Главная / Другое / Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)

Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)



Тема: «И в каждой работе – очертания сердца»

Жизнь и творчество А.Ф. Лутфуллина.

(урок-презентация)


Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника;

воспитывать эстетическое отношение к духовной культуре;

формировать умения и навыки анализировать работы художника.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Дорогие ребята и гости нашего урока. Я рада приветствовать вас сегодня в нашей школе на нашем уроке, тема которого: «И в каждой работе – очертания сердца», посвященном жизни и творчеству народного художника РСФСР А.Ф. Лутфуллина. Такими теплыми словами охарактеризовал творчество художника народный поэт Башкортостана М. Карим.

Изобразительное искусство занимает особое место в художественной культуре Башкортостана: именно оно раньше других ее видов завоевало международное признание, именно в нем наглядно и ярко отразилась история нашего края на всех основных этапах ее развития.

  1. Повторение изученного.

Совершим экскурс в историю живописи.

- Вспомните, откуда берет свое начало живопись нашего края?

(ответ учащихся. Это наскальные рисунки древних людей в пещерах.)

( слайд I « Пещерная живопись)

- Почему живопись в современном понятии этого слова появилась в Башкортостане только в начале XX века?

(ответ учащихся. Причина – мусульманская религия – ислам, он запрещал изображение живых существ.)

Создателями профессионального изобразительного искусства стали три поколения художников, не только башкир по национальности.

- Назовите художников старшего поколения.

(ответ: М.В. Нестеров, А.Э. Тюлькин, К.С. Девлеткильдеев, М.Н. Елгаштина, А.П. Лежнев, В.С. Сыромятников, И.И. Урядов.)

(работа со стендом «Художники старшего поколения»)

Художников, начавших свою творческую деятельность в послевоенное время, принято называть «средним» поколением. Это «цвет» башкирской культуры, с творчеством которых нам предстоит познакомиться.

(слайд II « Художники II поколения»)

В 1970-1980-е годы в искусство пришло новое, третье «молодое» поколение художников.

- Назовите основные черты художественной жизни послевоенных лет.

( - проведение больших творческих выставок- «смотров», «творческих отчетов»;укрепилось художественное образование; в 1973 году в Уфе открылся новый большой выставочный зал, свои художественные галереи открылись во многих городах республики: упрочились связи башкирских художников с мастерами искусства других народов.)

-Назовите основные жанры живописи.

( ответ: портрет, натюрморт, пейзаж, графика, интерьер.)

Осталось только расшифровать эти понятия:


  1. Объяснение нового материала.

Учитель. В послевоенные годы башкирские художники создали наиболее зрелые произведения, в их творчество вошли идеи и образы большого исторического звучания.

Одним из ведущих мастеров послевоенной живописи Башкортостана является художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. Художник яркий, крупный.


Презентация «И в каждой работе – очертания сердца»

Звучит музыка. Слайд 1

Ученик 1. Если взглянешь с высоты птичьего полета на Башкирское Зауралье, на абзелиловскую землю, перед нами предстанут просторы ковыльных степей с пасущимися табунами



лошадей, холмистые горы с мягкими переходами линий, синие озера, говорливые речки и хлебные поля. Эта удивительная земля поэтична и музыкальна. Здесь в башкирском селе Ишкулово зимой 1928 года в семье лесоплавильщика родился и провел свои детские годы Ахмат Лутфуллин.

Слайд 2


Атмосфера добра и сердечности окружала художника с детства. Отец, грамотный человек, закончил медресе, с удовольствием пел башкирские песни, мать была прекрасной рассказчицей; много сказок и легенд знала бабка, а тетка сочиняла песни-импровизации. Дядя Гайнулла учил играть на курае и помог мальчику развить его собственный музыкальный дар. Музыкой Ахмат заболел еще с детства. Природа наградила его абсолютным слухом. Уже к 10 годам он хорошо играл на мандолине и был уверен, что станет музыкантом. Перед войной был принят в Башкирскую филармонию, в оркестр народных инструментов, даже успел выступить по радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве – всему помешала война. Но своему первому увлечению Лутфуллин остался верен на многие годы. Музыка стала почти второй профессией. Мандолина всегда лежала рядом с его кистями и красками, а в перерывах между работой он любил играть на ней, напевая протяжную народную башкирскую мелодию.

