Инфоурок Литература КонспектыУрок и презентация по русскому языку для 8 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения»

Урок и презентация по русскому языку для 8 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ урок.docx

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.А.Гагарина»

учитель русского языка и литературы

Заболотнева Елена Семёновна

Урок и презентация по русскому языку для 8 класса

«Обобщение и систематизация знаний по теме

«Однородные члены предложения»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения».

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Однородные члены     предложения».

Задачи: 1) воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к родному краю, чувство патриотизма, а также стремление к знаниям;

                2) образовательные: проверить знания учащихся по теме, их практические умения и навыки: а) пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной и союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения; б) нахождения однородных членов предложения; в) умения строить схемы предложений и самим составлять подобные предложения;

                3) развивающие: развивать логическое мышление, языковое чутьё и связную речь учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, тексты о      Смоленске, рабочие карты урока, презентация, лирическая музыка.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас… За окном ещё темно, а у нас в классе светло и уютно. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. (На фоне музыки).

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече:

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

(Елена Цветинская)

- Скажите добрые слова друг другу.

- Вы получили заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

2. Определение задач.

- Сегодня мы проводим обобщающий урок теме «Однородные члены     предложения». Определите задачи урока.

3. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы проводим урок-практикум по данной теме. Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд № 2).Достопримечательности какого города вы видите? (Смоленска)

- Да, ребята, вы совершенно правы. Это город Смоленск (слайды № 3, 4)Сегодня мы с вами поговорим ещё и о городе-герое, городе-ключе Смоленске. Мы знаем, что город Смоленск – герой. В «Словаре русского языка» Сергея Ожегова сказано: «Герой – это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности». «Город-герой – почётное звание, присваемое в СССР городам, население которых проявило особенный героизм во время Великой Отечественной войны». А за что наш областной центр заслужил такое высокое звание? Попробуем ответить на этот вопрос  в конце урока. Нам помогут в работе ваши знания, умения и навыки. А потому девиз урока: «Повторение – мать учения». Эпиграфом, цитатой урока взяты слова французского писателяРомена  Роллана: «Существует на свете только один героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его».

- В конце урока ещё вы ответите на вопросы: умеют ли смоляне быть именно такими и что общего между городом-героем и людьми-героями? Почему Смоленск – город-ключ и щит, город-труженик, город русской славы?

4. Тренировочные задания.

А) Речевая разминка.

- Найдите и исправьте ошибки в записанных предложениях (слайд №  5). Объясните постановку знаков препинания.

1. Многие писатели пишут о красивости, славе, и доблести Смоленска.

(Многие писатели пишут о красоте, славе и доблести Смоленска.

Лексическая ошибка.

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и, то запятая не ставится.)

2.Смоляне хорошо знают и гордятся своим городом.

(Смоляне хорошо знают свой город и гордятся им.

Синтаксическая ошибка (грамматическая).

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и, то запятая не ставится.)
3. Горожане любят   катание по Днепру  и  ловить рыбу.

(Горожане любят катание по Днепру и рыбную ловлю.

Синтаксическая ошибка (грамматическая).

Если однородные члены соединены одиночным соединительным союзом и, то запятая не ставится.)

4. Смоленская Крепостная стена небольшая, но красива.

(Смоленская Крепостная стена небольшая, но красивая.

Синтаксическая ошибка (грамматическая): Однородные сказуемые должны сказать в одной грамматической  форме, а здесь: небольшая – полное прилагательное, а красива – краткое.)

Б) Графический диктант.

Составьте схемы к предложениям. (Слайд № 6)

В Смоленске живут  русские, белорусы, поляки и евреи.[ O,O, O и O].
Город красив как зимой, так и летом. [ как O, так и O].
Славная история Смоленска связана с выдающимися именами выдающихся его уроженцев: Фёдора Глинки, Александра Грибоедова, Александра Твардовского и Юрия Гагарина.  [ʘ: O, O, O и O].
И Крепостная стена, и Успенский собор, и памятник Михаилу Глинке, и аллея городов-героев – всё влечёт туристов снова и снова в Смоленск. [и O, и O, и O, и O - ʘ].

В) Распределительный диктант.

Запишите под диктовку в две колонки. Подчеркните однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.(Слайды № 7, 8).

Ставится запятая между                                   Не ставится запятая между

однородными членами                                          однородными членами

—  В городе много парков, фонтанов, скверов.

—  Смоленск не только административный и промышленнный, но и культурный центр Смоленской области.

—  Примерами беззаветной преданности и храбрости навеки вписали себя смоляне в страницы истории как Отечественной войны 1812 года, так и Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

—  Не единожды Смоленск был сожжён, но каждый раз возрождался и вновь являлся «ключ-городом»и щитом России.

—  Город всегда являлся западным форпостом России да городом воинской славы.

—  Мы из города Гагарина выезжаем в Смоленск ни свет ни заря.

—  В Смоленске нет нефтяных скважин, зато есть бриллианты.

Г) Синтаксический разбор предложения.

Что вы видите на данном слайде? (Слайд № 9)Что вы знаете об этих архитектурных сооружениях? Составьте простое, осложнённое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

(Ответы детей.)Смоленская крепостная стена, созданная зодчим Фёдором Конём, изначально включала в себя башни: Днепровскую, Молоховскую, Лазаревскую, Крылошевскую, Авраамиевскую, Никольскую, Копытенскую, Пятницкую и Воскресенскую, Веселуху,  Моховую и другие.

(Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, простое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом и однородными определениями).

Д) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ(Слайды № 10, 11).

Спишите текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах.Расставьте недостающие знаки препинания.Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?Составьте пунктуационную схему предпоследнего и последнего предложений.

Датой основания Смоленска считается … год.

Не очень широкий …, текущий в пределах Смоленска с востока на запад, делит город на две части (?) … (?) пологий и … (?) южный берег.
Всего в городе более полутора десятков гор или холмов. На правом берегу семь … (?) Валутина гора (?) Таборная (?) Печерская (?) Покровская (?) Бабья (?) (Тихвинская) (?) и Шклянная.
На левом берегу  располагаются … (?) Шейновская (?)  Козловская (?) Воскресенская (?)  Казанская (?)  Чернушенская (?) и  Свирская. Возвышаются там и … (?) Авраамиевский (?)  Георгиевский (?) и Соборный.

Археологические исследования последних лет предоставили богатый материал о быте жителей Смоленска (?)  исторической топографии (?) политической  (?) и экономической жизни города.

Смоленщина была освобождена … сентября … года  от фашистских захватчиков. За мужество (?) и героизм Смоленск награждён орденом Отечественной войны I степени. Позднее – орденом Ленина, а в … году был удостоен звания « Город-герой» с вручением Золотой Звезды.

 Всё в нашем любимом городе (?) величие (?) и простота (?) архитектурные памятники далёкой старины(?) и современные строения (?) парки (?) и скверы (?) восхищают вновь (?) и вновь гостей и местных жителей.

Городу Смоленску исполнилось… лет…Смоленщина – наша родина.

Слова для справок: 863, 1150, Днепр, горы, холмы, правый, левый,       25, 1943, 1985.

- Теперь проверьте свои работы и оцените их: «5» - нет ошибок, «4» - 1, 2 ошибки; «3» - 3 ошибки.

5. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра  на тему «Есть на карте России город древний, город славный. Это…», используя предложения с однороднымичленами, обобщающими словами.

6. Подведение итогов.

- Обобщив и систематизировав знания ободнородных членах     предложения, мы на практике научились употреблять предложения с однородными членами. А теперь оценим ваши знания.

7. Рефлексия.(Слайд № 13)

- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- В чём затруднялись?
-Что вы узнали нового?
- Что для вас было самым интересным?

8. Круг «От сердца к сердцу».(Слайд № 12)

- Эпиграфом к нашему уроку были слова: «Существует на свете только один героизм: видеть мир таким, каков он есть, и любить его».

- Можем ли мы смолян назвать героями? Почему? А город Смоленск? Как ещё называют этот город? (Ключ, щит) Почему? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ).

(Слайд № 11).

- Итак, мы теперь точно знаем, что Смоленск – город-герой, а смоляне, безусловно, герои, потому что  беззаветно преданно и храбро смоляне защищали свою малую родину как в Отечественной войне 1812 года, так и в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Город-щит, так как всё время город прикрывал собой Москву. Не единожды Смоленск был сожжён, но каждый раз возрождался и вновь являлся «ключом-городом», городом-воином, городом русской славы. Город всегда являлся западным форпостом России и городом воинской славы. Смоляне любят свой родной город. Гордятся им. Стараются сделать его ещё краше.

-  Ребята, гордитесь тем, что являетесь смолянами и высоко несите это звание, равняясь на ученика нашей школы Юрия Гагарина, поэтов Твардовского, Исаковского и Рыленкова, героев Егорова и Дениса Давыдова и других. Закончим урок словами Владимира Фирсова:

Не зря страна горда тобою,

Твоей завидною судьбой.

Тебе к лицу - Звезда Героя,

Салют победы над тобой.

 

Цвети в веках и будь спокоен

Под небом мирной синевой,

Бессмертный труженик и воин,

Единокровный брат Москвы!

- Всего вам доброго, дорогие ребята! ( Слайд № 14) До встречи!

 Спасибо за урок!!!

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок и презентация по русскому языку для 8 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок и презентация по русскому языку для 8 класса «Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Однородные члены предложения». Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Однородные члены предложения». Задачи: 1) воспитательные: воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к родному краю, чувство патриотизма, а также стремление к знаниям; 2) образовательные: проверить знания учащихся по теме, их практические умения и навыки: а) пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной и союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения; б) нахождения однородных членов предложения; в) умения строить схемы предложений и самим составлять подобные предложения; 3) развивающие: развивать логическое мышление, языковое чутьё и связную речь учащихся. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока: урок-практикум. Формы работы: фронтальная, индивидуальная. Оборудование: компьютер, проекционное оборудование, тексты о Смоленске, рабочие карты урока, презентация, лирическая музыка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 623 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.03.2020 385
    • RAR 75.9 кбайт
    • 37 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ленда Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ленда Галина Николаевна
    Ленда Галина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73791
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе