Главная / Русский язык и литература / Урок и презентация по русскому языку "Самостоятельные части речи" 7 класс

Урок и презентация по русскому языку "Самостоятельные части речи" 7 класс

Название документа Части речи карточки.docx

hello_html_8b7979d.gifhello_html_38fe2832.gifhello_html_4f0dd44a.gifhello_html_60aca4f9.gifhello_html_m72c5833b.gifhello_html_403f317a.gifhello_html_428fbef3.gifhello_html_m5d6e292b.gifhello_html_561cd8.gif

обозначает предмет


отвечает на вопросы кто? что?


делятся на  собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
относятся к мужскому, женскому или среднему роду.


Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.


изменяются по падежам и по числам.
(склоняются)


В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением,

реже несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.


обозначает признак предмета

отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?

По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.


Начальная форма имен прилагательныхименительный падеж в единственном числе мужского рода.


Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. стоят в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.

Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.


В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными
определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.
Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.



обозначает количество предметов, число,

а также порядок предметов при счете.


По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.
Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?


Примечание. Количество могут обозначать и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи — только словами: три лошади — тройка лошадей.

Начальная форма числительного — именительный падеж.
Изменяются
по падежам.


В предложении имена числительные бывают
подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством времени.


Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения.




указывает на предметы, признаки и количества,

но не называет их.


Начальная форма местоимений — именительный падеж единственного числа.


В предложении местоимения употребляются в роли
подлежащего, определения, дополнения, реже — обстоятельства, также местоимение может употребляться в роли сказуемого.


Разряды местоимений по значению

По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на несколько разрядов:


  • личные (я, ты, он, она)

  • возвратное (себя)

  • вопросительные (кто, что, какой)

  • относительные (кто, какой, чем, который)

  • неопределенные (некто, нечто, некоторый)

  • отрицательные (никто, ничто, сколько-то)

  • притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой)

  • указательные (тот, этот, это, такой, таков, столько, сей)

  • определительные (весь, всякий, другой, всяческий, каждый, сам, самый, любой, иной)




обозначает действие предмета,

отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают 
несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.

Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Глаголы изменяются
по наклонениям, по временам.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.
Глаголы прошедшего времени изменяются
по числам, а в единственном числе — по родам.
Глаголы в предложении являются
сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть
подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.



обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени,

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия, как глаголы, бывают 
совершенного вида и несовершенного; настоящего времени и прошедшего; возвратными и невозвратными.
Причастия бывают 
действительные и страдательные.

Некоторые причастия, как прилагательные, имеют
полную и краткую форму. 

Причастия изменяются по падежам, по числам, по родам. 

Начальная форма причастия - именительный падеж единственного числа мужского рода.

Причастие в полной форме в предложении бывает определением.


Причастия в
краткой форме употребляются только в качестве именной части составного сказуемого.



обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом,

отвечает на вопросы что делая? что сделав?


бывают
совершенного и несовершенного вида.


Деепричастие сохраняет глагольный признак - переходность.


Не изменяется


В предложении деепричастие бывает обстоятельством.











обозначает признак действия, признак предмета и другого признака.

Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается.
В предложении наречия бывают
обстоятельствами.


Наречия по значению делятся на следующие группы:

  • Наречия образа действия — как? каким образом? — быстро, хорошо, вдребезги

  • Наречия времени — когда? с каких пор? до каких пор? как долго? — сегодня, теперь, зимой

  • Наречия места — где? куда? откуда? — вдали, наверху, домой

  • Наречия причины — почему — сгоряча, сослепу, поневоле

  • Наречия цели — зачем? — нарочно, назло

  • Наречия меры и степени — сколько? во сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? — очень, вполне, чрезвычайно

  • Указательные наречия (здесь, там, тут, туда, оттуда, тогда)

  • Неопределенные наречия (где-то, куда- то, кое- где)

  • Вопросительные наречия (как, почему, где)

  • Отрицательные наречия (нигде, никогда, никуда, негде) Наречия на -о (-е) имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.



обозначает состояние,

употребляется в функции сказуемого безличного предложения.


Например: Здесь красиво. На улице холодно.


У слов категории состояния нет специфических морфологических признаков.

слова категории состояния являются неизменяемыми, исключение составляют слова на –о, имеющие форму сравнительной степени.


По своему значению слова категории состояния делятся на несколько разрядов.

1. Слова, обозначающие психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки: досадно, совестно, боязно, весело, грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, скучно;  лень, охота, неохота, неволя;  больно, тошно, душно, противно, темно, светло, морозно, дождливо, ветрено, уютно, чисто, грязно, сыро, тесно.


2. Слова, обозначающие состояние с модальной окраской: можно, нужно, возможно, должно, необходимо, надобно, надо, угодно, нельзя.


3. Слова, обозначающие оценку состояния или положения: поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко; удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор; видно, слышно.






Название документа план урока части речи.docx

Тема урока: Самостоятельные части речи

Тип урока: обобщающий

Цели:

  • систематизировать знания о частях речи;

  • с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать, работать с текстом, преобразовывать один вид информации в другой;

  • с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний

  • сотрудничать с одноклассниками и учителем.

  • проявлять учебную и коммуникативную активность.



Учебник: Русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, таблицы, лист самоконтроля, тетради, ручки.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Ребята, с каждым годом мы становимся старше, получаем новые знания, и в какой-то момент к каждому приходит осознание, что я знаю достаточно много по той или иной теме, чтобы уверенно заявить: «Я в этом разбираюсь». Конечно, знания беспредельны, но некий итог можно подвести. Так сегодня мы должны будем себе сказать, что знаем все самостоятельные части речи.

  3. Есть такое ощущение? Нет? Страшно в этом себе признаться? Но для того, чтобы в этом убедиться, мы сегодня будем приводить наши знания в систему, демонстрировать их себе в присутствии свидетелей. Знания о частях речи заключают в себе массу теоретического и практического материала. Вспомним, что же такое части речи. Слайды 2, 3. Итак, у каждой части речи свое обобщенное значение, свои вопросы, свои грамматические категории и своя синтаксическая роль. Как же это все свести воедино? Но ведь нас много, и мы можем воспользоваться коллективным разумом. Вы разделены на группы, и каждая группа получила конкретное задание. Этим подготовленным материалом вы и будете сегодня пользоваться.

  4. Сегодня мы будем мало писать, но много рассуждать. Умение рассуждать и доказывать – важнейшее умение в наше время.

  5. Все очень просто. Перед вами предложение. Слайд 4. Весной поле зеленеет, покрываясь молодыми растениями. Нам нужно определить часть речи, например, слова поле.

Слайд 5. Я начинаю рассуждать: я считаю, что слово поле – имя существительное, потому что оно отвечает на вопрос что? Я согласна с этим утверждением, потому что оно обозначает предмет, имеет парадигму (окончания) имени существительного : окончание е в им. падеже имеет сущ. 2 скл. ср. рода. Если попробовать изменять это слово, то увидим, что оно изменяется по падежам, оно будет иметь те же окончания, что и любое сущ. 2 скл. Это слово имеет грамм. категории сущ. – оно неодуш., нариц., ср рода, изм. по числам и падежам. В предложении играет роль подлежащего. Хотя это не главный показатель, но именно сущ. чаще всего выполняет эту функцию.

Таким образом, я доказала, что это имя существительное. Долго? Зато надежно.

Пробуем дальше. Разбираем три слова (зеленеет, прикрываясь, молодыми)

Памятка на парте.

Мы считаем, что это (называете часть речи).

Потому что ( приводите доказательство).

Мы согласны с этим утверждением, потому что (приводите доказательства).

Мы не согласны с данным утверждением, потому что ( приводите доказательство).

Мы не уверены в этом, потому что (приводите доказательства сомнения).

  1. Что ж совместными усилиями у нас получилось выполнить задание. А теперь определите часть речи данных слов. Слайд 6.

  2. Слушаю предположения. Однозначного ответа нет. Чтобы дать точный ответ, давайте выслушаем ответы на вопросы, которые подготовили вы в группах.

Слайды 7 – 16. Организую индивидуальные ответы и коллективное обсуждение.

  1. Делаем вывод. Нельзя определить часть речи по одному признаку.

  2. Проверим собственные знания. Выполним самостоятельную работу.

  3. Сверим собственные ответы с ответами на слайдах 17-21.

  4. Посчитаем баллы, выставим оценку в лист контроля.

  5. Проанализируйте собственную работу. В каких случаях были затруднения.

  6. Домашнее задание.

Можно ли без знания частей речи правильно писать слова?

Ответьте на вопрос: «Какие орфографические правила требуют обязательного знания частей речи?»

Наши устные рассуждения о частях речи надо закрепить письменно. Напишите лингвистическое сочинение на тему « У каждой части речи свой портрет».

Разбираем план написания такого сочинения.







Название документа урок самостоятельные части речи.pptx

Самостоятельные части речи Урок-практикум составила учитель русского языка 1 ...
Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью ...
Из истории изучения частей речи История изучения частей речи уходит в глубь в...
Определи части речи Весной поле зеленеет, покрываясь молодыми росточками.
Поле – предполагаю, что это имя существительное. 1. обозначает предмет. 2. о...
Определите часть речи Печь Столовая Хромая Стекло Приезжая Кофе Хаки
Какие части речи можно определить сразу по вопросу? Какие части речи имеют п...
Определи часть речи Я иду в лес. Я иду далеко. Красивое дерево стояло под окн...
Какие части речи совмещают в себе значение других частей речи? В каких частя...
Покажите на примерах, когда слова разных частей речи имеют одно значение. Бег...
А какие приставки и суффиксы могут подсказать часть речи? -тель (учитель); -...
Какие части речи можно сразу определить по окончанию, а какие можно спутать?...
Можно ли по синтаксической роли точно определить часть речи? В каких случаях ...
Определите часть речи Одно или разные слова выделены в следующих предложениях...
На каком явлении основаны данные шутки: Из окна дуло. Штирлиц выстрелил, и д...
Какие части речи имеют одинаковые грамматические категории? По каким граммати...
Самостоятельная работа Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном гор...
Один – числительное раз – существительное в – предлог году- существительное ...
в – предлог шумном, столичном –прилагательные городе – существительное и – с...
За городом – наречие и – союз небо – существительное яснее – прилагательное ...
Друзья - существительное знающие – причастие мои - местоимение привычки - су...
Домашняя работа 1. Написать лингвистическое сочинение на тему « У каждой част...
 Успехов вам!!
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Самостоятельные части речи Урок-практикум составила учитель русского языка 1 ква
Описание слайда:

Самостоятельные части речи Урок-практикум составила учитель русского языка 1 квалификационной категории Бочкарева О.А.

№ слайда 2 Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью сле
Описание слайда:

Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков: 1) наличием обобщенного значения; 2) комплексом определённых морфологических категорий; 3) общей системой парадигм ; 4) общностью основных синтаксических функций.

№ слайда 3 Из истории изучения частей речи История изучения частей речи уходит в глубь веко
Описание слайда:

Из истории изучения частей речи История изучения частей речи уходит в глубь веков. Предполагают, что учение о частях речи зародилось еще в V в. до н. э. в Индии. Его развили древние греки и римляне. Они выделяли 4 части речи. До XVIII в. были переводные грамматические руководства. Первой российской грамматикой был труд М.В. Ломоносова (1755 г.) (напомним, что грамматика Мелетия Смотрицкого, вышедшая в 1619 г., была создана на материале церковнославянского языка). М.В. Ломоносов выделил 8 частей речи: 1) имя, 2) местоимение, 3) глагол, 4) причастие, 5) наречие, 6) предлог, 7) союз, 8) междометие

№ слайда 4 Определи части речи Весной поле зеленеет, покрываясь молодыми росточками.
Описание слайда:

Определи части речи Весной поле зеленеет, покрываясь молодыми росточками.

№ слайда 5 Поле – предполагаю, что это имя существительное. 1. обозначает предмет. 2. отве
Описание слайда:

Поле – предполагаю, что это имя существительное. 1. обозначает предмет. 2. отвечает на вопрос что? 3. имеет окончание -е, изменяется по падежам и числам, имеет окончания, типичные для существительного 2 склонения. 4. имеет грамматические категории существительного : неодушевленное и нарицательное, среднего рода. 5. а вот по роли в предложении нельзя точно сказать, что это существительное. Но это и не противоречит предположению. Слово поле в предложении выполняет роль подлежащего. Существительное может выполнять такую функцию. Значит, это имя существительное.

№ слайда 6 Определите часть речи Печь Столовая Хромая Стекло Приезжая Кофе Хаки
Описание слайда:

Определите часть речи Печь Столовая Хромая Стекло Приезжая Кофе Хаки

№ слайда 7 Какие части речи можно определить сразу по вопросу? Какие части речи имеют по н
Описание слайда:

Какие части речи можно определить сразу по вопросу? Какие части речи имеют по несколько вопросов к одной форме?  

№ слайда 8 Определи часть речи Я иду в лес. Я иду далеко. Красивое дерево стояло под окном.
Описание слайда:

Определи часть речи Я иду в лес. Я иду далеко. Красивое дерево стояло под окном. Цветущее дерево стояло под окном. Я иду тихо. Я иду молча.

№ слайда 9 Какие части речи совмещают в себе значение других частей речи? В каких частях с
Описание слайда:

Какие части речи совмещают в себе значение других частей речи? В каких частях слова заключено лексическое значение?

№ слайда 10 Покажите на примерах, когда слова разных частей речи имеют одно значение. Бег –
Описание слайда:

Покажите на примерах, когда слова разных частей речи имеют одно значение. Бег – бегать Белизна – белый Три – тройка – утроить – трижды - трехэтажный

№ слайда 11 А какие приставки и суффиксы могут подсказать часть речи? -тель (учитель); -ник
Описание слайда:

А какие приставки и суффиксы могут подсказать часть речи? -тель (учитель); -ник (ученик); -ниj- (пение); -тиj- (открытие); -щик (пильщик); -ств- (озорство); -ость (гордость).

№ слайда 12 Какие части речи можно сразу определить по окончанию, а какие можно спутать? Ва
Описание слайда:

Какие части речи можно сразу определить по окончанию, а какие можно спутать? Варкалось. Хливкие шорьки  Пырялись по наве.  И хрюкотали зелюки,  Как мюмзики в мове.  Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. 

№ слайда 13 Можно ли по синтаксической роли точно определить часть речи? В каких случаях име
Описание слайда:

Можно ли по синтаксической роли точно определить часть речи? В каких случаях именно синтаксическая роль помогает точно определить часть речи?

№ слайда 14 Определите часть речи Одно или разные слова выделены в следующих предложениях? К
Описание слайда:

Определите часть речи Одно или разные слова выделены в следующих предложениях? Как это определить? 1). Море на рассвете всегда спокойно. 2). Прогуливаясь по бульвару, мы спокойно беседовали. 2). На душе спокойно

№ слайда 15 На каком явлении основаны данные шутки: Из окна дуло. Штирлиц выстрелил, и дуло
Описание слайда:

На каком явлении основаны данные шутки: Из окна дуло. Штирлиц выстрелил, и дуло исчезло.  – Какую поэзию любит Андропов?  - Больше всего он любит Пушкина за его слова «Души прекрасные порывы!» 

№ слайда 16 Какие части речи имеют одинаковые грамматические категории? По каким грамматичес
Описание слайда:

Какие части речи имеют одинаковые грамматические категории? По каким грамматическим категориям можно определить часть речи? Почему иностранец начать спрягать слово какаду следующим образом: я какаду, ты какадешь, он какадет, мы какадем и т.д.

№ слайда 17 Самостоятельная работа Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе
Описание слайда:

Самостоятельная работа Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям. За городом и небо яснее, и воздух чище. Друзья, знающие мои привычки, удивляются.

№ слайда 18 Один – числительное раз – существительное в – предлог году- существительное бро
Описание слайда:

Один – числительное раз – существительное в – предлог году- существительное бросаю –глагол все –местоимение дела –существительное в – предлог шумном, столичном –прилагательные городе – существительное и – союз вырываюсь – глагол на–предлог природу – существительное поближе – наречие к –предлог реке , лесу, лугам, полям – существительное

№ слайда 19 в – предлог шумном, столичном –прилагательные городе – существительное и – союз
Описание слайда:

в – предлог шумном, столичном –прилагательные городе – существительное и – союз вырываюсь – глагол на–предлог природу – существительное поближе – наречие к –предлог реке , лесу, лугам, полям – существительное

№ слайда 20 За городом – наречие и – союз небо – существительное яснее – прилагательное и -
Описание слайда:

За городом – наречие и – союз небо – существительное яснее – прилагательное и - союз воздух – существительное чище – прилагательное.

