Главная / Начальные классы / Урок –исследование русского языка по теме: «Обстоятельство» (3 класс)

Урок –исследование русского языка по теме: «Обстоятельство» (3 класс)

Урок –исследование русского языка

по теме: «Обстоятельство».

в 3 «В» классе МОУ КСОШ №1 имени Знаменского А.Д.


Дата проведения: 27.10.10.


Цели: - закрепить знания учащихся об обстоятельстве как второстепенном

члене предложения, связанном со сказуемым;

- познакомить с фразеологизмами, выступающими в предложении

в роли обстоятельств;

- отработать умения находить в предложении грамматическую основу

и обстоятельства.


Оборудование: учебник (с.77-79), таблицы – правила об обстоятельстве,

карточки ( разноуровневые) для 3-х групп, рисунок, пред-

метные картинки (солнце, грибы), таблицы – о фразеоло-

гизме, с вопросами и 2-мя предложениями.





Учитель: Буянова Галина Ивановна.



















Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный момент.
























II. Каллиграфическая минутка.









III. Актуализация опорных знаний.




















IV. Изучение нового материала.
























































Физминутка.







































































V. Рефлексия.







VI. Итог урока.



















VII. Домашнее задание



Звенит весёлый колокольчик.

Игрушки все свои оставь,

Нам нужно дружно поздороваться,

И у столов красиво встать.

Учитель:

- Ребята! Обратите пожалуйста внимание.

Сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте их поприветствуем:

- А теперь тихонечко садимся.

Учитель:

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чём:

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо; словно мышь.

Спина прямая у тебя,

Садитесь правильно, как я.

( Учитель показывает правила посадки за партой)

- Ручки мы вот так кладём (показывает)

И заданий дальше ждём.

Если хочешь ты сказать.

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

( Учитель показывает движения)

- Начинаем наш урок,

Открываем знания вместе.


- Откройте пожалуйста свои тетради, правильно их расположите на парте, красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

- А теперь, каллиграфическая минутка.

Сегодня нам с вами предстоит вспомнить написание заглавной буквы «Г», а также строчную букву «г» в соединении с гласными. Пишем.

А напоследок запишем предложение, в котором встречаются данные буквы.


Учитель:

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились на прошлом уроке,

Поспешим мне рассказать.

- Итак, над чем мы работали на прошлом уроке?




- Чему мы учились?


- Хорошо, ребята. Расскажите мне пожалуйста, что вы помните.

- С каким правилом вы познакомились?



- Ребята! Я хочу узнать, все ли это правило усвоили и могут применять на практике.

Для этого я вам приготовила интересное задание:

Разноуровневая работа по карточкам.

( Раздаю детям карточки по группам)


- А кто уже выполнил задание, можете обратить внимание на доску.

1.Выбор правильных вопросов.

На доске даны вопросы:

Где? Зачем? Каков? Что делала? Куда? Как? Что будет делать? Откуда? Когда?

- Среди вопросов найдите и подчеркните те, на которые отвечает обстоятельство.

- А что вы можете о нём рассказать?

- Что такое обстоятельство?

- Скажите, а что помогло вам выбрать правильно вопросы?

Давайте произнесём её с вами вместе.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?


2. Исправление ошибок. Задание «Какие слова поменять?»

- А сейчас нам предстоит выполнить очень ответственную работу. Посмотрите внимательно.

- Правильно ли Юля составила предложения?

- Нет ли у неё ошибок?

- Какие слова нужно поменять в двух предложениях?

( Работа проводится коллективно).

- Давайте посмотрим, что же получилось?

Щенок кусал папу.

Вася купил щенка.

Запишем данные предложения в тетрадь.

- А теперь нам нужно провести разбор предложений.

- Что для этого необходимо предпринять?



- Ребята! Скажите пожалуйста:

- Что такое грамматическая основа?

- А ещё как мы можем назвать?


- Замечательно.

- А ещё какие бывают члены предложения?

- Всегда ли в предложении могут быть второстепенные члены ?

- А когда они есть:

- Как называются такие предложения?

- А если нет второстепенных членов?

- Молодцы!

Я очень рада, что вы у меня так много знаете.


-Итак, работаем над 1-м предложением.

(Разбор выполняют дети у доски).








Аналогичная работа проводится по 2-му предложению.


- А теперь пришло время отдохнуть.

Я вам предлагаю орфографическую разминку с целью отдыха.

Я называю слово. Если вы считаете, что в нём пишется парный звонкий – вы встаёте, если – глухой – вы приседаете.

-Понятно?

Только будьте внимательны.

Дорожка – встаём

Старушка – приседаем

Варежка – встаём

Хрупкий – приседаем

Улыбка – встаём

Сторож – встаём

Шарф – приседаем

Морозко – встаём


- Все ли правильно выполняли данные упражнения?

- А почему? Не подскажете?

- А что необходимо было предпринять, чтобы определить правильный ответ?

- Да, ребята. Будьте пожалуйста внимательней.

Учитель:

Ну что ж, продолжим.

- Сегодня нам с вами предстоит провести исследование, чтобы узнать новое.

- Вы готовы?

3. Знакомство с фразеологизмом.

Работаем с учебником.

- Откройте пожалуйста с.78 учебника.

- Найдите упражнение 2.

- Внимательно прочитайте задание.

- Все ли слова вам здесь понятны?

- А какое слово для вас новое? Прочитайте.


- Итак, хотите узнать, что оно обозначает?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Посмотрите слова для справок.

- Например, если человек бежит очень быстро, как мы можем по другому сказать?

- А если он ничего не видит вокруг себя?

- Вот и наша с вами задача:

Записать предложения, заменив отдельные слова фразеологизмами.

( Упражнение выполняется коллективно).

- А теперь посмотрите внимательно упражнение 5. Его вам предстоит выполнить дома, поэтому давайте вместе разберём задание.

4. Словарная работа.

Проведём небольшую экскурсию в мир истории языка (с.79 учебника).

Познакомимся с новым словом – ФЕЙЕРВЕРК.


- Вы когда-нибудь слышали это слово?

- Прочитаем, что оно означает.

( Если время располагает, провожу игру «Кто больше?»

5. Игра «Кто больше?»

Перед вами рисунок.

Составьте предложение по рисунку.


Мы пойдём в лес.

Игра заключается в следующем: вы должны добавить к нему как можно больше второстепенных членов предложения.

- А я вам помогу картинками.

- Итак, кто же из вас победил?

Проверяем.

Что же получилось)

Утром мы пойдём в лес за грибами.

- Молодцы!

- Ребята! Скажите:

- Что было на уроке для вас новым, необычным?

- Что получилось легко?

- А что вам понравилось больше всего?

- В какие моменты вы испытывали трудности?

- Нужны ли вам эти знания в дальнейшем?

- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились, давайте ещё раз вспомним:

- О чём мы говорили на уроке?

- А чему мы учились?

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

Спасибо вам за урок!

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.

На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо!


Учебник с.79 упражнение 5.








- Все: Здравствуйте!


























- Дети пишут в своих тетрадях данные буквы и предложение.










- Мы работали с приставками, оканчивающимися на букву «с».

- Мы учились писать слова с приставкой «с ».


( Правило вывешивается на доске).

-Дети рассказывают правило.

( детям раздаются карточки с разноуровневыми заданиями).


- Дети выполняют данное задание по группам ( время выполнения 3 мин.)


( Вывешиваю таблицу с вопросами).



- Дети выполняют данное задание коллективно.

- Дети отвечают.

(Обращаю внимание детей на таблицу-правило).

- Считалочка.




(Вывешиваю таблицу с 2-мя предложениями).



- Нет.

- Есть.

- Надо поменять местами слова «кусал» и «купил».



- Дети записывают предложения.


- Мы находим грамматическую основу предложения.

- Это подлежащее и сказуемое.

- Это главные члены предложения.


- Второстепенные.


- Нет.


- Распространённые.

- нераспространённое.




- В этом предложении говорится о щенке. Кто? – щенок – это подлежащее, выражено именем существительным, подчёркиваем одной чертой. Дальше разбор проводится по схеме-алгоритму ( дан на доске).





















- Нет.

- Не знают правила.


- Подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук чётко произносился.




- Да.


Дети работают с учебником на с.78.



- Нет.

-Дети читают – фразеологизмы.

- Да.

( вывешиваю таблицу с правилом).

- дети читают.


- во всю прыть.

- сломя голову.


- дети коллективно выполняют данное упражнение.


- Запишем быстренько в дневнички: с.79 упр.5.


(Вывешиваю запись данного слова).



- да.




( Вывешиваю рисунок).


- Дети составляют предложение.





( Показываю картинки – солнца и грибов).

Дети зачитывают свои предложения.



- Дети дают свои ответы на вопросы учителя.







Дети дают свои ответы на вопросы учителя.





Урок –исследование русского языка по теме: «Обстоятельство» (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели: - закрепить знания учащихся об обстоятельстве как второстепенном

члене предложения, связанном со сказуемым;

- познакомить с фразеологизмами, выступающими в предложении

в роли обстоятельств;

- отработать умения находить в предложении грамматическую основу

и обстоятельства.

 

Оборудование: учебник (с.77-79), таблицы – правила об обстоятельстве,

карточки ( разноуровневые) для 3-х групп, рисунок, пред-

метные картинки (солнце, грибы), таблицы – о фразеоло-

гизме, с вопросами и 2-мя предложениями.

 

 

 

 

Учитель: Буянова Галина Ивановна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Каллиграфическая минутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

VI. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание

 

 

Звенит весёлый колокольчик.

Игрушки все свои оставь,

Нам нужно дружно поздороваться,

И у столов красиво встать.

Учитель:

- Ребята! Обратите пожалуйста внимание.

Сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте их поприветствуем:

- А теперь тихонечко садимся.

Учитель:

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Чтобы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чём:

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо; словно мышь.

Спина прямая у тебя,

Садитесь правильно, как я.

( Учитель показывает правила посадки за партой)

- Ручки мы вот так кладём (показывает)

И заданий дальше ждём.

Если хочешь ты сказать.

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать.

( Учитель показывает движения)

- Начинаем наш урок,

Открываем знания вместе.

 

- Откройте пожалуйста свои тетради, правильно их расположите на парте, красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

- А теперь, каллиграфическая минутка.

Сегодня нам с вами предстоит вспомнить написание заглавной буквы «Г», а также строчную букву «г» в соединении с гласными. Пишем.

А напоследок запишем предложение, в котором встречаются данные буквы.

 

Учитель:

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

Чтобы времени зря не терять.

О том, как потрудились на прошлом уроке,

Поспешим мне рассказать.

- Итак, над чем мы работали на прошлом уроке?

 

 

 

- Чему мы учились?

 

- Хорошо, ребята. Расскажите мне пожалуйста, что вы помните.

- С каким правилом вы познакомились?

 

 

- Ребята! Я хочу узнать, все ли это правило усвоили и могут применять на практике.

Для этого я вам приготовила интересное задание:

Разноуровневая работа по карточкам.

( Раздаю детям карточки по группам)

 

- А кто уже выполнил задание, можете обратить внимание на доску.

1.Выбор правильных вопросов.

На доске даны вопросы:

Где? Зачем? Каков? Что делала? Куда? Как? Что будет делать? Откуда? Когда?

- Среди вопросов найдите и подчеркните те, на которые отвечает обстоятельство.

- А что вы можете о нём рассказать?

- Что такое обстоятельство?

- Скажите, а что помогло вам выбрать правильно вопросы?

Давайте произнесём её с вами вместе.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

 

2. Исправление ошибок. Задание «Какие слова поменять?»

- А сейчас нам предстоит выполнить очень ответственную работу. Посмотрите внимательно.

- Правильно ли Юля составила предложения?

- Нет ли у неё ошибок?

- Какие слова нужно поменять в двух предложениях?

( Работа проводится коллективно).

- Давайте посмотрим, что же получилось?

Щенок кусал папу.

Вася купил щенка.

Запишем данные предложения в тетрадь.

- А теперь нам нужно провести разбор предложений.

- Что для этого необходимо предпринять?

 

 

- Ребята! Скажите пожалуйста:

- Что такое грамматическая основа?

- А ещё как мы можем назвать?

 

- Замечательно.

- А ещё какие бывают члены предложения?

- Всегда ли в предложении могут быть второстепенные члены ?

- А когда они есть:

- Как называются такие предложения?

- А если нет второстепенных членов?

- Молодцы!

Я очень рада, что вы у меня так много знаете.

 

-Итак, работаем над 1-м предложением.

(Разбор выполняют дети у доски).

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичная работа проводится по 2-му предложению.

 

- А теперь пришло время отдохнуть.

Я вам предлагаю орфографическую разминку с целью отдыха.

Я называю слово. Если вы считаете, что в нём пишется парный звонкий – вы встаёте, если – глухой – вы приседаете.

-Понятно?

Только будьте внимательны.

Дорожка – встаём

Старушка – приседаем

Варежка – встаём

Хрупкий – приседаем

Улыбка – встаём

Сторож – встаём

Шарф – приседаем

Морозко – встаём

 

- Все ли правильно выполняли данные упражнения?

- А почему? Не подскажете?

