Инфоурок Литература ПрезентацииУрок и презентация по русскому языку на тему "Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения" (8 класс)

Урок и презентация по русскому языку на тему "Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения" (8 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Типы односоставных предложений.docx

  Байтабенова Анар Сериковна, учитель русского языка и

                                  литературы СШ №40 имени Алькея  Маргулана

                                      города Астаны Республики Казахстан

 

Тема:  Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения  ( 8 класс казахской школы) 
Цель урока: 
• дать понятие об односоставных
и двусоставных  предложениях; 
• закрепить знания о признаках и функции главных членов предложения
, в том числе и назывных; 
• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, к творчеству великих писателей и поэтов. 
Задачи: 
• учить детей отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте; 
• учить детей находить в предложении подлежащее и определять способы его выражения;
  отличать назывные предложения; 
• закреплять ранее изученные правила русской орфографии; 
• повышать орфографическую грамотность учащихся. 
Тип урока:
урок объяснения нового материала. 
Оборудование: 
1) карточки с индивидуальными заданиями; 
2) материалы презентации, выполненные с помощью программы Power
Point. 

                                                       Ход урока
1.
Организационный момент урока. Эмоциональный настрой. Деление на группы ( под музыку дети танцуют; делятся по количеству служебных частей речи - 3, по количеству членов предложений - 5, по количеству самостоятельных частей речи - 6)                                                               2 мин.
2. Слово учителя: 

-         Спасибо. Приступим к следующему заданию. В тетрадях разделите  страницу на две колонки, в одной – составьте список того, что вы знаете о предложениях;  вторую колонку заполните в течение урока.  
- Мы с вами, ребята продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ? 
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слова, выражающие законченную мысль). 
3 мин.
- Было бы не интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других. 
Есть такая притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь (самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). 
- Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений? 
(Они не просто самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения). 
                                
- Значит, мы сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один главный член предложения. 
                                      1 мин.

3. Запись темы урока. Постановка цели и задач.                            2 мин. 
– Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?». 

 Работа с эпиграфом урока
.
«Относитесь к русскому  языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его
,  и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».    (В. Луговской) 
- Ребята, что значат эти строки? 
4. Литературно-орфографическая разминка
.  
1) ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст, вспомните, из какого изученного вами художественного произведения взят отрывок? (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»). 
1 группа – вставьте пропущенные буквы

-         2 группа – найдите односоставные  предложения, подчеркните в них главный член
- А п…в…р…тись(ка) сын! Экой см…шной ты к…кой! Что это на вас за п…повские подрясники? И эдак все ход…т в ак…дем…и? – Такими сл…вами встрет…л старый Бульба двух сыновей св…их учившихся в киевской бурсе и пр…ехавших д…мой к отцу. 
                                5 мин.
 
(ОТВЕТ: - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу). 

5. Объяснение нового материала.  Слово учителя.

Люблю классическую музыку.
В дверь постучали.
Мне не спится.

Что посеешь, то и пожнешь.
Морозная  ночь.

      На какие две группы можно поделить данные предложения? Чем выражен главный член в каждом из них? В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее?

ЗАДАНИЕ:
Распредели правильно!!!
(работа с таблицей)                                        5 мин.


- Сегодня мы рассмотрим с вами предложения с главным членом подлежащим. Назывные предложения. Как вы думаете почему они так называются?

Чтение стихотворения А.Фета. Из каких предложений состоит произведение? Для чего автор использует такой прием?

 

6. Закрепление темы урока.

-         Побудьте немного поэтами, писателями. Замените двусоставные предложения односоставными. Определите их вид.                    4 мин.

-         Игра «4 лишнее». Прочитайте предложения. Выпишите в тетрадь 4 лишнее. Какое оно по типу?                                                                               4 мин.

 

Развитие речи. Составить рассказ по картине, используя односоставные предложения.                                                                                          7 мин.


7. Подведение итогов урока. 

1. Блиц-опрос                                                                                           2 мин.      
2. Решение проблемы урока. 
- В начале урока прозвучал проблемный вопрос: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?». Как меняют односоставные предложения произведение? 
(ОТВЕТ: при помощи односоставных предложений художественные произведения становятся ярче, действие описывается динамичней). 

3. Какие дополнения вы внесли в свою рабочую таблицу? Давайте положим наши работы в капсулу времени. И откроем ее  (когда?) ......

7. Домашнее задание
  (слайд 20). Оценивание.

 

 

 

Занимательный материал. 
1. Ох, уж эти загадки! 

Задание. Отгадайте загадки. Найдите в них односоставные предложения. 
1) Скоро ест, мелко жуёт, 
Сама не глотает, другим не даёт. (пила) 
2) Стоят вместе, ходят врозь (ноги) 
3) Сверху кожа, а снизу тоже, а в середине пусто. (барабан) 
4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь) 

5) Сама не ест, а весь мир кормит (ложка)

 

 

 

 

Приложения к уроку

 

Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.

 

1 группа:

    Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. Мороз щиплет лицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.

 

2 группа:

     Еще долго хозяйничала осень. Конец  ноября баловал нас теплыми деньками.  Как будто осень не хотела с нами расставаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос урока:

 

Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

 

 

 

 

Лист оценивания учеников группы

Имя ученика

Мозговой штурм

Литературная разминка

Исследовательская работа

Замена двусоставных предложений односоставными

Игра

 «4 лишнее»

Составление рассказа

Блиц-опрос

Оценка за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист оценивания  учеников группы

Имя ученика

Мозговой штурм

Литературная разминка

Исследовательская работа

Замена двусоставных предложений односоставными

Игра

 «4 лишнее»

Составление рассказа

Блиц-опрос

Оценка за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А п…в…р…тись(ка) сын! Экой см…шной ты к…кой! Что это на вас за п…повские подрясники? И эдак все ход…т в ак…дем…и? – Такими сл…вами встрет…л старый Бульба двух сыновей св…их учившихся в киевской бурсе и пр…ехавших д…мой к отцу.    

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок и презентация по русскому языку на тему "Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Типы односоставных предложений.ppt

Скачать материал "Урок и презентация по русскому языку на тему "Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения" (8 класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типы предложений по наличию главных членов. Назывные предложения.Подготовила...

    1 слайд

    Типы предложений по наличию главных членов.
    Назывные предложения.
    Подготовила:
    учитель русского языка и литературы
    СШ №40 имени Алькея Маргулана
    города Астаны Республики Казахстан
    Байтабенова Анар Сериковна

  • Наши задачи:Повторить, обобщить материал по теме «….»;
Научиться определять …...

    2 слайд

    Наши задачи:
    Повторить, обобщить материал по теме «….»;
    Научиться определять ………………., находить их в тексте.
    Воспитывать в себе уважение к ……., любовь к ………..

  • Потанцуем?

    3 слайд

    Потанцуем?

  • Мозговой штурм- Назовите главные и второстепенные члены предложения
- Какие д...

    4 слайд

    Мозговой штурм
    - Назовите главные и второстепенные члены предложения
    - Какие дополнения называются прямыми, какие косвенными? Приведите примеры.
    - Какие определения называются согласованными, какие несогласованными? Приведите примеры.
    - Что такое подлежащее?
    - Что такое сказуемое?

  • Что мы знаем о предложении?Часть речи
Синтаксическая единица
Слова соединяютс...

    5 слайд

    Что мы знаем о предложении?
    Часть речи
    Синтаксическая единица
    Слова соединяются только грамматически
    Слова соединяются по смыслу и грамматически
    Бывают сложные и составные
    Бывают простые и сложные
    По типу речи делятся на ……
    По интонации делятся на …..
    По наличию второстепенных членов ……




  • Притча о самых коротких предложенияхПоспорили два римляна о том, кто из них с...

    6 слайд

    Притча о самых коротких предложениях
    Поспорили два римляна о том, кто из них скажет самую короткую речь (самое короткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй ответил - «I» (Езжай). 

    В чем изюминка этих предложений?

  • А.  Шахматов    
                            (186...

    7 слайд


    А. Шахматов
    (1864 – 1920),
    великий русский
    лингвист.

    Один из первых, кто впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике.

  • Эпиграф урокаОтноситесь к русскому языку бережно и любовно. Думая о нём, изуч...

    8 слайд

    Эпиграф урока
    Относитесь к русскому языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. 
    В. Луговской 

  • Литературно-орфографическая разминка- А п…в…р…тись(ка) сын! Экой см…шной ты к...

    9 слайд

    Литературно-орфографическая разминка
    - А п…в…р…тись(ка) сын! Экой см…шной ты к…кой! Что это на вас за п…повские подрясники? И эдак все ход…т в ак…дем…и? – Такими сл…вами встрет…л старый Бульба двух сыновей св…их учившихся в киевской бурсе и пр…ехавших д…мой к отцу. 

