Тема: «И в каждой работе – очертания сердца»
Жизнь и творчество А.Ф. Лутфуллина.
(урок-презентация)
Цели: познакомить учащихся с жизнью и
творчеством художника;
воспитывать
эстетическое отношение к духовной культуре;
формировать
умения и навыки анализировать работы художника.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Учитель. Дорогие ребята и гости нашего урока.
Я рада приветствовать вас сегодня в нашей школе на нашем уроке, тема которого:
«И в каждой работе – очертания сердца», посвященном жизни и творчеству
народного художника РСФСР А.Ф. Лутфуллина. Такими теплыми словами
охарактеризовал творчество художника народный поэт Башкортостана М. Карим.
Изобразительное искусство занимает особое место в
художественной культуре Башкортостана: именно оно раньше других ее видов
завоевало международное признание, именно в нем наглядно и ярко отразилась
история нашего края на всех основных этапах ее развития.
II.
Повторение изученного.
Совершим экскурс в историю живописи.
- Вспомните, откуда берет свое начало живопись нашего края?
(ответ
учащихся. Это наскальные рисунки древних людей в пещерах.)
( слайд I « Пещерная живопись)
- Почему живопись в современном понятии этого слова появилась в Башкортостане
только в начале XX века?
(ответ
учащихся. Причина – мусульманская религия – ислам, он запрещал изображение
живых существ.)
Создателями
профессионального изобразительного искусства стали три поколения художников,
не только башкир по национальности.
- Назовите художников старшего поколения.
(ответ:
М.В. Нестеров, А.Э. Тюлькин, К.С. Девлеткильдеев, М.Н. Елгаштина, А.П. Лежнев,
В.С. Сыромятников, И.И. Урядов.)
(работа со стендом «Художники старшего поколения»)
Художников, начавших свою творческую деятельность в
послевоенное время, принято называть «средним» поколением. Это «цвет»
башкирской культуры, с творчеством которых нам предстоит познакомиться.
(слайд II « Художники II поколения»)
В
1970-1980-е годы в искусство пришло новое, третье «молодое» поколение
художников.
- Назовите основные черты художественной жизни послевоенных лет.
(
- проведение больших творческих выставок- «смотров», «творческих
отчетов»;укрепилось художественное образование; в 1973 году в Уфе открылся
новый большой выставочный зал, свои художественные галереи открылись во многих городах
республики: упрочились связи башкирских художников с мастерами искусства других
народов.)
-Назовите основные жанры живописи.
(
ответ: портрет, натюрморт, пейзаж, графика, интерьер.)
Осталось
только расшифровать эти понятия:
III.
Объяснение нового материала.
Учитель. В послевоенные годы
башкирские художники создали наиболее зрелые произведения, в их творчество
вошли идеи и образы большого исторического звучания.
Одним из ведущих мастеров послевоенной живописи
Башкортостана является художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин. Художник яркий,
крупный.
Презентация
«И в каждой работе – очертания сердца»
Звучит
музыка. Слайд 1
Ученик 1. Если взглянешь с
высоты птичьего полета на Башкирское Зауралье, на абзелиловскую землю, перед
нами предстанут просторы ковыльных степей с пасущимися табунами
лошадей,
холмистые горы с мягкими переходами линий, синие озера, говорливые речки и
хлебные поля. Эта удивительная земля поэтична и музыкальна. Здесь в башкирском
селе Ишкулово зимой 1928 года в семье лесоплавильщика родился и провел свои
детские годы Ахмат Лутфуллин.
Слайд 2
Атмосфера добра и сердечности окружала художника с
детства. Отец, грамотный человек, закончил медресе, с удовольствием пел
башкирские песни, мать была прекрасной рассказчицей; много сказок и легенд
знала бабка, а тетка сочиняла песни-импровизации. Дядя Гайнулла учил играть на
курае и помог мальчику развить его собственный музыкальный дар. Музыкой Ахмат
заболел еще с детства. Природа наградила его абсолютным слухом. Уже к 10 годам
он хорошо играл на мандолине и был уверен, что станет музыкантом. Перед войной
был принят в Башкирскую филармонию, в оркестр народных инструментов, даже успел
выступить по радио, готовился к участию в Декаде башкирского искусства в Москве
– всему помешала война. Но своему первому увлечению Лутфуллин остался верен на
многие годы. Музыка стала почти второй профессией. Мандолина всегда лежала
рядом с его кистями и красками, а в перерывах между работой он любил играть на
ней, напевая протяжную народную башкирскую мелодию.
Слайд 3
Ученик 2. Первое знакомство с
изобразительным искусством произошло еще в детстве. Он помнит волнение, с
которым рассматривал акварели, написанные приехавшим из города сыном соседей.
Рисовать Лутфуллин начал с 5-ого класса. Но и о рисовании, и о музыке вскоре
пришлось забыть: началась война. Ее трудные будни привели Лутфуллина в
Магнитогорск, в спасшее его от голода ремесленное училище, там он стал учиться
на токаря.
Слайд 4 «Учеба»
Пожилой мастер, заметив у юноши творческие способности,
определил его в помощники к училищному художнику В. Волгину, а тот
впоследствии направил его в изостудию при Дворце культуры металлургов. Город
на Магнитке – место, откуда Ахмат Лутфуллин в год окончания войны вышел на
большую тернистую дорогу искусства. Требовалось серьезное образование. Он
отправляется в Ленинград и поступает в архитектурно-художественное училище, где
готовят маляров высокой квалификации. Здесь он получил серьезные
профессиональные знания в рисунке, живописи, композиции, там учили работать с
натуры.
Через
три года он студент Уфимского училища искусств. Затем учеба в Государственном
художественном институте Литвы. Мысли о далекой Башкирии не оставляли его.
После учебы вернулся на родину с одной мыслью – работать!
Ученик
1. Первый выход на публику Ахмата Лутфуллина состоялся в 1957 году на персональной
выставке в городе Уфе. Выставка прошла с успехом. Свой первый экзамен он
выдержал.
Жизнь
в Уфе складывалась не гладко – ни жилья, ни мастерской, ни заказов, а значит и
денег. Но ничто не пугало художника. Он был полон творческого горения.
Во всех жанрах живописи проявился
талант художника: тематическая живопись, портретная, пейзажный жанр, натюрморт,
интерьер, графика.
Слайд 5 «Тематическая живопись»
Тематическая живопись нашла отражение в трех
направлениях: тема войны, историческая тема, национальная тема.
Тема войны. Возвышенно-эпическим настроением
проникнута картина А. Лутфуллина «Ожидание. Год 1941» (1970г), где
изображены три фигуры простых деревенских женщин, которые ждут возвращения с
фронта своих любимых. Они словно олицетворяют собой ожидание и мужество всех
матерей, жен, сестер, которые проводили на подвиги и тяжкие испытания своих
близких. Иное, лирическое настроение царит в картине «Прощание» (1973г.),
приобретенной Русским музеем Санкт-Петербурга. Большую часть полотна занимает
высокое голубое небо с тающими легкими облаками, где-то далеко на горизонте
сливающееся с пустынным пейзажем. На этом фоне изображено горестное прощание
уходящего на фронт молодого новобранца и его юной, худенькой жены с ребенком на
руках. В этом полотне символически отразились общенародные переживания событий Великой
Отечественной войны.
Полотно
«Проводы на фронт» (1979г.), находящееся в Третьяковской галерее в
Москве, подкупает редкой правдивостью, достоверностью в изображении тыловых
будней, когда проводы на фронт, страшно сказать, стали для людей обыденным,
привычным делом.
О
росте мастерства живописца говорят успехи в развитии исторической темы.
Художник настойчиво обращает внимание новых поколений на твердую силу духа,
благородство устремлений, гуманность и человеческое достоинство, пронесенные
народом через все испытания времени.
