Главная / Информатика / Урок информатики в 10-м классе "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Урок информатики в 10-м классе "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Урок информатики в 10-м классе "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Михайлов Анатолий Львович, учитель информатики

Цели урока.

Обучающие.

  • Повторение и систематизация пройденного материала;

  • Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц истинности;

  • Решение заданий уровня А и В из демоверсии ЕГЭ по данной теме.

Развивающие.

  • Развитие мотивации к изучению информатики;

  • Развитие творческих способностей детей;

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры умственного труда.

Ход урока

    1. Организационный момент.

Отобразить внешний вид, готовность к уроку, вопросы при подготовке домашнего задания, формулирование темы урока, цели урока.

    1. Актуализация опорных знаний.

  1. Что такое логика? Наука о формах и способах мышления.

  2. Что такое понятие? Это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

  3. Что такое высказывание? Это формулировка понимания окружающего мира

  4. Какие значения может принимать высказывания? Истина и ложь.

  5. Какой логической операции соответствуют таблицы истинности:

А

В

F

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

 (дизъюнкция, логическое сложение)

А

В

F

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

 (конъюнкция, логическое умножение)

А

F

0

1

0

0

(инверсия, логическое отрицание)

III. Решение задач на повторение.

Индивидуальная работа.

3 человека получают карточки с заданием – 1 задача. (Приложение 1)

Задание: Упростить логическую функцию.

Покажите правильность преобразований с помощью таблиц истинности исходного и полученного логических выражений.

3 человека получают карточки с заданием – 1 задача. (Приложение 2)

Задание: Докажите формулу, составив таблицы истинности. Выполнить проверку на ПК в ECXEL.

Решение заданий на доске:

1. Упростить логическую функцию

F=((x v http://festival.1september.ru/articles/515144/Image182.gif) & y) v (http://festival.1september.ru/articles/515144/Image183.gif & (y v z))

Покажите правильность преобразований с помощью таблиц истинности исходного и полученного логических выражений.

2. Запишите логическую функцию, описывающую состояние данной логической схемы, и составьте таблицу истинности.

http://festival.1september.ru/articles/515144/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/515144/img2.gif

Решение заданий уровня А из демоверсии ЕГЭ

1. Какое логическое выражение равносильно выражению

¬(А & В) & ¬ С

  1. ¬А v В v ¬ С

  2. (¬А v ¬ В) & ¬ С

  3. (¬А v ¬ В) & С

  4. ¬А & ¬ В & ¬ С

2. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трёх аргументов: X,Y,Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F:

X

Y

Z

F

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1

0

Какое выражение соответствует F?

  1. ¬ X v Y v ¬ Z

  2. X & Y & ¬ Z

  3. ¬ X & ¬ Y & Z

  4. X v ¬ Y v Z

IV. Решение логических задач с помощью таблиц истинности.

Задача 1. Митя, Сережа, Толя, Костя и Юра пришли в музей до открытия и встали в очередь в кассу. Митя пришел позже Сережи, Толя раньше Кости, Митя раньше Толи, Юра позже Кости. В каком порядке ребята стояли в очереди?

(Подробное решение задачи совместно с классом)

Презентация. (Приложение 3)

 

Митя

Серёжа

Толя

Костя

Юра

1

0

1

0

0

0

2

1

0

0

0

0

3

0

0

1

0

0

4

0

0

0

1

0

5

0

0

0

0

1

Задача 2. Четыре подруги — Маша, Полина, Ольга и Наташа – участвовали в соревнованиях по бегу и заняли первые четыре места. Установите, кто какое место занял, если известно, что в каждом из приведенных ниже ответов, которые дали девушки на вопрос опоздавшего к финишу корреспондента, кто какое место занял, верной является лишь половина ответа.

Наташа: “Ольга была второй, а Полина — первой”.

Маша: “Нет, Наташа. Ольга была первой, а второй была ты”.

Ольга: “Да что вы, девочки! Третьей была Маша, а Полина — четвертой”.

(Подробное решение задачи совместно с классом)

 

Маша

Полина

Ольга

Наташа

1

0

1

0

0

2

0

0

0

1

3

1

0

0

0

4

0

0

1

0

Презентация. (Приложение 4)

Задача 3. (Уровень В демоверсии ЕГЭ)

В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях.

Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй.

Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место.

Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй.

Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов.

Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита?

(Самостоятельное решение задачи)

 

Наташа

Маша

Люда

Рита

1

1

0

0

0

2

0

0

1

0

3

0

0

0

1

4

0

1

0

0

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание.

1. Три подружки — Оля, Маша и Юля — купили в магазине груши, яблоки и сливы, причем каждая девочка покупала только один вид фруктов и все покупки у них были разные. На вопрос, кто что купил, продавец ответил: “Оля купила груши. Маша точно не груши. Юля — не сливы”. Как оказалось позже, два из трех ответов были ложными и только один истинным. Кто что купил?

2. Учитель проводил диктант по теме “Определения”. Каждый, из учеников – Коля, Сережа, Ваня, Толя, Надя — ошибся в одном из пяти заданий диктанта, причем все они ошиблись в разных заданиях. По окончании работы учащиеся высказались об ошибках, сделанных их одноклассниками, следующим образом.

1-й ученик: “Коля ошибся в первом задании, а Ваня – в четвертом”.

2-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Ваня — в четвертом задании”.

3-й ученик: “Сережа ошибся во втором, а Коля – в третьем задании”.

4-й ученик: “Толя ошибся в первом задании, а Надя – во втором”.

5-й ученик: “Надя ошиблась в третьем задании, а Толя – в пятом”.

Оказалось, что каждый из учеников был прав только в одном из двух своих утверждений. Определите, кто из ребят, в каком задании допустил ошибку.



Урок информатики в 10-м классе "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"
  • Информатика
Описание:

Урок информатики в 10-м классе "Решение логических задач с помощью таблиц истинности"

Михайлов Анатолий Львович, учитель информатики

Цели урока.

Обучающие.

  • Повторение и систематизация пройденного материала;
  • Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц истинности;
  • Решение заданий уровня А и В из демоверсии ЕГЭ по данной теме.

Развивающие.

  • Развитие мотивации к изучению информатики;
  • Развитие творческих способностей детей;

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры умственного труда.

Ход урока

    1. Организационный момент.

      Отобразить внешний вид, готовность к уроку, вопросы при подготовке домашнего задания, формулирование темы урока, цели урока.

    2. Актуализация опорных знаний.

1.     Что такое логика? Наука о формах и способах мышления.

2.     Что такое понятие? Это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

3.     Что такое высказывание? Это формулировка понимания окружающего мира

4.     Какие значения может принимать высказывания? Истина и ложь.

5.     Какой логической операции соответствуют таблицы истинности:

Автор Михайлов Анатолий Львович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 599
Номер материала 41711
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы