Главная / Начальные классы / урок и презентация по литературному чтению , по теме «Легко ли быть человеком, отвечать за других?»(4 класс)

урок и презентация по литературному чтению , по теме «Легко ли быть человеком, отвечать за других?»(4 класс)

Название документа Тронева Ю.Г. Приемыш к уроку.ppt

Литературная разминка Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он ...
С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спаль...
«Царская птица»
Домашнее задание Написать благодарственное письмо Тарасу. Написать свой расс...
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Литературная разминка Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он дос
Описание слайда:

Литературная разминка Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. «Обыкновенный человек» , автор В .И. Сухомлинский Скажи, Смирнов, откровенно, Ты крысу кормил из гуманных соображений Или из шалости? Смирнов опустил глаза И сквозь слезы сказал: - Не из гуманных соображений, А от жалости. «Витамин роста», автор О.Е. Григорьев

№ слайда 3 С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные
Описание слайда:

С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда через несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно! - Здравствуй, Тарас! – Здравствуй, барин! – Откуда бог несет? – А вот за Приемышем плавал, за лебедем… Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал… Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро – нет; по заводям проплыл – нет; а он за островом плавает. – Откуда достал-то его, лебедя? «Черная курица», автор А.Погорельский

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 «Царская птица»
Описание слайда:

«Царская птица»

№ слайда 6 Домашнее задание Написать благодарственное письмо Тарасу. Написать свой рассказ
Описание слайда:

Домашнее задание Написать благодарственное письмо Тарасу. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя. Доказать, что Тарас понимал язык животных. Пересказ понравившегося эпизода.

№ слайда 7
Описание слайда:

Название документа Тронева Ю.Г. план - конспект конкурс.docx

hello_html_m314557ee.gifЭтап урока

Вре

мя

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудова

ние

Технологии, методы, приемы, формы

I. Орга низа цион ный мо мент.


3 мин

Создание условий обучения без принуждения.


Создания эффекта неожиданности,


эмоциональный настрой,


создание проблемной ситуации.




















Учитель читает стихотворение под музыку, которая создает настроение в начале урока, настраивают на введение темы урока, подчеркивает необычность и значимость, что вызывает интерес у детей

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночества? Встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!


Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение?





Проблемный вопрос:

«Легко ли быть человеком?»

Дети слушают стихотворение, которое развивает воображение и повышает мотивацию к уроку





























Предполагаемые ответы:

О человеке, о том, что он может быть разным: и хорошим , и плохим, и добрым и злым. Другие, считают, что человек – часть природы



Выдвигают гипотезу.

1.Классичес кая музыка





































2. Мультимедийная доска – слайд 1

«Легко ли быть человеком?»

Начала урока необычно и оно создает эффект неожиданнос

ти

Метод стимулирования учебной деятельности.

Музыка и стих. Создают особое настроение и вызывают интерес.



















Проблемно – диалогичес

кий метод

II. Подготовка к основ

ному этапу урока (актуализа

ция зна

ний)

6 мин

Повторение ранее изученных произведений по этой теме (без актуализации невозможно получения новой информации)





Формирование читательского интереса

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот трудный вопрос, продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики.

Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Учитель: проведем небольшую литературную разминку.

  1. Прочитайте отрывок. Подумайте из какого произведения? Кто автор.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.







2. Определите из какого произведения следующий отрывок. Кто автор этого произведения?

Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
- Не из гуманных соображений,
А от жалости.

Прочитайте ЖУЖЖАЩИМ ЧТЕНИЕМ.







3.Предлагаю вам следующий отрывок.

Показываю слайд и даю задание прочитать про себя

С поникшею головою,

с растерзанным сердцем Алеша

пошел в нижний этаж,

в спальные комнаты.

Он был как убитый... стыд и раскаяние

наполняли его душу!

Когда через несколько часов он немного

успокоился и положил руку в карман...

конопляного зернышка в нем не было!

Алеша горько заплакал, чувствуя, что

потерял его невозвратно!













Здравствуй, Тарас!

– Здравствуй, барин!

– Откуда бог несет?

– А вот за Приемышем плавал, за лебедем… Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал… Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро – нет; по заводям проплыл – нет; а он за островом плавает.

– Откуда достал-то его, лебедя?


4.Следующее задание подготовили для вас ребята. (заранее подготовлены два ученика)











-Ребята, подумайте, что объединяет все эти произведения? (философский стол)

/Учитель поощряет рассуждения, побуждает учеников высказываться./



















1.Чтение отрывка учеником ВСЛУХ и ответы на вопрос учителя



Это отрывок из рассказа «Обыкновенный человек» написал В.А. Сухомлинский



Все читают и отвечают на вопрос.

( “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.) Это отрывок из стихотворения « Витамин роста», автор О.Е. Григорьев



Принимают предложения учителя и читают про себя,

Отвечают на вопрос.

Это рассказ «Черная курица», автор А.Погорельский







Ребята думают из какого произведения этот диалог











Обсуждают в группах, рассуждают и высказывают свои мнения.

Все эти произведения о людях, о жизни, поступках, о любви к природе.



















Мультимедийная доска



Слайд 2

с первым эпизодом.







Слайд 2 второй эпизод















Слайд 3

третий эпизод













Слайд 3 четвертый отрывок


Объяснитель

но - иллюстратив

ный метод











Индивидуальная работа, фронтальная работа, требует концентрации внимания, развивает слуховую и зрительную память



















































Философский стол, в результате происходит обучение приемам формулирования суждений, выражения своей мысли.

Физкультминутка

2 мин

Гимнастика для глаз


Учитель предлагает найти глазами:

картинку природы (угол 4), картинку лебедя ( угол 3),

стаю лебедей, (угол 2),

«Соболько» (угол 1)

А сейчас гимнастика для глаз «Рисовать Брови»

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-12 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.

Спасибо, садитесь!











Дети свободно стоят между партами









Офтальмологические упражнения. Для снятия напряжения и усталости глаз, профилактика близорукости и улучшения зрения.

III. Работа по теме урока

13 мин

Развитие навыков устной речи, осмысление произведения, умение работать с текстом,

вести диалог ,

сохранение мотивации к учебе,

формирование представления о том, что значит быть человеком.







Активизирование внимания































Работа с информационным полем

Показать. что положительные черты характера необходимы настоящему человеку.




-Ребята, как Вы думаете, с каким произведением мы будем продолжать работу? СЛАЙД

hello_html_4db3f2d.png

Работа с текстом произведения.

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

/Задавая вопрос, даю свободу выбора в высказываниях/

- Что интересного узнали об авторе рассказа?

Предлагаю работу в творческих группах.

-Давайте ребята, вспомним правила работы в группах.

1 группа /выборочное чтение/

-Прочитайте , как Тарас оказался на светлом озере?

Почему он «безвыходно оставался на Светлом озере»?

2 группа

- Продолжи фразу (чтение разведка) и ответь на вопрос.

«Ступай домой, гуляка!...

- Что можно сказать о Тарасе, прочитав эти строки?


3 группа

Чтение по ролям.

Учитель: -Почему Тарас назвал Приемыша особенной птицей?

Дети рассуждают.


4 группа

- Каким человеком был Тарас? (Найдите на информационном поле карточки со словами, которые называют основные черты характера Тараса).


ПРОВЕРКА

После проверки 4 группы, задаю проблемный вопрос:

Можно ли Тараса назвать здоровым человеком? Почему?

Спасибо ребята, вы правильно рассуждали.

-Посмотрите у нас получился круг. Каковы ваши ассоциации с этой фигурой?

Вывод: -Это не только символ бесконечности, но единственная фигура, где любая точка равноудалена от центра. То есть каждое из этих определений одинаково значимо для нас – людей).

Ребята называют автора и название произведения.











- Мне очень понравился рассказ. Этот рассказ о добром и мудром человеке, о любви к природе и животным, и т.д.


Ответы детей.





Дети вспоминают основные правила работы в группах.

Работа в группах

Находят в тексте и зачитывают.





Дети ищут строки из текста, зачитывают, отвечают на вопрос учителя





Дети читают отрывок, где говорится о любви к птице.







Дети двигаются по классу и находят нужную карточку и прикрепляют на доску.





Дети прогнозируют результат, опираясь на жизненный опыт и текст произведения.

Старик Тарас был высокого роста, с окладистой седой бородой и строгими большими серыми глазами. Он все лето ходил босой и без шляпы. Замечательно, что у него все зубы были целы и волосы на голове сохранились. Загорелое широкое лицо было изборождено глубокими морщинами. В жаркое время он ходил в одной рубахе из крестьянского синего холста.


Слайд 4





































Учебник, карточки со словами, магниты, доска















На стенах классной комнаты развешаны карточки - слова: вниматель ный, злой, справедли вый, корыстный, простой, заботливый, сильный, трусливый, выносливый, отзывчивый, добрый, способный прийти на помощь, понимаю щий.




Частично - поисковый метод

Эвристическая беседа, навыки анализа текста

Обсуждение проблемы в форме поиска ответа на данный вопрос









Разнообразные формы работы с текстом, выборочное чтение текста

Эвристическая беседа, с элементами выборочного чтения













Выразитель

ное чтение









Способствует смене деятельности.


Работа с информационным полем

готовый прийти на помощь

выносливый



понимающий









отзывчивый



справедливый

внимательный



простой





сильный

заботливый

добрый

C:\Users\User\Desktop\чечеч.png

Динамичес кая орга низа ция урока - релак сация

2 мин

Снятие усталости, напряжения, сохранение мотивации, способствование развитию фантазии и воображения.

Учитель спокойным голосом призывает ребят выполнять действия

-Сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете свежий воздух на берегу озера. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.


-К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Вы слушаете музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой “царской птицы”

Учитель:- Ребята, постарайтесь увидеть, слушая музыку образ «царской птицы».

-Открыли глаза.(на доске появился образ «Царской птицы»).

-Ребята, поднимите руку, кто увидел образ такой птицы? (показываю на слайд).

Кто увидел образ другого лебедя? Какого?

- Какой образ птицы вы увидели слушая музыку?