№ слайда 21 Друзья - существительное знающие – причастие мои - местоимение привычки - сущес
Описание слайда:

Друзья - существительное знающие – причастие мои - местоимение привычки - существительное удивляются - глагол

№ слайда 22 Домашняя работа 1. Написать лингвистическое сочинение на тему « У каждой части р
Описание слайда:

Домашняя работа 1. Написать лингвистическое сочинение на тему « У каждой части речи свой портрет». 2. Ответить на вопрос: «Какие орфографические правила требуют обязательного знания частей речи?»

№ слайда 23  Успехов вам!!
Описание слайда:

Успехов вам!!

Название документа урок части речи слайды.docx

Приложение 1. Презентация.

Слайд 1. Самостоятельные части речи. Урок-практикум.

Слайд 2. Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков: 1) наличием обобщенного значения; 2) комплексом определённых морфологических категорий; 3) общей системой парадигм; 4) общностью основных синтаксических функций.

Слайд 3. Из истории изучения частей речи. История изучения частей речи уходит в глубь веков. Предполагают, что учение о частях речи зародилось еще в V в. до н. э. в Индии. Его развили древние греки и римляне. Они выделяли 4 части речи.

До XVIII в. были переводные грамматические руководства. Первой российской грамматикой был труд М.В. Ломоносова (1755 г.) (напомним, что грамматика Мелетия Смотрицкого, вышедшая в 1619 г., была создана на материале церковнославянского языка).

М.В. Ломоносов выделил 8 частей речи: 1) имя, 2) местоимение, 3) глагол, 4) причастие, 5) наречие, 6) предлог, 7) союз, 8) междометие.


Слайд 4. Определи части речи. Весной поле зеленеет, покрываясь молодыми росточками.


Слайд 5. Поле – предполагаю, что это имя существительное. 1. обозначает предмет. 2. отвечает на вопрос что? 3. имеет окончание -е, изменяется по падежам и числам, имеет окончания, типичные для существительного 2 склонения. 4. имеет грамматические категории существительного : неодушевленное и нарицательное, среднего рода. 5. а вот по роли в предложении нельзя точно сказать, что это существительное. Но это и не противоречит предположению. Слово поле в предложении выполняет роль подлежащего. Существительное может выполнять такую функцию. Значит, это имя существительное.

Слайд 6. Определите часть речи. Печь Столовая Хромая Стекло Приезжая Кофе Хаки

Слайд 7. 1. Какие части речи можно определить сразу по вопросу?

2. Какие части речи имеют по несколько вопросов к одной форме?

Слайд 8. Определи часть речи.

Я иду в лес. Я иду далеко.

Красивое дерево стояло под окном. Цветущее дерево стояло под окном.

Я иду тихо. Я иду молча.


Слайд 9. Покажите на примерах, когда слова разных частей речи имеют одно значение.

  • Бег – бегать

  • Белизна – белый

  • Три – тройка – утроить – трижды - трехэтажный


Слайд 10. 1. Какие части речи совмещают в себе значение других частей речи?

2. В каких частях слова заключено лексическое значение?

Слайд 11. А какие приставки и суффиксы могут подсказать часть речи.

  • -тель (учитель); -ник (ученик); -ниj- (пение); -тиj- (открытие); -щик (пильщик); -ств- (озорство); -ость (гордость).

Слайд 12. Какие части речи можно сразу определить по окончанию, а какие можно спутать?

  • Варкалось. Хливкие шорьки 
    Пырялись по наве. 
    И хрюкотали зелюки, 
    Как мюмзики в мове. 

    Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка. 

Слайд 13. 1. Какие части речи имеют одинаковые грамматические категории.

2. По каким грамматическим категориям можно определить часть речи?

  • Почему иностранец начать спрягать слово какаду следующим образом:

я какаду, ты какадешь, он какадет, мы какадем и т.д.


Слайд 14. 1. Можно ли по синтаксической роли точно определить часть речи?

2. В каких случаях именно синтаксическая роль помогает точно определить часть речи?

Слайд 15. Определи часть речи. Одно или разные слова выделены в следующих предложениях? Как это определить?

1). Море на рассвете всегда спокойно.

2). Прогуливаясь по бульвару, мы спокойно беседовали.

3). На душе спокойно

Слайд 16. На каком явлении основаны данные шутки:

Из окна дуло. Штирлиц выстрелил, и дуло исчезло. 

– Какую поэзию любит Андропов? 
- Больше всего он любит Пушкина за его слова «Души прекрасные порывы!» 

Слайд 17. Самостоятельная работа.

Один раз в году бросаю все дела в шумном столичном городе и вырываюсь на природу, поближе к реке, к лесу, лугам, полям. За городом и небо яснее, и воздух чище. Друзья, знающие мои привычки, удивляются.

Слайды 18-21 ответы.

Слайд 22. Домашняя работа.

1. Написать лингвистическое сочинение на тему « У каждой части речи свой портрет».

2. Ответить на вопрос: «Какие орфографические правила требуют обязательного знания частей речи?»

Урок и презентация по русскому языку "Самостоятельные части речи" 7 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок русского языка «Самостоятельные части речи» разработан для учащихся 7 класса  и подводит итог изучению самостоятельных частей речи.

Тип урока – обобщение и закрепление  предметных знаний.

Цели:

  • систематизировать знания о частях речи;
  • с помощью учителя выдвигать гипотезы и их обосновывать, работать с текстом, преобразовывать один вид информации в другой, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • с помощью учителя ставить цель,  осуществлять  контроль и самоконтроль, оценивание, коррекцию знаний;
  • сотрудничать с одноклассниками и учителем;
  • проявлять учебную и коммуникативную  активность, адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, осознавать личностную значимость нового знания.

 

Результативность обучения определяется  уровнем сформированности УУД, умением сформулировать обобщенный вывод.

На уроке используется мультимедийная компьютерная презентация. Поэтому для проведения урока понадобятся  компьютер, медиапроектор, экран, таблицы, лист самоконтроля, тетради, ручки.

До урока учащиеся  были  разделены на пары и получили различные задания.  Обобщенные памятки о каждой части речи, составленные ребятами, были распечатаны и во время урока представлены на доске. Кроме того детям в группах  в качестве домашнего задания были даны проблемные вопросы. Это позволило детям продумать ответ заранее, обсудить его в группе и отвечать на вопросы не только сильным учащимся, но и тем, кто плохо владеет связной научной речью. Вопросы проектировались на экране, что позволяло и другим учащимся обдумывать их и вносить свои предложения после выступления основного выступающего.   Эти задания  продемонстрированы в презентации и обсуждались в течение урока.

Использованы следующие методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, также приемы:  разноуровневые задания,   групповая работа,  самопроверка.

Умение рассуждать и  доказывать – важнейшее умение  в наше время. Поэтому на данном уроке  учащиеся  много рассуждали. Изучены все самостоятельные части речи, но чтобы уверенно заявить: «Я в этом разбираюсь»,- необходимо систематизировать все имеющиеся знания.  Знания о частях речи заключают в себе массу теоретического и практического материала. Учитель предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о самостоятельных частях речи. Преподносит новый материал из истории изучения частей речи. Побуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания.   Учащиеся   самостоятельно  определяют   части речи по предложенному плану. Для создания проблемной ситуации учитель предлагает определить часть речи слов, вырванных из предложения. Определите часть речи   слов: печь, столовая, хромая, стекло, приезжая, кофе, хаки. Подводит детей к постановке учебной задачи о невозможности однозначного ответа.  У  каждой части речи свое обобщенное значение, свои вопросы, свои грамматические категории и своя синтаксическая роль. Как же это все свести воедино? Но ведь нас много, и мы можем воспользоваться коллективным разумом.  Класс разделен на группы, и каждая группа получила конкретное задание. Этим подготовленным материалом мы и будем сегодня пользоваться. В ходе урока учащиеся вспоминают и обобщают различные грамматические признаки  частей речи (типичные окончания и словообразовательные морфемы, обобщенное значение и синтаксическую роль). Обсуждают типичные признаки и сложные случаи определения частей речи.

В ходе работы еще раз акцентируется внимание на полном анализе слова.

После обсуждения учащиеся выполняют самостоятельную работу, сравнивают свои результаты с ответами на слайде, оценивают. Выставляют оценки в лист самоконтроля. Анализируют, в каких случаях возникли затруднения.

Получают домашнее задание.

Можно ли без знания частей речи  правильно писать слова?

Ответьте на вопрос: «Какие орфографические правила требуют обязательного знания частей  речи?»

Напишите лингвистическое сочинение на тему « У каждой части речи свой портрет».

 

Автор Бочкарева Ольга Анатольевна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1430
Номер материала 6778
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