  • Исследовательская работаНа какие две группы можно поделить данные предло...

    10 слайд

    Исследовательская работа
    На какие две группы можно поделить данные предложения? Чем выражен главный член в каждом из них? В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее?

    Люблю классическую музыку.
    В дверь постучали.
    Мне не спится.
    Что посеешь, то и пожнешь.
    Морозная ночь.

  • Работа с таблицей.Определить соответствие предложений виду односоставного пре...

    11 слайд

    Работа с таблицей.
    Определить соответствие предложений виду односоставного предложения.

  • Шёпот, робкое дыханье,
			Трели соловья,
	Серебро и колыханье
			Сонного ручь...

    12 слайд

    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,
    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,
    Ряд волшебных изменений
    Милого лица,
    В дымных тучах пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!..
    А. Фет

  • «В  нем  нет  ни  одного  глагола.  Каждое  выражение – картина» - восторжен...

    13 слайд


    «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.
    .

  • Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.1 группа:...

    14 слайд

    Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.
    1 группа:
    Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. Мороз щиплет лицо.

    2 группа:
    Еще долго хозяйничала осень. Конец ноября баловал нас теплыми деньками. Как будто осень не хотела с нами расставаться.

  • Игра «4-е – лишнее».Найти лишнее предложение. Выписать его в тетрадь.

  

 ...

    15 слайд

    Игра «4-е – лишнее».
    Найти лишнее предложение. Выписать его в тетрадь.

      

     


     


















    1.
    Ночь темна.
    Тихая зимняя ночь.
    Сестра – врач.
    Не плачь ты попусту.
    2.
    Скоро праздник.
    В доме шумят.
    Меня задержали на работе.
    Травы скашивают рано утром.
    3.
    Ищу тебя.
    Красуйся, град Петров!
    Наконец-то 1 сентября!
    4.
    Мороз и солнце! День чудесный!
    Нет дыма без огня.
    Цыплят по осени считают.
    5.
    Осень….
    Мужайся, сердце, до конца.
    Еду-еду в чистом поле.
    Идем по лесу.

  • Развитие речи.Составить рассказ по картине, используя односоставные предложения.

    16 слайд

    Развитие речи.
    Составить рассказ по картине, используя односоставные предложения.

  • Блиц-опрос:

Назывные – односоставные предложения?...

    17 слайд

    Блиц-опрос:

    Назывные – односоставные предложения?

    2. Назывные – двусоставные предложения?

    3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?

    4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?

    5. Может ли назывное предложение быть распространённым?

  • Блиц-опрос:

Назывные – односоставные предложения?     (Да)....

    18 слайд

    Блиц-опрос:

    Назывные – односоставные предложения? (Да).

    2. Назывные – двусоставные предложения? (Нет.)

    3. Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

    4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

    5. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

  • Домашнее задание:Найти и выписать пять назывных предложений из по...

    19 слайд

    Домашнее задание:
    Найти и выписать пять назывных предложений из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

  • Спасибо за урок!Молодцы!

    20 слайд

    Спасибо за урок!
    Молодцы!

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная презентация и конспект урока по теме "Типы односоставных предложений. Назывные предложения" предназначен для учащихся 8 класса школ с государственным языком обучения. Это первый урок раздела "Односоставные предложения", на котором учитель дает основные понятия об односоставных предложениях, в том чиле назывных; воспитывает интерес к изучению русского языка, к творчеству великих писателей и поэтов. Задача учителя: научить учащихся отличать односоставные предложения от двусоставных, находить в предложении подлежащее и определять способы его выражения, назывные предложения. Тип урока: урок объяснения нового материала Эмоциональный настрой в начале урока (дети танцуют под музыку) позволяет учащимся позитивно настроиться на урок и в то же время разделиться на две группы. На этапе повторения изученного материала применяется прием "Мозговая атака". Основная форма работы на уроке: групповая. Каждая группа получает индивидуальные задания. Листы оценивания, применяемые на уроке, позволяют вырабатывать в учащихся навыки оценивания для обучения и навыки оценивания обучения. Наблюдается межпредметная связь с литературой.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.02.2020 569
    • RAR 1.5 мбайт
    • 28 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Насыров Руслан Рифович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Насыров Руслан Рифович
    Насыров Руслан Рифович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104932
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек