Урок литературы в 6-м классе
"Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)
Учитель: Костина
Винера Амрулловна, учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №14 с.Кочкарь
Пластовского района челябинской области
Тип
урока: усвоение
новых знаний.
Форма
урока: урок
комбинированный
Модель
обучения: базовая (6 класс – 2 часа в неделю).
Реализуемая
программа: составлена
на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008
г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.
Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010
г.
УМК: 1). Литература.
6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П.
Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной.
-16-е изд.-М. Просвещение, 2009.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по
учебнику В.Я. Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Щадрина - Изд.2-е, испр. и доп.
–Волгоград: Учитель, 2010.-214с.
Методический
паспорт:
·
По
содержанию – межпредметный.
·
По
уровню усвоения учебного материала – усвоение новых знаний.
·
По
форме организации – комбинированный.
·
По
срокам выполнения – среднесрочный.
·
По
результатам выполнения – практический.
Цели урока: исследовать,
какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и
природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Задачи урока:
Образовательные:
- дать
понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений;
формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, исследовать,
какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и
природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.
Развивающие:
·
осуществление
системно-деятельностного подхода;
·
развитие
критического мышления;
·
развитие
внимания;
·
формирование
УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
·
развитие
умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развивать умение применять
новые знания;
·
развитие
творческих, речевых способностей учащихся;
·
формирование
логических умений;
·
развитие
умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
·
развитие
умения формулировать проблему;
·
развитие
умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
·
воспитание
интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;
·
воспитание
ценностного отношения к русскому слову;
·
развитие
коммуникативных УУД:
·
создание
благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества;
·
взаимодействие
учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.
·
Способствовать
процессу духовного развития
·
Оборудование:
·
ПК;
·
Мультимедийная
презентация к уроку.
·
Творческие
работы учащихся
Структура
урока:
1.
Организационный
момент.
2.
Проверка
домашнего задания.
3.
Подготовительный
этап.
4.
Работа
со словом.
5.
Работа
с эпиграфом.
6.
Анализ
художественных произведений
7.
Творческий
8.
Закрепление
изученного материала. Синквейн.
9.
Рефлексия
деятельности (подведение итогов занятия).
10.
Информация
о домашнем задании (комментирование).
11.
Выставление
оценок за урок.
Ход
урока
1.Организационный
момент
2.
Проверка домашнего задания. Декламация стихотворения « Тучи»
3. Подготовительный
этап. Поэтическая разминка.
Учащимся предлагается прослушать и
прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых
им и назвать их.
1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)
2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)
3. Выхожу один я на дорогу…
4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)
5.
Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)
6.“На
севере диком стоит одиноко...”
7. Как
страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)
Вопросы
классу: (слайд
3)
Ребята,
как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих
произведений прозвучали?
4. Словарная работа.
- Найдите однокоренные слова в
приведённых строках.
(Одиноко, одинокий, один,
одиночество)
- Каким чувством пронизаны
стихотворения поэта? (Чувством одиночества)
- Как вы понимаете значение
существительного одиночество?
(Когда человек один, его никто не
понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой,
изгнанным или странствующим, ищущим свободы)
Слайд:
Один
чувство, которое испытывает человек, ощущая себя лишним среди других
людей.
Одинок, когда
нет рядом тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.
В
одиночестве
Одиночество
Одинокий
(слайд 8)
- Чувством одиночества пронизаны
многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении
называется мотив.
Дома вы посмотрели значение этого
слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих.
(Учащиеся зачитывают свои
ответы. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения
или поэзии)
- Одиночество в поэзии выражает
умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой
всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают
создать это чувство в приведённых строчках стихотворений?
(Сосна на голой вершине; листок,
оторванный бурей, парус, утёс)
Мотив —
устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив —
основной мотив, главный ведущий.
Основные
мотивы лирики: (слайд 9)
·
Мотив
действия и подвига;
·
Мотив
странничества;
·
Мотив
изгнанничества;
·
Мотив
памяти и забвения;
Мотив одиночества.
5. Формулируется тема урока.
"Мотив
одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
( на примере стихотворений «Утес»,
«Листок»)
Работа с
поэтическими произведениями.
- Почему же одиноки лермонтовские
герои? В чём причина их одиночества?
Попробуем разобраться вместе.
6. Работа с
эпиграфом (запись
уч-ся по выбору)
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной
невзгоды…
М.Ю.Лермонтов
Никто не дорожит мной на земле.
И сам себе я в тягость,
как другим.
Тоска блуждает на моём
челе,
Я холоден и горд, и даже
злым в толпе кажусь...
(М.Ю.
Лермонтов)
Учитель:
- Мы
продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.
7.
Терминологический диктант (слайд 13)
Построение художественного
произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Необычайный порядок слов в
предложении.
Противопоставление слов, эпизодов
для выразительности мысли.
Повторение однородных согласных
звуков
Образное определение предмета,
выраженное преимущественно прилагательным.
Перенесение человеческих черт на
предметы и явления.
Переносное значение слова,
основанное на схожестях предметов.
“Ключ” (слайд 14)
Композиция
Инверсия
Антитеза
Аллитерация
Эпитет
Олицетворение
Метафора
-В 1841 году, пробыв
недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к
материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).
После чтения статьи
стихотворение «Утес» читает ученик.
8. Выразительное чтение
стихотворения “Утёс” ( Рита)
9. Анализ
стихотворения «Утес» по плану:
·
Какова
композиция стихотворения?
·
Как
называется противопоставление образов, настроений?
·
Для
чего автор именно так выстроил композицию?
·
Каков
мотив?
·
Какие
тропы использует автор для раскрытия мотива?
- Какие центральные образы вы
увидели в произведении?
- Какие качества они олицетворяют?
(По ходу анализа составляется схема)
(слайд
12)
Учитель:
Вам было
предложено задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать
над его смыслом. Определить его мотив и нарисовать рисунок к этому
стихотворению, обосновав свой выбор.
(Учащиеся
дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)
- Что почувствовали, когда слушали
стихотворение?
- О чём оно? Речь идет о
природных явлениях?
(Нет, о душах и судьбах
человеческих.
О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще).
- Какие центральные
образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)
- Какие качества,
свойства олицетворяют образы Тучи и Утеса?
- Речь идет о природных
явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)
В стихотворении два
образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте
составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в
результате работы создается таблица)
Тучка
Лексическая цепочка с
указанием изобразительных средств
·
Тучка (уменьш. суффикс)
·
Золотая (эпитет)
·
Умчалась (олицетворение)
·
Весело (эпитет)
·
Играя (олицетворение)
·
По лазури (метафора)
Ассоциации
·
Легкая, подвижная, легкомысленная,
·
Молодость, беззаботность,
·
Чистое небо, радость, солнце
·
Утес
Лексическая цепочка с
указанием выразительных средств
·
утёс-великан (эпитет)
·
влажный след (эпитет)
·
морщина (олицетв.)
·
старый (эпитет)
·
одиноко (эпитет)
·
задумался (олицетв.)
·
плачет (олицетворение)
Ассоциации
·
тяжёлый,
·
неподвижный
·
несчастный
·
старость, разлука
·
одиночество
·
слезы
- Докажите, что образ
тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с
помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов),
светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по
лазури".
- Какие ассоциации возникают с
образом Тучки?
-Подберите яркие определения,
характеризующие Тучу.
(работаем над
словом вместе, ищем синонимы)
( Ответы учащихся: Тучка легкая, беззаботная,
поверхностная, воздушная, свободная, изменчивая, непостоянная, парящая и
т.д..)
-Подберите яркие определения,
характеризующие образ Утеса.
(Ответы учащихся: Неприступный,
могучий, сильный, одинокий, страдающий).
- Какой эпитет придает
его образу привлекательность. (Старый)
(Великан – тоже
определение, выраженное существительным).
- Похожи образы или совсем
разные? (Разные)
- Что определяет их различие?
(Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество Утёса)
- Какой художественный приём
использует поэт? (Антитеза)
Запись
в тетради.
(Стихотворение построено на
антитезе).
10. Антитеза
(Слайд № 2) Противопоставление
– антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко
противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера
лирических героев.
- Какие выразительные средства
углубляют мотив одиночества?
- Найдите их в стихотворении.
(Инверсия, эпитеты, олицетворение).
Учитель: Со всеми этими
понятиями мы познакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус
одинокий…
« Утес» –
воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес –
высокая скала.
11. Энциклопедическая
страничка (слайд 17).
Выступление
подготовленного ученика (Денис).
Лазурь –
светло-синий цвет, синева (устаревшее, возвышенное), природная светло-синяя
краска, оттенок синего цвета.
О цвете (слайд
18)
Это цвет
неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя,
вызывает ощущение холода и напоминает тени.
Синяя поверхность
кажется, что удаляется от человека, увлекает взгляд в бездну.
В
христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с
вечной божественной истиной.
У многих
народов он символизировал небо и вечность.
Подводим итог,
озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в
стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения
Итак, мотив одиночества
очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает,
стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но
грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.
12. Выразительное
чтение стихотворения “Листок ”
Работа с
учебником. См. стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям
(для
инсценировки участвует 3человека)
Комментарий
учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)
13.Краткий
анализ (слайд
15)
·
Краткий
анализ поэтического текста (слайд 20)
·
Какова
композиция произведения? (Каково его настроение?)
·
Какие
тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?
·
Каков
ведущий мотив стихотворения?
·
Сколько
строф в стихотворении?
Ответы
учащихся:
Первая
строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка
Вторая
– о благополучном «райском» существовании молодой чинары
Третья
и четвертая - диалог.
14.Изобразительно
- выразительные средства языка
-
Найдите изобразительно - выразительные средства языка и определите их роль
для раскрытия авторской позиции?
Листок
« оторвался от ветки родимой -
олицетворение
«жестокою бурей гонимый» -
олицетворение
« засох, увял он от холода, зноя и
горя» - метафора, инверсия
« приюта молит» - олицетворение
«странник прижался» - олицетворение
«бедный листочек» - эпитет
« до срока созрел» - метафора
«докатился до Черного моря» -
олицетворение
«вырос в отчизне суровой» - олицетворение
«один и без цели» -
«пришелец» - метафора
Листок
Погибающий
Бесприютный
Страдающий
Одинокий
Несчастный
Одиночество
Чинара
«молодая»,
« с ней шепчется ветер, ветви
лаская» - олицетворение
« поют ей райские птицы» -
олицетворение
«листья изумрудные» - эпитет
«сынам свежим» - метафора
«солнцем любима» - олицетворение
«Ветви раскинула на просторе» -
олицетворение
Бесчувственная
Самовлюбленная
Самодовольная
Равнодушная
Радость бытия.
Счастливая.
Антитеза
(Слайд № 2)
Противопоставление
– антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко
противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера
лирических героев.
Листок и Чинара
Противопоставлены бесприютное
одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство
в образе красавицы - чинары. Образ листка -
это аллегория.
Запись в тетради. Аллегория (слайд
)
Иносказание.
Выражение отвлеченного,
абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).
- Как показано одиночество и
бесприютность героя?
(Ответы учащихся: при помощи
инверсии).
Запись в тетради. Инверсия -
обратный порядок слов.
Значимые, ключевые слова
вынесены в конец строки и зарифмованы
Примеры из текста
«
оторвался от ветки родимой»
«
укатился жестокою бурей гонимый»
«
засох, увял он от холода, зноя и горя»
«
приюта молит»
«бедный
листочек»
«
до срока созрел»
« докатился до Черного моря»
- Что символизирует море?
- Почему чинара отказывается приютить странника?
(Ответы учащихся: Чинара
не желает менять свою безоблачную жизнь, покой, благополучие. Чужие
проблемы ей не нужны, потому что она самовлюбленная, эгоистичная).
- Какие мотивы звучат в этом стихотворении»?
( Мотивы
одиночества, странничества)
-
В каких еще известных вам стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть
мотивы одиночества и странничества? (слайд)
«Парус»,
«Тучи» « На севере диком» «Утес»)
Учитель: Итак, в
стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому
сочувствуете и почему? (Ответы учащихся)
Учитель: Стихотворение
пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для
Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о
судьбе самого поэта. Листок — странник олицетворяет самого поэта, его
чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до
срока созревшего”.
- Дайте оценку рисункам
одноклассников-художников.
15.Творческая
работа (Синквейн)
- А как поняли его вы?
-Давайте попробуем выразить это в
своих творческих работах - синквейнах.
- Напомните, что такое синквейн?
Ответы детей. ( Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез
информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.
(Синквейн - это
стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка - одно существительное
(тема или предмет);
2-я строка - два прилагательных
или причастия (описание темы/предмета);
3-ястрока состоит из трех
глаголов, характеризующих действия темы/предмета;
4-я строка представляет собой фразу,
обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;
5-я строка - синоним, обобщающий
или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)
Так выглядят некоторые работы
детей:
Одиночество (Сапунов
Кирилл)
Вечное, страшное, горькое.
Гнетёт, не отпускает, мучает.
Грустное ощущение .
Бесприютность
Тоска (Фролова
Алина)
Глубокая, неодолимая, постоянная.
Давит, мучает, губит.
«И скучно, и грустно, и некому
руку подать».
Ненужность.
Одиночество (Кочеткова
Лена)
Неумолимое, бесприютное, горестное;
Гнетет, сгибает, убивает.
Один во всем мире.
Невостребованность.
Ребята, вы
создали удивительную красоту — словом, красками, рисунком.
Действовали
как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают
нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать
сердце.
-Каков
лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?
-
Каково впечатление от сегодняшнего урока?
16. Домашнее задание.
Выучить
наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его;
«
Листок»- выразительное чтение; повторить литературоведческие термины.
Индивидуально:
1.подготовить
сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе
( Лене);
2. проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой (Наташе).
17. Итоги урока.
Итоги урока мне поможет подвести
Сапунов Кирилл, он выступит в роли журналиста.
- Мы ведём репортаж из школы №14.
Сегодня открытый урок литературы в 6 классе.
- Алина, чему был посвящён урок?
- Лена, как ты охарактеризуешь
лирику Лермонтова?
- Рита, что особенного ты увидела в
поэзии Лермонтова?
-Денис, что было открытием для тебя?
Что удивило?
18.
Заключительное слово учителя. Выставление оценок.
На протяжении всей жизни Лермонтова
преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии
в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того,
Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является
одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова
считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его
творчество: и поэзию, и прозу.
…Везде
один природы сын,
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.