Инфоурок Информатика КонспектыУрок информатики для 8 класса "Измерение информации"

Урок информатики для 8 класса "Измерение информации"

Скачать материал

Урок информатики в 8 классе.

Тема урока: «Измерение информации».

 

Цели урока:

·       ввести понятие единицы измерения информации;

·       научить решать задачи на вычисление информации;

·       способствовать развитию  умения анализировать, делать выводы.

Основные понятия:

·        информативность сообщения;

·        бит;

·        мощность алфавита.

Этапы урока:

     1.Организационный момент

     2.Проверка домашнего задания.

     3.Изучение нового материала.

     4. Решение задач.

     5.Работа на ПК.

     6.Подведение итогов урока.

     7.Домашнее задание.

Обеспечение урока: компьютерная обучающая программа, слайдовая презентация.

1.Организационный момент: а) подготовка к уроку; б) мотивация познавательной деятельности; в) постановка целей и задач (для учащихся).  (1 минута).

2.Проверка домашнего задания. (4 минуты)

Проверить какие 10 примеров систем, в которых должны быть выделены источник и приемник информации, носитель и канал передачи информации составили дома дети. (2 ученика зачитывают свои примеры, а остальные учащиеся добавляют те примеры, которые не были названы).

3.Изучение нового материала. (8 минут)

Как измерить информацию?

Ответить на этот вопрос непросто. Это зависит от того, что понимают под словом информация.

Информация — это знания человека.

Отсюда следует вывод, что сообщение информативно (содержит ненулевую информацию), если оно пополняет знания человека. Например, прогноз погоды на завтра — информативное сообщение, а сообщение о вчерашней погоде неинформативно: нам это уже известно.

Слайд №2

 

 

 

 

Пример: a2 +b2 =c2 (новое и непонятное), a//b, b//c значит a//c (новое и понятное)

         Для того, чтобы измерить информацию, нужна единица измерения. Единица измерения информации была определена в науке, которая называется теорией информации. Эта еди­ница называется «бит». Ее определение звучит так:

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.

В этом определении есть понятия, которые требуют пояснения.

Что такое «неопределенность знаний»? Лучше всего это объяснить на примерах.

1.Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть всего два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны.

Так вот, в этом случае перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум.

2.Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределенность знаний о результате бросания кубика равна шести.

Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации.

Слайд №3

Задача №1. Требуется угадать задуманное число из диапазона от 1 до 8. Определить сколько бит информации несет сообщение о задуманном числе.

1

2

3

4

5

6

7

8

Число меньше 5?

нет

1 бит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

7

8

Число меньше 7?

да

1 бит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6

 

 

Это число 5?

нет

1 бит

Ответ: 6 загаданное число, 3 бит информации.

 

 

Слайд №4

Задача №2. На книжном стеллаже 16 полок. Книга может быть поставлена на любую из них. На какой полке стоит книга. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Ниже 9 полки?

да

1 бит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Ниже 5 полки?

 

да

1 бит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выше 2 полки?

нет

1 бит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это 1 полка?

да

1 бит

 

Ответ: 1 полка, 4 бит информации.

 

Слайд №5

Обозначим   за N  количество возможных событий.

i – количество информации

 

Задача №1.

N = 8          i = 3                     2*2*2=8       2- повторяется 3 раза

Задача №2.

N = 16        i = 4                     2*2*2*2=16     2- повторяется 4 раза

Это повторение можно выразить формулой:                2i  = N

         По-другому N называют мощностью алфавита.

 

Мощность алфавита – это число символов в алфавите.

Алфавит – это всё множество символов, используемых в некотором языке для представления информации.

Слайд №6

Количество информации в тексте, состоящем из К сим­волов, равно К х i, где i — информационный вес одного символа алфавита (смотреть по таблице учебника).

Мощность алфавита из русских букв = 54. Используя таблицу учебника определим i = 5,755 бит.

Задача №1.

Посчитать количество информации на одной странице.

Пусть страница содержит 50 строк, в каждой строке 60 символов. Значит, на странице уменьшается 50*60 = 3000 знаков.

5,755*3000 = 17265 бит (объём информации)

При алфавитном подходе к измерению информации ко­личество информации от содержания не зависит. Количе­ство информации зависит от объема текста и от мощности алфавита.

4.Решение задач (тексты задач представлены в презентации на слайде №7). Ребята делятся на две группы. 1 группа (сильные учащиеся) садится за компьютеры и самостоятельно в специальной программе выполняют решение задач самостоятельно. 2 группа (слабые учащиеся) вместе с учителем выполняют решение задач на доске. (6минут)

Задача 1. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из колоды в 32 карты достали даму пик?

Дано:

N =32

i = ?

Решение:

2i  = N

2i  = 32

2i  = 25

Ответ: 5 бит.

Задача 2: Проводятся две лотереи: «4 из 32» и «5 из 64». Сообщение о ре­зультатах какой из лотерей несет больше информации?

Решение:

i1 = 5                    i2 = 6

Ответ:2>1

Задача 3:      Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 32 символа, второй — мощностью 64 символа. Во сколько раз отличается количество ин­формации в этих текстах?

Решение:

N1=32                  N2=64

2i  = N

i1 = 5                    i2 = 6

Ответ:   6/5=1,2

Физкультминутка (2 минуты)

1.Положить ладони на стол. На счет раз – делая упор на ладони, поднять все пальцы; на счет два – вернуть пальцы в исходное положение.

2.Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева на право. Затем справа на лево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

 

5. Работа на компьютере. (15 минут)

Лабораторная работа №1.

Создание структуры вложенных папок.

1.Запустите программу Проводник, щелкните правой клавишей мыши по Пуску, появится контекстное меню, выберите в нем Проводник.

2.Выделите устройство Диск 3,5(А:) на дереве папок, щелкнув по его имени левой кнопкой мышки.

3.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

4.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем Школьная, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием  на клавишу Enter.

5.Выделите папку с именем Школьная.

6.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

7.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем Класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием  на клавишу Enter.

8.Выделите папку Класс.

9.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

10. В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем 6а класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием  на клавишу Enter.

11.Выделите папку Класс.

12.Выполните команду Файл/Создать/Папку.

13.В правой части окна Проводника появится папка с название Новая папка, замените это название именем 6б класс, набрав его с помощью клавиш клавиатуры. Завершите набор имени папки нажатием  на клавишу Enter.

14.В итоге у вас должна получиться следующая структура:

 

 

А:\

 

 

 

 

Школьная

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

 

6а класс

 

 

 

 

6б класс

 

 

15.Щелкните правой  клавишей мыши  по папке 6а класс, появится контекстное меню. Выберите в нём команду Переименовать и задайте папке новое имя 7а класс.

16. Щелкните правой  клавишей мыши  по папке 6б класс, появится контекстное меню. Выберите в нём команду Переименовать и задайте папке новое имя 7б класс.

17. .В итоге у вас должна получиться следующая структура:

 

А:\

 

 

 

 

Школьная

 

 

 

 

Класс

 

 

 

 

 

7а класс

 

 

 

 

7б класс

 

 

18. Выполните удаление папки (выделите папку 7б класс  и нажмите клавишу Delete).

19. Покажите сделанную работу преподавателю.

6.Итоги урока (Повторить основные понятия, изученные на уроке, выставить оценки за выполнение лабораторной работы №1). (3 минуты)

7.Домашнее задание. (1 минута)

§2   вопросы 1,2,3

§3   вопросы 1,2

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок информатики для 8 класса "Измерение информации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 8

Тема урока: «Измерение информации»

Учебник: «Информатика», 8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»

Тип урока: комбинированный

Используемая технология: личностно-ориентированное обучение учащихся.

Формы учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, познавательная, исследовательская.

Программно - дидактическое обеспечение: доска, компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал (с лабораторной работой), программа-тренажер по измерению информации, презентация "Измерение информации".

Цели урока: ввести понятие единицы измерения информации, научить решать задачи на вычисление информации, способствовать развитию  умения анализировать, делать выводы.

На первом этапе урока проводится проверка домашнего задания, на втором объяснение нового материала с применением компьютерной презентации и закрепление темы с применением программы – тренажера по измерению информации, на третьем лабораторная работа №1 «Создание структуры вложенных папок». Цель лабораторной работы: научиться создавать, копировать, перемещать и переименовывать папки.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 097 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2014 340
    • DOCX 85.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурцева Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бурцева Татьяна Евгеньевна
    Бурцева Татьяна Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 416
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе