Главная / Русский язык и литература / Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (на примере стихотворений "Утес", "Листок").

Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (на примере стихотворений "Утес", "Листок").

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»
Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихо...
Поэтическая разминка 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На сев...
Поэтическая разминка 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одино...
Узнай стихотворение 5. Один и без цели по свету ношуся давно я 6.“На севере ...
Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество
М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Аквар...
М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Бу...
М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Проверка ДЗ Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихот...
Цели урока - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно-выраз...
Цели урока - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать ав...
Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся ...
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив стра...
Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды...
Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Т...
Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположен...
«ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Ме...
Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как назыв...
«Утес» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она ум...
Творческая лаборатория «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, к...
Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойства олицет...
Качества, свойства «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности,...
Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?
Роль эпитетов Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивае...
«Утес» « Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, не...
Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., во...
О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбу...
Образы, герои, характеры КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ...
«Тучка» и «утес» Две противоположные стихии, это определяет невозможность их...
 Позднее творчество « Листок» 1841 год
Мироощущение двух поэтов -Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем...
Композиция - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворе...
Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза...
Композиция Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» лис...
Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения и ...
Листок « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он...
Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выраз...
Листок « оторвался от ветки родимой - олицетворение «жестокою бурей гонимый» ...
Листок «докатился до Черного моря» «вырос в отчизне суровой» «один и без цел...
Листок Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество
Чинара «молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские п...
Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительн...
Творческая лаборатория «молодая» - эпитет «с ней шепчется ветер» -олицетворе...
Изобразительные средства «Листья изумрудные»- эпитет «сынам свежим» -метафора...
 Чинара
 Листок и чинара
 Аллегория Образ листка - это аллегория.
Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли...
Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково ег...
Как показаны одиночество и бесприютность героя?
Инверсия - обратный порядок слов « оторвался от ветки родимой «жестокою буре...
Инверсия « приюта молит» «бедный листочек» « до срока созрел» « докатился до...
Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
Стихотворение «Листок» Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. ...
Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается ...
Море Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества ...
«Парус» «Тучи» « На севере диком» «Утес» Мотивы одиночества, странничества
 Литературная гостиная
Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким но...
Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрир...
Индивидуальное творческое задание: Кириллу, Рите – Напишите сочинение - мини...
Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубов...
Значение эпиграфа Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, ка...
1 из 67

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»
Описание слайда:

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес»

№ слайда 2 Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотво
Описание слайда:

Поэтическая разминка -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотворения

№ слайда 3 Поэтическая разминка 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере
Описание слайда:

Поэтическая разминка 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. 3. Выхожу один я на дорогу…  

№ слайда 4 Поэтическая разминка 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко
Описание слайда:

Поэтическая разминка 4. Но остался мокрый след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко.

№ слайда 5 Узнай стихотворение 5. Один и без цели по свету ношуся давно я 6.“На севере дик
Описание слайда:

Узнай стихотворение 5. Один и без цели по свету ношуся давно я 6.“На севере диком стоит одиноко...” 7. Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить…

№ слайда 6 Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество
Описание слайда:

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

№ слайда 7 М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель
Описание слайда:

М.Ю.Лермонтов Автопортрет (в мундире Нижегородского драгунского полка). Акварель.1837г.

№ слайда 8 М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будки
Описание слайда:

М.Ю.Лермонтов (в вицмундире лейб – гвардии Гусарского полка). Художник Ф.О.Будкин1834г.

№ слайда 9 М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.
Описание слайда:

М.Ю.Лермонтов. Художник П.П.Кончаловский.

№ слайда 10 Проверка ДЗ Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихотвор
Описание слайда:

Проверка ДЗ Что же было задано на сегодня? Кто желает продекламировать стихотворение «Тучи»?

№ слайда 11 Цели урока - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно-выразите
Описание слайда:

Цели урока - Выявить ключевые образы стихотворений -роль изобразительно-выразительных средств языка - дать интерпретацию поэтического текста

№ слайда 12 Цели урока - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать автор
Описание слайда:

Цели урока - попытка проникнуть в творческую лабораторию - сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней

№ слайда 13 Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся дет
Описание слайда:

Словарная работа Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь. Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.

№ слайда 14 Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странни
Описание слайда:

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова: мотив действия и подвига; мотив странничества; мотив изгнанничества; мотив сна; мотив памяти и забвения; мотив одиночества…

№ слайда 15 Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».
Описание слайда:

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова».

№ слайда 16 Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М
Описание слайда:

Эпиграф И скучно, и грустно, и некому руку подать. В минуту душевной невзгоды… М .Ю.Лермонтов

№ слайда 17 Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоск
Описание слайда:

Эпиграф Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)

№ слайда 18 Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение
Описание слайда:

Терминологический диктант Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Необычный порядок слов в предложении. Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Повторение однородных согласных звуков. Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов.

№ слайда 19 «ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метаф
Описание слайда:

«ключ» Композиция. Инверсия. Антитеза. Аллитерация. Эпитет. Олицетворение. Метафора.

№ слайда 20 Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называет
Описание слайда:

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция стихотворения? Как называется противопоставление образов, настроений? Для чего автор именно так выстроил композицию? Каков мотив? Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

№ слайда 21 «Утес» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчал
Описание слайда:

«Утес» Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне

№ слайда 22 Творческая лаборатория «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когд
Описание слайда:

Творческая лаборатория «…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…» Велимир Хлебников

№ слайда 23 Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойства олицетвор
Описание слайда:

Образы, характеры героев лирических героев - Какие качества, свойства олицетворяют образы тучки и утеса?

№ слайда 24 Качества, свойства «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, бе
Описание слайда:

Качества, свойства «Тучка», – воплощение легкости, легкомыслия, беспечности, беззаботности

№ слайда 25 Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?
Описание слайда:

Роль эпитетов - Какова роль эпитетов в стихотворении?

№ слайда 26 Роль эпитетов Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает к
Описание слайда:

Роль эпитетов Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту. - Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости.

№ слайда 27 «Утес» « Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, непод
Описание слайда:

«Утес» « Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности

№ слайда 28 Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвы
Описание слайда:

Энциклопедическая страничка Лазурь – светло – синий цвет, синева (устар., возвыш.); природная светло – синяя краска, оттенок синего цвета.

№ слайда 29 О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбужде
Описание слайда:

О цвете Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину. В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. У многих народов он символизировал небо и вечность. Как правило, романтики с синим цветом отождествляли свои мечты и тоску по неземному идеалу.

№ слайда 30 Образы, герои, характеры КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕ
Описание слайда:

Образы, герои, характеры КАК СООТНОСЯТСЯ ЭТИ ОБРАЗЫ, ТО ЕСТЬ КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ? - МОГУТ ЛИ «ТУЧКА» и «УТЕС» БЫТЬ ВМЕСТЕ?

№ слайда 31 «Тучка» и «утес» Две противоположные стихии, это определяет невозможность их со
Описание слайда:

«Тучка» и «утес» Две противоположные стихии, это определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. С помощью антитезы подчеркивается основной мотив стихотворения – мотив одиночества.

№ слайда 32  Позднее творчество « Листок» 1841 год
Описание слайда:

Позднее творчество « Листок» 1841 год

№ слайда 33 Мироощущение двух поэтов -Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем ра
Описание слайда:

Мироощущение двух поэтов -Каким настроением проникнуто стихотворение? - В чем различия между настроением стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и стихотворения Лермонтова «Листок»

№ слайда 34 Композиция - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворения
Описание слайда:

Композиция - Как построено это стихотворение? - Какова композиция стихотворения? - Сколько строф в стихотворении?

№ слайда 35 Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза –
Описание слайда:

Антитеза - стихотворение построено на антитезе. Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

№ слайда 36 Композиция Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
Описание слайда:

Композиция Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары Третья и четвертая - диалог

№ слайда 37 Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения и как
Описание слайда:

Особенности лексики стихотворения В чем особенности лексики стихотворения и каково ее значение?

№ слайда 38 Листок « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от
Описание слайда:

Листок « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя» « приюта молит» «странник прижался» «бедный листочек» « до срока созрел»

№ слайда 39 Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выразите
Описание слайда:

Изобразительно- выразительные средства языка - Найдите изобразительно- выразительные средства языка и определите их роль в раскрытии авторской позиции ?

№ слайда 40 Листок « оторвался от ветки родимой - олицетворение «жестокою бурей гонимый» -ол
Описание слайда:

Листок « оторвался от ветки родимой - олицетворение «жестокою бурей гонимый» -олицетворение « засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора « приюта молит» - олицетворение «странник прижался» -олицетворение

№ слайда 41 Листок «докатился до Черного моря» «вырос в отчизне суровой» «один и без цели»
Описание слайда:

Листок «докатился до Черного моря» «вырос в отчизне суровой» «один и без цели» «пришелец»

№ слайда 42 Листок Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество
Описание слайда:

Листок Погибающий Бесприютный Страдающий Одинокий Несчастный Одиночество

№ слайда 43 Чинара «молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские птиц
Описание слайда:

Чинара «молодая», « с ней шепчется ветер» « ветви лаская» « поют ей райские птицы» «листья изумрудные»

№ слайда 44 Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительные
Описание слайда:

Изобразительно- выразительные средства - Назовите изобразительно- выразительные средства языка и их роль в раскрытии авторской позиции ?

№ слайда 45 Творческая лаборатория «молодая» - эпитет «с ней шепчется ветер» -олицетворение
Описание слайда:

Творческая лаборатория «молодая» - эпитет «с ней шепчется ветер» -олицетворение « ветви лаская» -олицетворение « поют ей райские птицы» - олицетворение

№ слайда 46 Изобразительные средства «Листья изумрудные»- эпитет «сынам свежим» -метафора «с
Описание слайда:

Изобразительные средства «Листья изумрудные»- эпитет «сынам свежим» -метафора «солнцем любима» - олицетворение

№ слайда 47  Чинара
Описание слайда:

Чинара

№ слайда 48  Листок и чинара
Описание слайда:

Листок и чинара

№ слайда 49  Аллегория Образ листка - это аллегория.
Описание слайда:

Аллегория Образ листка - это аллегория.

№ слайда 50 Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (п
Описание слайда:

Аллегория Иносказание. Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

№ слайда 51 Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его п
Описание слайда:

Краткий анализ поэтического текста Какова композиция произведения (каково его построение)? Какие тропы используются М.Ю.Лермонтовым в данном стихотворении? Каков мотив стихотворения?

№ слайда 52 Как показаны одиночество и бесприютность героя?
Описание слайда:

Как показаны одиночество и бесприютность героя?

№ слайда 53 Инверсия - обратный порядок слов « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей г
Описание слайда:

Инверсия - обратный порядок слов « оторвался от ветки родимой «жестокою бурей гонимый» « засох, увял он от холода, зноя и горя»

№ слайда 54 Инверсия « приюта молит» «бедный листочек» « до срока созрел» « докатился до Че
Описание слайда:

Инверсия « приюта молит» «бедный листочек» « до срока созрел» « докатился до Черного моря»

№ слайда 55 Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы
Описание слайда:

Ключевые слова Значимые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

№ слайда 56 Стихотворение «Листок» Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Обр
Описание слайда:

Стихотворение «Листок» Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта.

№ слайда 57 Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается при
Описание слайда:

Значение образа моря - Что символизирует море? - Почему чинара отказывается приютить странника? - Какие мотивы звучат в этом стихотворении»

№ слайда 58 Море Море символизирует край света, оно сулит гибель листка
Описание слайда:

Море Море символизирует край света, оно сулит гибель листка

№ слайда 59 - В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и с
Описание слайда:

- В каких стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества? Мотивы одиночества, странничества

№ слайда 60 «Парус» «Тучи» « На севере диком» «Утес» Мотивы одиночества, странничества
Описание слайда:

«Парус» «Тучи» « На севере диком» «Утес» Мотивы одиночества, странничества

№ слайда 61  Литературная гостиная
Описание слайда:

Литературная гостиная

№ слайда 62 Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым
Описание слайда:

Обобщение информации Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»? С каким новым термином познакомились? Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня? Что удалось повторить, закрепить? Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока? На сколько каждый из вас поработал?

№ слайда 63 Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество
Описание слайда:

Лексическое значение Одиноко одинокий один одиночество

№ слайда 64 Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрирова
Описание слайда:

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его; « Листок»- выразительное чтение. повторить литературоведческие термины. Инд..: подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе. ( Лене)

№ слайда 65 Индивидуальное творческое задание: Кириллу, Рите – Напишите сочинение - миниатю
Описание слайда:

Индивидуальное творческое задание: Кириллу, Рите – Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?»

№ слайда 66 Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубового
Описание слайда:

Индивидуальное творческое задание: (Наташе) - проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой

№ слайда 67 Значение эпиграфа Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как д
Описание слайда:

Значение эпиграфа Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, И даже злым в толпе кажусь… (М. Ю. Лермонтов)

Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (на примере стихотворений "Утес", "Листок").
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6-м классе

"Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

 ( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

Учитель:  Костина  Винера   Амрулловна, учитель русского языка и литературы МКОУ  ООШ №14  с.Кочкарь  Пластовского района челябинской области

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок  комбинированный

Модель обучения: базовая  (6 класс – 2 часа в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010 г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2009.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Щадрина  - Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.

Методический паспорт:

·         По содержанию – межпредметный.  

·         По уровню усвоения учебного материала – усвоение новых знаний.

·         По форме организации –  комбинированный.

·         По срокам выполнения –  среднесрочный.

·         По результатам выполнения –  практический.

Цели      урока:   исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Задачи урока:

 

Образовательные:

 - дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских  стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Развивающие:

·         осуществление  системно-деятельностного подхода;

·         развитие критического мышления;

·         развитие внимания;

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·         развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развивать умение     применять новые знания;

·         развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·         формирование логических умений;

·         развитие умения  опираться на уже  известное,  на свой субъективный опыт;

·         развитие умения формулировать проблему;

·         развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

·         воспитание ценностного отношения к  русскому слову;

·         развитие   коммуникативных УУД:

·         создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·         взаимодействие учащихся в  работе: развитие уважения друг к другу.

·         Способствовать процессу духовного развития

·         Оборудование:

·         ПК;

·         Мультимедийная  презентация к уроку.

·         Творческие работы учащихся

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка  домашнего задания.

3.     Подготовительный этап.

4.     Работа со словом.

5.     Работа с эпиграфом.

6.     Анализ художественных произведений

7.     Творческий

8.     Закрепление изученного материала. Синквейн.

9.     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

10.           Информация о домашнем задании (комментирование).

11.           Выставление оценок за урок.

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка  домашнего задания. Декламация стихотворения « Тучи»

 

3.    Подготовительный этап. Поэтическая разминка.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им и назвать их.

1. Белеет парус одинокий
   В тумане моря голубом. (“Парус”)

 

2. На севере диком стоит одиноко
  На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Выхожу один я на дорогу…

 

4. Но остался мокрый след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

5. Один и без цели по свету ношуся  давно я… (“Листок”)

6.“На севере диком стоит одиноко...”

7. Как страшно жизни сей оковы
   Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

 Вопросы классу: (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?

 

4.  Словарная работа.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках.

 (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Как вы понимаете значение существительного одиночество?

 (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей.

Одинок,  когда нет рядом тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

 (слайд 8)

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.

 Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих.

 (Учащиеся     зачитывают свои ответы.    Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений?

 (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)

Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.

Основные мотивы лирики: (слайд 9)

·         Мотив действия и подвига;

·         Мотив странничества;

·         Мотив изгнанничества;

·         Мотив памяти и забвения;

Мотив одиночества.

5. Формулируется тема урока.

 "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

 ( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

 

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки  лермонтовские герои? В чём причина их одиночества?

 Попробуем разобраться вместе.

 

6. Работа с эпиграфом  (запись  уч-ся по выбору)

                                                        И скучно, и грустно, и некому руку подать.
                                                       В минуту душевной невзгоды…

                                                                                              М.Ю.Лермонтов   

 

                                                      Никто не дорожит мной на земле.
                                                      И сам себе я  в тягость, как другим.
                                                      Тоска блуждает на моём челе,

                                                      Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь...
                                 
                                                                               (М.Ю. Лермонтов)

 

 Учитель:

- Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских  стихов.

 

 

 

       7.  Терминологический диктант (слайд 13)

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Необычайный порядок слов в предложении.

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.

Повторение однородных согласных звуков

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

“Ключ” (слайд 14)

Композиция

Инверсия

Антитеза

Аллитерация

Эпитет

Олицетворение

Метафора

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

8. Выразительное чтение стихотворения “Утёс” ( Рита)

 9. Анализ стихотворения «Утес» по плану:

·         Какова композиция стихотворения?

·         Как называется противопоставление образов, настроений?

·         Для чего автор именно так выстроил композицию?

·         Каков мотив?

·         Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

 - Какие центральные образы вы увидели в произведении?

- Какие качества они олицетворяют?

(По ходу анализа составляется схема)

 (слайд 12)

Учитель:

Вам было предложено задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив   и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновав свой выбор.

 (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? Речь идет о природных явлениях?

 (Нет, о душах и судьбах человеческих. О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще).

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества, свойства олицетворяют образы Тучи и Утеса?

- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)

В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

·         Тучка (уменьш. суффикс)

·         Золотая (эпитет)

·         Умчалась (олицетворение)

·         Весело (эпитет)

·         Играя (олицетворение)

·         По лазури (метафора)

Ассоциации

·         Легкая, подвижная, легкомысленная,

·         Молодость, беззаботность,

·         Чистое небо, радость, солнце

·         Утес

Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

·         утёс-великан (эпитет)

·         влажный след (эпитет)

·         морщина (олицетв.)

·         старый (эпитет)

·         одиноко (эпитет)

·         задумался (олицетв.)

·         плачет (олицетворение)

Ассоциации

·         тяжёлый,

·         неподвижный

·         несчастный

·         старость, разлука

·         одиночество

·         слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".

 

- Какие ассоциации возникают с образом Тучки?

-Подберите  яркие определения, характеризующие Тучу.

 (работаем над словом вместе, ищем синонимы)

( Ответы учащихся: Тучка   легкая,  беззаботная,  поверхностная,  воздушная,  свободная,  изменчивая, непостоянная,  парящая и т.д..)

 -Подберите  яркие определения, характеризующие образ  Утеса.   

  (Ответы учащихся:   Неприступный,  могучий,  сильный,  одинокий, страдающий).

 - Какой эпитет придает его  образу  привлекательность. (Старый)

  (Великан – тоже определение, выраженное существительным).

   - Похожи образы или совсем разные? (Разные)

  - Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество Утёса)

  - Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

   Запись в тетради.

    (Стихотворение построено на антитезе).

10.  Антитеза (Слайд № 2) Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера  лирических героев.

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?

 - Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение).

 

 Учитель:   Со всеми этими  понятиями   мы познакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…

« Утес» – воплощение мощи, суровости,  одиночества, неприступности, неподвижности.  Утес – высокая скала.

 11. Энциклопедическая   страничка (слайд 17).

 Выступление подготовленного ученика (Денис).

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее,   возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете (слайд 18)

Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени.

Синяя     поверхность  кажется, что  удаляется от человека, увлекает взгляд в бездну.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.

У многих народов он символизировал небо и вечность.

 

 Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.

12. Выразительное чтение стихотворения “Листок ”

Работа с учебником. См. стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям

 (для инсценировки участвует 3человека)

Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)

13.Краткий анализ (слайд 15)

·         Краткий анализ поэтического текста (слайд 20)

·         Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)

·         Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?

·         Каков  ведущий мотив  стихотворения?

·         Сколько строф в   стихотворении?

Ответы учащихся:

Первая строфа  рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка

Вторая – о благополучном «райском» существовании  молодой чинары

Третья и четвертая -  диалог.

 14.Изобразительно - выразительные средства  языка  

- Найдите изобразительно - выразительные средства  языка   и определите   их роль для раскрытия авторской позиции?

                        Листок

« оторвался от ветки родимой  - олицетворение

«жестокою бурей    гонимый» -  олицетворение

« засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора, инверсия

« приюта молит» - олицетворение

«странник прижался» - олицетворение

«бедный листочек» - эпитет

« до срока созрел» - метафора

«докатился до Черного моря» - олицетворение

«вырос в отчизне суровой» - олицетворение

«один и без цели» -

«пришелец» -  метафора

 

Листок

Погибающий

Бесприютный

Страдающий

Одинокий

Несчастный

Одиночество

Чинара

«молодая»,

 « с ней  шепчется ветер,  ветви лаская» - олицетворение

 « поют ей райские птицы» - олицетворение

«листья изумрудные» - эпитет

«сынам свежим»  - метафора

«солнцем любима» - олицетворение

  «Ветви раскинула на просторе» - олицетворение

 

Бесчувственная

Самовлюбленная

Самодовольная

Равнодушная

Радость бытия. Счастливая.

      Антитеза (Слайд № 2)

 Противопоставление – антитеза – оборот речи, в     котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера  лирических героев.

 

                                Листок  и Чинара

Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары. Образ листка  - это аллегория.

Запись в тетради. Аллегория  (слайд )

 Иносказание.

Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли  (понятия, суждения).

-   Как   показано  одиночество  и бесприютность героя?

 (Ответы учащихся:   при  помощи  инверсии).

Запись в тетради.  Инверсия  - обратный порядок слов.

    Значимые, ключевые  слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Примеры из текста

« оторвался от ветки родимой»

 « укатился жестокою бурей  гонимый»

 « засох, увял он от холода, зноя и горя»

« приюта молит»

«бедный листочек»

« до срока созрел»

« докатился до Черного моря»

 

  - Что  символизирует море?

  - Почему чинара отказывается    приютить странника?

    (Ответы учащихся:  Чинара     не  желает  менять   свою безоблачную жизнь,   покой,  благополучие.  Чужие  проблемы ей не нужны, потому что  она  самовлюбленная,  эгоистичная).

     - Какие  мотивы звучат в этом стихотворении»?

           ( Мотивы одиночества, странничества)

- В каких еще  известных вам  стихотворениях М.Ю.Лермонтова  мы  можем увидеть мотивы одиночества и странничества? (слайд)

«Парус», «Тучи» « На севере диком» «Утес»)

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете  и почему?   (Ответы учащихся)

  Учитель:    Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Листок — странник  олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”. 

-  Дайте оценку рисункам  одноклассников-художников.

15.Творческая работа   (Синквейн)

- А как поняли его вы?

 -Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах.

 - Напомните, что такое синквейн? Ответы детей. ( Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

 (Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

 1-я строка - одно существительное (тема или предмет);

 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);

 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;

 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;

 5-я строка - синоним,  обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)

Так выглядят некоторые работы детей:

 

  Одиночество (Сапунов Кирилл

Вечное, страшное, горькое.

Гнетёт, не отпускает, мучает.

Грустное ощущение .

Бесприютность

Тоска     (Фролова Алина)

 

Глубокая,  неодолимая,  постоянная.

Давит, мучает, губит.

«И скучно, и грустно, и  некому руку подать».

Ненужность.

Одиночество  (Кочеткова Лена)

Неумолимое, бесприютное, горестное;

Гнетет, сгибает, убивает.

Один   во всем мире.

Невостребованность.

Ребята, вы создали удивительную красоту — словом,  красками, рисунком.

Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

 

-Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?

 - Каково впечатление от сегодняшнего урока?

 16. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его;

« Листок»- выразительное чтение;       повторить литературоведческие термины.

Индивидуально:

1.подготовить  сообщение о пребывании  М.Ю. Лермонтова        на Кавказе

  ( Лене);

  2.  проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой (Наташе).

 

 17. Итоги урока.

 Итоги урока мне поможет подвести Сапунов Кирилл, он выступит в роли журналиста.

- Мы ведём репортаж из школы №14. Сегодня открытый урок литературы в 6 классе.

- Алина,  чему был посвящён урок?

 - Лена, как ты  охарактеризуешь лирику Лермонтова?

 - Рита, что особенного ты увидела в поэзии Лермонтова?

 -Денис, что было открытием для тебя? Что удивило?

18. Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его  творчество: и поэзию, и прозу.

…Везде один природы сын, 
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!

 

 

 

 

Автор Костина Винера Амрулловна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 2016
Номер материала 58097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