Слайд
6
Подчеркнуто
мажорное, торжественно парадное по живописи полотно «Праздник в ауле. 1930-е
годы» (1969) переносит нас в обстановку башкирской деревни начала 1930-х
годов. Героев своих художник, как всегда, писал с натуры, со своих односельчан,
но они воспринимаются как образы собирательные, типизированные. В них ясно
видны общие черты для поколения первых послереволюционных десятилетий: вера в
счастливый завтрашний день, готовность преодолеть ради него любые трудности.
Именно это придает торжественность маленькому, но такому сплоченному
первомайскому шествию.
Слайд 7
Обращаясь
в 60-ые годы к национальной теме, Лутфуллин не изображает трудовых
эпизодов. Он пишет традиционные башкирские чаепития, шумные празднества-сабантуи,
семейные торжества.
Лучшее сюжетное полотно - «Три женщины» (1969). Это картина-раздумье о
жизни и своеобразная исповедь художника, соединяющая в себе и народное, и
личное начало, его, как говорят, автобиография. Прочесть содержание
произведения непросто. Три женщины, сидящие за чаепитием в недавно отстроенной
деревенской избе, предельно земные, конкретные и вместе с тем возвышенные и поэтичны,
являют собой символический образ смены и преемственности поколений, живых
связей между прошедшим, настоящим и будущим, неизбежного движения времени и
непреходящей ценности труда, мира и тишины как основ человеческой жизни.
Тема «Трех женщин» нашла продолжение в картинах «Чаепитие»,
«Золотая свадьба» (обе 1979г.), «Судьба».
Постоянная связь с деревней, яркие
воспоминания детства дали Лутфуллину материал для цикла картин, посвященных
традиционному башкирскому празднику – сабантую. Его картины «Сабантуй» (1964,
1974, 1977, 1979гг.)
Слайд 10.Портретная живопись.
А.Лутфуллин
стоит у истоков зарождения портретной живописи Башкортостана. Именно его работы
в послевоенный период во многом определили собой и уровень, и направление
развития этого жанра. В его портретных образах естественно соединены исконно
национальные и современные особенности. Наиболее характерная черта этих
портретов – внимание к нравственным качествам изображаемых людей. Начало этому
положил небольшой, камерный, согретый теплом сыновней любви, мягкий по живописи
«Портрет матери», который демонстрировался на его первой выставке.
Пришло время, и он сказал свое доброе слово о самом близком человеке, всегда
понимавшем его больше других. Эта первая серьезная работа прозвучала свежо и необычно,
была сразу замечена и оценена по достоинству.
Сегодня
в портретной галерее, созданной Лутфуллиным, можно видеть людей разных
профессий, возрастов, характеров. Большая часть портретных произведений
посвящена людям сельского Зауралья, именно в них он видит основных носителей
нравственных идеалов башкирской нации. Таков портретный цикл из 10 работ
«Передовики колхоза имени Калинина Абзелиловского района».
Особенно
хороши у Лутфуллина женские портреты. Женщина для него – главная носительница
исторического, духовного и нравственного опыта нации. В изображении художника
башкирская женщина то застенчива и скромна («Девушка-башкирка в интерьере»),
то насмешлива, задорна, пышет здоровьем и жизненной силой («Мать-героиня
Ишмурзина»), то сосредоточенна и грустна («Девушка в черном»), то деловита
и энергична («Г, Ишмухаметова»), то утонченно интеллектуальна («Писательница
З. Биишева»).
Самые
нежные и проникновенные чувства живописец вкладывает в портреты стариков и
старух, в их образах как бы преломляются исторические судьбы башкирского
народа. Характерен в этом отношении «Портрет Ишбике-апай», тетки
художника. В портрете нет ничего будничного, случайного, в образе конкретной
женщины обобщены лучшие черты нации: достоинство, спокойная мудрость,
сдержанность в проявлении чувств.
Морщинистые
лица, натруженные, узловатые руки пожилых людей позволяют прочесть их
биографии. Печать горечи, скорби, усталости от жизненных испытаний видна в
картине «Старуха у окна».
Замечательны
у Лутфуллина портреты представителей башкирской интеллигенции. Открыл эту серию
«Автопортрет». Проникновенным лиризмом волнует «Портрет Х. Давлетшиной».
Сложный многозначный образ являет нам «Портрет М, Карима».
В
поисках новых форм решения портретных образов Лутфуллин обратился к таким
сложным видам портретного искусства, как триптих, парный, групповой,
композиционный портреты. Это «Семья», «Золотая осень».
Слайд
11. Пейзаж
Разнообразны
у художника виды пейзажного типажа: это и широко понятые пейзажи-картины,
несущие в себе эпические черты, и тонко прочувственные лирические композиции, и
свеженаписанные живописные этюды с натуры: «После дождя. Деревня Амангильдино»
1985г.,
«Из
райцентра»1977г., «Август сенокосный» 1989г.
Слайд
12. Натюрморт.
Редкий поэтический дар находить поэзию
в повседневных заботах и хлопотах человека нашел отражение и в натюрмортах
Лутфуллина. Особенно активно работал он над этим жанром в 1970-х годах,
изображая, как правило, самые обычные вещи. Подбор предметов в его работах
естественен, их расстановка непреднамеренна, сама жизнь давала ему уже готовые
композиции: «Люблю писать натюрморты, но не постановочные – нахожу их готовыми,
так они жизненней». Много своеобразия в «Натюрморте с посудой» (1963г.), В
«Натюрморте с кувшином»(1970г.), «Башкирский интерьер» (1974г.)
Слайд
13. Графика.
В мастерской художника в папках и
альбомах собраны сотни листов с рисунками и акварелями, разнообразных по
мотивам и богатству изобразительных приемов. Интерес к рисунку проявлялся у
художника на всем протяжении творчества. Сюжеты разнообразны: здесь и портреты,
натюрморты, и пейзажные наброски, очень живые моментальные зарисовки. Рисовал
он больше простым карандашом, тушью: «Портрет С.Агиша», «Портрет М. Карима»,
«Швея Таня», «Стога», «Натюрморт с кузнечным инструментом».
Слайд
14. Общие итоги.
Повседневная работа была для
Лутфуллина жизненной необходимостью, даже в праздничные дни он до поздней ночи
не выходил из мастерской. Однако прогрессирующая болезнь подточила творческие
силы мастера Любимую работу художник вынужден был оставить совсем. Жизнь
неотвратимо покидала его. В ночь на 10 июля 2007 года Ахмат Лутфуллин
скончался, всего несколько месяцев не дожив до своего 80-летия. В медицинском
заключении о его смерти было обозначено «инсульт».
Работы
художника составляют волнующую песнь о Башкортостане, которую он слагал целых
полвека, настойчиво и вдохновенно утверждая бытие и высокое достоинство своего
не очень многочисленного, но прекрасного талантливого и мужественного народа.
Искусство художника живо памятью и сохранением всего лучшего, что есть в
народной культуре и сознании, потому оно стало национальной гордостью
республики.
Пройдет
время, и новые поколения зрителей, возможно, по-новому прочтут страницу,
которую вписал своим искусством в историю башкирской и мировой культуры А.Ф.
Лутфуллин. Одно несомненно: страница эта останется значительной, яркой и
своеобразной.
IV. Закрепление нового материала.
Работа
с таблицей. Слайд 15.
-В
каких жанрах живописи работал художник?
Тематическая
живопись Жанр портрета Пейзаж
А. Ф. Лутфуллин
Натюрморт Графика
Интерьер
Заполните таблицу.
Тематическая
живопись
|
Портретная
живопись
|
Пейзаж
|
Натюрморт
|
Графика
|
Интерьер
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.