- А что необходимо было предпринять, чтобы определить правильный ответ?

- Да, ребята. Будьте пожалуйста внимательней.

Учитель:

Ну что ж, продолжим.

- Сегодня нам с вами предстоит провести исследование, чтобы узнать новое.

- Вы готовы?

3. Знакомство с фразеологизмом.

Работаем с учебником.

- Откройте пожалуйста с.78 учебника.

- Найдите упражнение 2.

- Внимательно прочитайте задание.

- Все ли слова вам здесь понятны?

- А какое слово для вас новое? Прочитайте.

 

- Итак, хотите узнать, что оно обозначает?

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Посмотрите слова для справок.

- Например, если человек бежит очень быстро, как мы можем по другому сказать?

- А если он ничего не видит вокруг себя?

- Вот и наша с вами задача:

Записать предложения, заменив отдельные слова фразеологизмами.

( Упражнение выполняется коллективно).

- А теперь посмотрите внимательно упражнение 5. Его вам предстоит выполнить дома, поэтому давайте вместе разберём задание.

4. Словарная работа.

Проведём небольшую экскурсию в мир истории языка (с.79 учебника).

Познакомимся с новым словом – ФЕЙЕРВЕРК.

 

- Вы когда-нибудь слышали это слово?

- Прочитаем, что оно означает.

( Если время располагает, провожу игру «Кто больше?»

5. Игра «Кто больше?»

Перед вами рисунок.

Составьте предложение по рисунку.

 

Мы пойдём в лес.

Игра заключается в следующем: вы должны добавить к нему как можно больше второстепенных членов предложения.

- А я вам помогу картинками.

- Итак, кто же из вас победил?

Проверяем.

Что же получилось)

Утром мы пойдём в лес за грибами.

- Молодцы!

- Ребята! Скажите:

- Что было на уроке для вас новым, необычным?

- Что получилось легко?

- А что вам понравилось больше всего?

- В какие моменты вы испытывали трудности?

- Нужны ли вам эти знания в дальнейшем?

- Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились, давайте ещё раз вспомним:

- О чём мы говорили на уроке?

- А чему мы учились?

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности.

Спасибо вам за урок!

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища.

На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

 

Прозвени-ка, дружок,

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо!

 

Учебник с.79 упражнение 5.

 

 

 

 

 

 

 

- Все: Здравствуйте!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дети пишут в своих тетрадях данные буквы и предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы работали с приставками, оканчивающимися на букву «с».

- Мы учились писать слова с приставкой «с ».

 

( Правило вывешивается на доске).

-Дети рассказывают правило.

( детям раздаются карточки с разноуровневыми заданиями).

 

- Дети выполняют данное задание по группам ( время выполнения 3 мин.)

 

( Вывешиваю таблицу с вопросами).

 

 

- Дети выполняют данное задание коллективно.

- Дети отвечают.

(Обращаю внимание детей на таблицу-правило).

- Считалочка.

 

 

 

(Вывешиваю таблицу с 2-мя предложениями).

 

 

- Нет.

- Есть.

- Надо поменять местами слова «кусал» и «купил».

 

 

- Дети записывают предложения.

 

- Мы находим грамматическую основу предложения.

- Это подлежащее и сказуемое.

- Это главные члены предложения.

 

- Второстепенные.

 

- Нет.

 

- Распространённые.

- нераспространённое.

 

 

 

- В этом предложении говорится о щенке. Кто? – щенок – это подлежащее, выражено именем существительным, подчёркиваем одной чертой. Дальше разбор проводится по схеме-алгоритму ( дан на доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет.

- Не знают правила.

 

- Подобрать проверочное слово так, чтобы этот звук чётко произносился.

 

 

 

- Да.

 

Дети работают с учебником на с.78.

 

 

- Нет.

-Дети читают – фразеологизмы.

- Да.

( вывешиваю таблицу с правилом).

- дети читают.

 

- во всю прыть.

- сломя голову.

 

- дети коллективно выполняют данное упражнение.

 

- Запишем быстренько в дневнички: с.79 упр.5.

 

(Вывешиваю запись данного слова).

 

 

- да.

 

 

 

( Вывешиваю рисунок).

 

- Дети составляют предложение.

 

 

 

 

( Показываю картинки – солнца и грибов).

Дети зачитывают свои предложения.

 

 

- Дети дают свои ответы на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Дети дают свои ответы на вопросы учителя.

 

 

 

Автор Буянова галина ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1012
Номер материала 32772
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