Дети выполняют упражнения и слушают музыкальную пьесу

К.Сен-Санса "Лебедь".































Дети высказывают свое мнение.


































Слайд 5


IV. Твор ческое зада ние.

Игра «Жур налис ты»


12 мин

Развитие творческих способностей, умение работать в группе, умений рассуждать, выстраивать логические суждения.

-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Журналисты».


- Кто хочет побывать в роли героев произведения? (метод активизации субъективного опыта)

Предлагаю занять места в «зале конференции» (стоят столы, на которых таблички «ПРИЕМЫШ», «ТАРАС», «СОБОЛЬКО», «АВТОР»).


Остальные дети – журналисты.


Задача «журналистов» задать интересный, необычный вопрос. У каждой группы есть конверт, для какого героя вы будете готовить вопрос.

Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Ребята не забываем о правилах работы в группах.

1 группа – журналисты из газеты «Абакан»,

2 группа – «Взгляд»

3 группа – « Аргументы и Факты»

4 группа – « Хакасия»

Учитель помогает организовать игру «Журналисты», объясняя правила, консультирует, ненавязчиво контролирует, создает ситуацию успеха.

Проверка работы журналистов.

Учитель: Спасибо, вы прекрасно справились с творческим заданием! Ваше интервью мы сможем прочитать в газетах на следующей неделе (на внеклассном мероприятии «Я – Человек!» )

Работают в группах, учатся задавать «необычные» вопросы.

Дети представляли себя одним из героев произведения, старались ощутить то, что чувствовал герой.







Дети зачитывают устав и преступают к работе.


Устав

работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.

  2. Умей каждого выслушать.

  3. Не согласен – предлагай!


Конверты с заданием для каждой группы.

Стол, карточки с названием героев.

Групповая работа, театрализация.

Способствует отдыху, смене двигательного режима, поднимают настроение.






V. Домашнее зада ние

2 мин.







Развитие монологической формы речи, творческих способностей


- Предлагаю Вам на выбор разнообразные задания для выполнения домашней работы

  1. Написать благодарственное письмо Тарасу.

  2. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой.

  3. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя.

  4. Доказать, что Тарас понимал язык животных.

  5. Пересказ понравившегося эпизода.







Ребята делают свой выбор для выполнения домашнего задания




Слайд 6









Дифференци рованное


VI. Итог урока + рефлексия

3 мин


Организация полученного результата с точки зрения задач

Ребята, я думаю, что общаясь с героями произведения «Приемыш», вы сможете ответить легко на поставленный вопрос:

Легко ли быть человеком, отвечать за других?

- Что нужно иметь для этого? Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

Ученики закрепляют полученные знания, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышают уровень обученности

Слайд 7D:\школа 2011-12г\для приемыша\прием.jpg




































































Название документа Тронева Ю.Г.Титул.лист, цель урока.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ № 25» г. Абакана




Литературное чтение в 4 классе


Легко ли быть человеком,

отвечать за других?

( Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш")

D:\прпием.jpg

















Выполнили:

Тронева Юлия Григорьевна

Абакан, 2013



Цель урока: развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, доказать, что доброта - это богатство, щедрость души человека.

Образовательные:

  • продолжение знакомства с произведениями детской классической литературы

  • повышение уровня восприятия учащимися литературного произведения

  • понимание содержания рассказа

Развивающие:

  • развитие навыков связной речи, творческого воображения

  • формирование умения сравнивать, группировать, обобщать, анализировать свои мысли, высказывать их вслух, делать выводы, переключать внимание.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к предмету, любви к природе, к животным

  • использование воспитательных возможностей текста для развития личностных качеств: выделение морального содержания ситуации, а именно моральных норм.

Здоровьесберегающие:

  • развитие чувства необходимости сохранения физического здоровья.

  • соблюдение правил гигиены, забота о своём здоровье.



Использование на уроке КТ с целью:

  • предоставление наглядности;

  • самопроверки; сообщения информации.

Оборудование:

  • выставка книг, магниты

  • таблички с названием героев « Приемыш», «Тарас», «Соболько», «Автор»

  • таблички с названием групп: журналисты газеты «Абакан», «Хакасия», «Взгляд», «Аргументы и Факты»

  • конверт с заданием для работы в группе

  • карточки на информационном поле

  • музыкальная пьеса К.Сен-Санса "Лебедь»

ПК:

  • мультимедийный проектор

  • слайды к уроку





урок и презентация по литературному чтению , по теме «Легко ли быть человеком, отвечать за других?»(4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Прект  урока  литературного чтения в 4 классе, по  теме  «Легко ли быть человеком, отвечать за других?»Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш» - второй урок.

На данном уроке дети участвуют в пресс-конференции,  перевоплощаются в героев, анализируют эмоциональное состояние и их поступки , учатся быть "журналистами", правильно задавать вопросы. Развивают речь, мышление, внимание, воображение. Приходят к выводу, что грубое вмешательство человека в природу, непонимание её ценности, приводит к трагедиям. Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!

 

Автор Тронева Юлия Григорьевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 883
Номер материала 4949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