Главная / Информатика / урок информатики по теме "Операционная система"

урок информатики по теме "Операционная система"

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Аграрно-строительный техникум»


Паспорт урока информатики


Методическая тема техникума: Формирование общих и профессиональных компетенций субъектов образовательного процесса через интеграцию современных педагогических и информационных технологий

Личная методическая тема: Формирование развивающего пространства через активные формы обучения

Дисциплина: ОДП. 11 Информатика и ИКТ

Профессия: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

Курс: второй

Группа: №24

Место проведения: кабинет №7 Информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности

Раздел 5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Тема 5.2. Операционные системы.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить студентов с основными понятиями операционной системы, о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Задачи:

Образовательные:

-познакомить студентов с основными понятиями операционной системы, о

некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Развивающие:

- развивать у студентов стремление к активной познавательной деятельности;

- повысить интерес к дисциплине на основе исторических данных.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к коллегам, брать на себя ответственность за работу

членов команды, за результат выполнения заданий.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная

Методы обучения: беседа, изложение учебного материала, самостоятельная работа с учебным материалом

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентационный материал, раздаточный материал

Междисциплинарная связь: английский язык Тема 2.3 Интренет

Внутридисциплинарная связь: графический интерфейс операционной системы.

Терминология: презентация, слайд, компьютерная презентация

Литература: Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В., Информатика: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 336 страниц

Интернет-ресурсы

[Электронный ресурс]/ http://www.rg.ru/ Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/. – Загл. с экрана.



План урока

Тема: Операционная система

  1. Организационная часть – 2 мин

    1. Проверка внешнего вида

    2. Проверка посещаемости

    3. Проверка готовности группы к уроку

  2. Актуальность опорных знаний – 10 минут

    1. Целевая установка на урок

    2. Фронтальный опрос. Решение кроссвордов (Слайд 2)

    3. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)

    4. Постановка проблемного вопроса и переход к новой теме

3. Изучение новой темы – 20 минут

3.1. Операционная система – 4 мин (Слайд 3)

3.2. Функции операционной системы – 4 мин (Слайд 4)

3.3. Структура операционной системы – 10 мин (Слайд 5-8)

3.4. Исторический материал – 2 мин (Слайд 9-12)

4. Формирование знаний и умений – 10 минут

Решение тестовых заданий

5. Обобщающее повторение – 1 мин

6. Домашнее задание – 1 мин

7. Подведение итогов урока – 1 мин

8.1. Анализ работы студентов на уроке

8.2. Объявление оценок


Ход урока

I. Организационный момент.

1.1.Приветствие. Проверка внешнего вида

1.2.Проверка посещаемости

1.3.Проверка готовности группы к уроку

II. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы выяснили, что же такое программное обеспечение. Сегодня, прежде чем продолжить изучение этой темы, мы с вами повторим материал прошлого урока. Для этого мы разгадаем кроссворд, а ответ запишем на интерактивной доске.




































































































По горизонтали:

1.Универсальное техническое устройство для работы с информацией.

2. Последовательность инструкций, предназначенную для исполнения устройством управления вычислительной машины.

3.Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

4.Эмблема операционной системы Windows.

5.Программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера.

6.Обозначает программу сжатия файлов.

7.Хакер не дремлет.

Каждый пусть внемлет.

Избавить компьютер от бедствий

Нам помогут антивирусные ….

8.Восьмое слово стало эмблемой свободно распространяемой операционной системы Linux.

9.Девятое означает взаимную связь предметов, явлений и т.п. друг с другом, зависимость их друг от друга.

10.Десятое слово. Программа управления файлами, относящаяся к системному ПО, называется: файловый ….

Итак, посмотрим результат – отгаданное слово по вертикали - «ПРИКЛАДНОЕ!»


к

о

м

п

ь

ю

т

е

р


п

р

о

г

р

а

м

м

а

с

и

с

т

е

м

а


о

к

н

о




ф

а

й

л





а

р

х

и

в

а

т

о

р





с

р

е

д

с

т

в

а




п

и

н

г

в

и

н



в

з

а

и

м

о

с

в

я

з

ь



м

е

н

е

д

ж

е

р




III. Теоретический материал урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с понятием операционной системы. Цель нашего урока: познакомиться с основными понятиями операционной системы, о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Открыли тетради, запишите число и тему урока: Операционные системы.


Учебный материал.

Под операционной системой обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем, а другое предназначение – для более эффективного пользования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.

Прикладные Программы

Утилиты

Операционная система

Аппаратное обеспечение компьютера

Видно, что не один из компонентов программного обеспечения, за исключением самой операционной системы, не имеет непосредственного доступа к аппаратуре компьютера. Даже пользователь взаимодействует со своими программами через интерфейс. Любые их команды, прежде чем попасть в прикладные программы, проходят через операционные системы.

Операционная система – это программа, контролирующая работу пользовательской программы и систем приложений и исполняемая роль интерфейса между приложениями и аппаратным обеспечением компьютера.

Предназначения ОС можно разделить на три основные составляющие:

удобство: операционная система делает использование компьютера простым и удобным;

эффективность: операционная система позволяет эффективно использовать ресурсы компьютерной системы;

возможность развития: операционная система должна допускать разработку тестирования новых приложений и системных функций без нарушения нормального функционирования вычислительной системы.

Функции ОС:

обеспечивает обмен данными с внешними устройствами

поддерживает файловую систему (работа с файлами и папками):

FAT32 – начиная с Windows 95 OSR2 , раздел до 2 Тб

NTFS – Windows NT/2000/XP/2003, раздел до 2 Тб

права доступа для пользователей

квоты на объем каталога

CDFS – файловая система компакт-дисков

обеспечивает запуск и выполнение остальных программ

тестирование компьютера, обработка ошибок

распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)

Любая ОС имеет как минимум 3 компонента:

Ядро,

Драйверы,

Интерфейс.

Ядро операционной системы (Kernel) – часть операционной системы:

постоянно находящаяся в оперативной памяти;

управляющая всей операционной системой;

содержащая: драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;

реализующая системные вызовы и т.п.

Драйвер – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер. Но обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для некоторых устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.

Пользовательский интерфейс (UI – англ. user interface) – разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, с множеством элементов, машинами и устройствами. Интерфейс двунаправленный – устройство, получив команды от пользователя и исполнив их, выдает информацию обратно, наличествующими у нее средствами (визуальными, звуковыми и тп.), приняв которую, пользователь выдает устройству последующие команды предоставленными в его распоряжение средствами (кнопки, переключатели, регуляторы, сенсоры, голосом, и т.д.).

ОС содержит так же сервисные программы или утилиты – программы для обслуживания дисков (дефрагментация, проверка, сжатие и т.д.), программы для работы с файлами (архивация например), работа в компьютерных сетях и т.д.

Альтернативные ОС

Словом UNIX обозначается не одна операционная система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала никаких “рюшечек” типа удобного графического интерфейса. Важное было другое – совместимость, переносимость, настраиваемость и, самое главное, стабильность.

Вплоть до середины 90-х гг. “интересы” создателей Windows и UNIX лежали в различных плоскостях: многочисленные варианты UNIX обслуживали “большие” компьютеры и серверы, a Windows трудилась на “персоналках”. И развивались эти ОС в совершенно разных направлениях. Как вдруг... Да-да, именно вдруг, и без всякой видимой причины, оба семейства операционных систем одновременно начали заглядываться на владения друг друга. Момент, когда два гиганта, пыхтя и неуклюже переваливаясь, двинулись навстречу друг другу, угадать нетрудно – 1993 год... Именно в этом году Microsoft впервые решила посягнуть на “серверный” рынок, выпустив первую версию Windows NT, а “вчерашний студент” Линус Торвальдс создал “домашнюю”, свободно распространяемую операционную систему Linux.

IV. Формирование знаний и умений.

Теперь давайте закрепим изученный материал. Для этого вы должны выполнить тестовые задания.

Выберите один верный ответ

  1. Что такое операционная система?

А) Совокупность всех программ компьютера

B) Любая программа, с помощью которой можно получить доступ к аппаратному обеспечению какого либо устройства

C) Программы, управляющие ресурсами компьютера

D) Комплекс программ, управляющие работой компьютера и обеспечивающих эффективное использование ресурсов системы

  1. Что из ниже перечисленного не относится к функциям ОС?

А) Обеспечение обмена данными с внешними устройствами

B) Обеспечение запуска и выполнение программ

C) Обеспечение информационной безопасности и сохранности информации на информационных носителях

D) Распределение ресурсов


  1. Какая часть операционной системы постоянно находится в оперативной памяти и управления всей ОС?

A) Ядро

B) Вся ОС постоянно находится в операционной памяти

C) Программа контроля, тестирования диагностики

D) Все запушенные на компьютере программы постоянно находятся в оперативной памяти

  1. Для чего необходимы драйверы?

A) Для упрощения работы пользователя

B) Для того, чтобы ОС могла получать доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства

C) Для выполнения операций обслуживания ОС

D) Для тестирования устройств при запуске компьютера

  1. Какая программа начинает первой выполнятся при включения компьютера?

A) ОС B) Та программа, которая находится в оперативной памяти

C) Никакие программы не выполняются D) BIOS

  1. Какие операционные системы были установлены на первых компьютерах?

A) На первых компьютерах ОС не было

B) ОС с интерфейсом командной строки

C) ОС с графическим интерфейсом дисковые ОС

  1. В каком году появилась первая графическая операционная система для IBM PC?

A) В 1984 г. B) В 1991 г. C) В 1981 г. D) В 1995 г.

  1. Создатель ОС Linux?

A) Стив Джобс B) Линус Торвальдс

C) Стив Возняк D) Гордон Мур

  1. Кто был главой корпорации Apple до 2011 года?

A) Стив Джобс B) Линус Торвальдс

C) Роберт Нойс D) Гордон Мур

  1. Разработчики какой ОС ввели самыми первыми графический интерфейс и компьютерную мышь?

A) Операционные системы семейства UNIX B) Microsoft C) Apple


(После выполнения задания студенты обмениваются тетрадями и выставляют отметки). Критерии оценивания:

10 баллов-5

8-9 баллов-4

7-6 баллов -2

менее 5 баллов-2)


V. Подведение итогов урока

Сегодня мы с вами выяснили, что же представляет собой ОС. Каковы ее назначение и состав. Познакомились с различными ОС. На следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс загрузки Операционной системы.

Спасибо за урок. До свидания.


Эталоны ответов к текстовому заданию.

D

C

A

B

D

A

D

B

A

C



урок информатики по теме "Операционная система"
  • Информатика
Описание:

Тема 5.2. Операционные системы.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить студентов с основными понятиями операционной системы, о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

Задачи:

  Образовательные:

  -познакомить студентов с основными понятиями операционной системы, о

 некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS).

    Развивающие:

- развивать у студентов стремление к активной познавательной деятельности; 

- повысить интерес к дисциплине на основе исторических данных.         

Воспитательные:

  - воспитывать уважение к коллегам, брать на себя ответственность за работу

    членов команды, за результат выполнения заданий

Автор Куршаков Денис Андреевич
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 630
Номер материала 53793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