  подготовить общий ответ по заданным вопросам. Даю дополнительные задания на проверку понимания услышанного

1 группе –основные вопросы

1.      Каково было соотношение сил французской и русской армий?

2.      Каковы недостатки и достоинства французской и русской армий?

3.      Каково соотношение сил перед Бородинским сражением?

Дополнительные задание:

 Прочитать и объяснить смысл сказанного Наполеоном: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце». В чем смысл сказанного? Почему он так говорил?

2 группе – основные вопросы

1)      Каковы причины назначение М.И.Кутузова главнокомандующим?

2.Почему было принято решение оставить Москву? Согласны ли вы с  решением М.И.Кутузова? Докажите это на примерах.

Дополнительное задание

-В чем была причина недовольства Наполеона?

 (используя дополнительные материалы)

 

3 группе основной вопрос

Назовите имена героев Отечественной войны? Кто они? Что их объединяло?

Дополнительный вопрос:

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном? (при ответе используйте документ)

 

 

Работают в парах, обрабатывают информацию, готовятся к представлению итогов  своей работы

 

 

 

 

Читают  и объясняют,  в чём смысл сказанного:

 

 

 

 

 

 

 

Читают документы, находят подтверждение или опровержение своих высказываний

 

 

 

 

Называют имена командующих, партизан. Делают вывод, что все они принадлежат разным социальным группам. Объединяло их понимание опасности порабощения своей страны

Высказывают и аргументируют свою точку зрения

 

                                          

Читают документы, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Читают документы, отвечают на вопросы

 

Познавательные:

-извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

-установление причинно- следственных связей;

-выдвижение гипотез

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий); -контролировать и  оценивать достигнутые результаты своей и чужой  деятельности и адекватно формулировать их в устной

и письменной форме;           -вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;                       -самоконтроль.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):                          -выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез,обобщение,

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном  обсуждении; - аргументировать свое мнение;                                  - осуществлять контроль;

-оценивать действия партнера;

-разрешать конфликты

6. Первичное закрепление (5 минут)

Поработав с картой, составьте хронологию событий Отечественной войны, сделав соответствующие записи в тетради (на рабочем листе дана таблица, в которой даты записаны. Учащиеся вписывают события). По завершении работы необходимо показать места основных сражений на карте.

Итак, данные военный действия, как мы с вами увидели, закончились поражением Франции. 6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.

- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Какое же значение имела Отечественная война для Российской империи  и стран Европы? Посмотрите на тему урока и дайте свой ответ на поставленный вопрос.

 

Изучают карту. Соотносят даты и события, записывают в хронологическом порядке в тетрадь.

 Показывают на карте

 

 

 

 

 

 

Читают тему урока Дают свои варианты ответа. Делают записи в тетради.

 

Познавательные УУД

(общеучебные и логические):

-осуществлять анализ условных обозначений карты;                  

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция

(способность к преодолению препятствий);

-контролировать и  оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной

и письменной форме;

-вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном  обсуждении; - аргументировать свое мнение;                                  -осуществлять контроль;

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция (4 минуты)

Подведем итоги нашей работы. Мы познакомились с Отечественной войной 1812 года.

Ваша задача: составить синквейн по материалу урока. (3 минуты на работу)

Существительное

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Предложение из 4 слов

Слово-ассоциация  (1 слово)

Составляют синквейн. Несколько вариантов заслушивается.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном

обсуждении;

- аргументировать свое

мнение;

- осуществлять контроль;

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (1 минута)

 

Параграф 6, выучить даты; выполнить задания контурной карты

По желанию:

-составить  презентацию по теме урока;

-найти дополнительный материал;

-составить портретный ряд;

-выполнить задания в рабочей тетради на печатной основе

 

 

 

 

Записывают в дневники

Регулятивные УУД:

-самоконтроль;

-организация самостоятельного поиска ответов на вопросы;

Личностные:

-формирование своего отношения к деятельности героев Отечественной войны;

-представление своего видения содержания презентации и портретного ряда

 

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 минуты)

Оцените  свою работу на уроке, используя опорные слова

 

 

 

 

 

Оценивают  свою работу и работу одноклассников, использую опорные слова

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял что…

Теперь я могу…

Я приобрѐл…

Я научился…

Урок для меня показался…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

Материал урока был мне

 

Я почувствовал, что…

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой на уроке я…

Материал урока мне был…

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

Моѐ настроение…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Могу похвалить своих одноклассников…

 

У меня получилось…

Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

 

Личностные:

-формирование своего отношения к собственной деятельности на уроке и деятельности своих товарищей

 

 

 

 

Приложение 1. Рабочие листы для учащихся

Рабочий лист урока

1 группа –основные вопросы

1.      Каково было соотношение сил французской и русской армий?

Франция

Россия

 

 

 

 

2.      Каковы недостатки и достоинства французской и русской армий?

Франция

Россия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Каково соотношение сил перед Бородинским сражением?

 

Франция

Россия

тыс. человек

 

 

орудий

 

 

 

Дополнительные задание: Прочитать и объяснить смысл сказанного Наполеоном: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце». В чем смысл сказанного? Почему он так говорил?

4.Поработав с картой, заполните таблицу

12 июня  1812 года

 

4-6 августа 1812 года

 

26 августа 1812 года

 

1 сентября – 1812 года

 

Сентябрь 1812 года

 

12 октября 1812 года

 

22 октября 1812 года

 

14-17 ноября 1812 года

 

Декабрь 1812 года

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа – основные вопросы

1)      Каковы причины назначение М.И.Кутузова главнокомандующим? При ответе используйте документ №1

Документ №1

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

 

2.Почему было принято решение оставить Москву? Согласны ли вы с  решением М.И.Кутузова? Докажите это на примерах.

Дополнительное задание

-Используя дополнительные источники, ответьте на вопрос: «В чем была причина недовольства Наполеона?»

А. Ермолов: « …Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Фриз: « …С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали, на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «… Дома, хотя большей частью деревянные, поражают нас своей величиной и пышностью. Но все двери открыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

   Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении произведенном развалинами Помпеи… но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селиванский: «Таким образом, победитель Москвы доехал до Боровитских ворот, не увидя ни единого жителя. Негодование было написано на всех чертах Наполеона. Он даже не брал на себя труда скрывать то, что происходило в его душе».

А.С.Пушкин

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою

 

3. Поработав с картой, заполните таблицу

12 июня  1812 года

 

4-6 августа 1812 года

 

26 августа 1812 года

 

1 сентября – 1812 года

 

Сентябрь 1812 года

 

12 октября 1812 года

 

22 октября 1812 года

 

14-17 ноября 1812 года

 

Декабрь 1812 года

 

 

 

 

 

 

3 группе основной вопрос

1.      Назовите имена героев Отечественной войны? Кто они? Что их объединяло?

Дополнительный вопрос:

- Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном? (при ответе используйте документ)

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

2.      Поработав с картой, заполните таблицу

12 июня  1812 года

 

4-6 августа 1812 года

 

26 августа 1812 года

 

1 сентября – 1812 года

 

Сентябрь 1812 года

 

12 октября 1812 года

 

22 октября 1812 года

 

14-17 ноября 1812 года

 

Декабрь 1812 года

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок истории.8 класс."Война 12-го года настала-кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай,зима иль русский Бог?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Представлена технологическая технологическая карта урока истории, посвященная событиям 1812 года.Карта соответствует требованиям ФГОС второго поколения.В соответствии с Концепцией используется историко-антропологический подход (характеристика участников войны), многофакторный характер истории (связь с экономической сферой (разрушено хозяйство страны), с социальной сферой (народное ополчение, партизанское движение), с духовной сферой (отражение событий 1812 года в стихах). 

ТИП УРОКА: комбинированный 

Ресурсы: карта «Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии»; схема «Бородинское сражение»; портреты героев Отечественной войны; раздаточный материал; видеоурок «Отечественная война 1812 года»

В карте приведены карточки с документами, по которым организуется работа в группах

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 262 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 730
    • DOCX 48 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гришонкова Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гришонкова Ирина Юрьевна
    Гришонкова Ирина Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6800
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 429 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Басня как педагогическая технология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе