Тема урока:
Электронные таблицы
Цели урока:
Образовательные:
1.Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов
и понятий темы «Электронная таблица», 2.Продолжить формирование навыков работы
с электронной таблицей.
3.Дать понятие о расчетных операциях в электронной таблице, показать назначение
и возможности применения формул в ЭТ.
Развивающие:
1.Развитие логического мышления.
2.Развитие у учащихся навыков самоконтроля.
3.Развитие у учащихся самостоятельности.
Воспитательные:
1.Воспитание внимательности.
2.Содействовать эстетическому воспитанию
школьников.
Знания,
умения, навыки:
1.Знать основные элементы и основные операции
в ЭТ.
2.Уметь обозначать диапазоны в ЭТ, определять
тип данных в ячейке, записывать формулу в указанной ячейке с помощью копирования
ее.
3.Сопоставлять диапазон ЭТ и его обозначение,
копировать формулы в ячейках ЭТ.
4.Использовать функцию суммирования для
определения суммы величин.
Основные
понятия:
Строка, столбец, ячейка, адрес ячейки,
активная ячейка, тип данных ячейки, ссылка, относительная ссылка, абсолютная
ссылка, смешанная ссылка.
Оборудование урока:
- персональные компьютеры с операционной
системой MS Windows и табличным процессором MS
Exel;
- презентация подготовленная в программе MS
PowerPoint;
- заготовка опорного конспекта
- карточки с заданиями практической работы.
Тип
урока: урок изучения нового
материала
План
урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуализация и мотивация
3.
Теоретическая часть
4.
Практическая часть
5.
Гимнастика для глаз
6.
Вопросы учащихся
7.
Домашнее задание
8.
Подведение итогов урока
Ход урока
1.
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
2.
Актуализация и мотивация.
Часто при работе с документами приходится сталкиваться с таблицами. Очень
удобно обрабатывать числовую информацию в таблице.
Сегодня на уроке мы рассмотрим ещё одну прикладную программу в пакете
прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о её происхождении,
назначении и использовании.
Изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить
с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную
сортировку, устанавливать какие-то связи между ячейками.
Начало созданию электронных таблиц было положено еще в 1979 году, когда два
студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу
электронных таблиц, которая получила название VisiCalc от Visible Calculator
(наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в
одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического
преобразования.
3. Теоритическая связь
Для хранения и автоматизации расчета данных,
представленных в табличном формате используют программу Excel, которая входит в офисный пакет OC Windows.
Электронная таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме большое количество исходных
данных, результатов, а также связей (алгебраических или логических соотношений)
между ними. При изменении исходных данных все результаты автоматически
пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные таблицы не только
автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством моделирования
различных вариантов и ситуаций.
Рассмотрим на демонстрационном экране
интерфейс среды Excel с рабочей книгой
Электронная
таблица – самая распространенная и мощная технология
для профессиональной работы с данными. В ячейках таблицы могут быть записаны
данные различных типов: текст, даты, числа, формулы и др. Главное достоинство
электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех
данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого
компонента таблицы.
Табличный
процессор MS Excel позволяет:
- Решать
математические задачи: выполнять разнообразные табличные вычисления,
вычислять значения функций, строить графики и диаграммы и т.п.;
- Осуществлять
численное исследование (Что будет, если? Как сделать, чтобы?);
- Проводить
статистический анализ;
- Реализовать
функции базы данных – ввод, поиск, сортировку, фильтрацию (отбор) и анализ
данных;
- Устанавливать
защиту на отдельные фрагменты таблицы, делать их невидимыми;
- Наглядно
представлять данные в виде диаграмм и графиков;
- Вводить и
редактировать тексты;
- Осуществлять
обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки,
таблицы, подготовленные в других приложениях;
- Осуществлять
многотабличные связи.
Документы, созданные
в excel, называют рабочими книгами. Они сохраняются как
файлы с расширением, для office 2003 .xls, для office 2007 .xlsx.
Основные
объекты табличного процессора MS Excel:
- Ячейка – минимальный объект табличного процессора;
- Строка – горизонтальный набор ячеек, заголовки столбцов – A, B, C,…,IV;
- Столбец – вертикальны набор ячеек, заголовки строк – 1, 2, 3,…65536;
Адрес ячейки – определяется пересечением
столбца и строки (A1, F123, AC72);
- Указатель
ячейки – рамка;
- Активная
ячейка – выделенная рамкой, с ней можно
производить какие-либо операции;
- Смежные ячейки
– ячейки расположенные последовательно;
- Диапазон
(блок) ячеек – выделенные смежные ячейки,
образующие прямоугольный участок таблицы;
- Адрес
диапазона (блока) ячеек - определяется адресом
верхней левой и нижней правой ячейки, разделенных двоеточием (:),
B2:C7 → B2, B3, B4, B5, B6, B7, C2, C3, C4, C5, C6, C7.
- Книга – документ электронной таблицы, состоящий из листов, объединенных
одним именем и являющихся файлом;
- Лист – рабочее поле, состоящее из ячеек.
Ячейки рабочего
листа имеют заданный формат, который устанавливается командой ФОРМАТ—ЯЧЕЙКИ или
командой контекстного меню ФОРМАТ ЯЧЕЕК.
Эти
команды имеют несколько вкладок:
Ø Число
Ø Выравнивание
Ø Шрифт
Ø Граница
Ø Вид
Ø Защита
Ячейки рабочего листа электронной
таблицы могут содержать:
- исходные или
первичные данные – константы;
- производные
данные, которые рассчитываются с помощью формул или функций.
·
Данные в ячейках таблицы могут относиться к одному
из следующих типов: текст, числа, даты, формулы и функции.
·
Текст –
последовательность букв, иногда цифр или некоторых специальных символов.
·
Числа могут включать
цифры и различные символы: знак процента, знак мантиссы, круглые скобки,
денежные обозначения, разделители и др. Например: 5; 3,14.
·
Дата и время вводятся в
ячейки электронной таблицы как числа и выравниваются по правому краю.
·
Формулой в электронной
таблице называют алгебраические и логические выражения. Формулы всегда
начинаются со знака равенства (=) и вводятся в латинском регистре. Например: =А5*2/В3
·
Функция представляет
собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать
конкретные значения аргументов. Функции могут вводиться в таблицу в составе
формул либо отдельно. Например, функция суммирования имеет вид =СУММ(А1:А3)
·
Аргументами функции
могут быть: числа; ссылки на ячейки и диапазоны ячеек; имена; текст; другие
функции; логические значения и др.
·
MS Excel содержит более 400 встроенных функций.
Имена функций можно набирать в любом регистре – верхнем или нижнем. Для
облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер функций.
·
В формулах используются следующие знаки
арифметических операций:
·
сложение +
·
вычитание –
·
умножение *
·
деление /
·
возведение в степень ^
·
Для изменения порядка арифметических действий
используются круглые скобки.
·
Не допустимы пробелы
Приоритеты выполнения
арифметических действий:
1. Скобки, возведение в степень;
2. Умножение, деление;
3. Сложение, вычитание.
4. Практическая работа на компьютере (файл Практическая работа №1).
Учащимся раздаются
карточки с заданиями.
1)
Запустите приложение Microsoft Excel.
2)
Введите в следующие ячейки числа:
a)
В ячейку А2: 1,2 В
ячейку В2: 0,7
b)
В ячейку А3: 2,75 В ячейку
В3: -2,6
c)
В ячейку А4: -3 В
ячейку В4: 17
d)
В ячейку А5: 157 В ячейку
В5: -135
e)
В ячейку А6: 32 В
ячейку В6: -12
3)
Введите в ячейку В1текст: Таблица расчетов.
4)
Измените содержимое ячеек:
a)
А2: -6,07
b)
В2: 18,6
c)
В1: Расчетная таблица
5)
Использование маркера заполнения.
a)
В ячейку С6 внесите свое имя.
b)
Выполните заполнение ячеек вниз и вправо, используя
маркер заполнения.
c)
Повторите заполнение ячеек днями недели, месяцами.
6)
Создайте таблицу по образцу
№
п/п
|
Фамилия
|
Русский
|
Физика
|
История
|
Алгебра
|
-
|
|
5
|
4
|
5
|
5
|
-
|
|
4
|
5
|
5
|
4
|
-
|
|
5
|
5
|
5
|
4
|
-
|
|
4
|
3
|
3
|
4
|
-
|
|
3
|
4
|
4
|
3
|
Отформатируйте данные в таблице:
a)
Все «пятерки» выделите красным цветом. Для этого:
- Выделите все ячейки с «пятерками»: нажмите
клавишу Ctrl и, удерживая её нажатой, щелкайте мышью
на каждой ячейке с «пятеркой»;
- На панели инструментов Форматирование
выберите пиктограмму Цвет шрифта и задайте цвет Красный;
b)
Все «четверки» выделите синим цветом;
c)
Все «тройки» выделите зеленым цветом;
d)
Названия столбцов оформите полужирным начертанием и
примените выравнивание по центру
e)
Выделите таблицу светло-желтым цветом и задайте для
неё границу. Для этого:
- Выделите таблицу;
- На панели инструментов Форматирование
выберите пиктограмму Цвет заливки и задайте цвет Светло-желтый;
- На панели инструментов Форматирование
выберите пиктограмму Границы, а в открывшемся меню - пиктограмму Все
границы;
f)
Сохраните таблицу под именем Успеваемость.xls.
g)
Результат покажите учителю.
5 Гимнастика для глаз.
Комплекс №1.
1). Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2). Крепко зажмурить глаза (считать до 3),
открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до5). Повторить 4-5 раз.
3). Вытянуть правую руку вперёд. Следить
глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой
руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4). Посмотреть на указательный палец вытянутой
руки на счёт 1-4, потом перевести взор вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5). В среднем темпе проделать 3-4 круговых
движения глазами в правую сторону,
столько же в левую сторону. Расслабив глазные
мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1.
6). Повторить 1-2 раза.
6. Вопросы учащихся
7. Домашнее задание. Выучить опорный конспект.
8. Подведение итогов урока
Рефлексивный экран
я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
занятия дали мне для жизни…
мне захотелось…
Оценки за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.