Слайд 3

Ученик 2. Первое знакомство с изобразительным искусством произошло еще в детстве. Он помнит волнение, с которым рассматривал акварели, написанные приехавшим из города сыном соседей. Рисовать Лутфуллин начал с 5-ого класса. Но и о рисовании, и о музыке вскоре пришлось забыть: началась война. Ее трудные будни привели Лутфуллина в Магнитогорск, в спасшее его от голода ремесленное училище, там он стал учиться на токаря.

Слайд 4 «Учеба»

Пожилой мастер, заметив у юноши творческие способности, определил его в помощники к училищному художнику В. Волгину, а тот впоследствии направил его в изостудию при Дворце культуры металлургов. Город на Магнитке – место, откуда Ахмат Лутфуллин в год окончания войны вышел на большую тернистую дорогу искусства. Требовалось серьезное образование. Он отправляется в Ленинград и поступает в архитектурно-художественное училище, где готовят маляров высокой квалификации. Здесь он получил серьезные профессиональные знания в рисунке, живописи, композиции, там учили работать с натуры.

Через три года он студент Уфимского училища искусств. Затем учеба в Государственном художественном институте Литвы. Мысли о далекой Башкирии не оставляли его. После учебы вернулся на родину с одной мыслью – работать!

Ученик 1. Первый выход на публику Ахмата Лутфуллина состоялся в 1957 году на персональной выставке в городе Уфе. Выставка прошла с успехом. Свой первый экзамен он выдержал.

Жизнь в Уфе складывалась не гладко – ни жилья, ни мастерской, ни заказов, а значит и денег. Но ничто не пугало художника. Он был полон творческого горения.

Во всех жанрах живописи проявился талант художника: тематическая живопись, портретная, пейзажный жанр, натюрморт, интерьер, графика.

Слайд 5 «Тематическая живопись»

Тематическая живопись нашла отражение в трех направлениях: тема войны, историческая тема, национальная тема.

Тема войны. Возвышенно-эпическим настроением проникнута картина А. Лутфуллина «Ожидание. Год 1941» (1970г), где изображены три фигуры простых деревенских женщин, которые ждут возвращения с фронта своих любимых. Они словно олицетворяют собой ожидание и мужество всех матерей, жен, сестер, которые проводили на подвиги и тяжкие испытания своих близких. Иное, лирическое настроение царит в картине «Прощание» (1973г.), приобретенной Русским музеем Санкт-Петербурга. Большую часть полотна занимает высокое голубое небо с тающими легкими облаками, где-то далеко на горизонте сливающееся с пустынным пейзажем. На этом фоне изображено горестное прощание уходящего на фронт молодого новобранца и его юной, худенькой жены с ребенком на руках. В этом полотне символически отразились общенародные переживания событий Великой Отечественной войны.

Полотно «Проводы на фронт» (1979г.), находящееся в Третьяковской галерее в Москве, подкупает редкой правдивостью, достоверностью в изображении тыловых будней, когда проводы на фронт, страшно сказать, стали для людей обыденным, привычным делом.

О росте мастерства живописца говорят успехи в развитии исторической темы. Художник настойчиво обращает внимание новых поколений на твердую силу духа, благородство устремлений, гуманность и человеческое достоинство, пронесенные народом через все испытания времени.

Слайд 6

Подчеркнуто мажорное, торжественно парадное по живописи полотно «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969) переносит нас в обстановку башкирской деревни начала 1930-х годов. Героев своих художник, как всегда, писал с натуры, со своих односельчан, но они воспринимаются как образы собирательные, типизированные. В них ясно видны общие черты для поколения первых послереволюционных десятилетий: вера в счастливый завтрашний день, готовность преодолеть ради него любые трудности. Именно это придает торжественность маленькому, но такому сплоченному первомайскому шествию.

Слайд 7

Обращаясь в 60-ые годы к национальной теме, Лутфуллин не изображает трудовых эпизодов. Он пишет традиционные башкирские чаепития, шумные празднества-сабантуи, семейные торжества.

Лучшее сюжетное полотно - «Три женщины» (1969). Это картина-раздумье о жизни и своеобразная исповедь художника, соединяющая в себе и народное, и личное начало, его, как говорят, автобиография. Прочесть содержание произведения непросто. Три женщины, сидящие за чаепитием в недавно отстроенной деревенской избе, предельно земные, конкретные и вместе с тем возвышенные и поэтичны, являют собой символический образ смены и преемственности поколений, живых связей между прошедшим, настоящим и будущим, неизбежного движения времени и непреходящей ценности труда, мира и тишины как основ человеческой жизни.

Тема «Трех женщин» нашла продолжение в картинах «Чаепитие», «Золотая свадьба» (обе 1979г.), «Судьба».

Постоянная связь с деревней, яркие воспоминания детства дали Лутфуллину материал для цикла картин, посвященных традиционному башкирскому празднику – сабантую. Его картины «Сабантуй» (1964, 1974, 1977, 1979гг.)

Слайд 10.Портретная живопись.

А.Лутфуллин стоит у истоков зарождения портретной живописи Башкортостана. Именно его работы в послевоенный период во многом определили собой и уровень, и направление развития этого жанра. В его портретных образах естественно соединены исконно национальные и современные особенности. Наиболее характерная черта этих портретов – внимание к нравственным качествам изображаемых людей. Начало этому положил небольшой, камерный, согретый теплом сыновней любви, мягкий по живописи «Портрет матери», который демонстрировался на его первой выставке. Пришло время, и он сказал свое доброе слово о самом близком человеке, всегда понимавшем его больше других. Эта первая серьезная работа прозвучала свежо и необычно, была сразу замечена и оценена по достоинству.

Сегодня в портретной галерее, созданной Лутфуллиным, можно видеть людей разных профессий, возрастов, характеров. Большая часть портретных произведений посвящена людям сельского Зауралья, именно в них он видит основных носителей нравственных идеалов башкирской нации. Таков портретный цикл из 10 работ «Передовики колхоза имени Калинина Абзелиловского района».

Особенно хороши у Лутфуллина женские портреты. Женщина для него – главная носительница исторического, духовного и нравственного опыта нации. В изображении художника башкирская женщина то застенчива и скромна («Девушка-башкирка в интерьере»), то насмешлива, задорна, пышет здоровьем и жизненной силой («Мать-героиня Ишмурзина»), то сосредоточенна и грустна («Девушка в черном»), то деловита и энергична («Г, Ишмухаметова»), то утонченно интеллектуальна («Писательница З. Биишева»).

Самые нежные и проникновенные чувства живописец вкладывает в портреты стариков и старух, в их образах как бы преломляются исторические судьбы башкирского народа. Характерен в этом отношении «Портрет Ишбике-апай», тетки художника. В портрете нет ничего будничного, случайного, в образе конкретной женщины обобщены лучшие черты нации: достоинство, спокойная мудрость, сдержанность в проявлении чувств.

Морщинистые лица, натруженные, узловатые руки пожилых людей позволяют прочесть их биографии. Печать горечи, скорби, усталости от жизненных испытаний видна в картине «Старуха у окна».





Замечательны у Лутфуллина портреты представителей башкирской интеллигенции. Открыл эту серию «Автопортрет». Проникновенным лиризмом волнует «Портрет Х. Давлетшиной». Сложный многозначный образ являет нам «Портрет М, Карима».

В поисках новых форм решения портретных образов Лутфуллин обратился к таким сложным видам портретного искусства, как триптих, парный, групповой, композиционный портреты. Это «Семья», «Золотая осень».

Слайд 11. Пейзаж

Разнообразны у художника виды пейзажного типажа: это и широко понятые пейзажи-картины, несущие в себе эпические черты, и тонко прочувственные лирические композиции, и свеженаписанные живописные этюды с натуры: «После дождя. Деревня Амангильдино» 1985г.,

«Из райцентра»1977г., «Август сенокосный» 1989г.

Слайд 12. Натюрморт.

Редкий поэтический дар находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах человека нашел отражение и в натюрмортах Лутфуллина. Особенно активно работал он над этим жанром в 1970-х годах, изображая, как правило, самые обычные вещи. Подбор предметов в его работах естественен, их расстановка непреднамеренна, сама жизнь давала ему уже готовые композиции: «Люблю писать натюрморты, но не постановочные – нахожу их готовыми, так они жизненней». Много своеобразия в «Натюрморте с посудой» (1963г.), В «Натюрморте с кувшином»(1970г.), «Башкирский интерьер» (1974г.)

Слайд 13. Графика.

В мастерской художника в папках и альбомах собраны сотни листов с рисунками и акварелями, разнообразных по мотивам и богатству изобразительных приемов. Интерес к рисунку проявлялся у художника на всем протяжении творчества. Сюжеты разнообразны: здесь и портреты, натюрморты, и пейзажные наброски, очень живые моментальные зарисовки. Рисовал он больше простым карандашом, тушью: «Портрет С.Агиша», «Портрет М. Карима», «Швея Таня», «Стога», «Натюрморт с кузнечным инструментом».

Слайд 14. Общие итоги.

Повседневная работа была для Лутфуллина жизненной необходимостью, даже в праздничные дни он до поздней ночи не выходил из мастерской. Однако прогрессирующая болезнь подточила творческие силы мастера Любимую работу художник вынужден был оставить совсем. Жизнь неотвратимо покидала его. В ночь на 10 июля 2007 года Ахмат Лутфуллин скончался, всего несколько месяцев не дожив до своего 80-летия. В медицинском заключении о его смерти было обозначено «инсульт».

Работы художника составляют волнующую песнь о Башкортостане, которую он слагал целых полвека, настойчиво и вдохновенно утверждая бытие и высокое достоинство своего не очень многочисленного, но прекрасного талантливого и мужественного народа. Искусство художника живо памятью и сохранением всего лучшего, что есть в народной культуре и сознании, потому оно стало национальной гордостью республики.

Пройдет время, и новые поколения зрителей, возможно, по-новому прочтут страницу, которую вписал своим искусством в историю башкирской и мировой культуры А.Ф. Лутфуллин. Одно несомненно: страница эта останется значительной, яркой и своеобразной.

IV. Закрепление нового материала.

Работа с таблицей. Слайд 15.

-В каких жанрах живописи работал художник?


Тематическая живопись Жанр портрета Пейзаж

А. Ф. Лутфуллин

Натюрморт Графика Интерьер


Заполните таблицу.

Тематическая

живопись

Портретная

живопись

Пейзаж

Натюрморт

Графика

Интерьер



























Урок "И в каждой работе очертания сердца" (Жизнь и творчество А. Лутфуллина)
  • Другое
Описание:

Урок посвящен жизни и творчеству башкирского художника А. Лутфуллина. Рассказ сопровождается показом слайдов. Урок с использованием ИКТ. Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника; воспитывать эстетическое отношение к духовной культуре ; формировать умения и навыки анализа картины. Урок начинается с вертуальной экскурсии в историю возникновения живописи в нашем крае. При объяснении нового материала используется презентация. Ученики-экскурсоводы отвечают за свой индивидуальный ими подготовленный материал. Результатом работы на уроке является заполнение таблицы по творчеству художника.

        

 

                       

 

                       

 

Автор Бурова Валентина Александровна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1460
Номер материала 7516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы