Главная / Русский язык и литература / Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова ( примере стихотворений "Утес", "Листок" ).

Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова ( примере стихотворений "Утес", "Листок" ).

Урок литературы в 6-м классе

"Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

Учитель:  Костина Винера Амрулловна, учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ №14 с.Кочкарь Пластовского района челябинской области

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок комбинированный

Модель обучения: базовая (6 класс – 2 часа в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010 г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2009.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Щадрина - Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.

Методический паспорт:

  • По содержанию – межпредметный.  

  • По уровню усвоения учебного материала – усвоение новых знаний.

  • По форме организации – комбинированный.

  • По срокам выполнения – среднесрочный.

  • По результатам выполнения – практический.

Цели урока:  исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Задачи урока:

Образовательные:

- дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

  • воспитание ценностного отношения к русскому слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в работе: развитие уважения друг к другу.

  • Способствовать процессу духовного развития

  • Оборудование:

  • ПК;

  • Мультимедийная презентация к уроку.

  • Творческие работы учащихся

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовительный этап.

  4. Работа со словом.

  5. Работа с эпиграфом.

  6. Анализ художественных произведений

  7. Творческий

  8. Закрепление изученного материала. Синквейн.

  9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  10. Информация о домашнем задании (комментирование).

  11. Выставление оценок за урок.





Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Декламация стихотворения « Тучи»



3. Подготовительный этап. Поэтическая разминка.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им и назвать их.

1. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)



2. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Выхожу один я на дорогу…



4. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6.“На севере диком стоит одиноко...”

7. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

Вопросы классу: (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?



4. Словарная работа.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках.

(Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Как вы понимаете значение существительного одиночество?

(Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей.

Одинок, когда нет рядом тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

(слайд 8)

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.

Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих.

(Учащиеся зачитывают свои ответы. Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений?

(Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)

Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.

Основные мотивы лирики: (слайд 9)

  • Мотив действия и подвига;

  • Мотив странничества;

  • Мотив изгнанничества;

  • Мотив памяти и забвения;

Мотив одиночества.

5. Формулируется тема урока.

"Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества?

Попробуем разобраться вместе.



6. Работа с эпиграфом (запись уч-ся по выбору)

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов



Никто не дорожит мной на земле.
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь...

(М.Ю. Лермонтов)

Учитель:

- Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.







7. Терминологический диктант (слайд 13)

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Необычайный порядок слов в предложении.

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.

Повторение однородных согласных звуков

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

Ключ” (слайд 14)

Композиция

Инверсия

Антитеза

Аллитерация

Эпитет

Олицетворение

Метафора

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

8. Выразительное чтение стихотворения “Утёс” ( Рита)

9. Анализ стихотворения «Утес» по плану:

  • Какова композиция стихотворения?

  • Как называется противопоставление образов, настроений?

  • Для чего автор именно так выстроил композицию?

  • Каков мотив?

  • Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

- Какие центральные образы вы увидели в произведении?

- Какие качества они олицетворяют?

(По ходу анализа составляется схема)

(слайд 12)

Учитель:

Вам было предложено задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновав свой выбор.

(Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? Речь идет о природных явлениях?

(Нет, о душах и судьбах человеческих. О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще).

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества, свойства олицетворяют образы Тучи и Утеса?

- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)

В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

  • Тучка (уменьш. суффикс)

  • Золотая (эпитет)

  • Умчалась (олицетворение)

  • Весело (эпитет)

  • Играя (олицетворение)

  • По лазури (метафора)

Ассоциации

  • Легкая, подвижная, легкомысленная,

  • Молодость, беззаботность,

  • Чистое небо, радость, солнце

  • Утес

Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

  • утёс-великан (эпитет)

  • влажный след (эпитет)

  • морщина (олицетв.)

  • старый (эпитет)

  • одиноко (эпитет)

  • задумался (олицетв.)

  • плачет (олицетворение)

Ассоциации

  • тяжёлый,

  • неподвижный

  • несчастный

  • старость, разлука

  • одиночество

  • слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".



- Какие ассоциации возникают с образом Тучки?

-Подберите яркие определения, характеризующие Тучу.

(работаем над словом вместе, ищем синонимы)

( Ответы учащихся: Тучка легкая, беззаботная, поверхностная, воздушная, свободная, изменчивая, непостоянная, парящая и т.д..)

-Подберите яркие определения, характеризующие образ Утеса.

(Ответы учащихся: Неприступный, могучий, сильный, одинокий, страдающий).

- Какой эпитет придает его образу привлекательность. (Старый)

(Великан – тоже определение, выраженное существительным).

- Похожи образы или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество Утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

Запись в тетради.

(Стихотворение построено на антитезе).

10. Антитеза (Слайд № 2) Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?

- Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение).

Учитель: Со всеми этими понятиями мы познакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…

« Утес» – воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала.

11. Энциклопедическая страничка (слайд 17).

Выступление подготовленного ученика (Денис).

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее, возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете (слайд 18)

Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени.

Синяя поверхность кажется, что удаляется от человека, увлекает взгляд в бездну.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.

У многих народов он символизировал небо и вечность.



Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.

12. Выразительное чтение стихотворения “Листок ”

Работа с учебником. См. стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям

(для инсценировки участвует 3человека)

Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)

13.Краткий анализ (слайд 15)

  • Краткий анализ поэтического текста (слайд 20)

  • Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)

  • Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?

  • Каков ведущий мотив стихотворения?

  • Сколько строф в стихотворении?

Ответы учащихся:

Первая строфа рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка

Вторая – о благополучном «райском» существовании молодой чинары

Третья и четвертая - диалог.

14.Изобразительно - выразительные средства языка

- Найдите изобразительно - выразительные средства языка и определите их роль для раскрытия авторской позиции?

Листок

« оторвался от ветки родимой - олицетворение

«жестокою бурей гонимый» - олицетворение

« засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора, инверсия

« приюта молит» - олицетворение

«странник прижался» - олицетворение

«бедный листочек» - эпитет

« до срока созрел» - метафора

«докатился до Черного моря» - олицетворение

«вырос в отчизне суровой» - олицетворение

«один и без цели» -

«пришелец» - метафора



Листок

Погибающий

Бесприютный

Страдающий

Одинокий

Несчастный

Одиночество

Чинара

«молодая»,

« с ней шепчется ветер, ветви лаская» - олицетворение

« поют ей райские птицы» - олицетворение

«листья изумрудные» - эпитет

«сынам свежим» - метафора

«солнцем любима» - олицетворение

«Ветви раскинула на просторе» - олицетворение



Бесчувственная

Самовлюбленная

Самодовольная

Равнодушная

Радость бытия. Счастливая.

Антитеза (Слайд № 2)

Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера лирических героев.



Листок и Чинара

Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары. Образ листка - это аллегория.

Запись в тетради. Аллегория (слайд )

Иносказание.

Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения).

- Как показано одиночество и бесприютность героя?

(Ответы учащихся: при помощи инверсии).

Запись в тетради. Инверсия - обратный порядок слов.

Значимые, ключевые слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Примеры из текста

« оторвался от ветки родимой»

« укатился жестокою бурей гонимый»

« засох, увял он от холода, зноя и горя»

« приюта молит»

«бедный листочек»

« до срока созрел»

« докатился до Черного моря»



- Что символизирует море?

- Почему чинара отказывается приютить странника?

(Ответы учащихся: Чинара не желает менять свою безоблачную жизнь, покой, благополучие. Чужие проблемы ей не нужны, потому что она самовлюбленная, эгоистичная).

- Какие мотивы звучат в этом стихотворении»?

( Мотивы одиночества, странничества)

- В каких еще известных вам стихотворениях М.Ю.Лермонтова мы можем увидеть мотивы одиночества и странничества? (слайд)

«Парус», «Тучи» « На севере диком» «Утес»)

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете и почему? (Ответы учащихся)

Учитель: Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Листок — странник олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”.

- Дайте оценку рисункам одноклассников-художников.

15.Творческая работа (Синквейн)

- А как поняли его вы?

-Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах.

- Напомните, что такое синквейн? Ответы детей. ( Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

(Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка - одно существительное (тема или предмет);

2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);

3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;

4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;

5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)

Так выглядят некоторые работы детей:



Одиночество (Сапунов Кирилл)

Вечное, страшное, горькое.

Гнетёт, не отпускает, мучает.

Грустное ощущение .

Бесприютность

Тоска (Фролова Алина)



Глубокая, неодолимая, постоянная.

Давит, мучает, губит.

«И скучно, и грустно, и некому руку подать».

Ненужность.

Одиночество (Кочеткова Лена)

Неумолимое, бесприютное, горестное;

Гнетет, сгибает, убивает.

Один во всем мире.

Невостребованность.

Ребята, вы создали удивительную красоту — словом, красками, рисунком.

Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.



-Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?

- Каково впечатление от сегодняшнего урока?

16. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его;

« Листок»- выразительное чтение; повторить литературоведческие термины.

Индивидуально:

1.подготовить сообщение о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе

( Лене);

2. проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой (Наташе).



17. Итоги урока.

Итоги урока мне поможет подвести Сапунов Кирилл, он выступит в роли журналиста.

- Мы ведём репортаж из школы №14. Сегодня открытый урок литературы в 6 классе.

- Алина, чему был посвящён урок?

- Лена, как ты охарактеризуешь лирику Лермонтова?

- Рита, что особенного ты увидела в поэзии Лермонтова?

-Денис, что было открытием для тебя? Что удивило?

18. Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его творчество: и поэзию, и прозу.

Везде один природы сын, 
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!













































































































Урок и презентация по литературе в 6 классе.Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова ( примере стихотворений "Утес", "Листок" ).
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы в 6-м классе

"Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

 ( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

Учитель:  Костина  Винера   Амрулловна, учитель русского языка и литературы МКОУ  ООШ №14  с.Кочкарь  Пластовского района челябинской области

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: урок  комбинированный

Модель обучения: базовая  (6 класс – 2 часа в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы “Литература 5-11 класс ” (2008 г.) под редакцией В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, Изд. “Просвещение”, 2010 г.

УМК: 1). Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. ( авт.-сост. В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин). под ред. В.Я. Коровиной. -16-е изд.-М. Просвещение, 2009.-318с.; Литература. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной/ авт.-сост. С.Б.Щадрина  - Изд.2-е, испр. и доп. –Волгоград: Учитель, 2010.-214с.

Методический паспорт:

·         По содержанию – межпредметный.  

·         По уровню усвоения учебного материала – усвоение новых знаний.

·         По форме организации –  комбинированный.

·         По срокам выполнения –  среднесрочный.

·         По результатам выполнения –  практический.

Цели      урока:   исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Задачи урока:

 

Образовательные:

 - дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских  стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, исследовать, какими средствами и приемами пользуется поэт, создавая образ природы и природных явлений, дать учащимся почувствовать красоту лермонтовских  стихов.

Развивающие:

·         осуществление  системно-деятельностного подхода;

·         развитие критического мышления;

·         развитие внимания;

·         формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

·         развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развивать умение     применять новые знания;

·         развитие творческих, речевых способностей учащихся;

·         формирование логических умений;

·         развитие умения  опираться на уже  известное,  на свой субъективный опыт;

·         развитие умения формулировать проблему;

·         развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

·         воспитание интереса и уважения к поэту М.Ю. Лермонтова, познание поэзии;

·         воспитание ценностного отношения к  русскому слову;

·         развитие   коммуникативных УУД:

·         создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

·         взаимодействие учащихся в  работе: развитие уважения друг к другу.

·         Способствовать процессу духовного развития

·         Оборудование:

·         ПК;

·         Мультимедийная  презентация к уроку.

·         Творческие работы учащихся

Структура урока:

1.     Организационный момент.

2.     Проверка  домашнего задания.

3.     Подготовительный этап.

4.     Работа со словом.

5.     Работа с эпиграфом.

6.     Анализ художественных произведений

7.     Творческий

8.     Закрепление изученного материала. Синквейн.

9.     Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

10. Информация о домашнем задании (комментирование).

11. Выставление оценок за урок.

 

 

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка  домашнего задания. Декламация стихотворения « Тучи»

 

3.    Подготовительный этап. Поэтическая разминка.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им и назвать их.

1. Белеет парус одинокий
   В тумане моря голубом. (“Парус”)

 

2. На севере диком стоит одиноко
  На голой вершине сосна. (“На севере диком)

3. Выхожу один я на дорогу…

 

4. Но остался мокрый след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

5. Один и без цели по свету ношуся  давно я… (“Листок”)

6.“На севере диком стоит одиноко...”

7. Как страшно жизни сей оковы
   Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

 Вопросы классу: (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, о чем же сегодня будет идти речь на уроке, отрывки из чьих произведений прозвучали?

 

4.  Словарная работа.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках.

 (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Как вы понимаете значение существительного одиночество?

 (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд:

Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей.

Одинок,  когда нет рядом тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

В одиночестве    

Одиночество    

Одинокий    

 (слайд 8)

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив.

 Дома вы посмотрели значение этого слова в разных толковых словарях, в том числе и в литературоведческих.

 (Учащиеся     зачитывают свои ответы.    Формулируется общий ответ: мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии)

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Какие поэтические образы помогают создать это чувство в приведённых строчках стихотворений?

 (Сосна на голой вершине; листок, оторванный бурей, парус, утёс)

Мотив — устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.

Лейтмотив — основной мотив, главный ведущий.

Основные мотивы лирики: (слайд 9)

·         Мотив действия и подвига;

·         Мотив странничества;

·         Мотив изгнанничества;

·         Мотив памяти и забвения;

Мотив одиночества.

5. Формулируется тема урока.

 "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

 ( на примере стихотворений «Утес», «Листок»)

 

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки  лермонтовские герои? В чём причина их одиночества?

 Попробуем разобраться вместе.

 

6. Работа с эпиграфом  (запись  уч-ся по выбору)

                                                        И скучно, и грустно, и некому руку подать.
                                                       В минуту душевной невзгоды…

                                                                                              М.Ю.Лермонтов   

 

                                                      Никто не дорожит мной на земле.
                                                      И сам себе я  в тягость, как другим.
                                                      Тоска блуждает на моём челе,

                                                      Я холоден и горд, и даже злым в толпе кажусь...
                                 
                                                                               (М.Ю. Лермонтов)

 

 Учитель:

- Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских  стихов.

 

 

 

       7.  Терминологический диктант (слайд 13)

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Необычайный порядок слов в предложении.

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли.

Повторение однородных согласных звуков

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов.

“Ключ” (слайд 14)

Композиция

Инверсия

Антитеза

Аллитерация

Эпитет

Олицетворение

Метафора

-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес»).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

8. Выразительное чтение стихотворения “Утёс” ( Рита)

 9. Анализ стихотворения «Утес» по плану:

·         Какова композиция стихотворения?

·         Как называется противопоставление образов, настроений?

·         Для чего автор именно так выстроил композицию?

·         Каков мотив?

·         Какие тропы использует автор для раскрытия мотива?

 - Какие центральные образы вы увидели в произведении?

- Какие качества они олицетворяют?

(По ходу анализа составляется схема)

 (слайд 12)

Учитель:

Вам было предложено задание: подготовить выразительное чтение стихотворения и подумать над его смыслом. Определить его мотив   и нарисовать рисунок к этому стихотворению, обосновав свой выбор.

 (Учащиеся дают ответы, представляют рисунки и комментируют свой выбор)

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? Речь идет о природных явлениях?

 (Нет, о душах и судьбах человеческих. О неразделённой любви и непрочности человеческих связей вообще).

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества, свойства олицетворяют образы Тучи и Утеса?

- Речь идет о природных явлениях? (нет, о душах и судьбах человеческих)

В стихотворении два образа, которые символизируют непрочность человеческих отношений. Давайте составим лексические цепочки к каждому образу и подберем ассоциации к ним (в результате работы создается таблица)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

·         Тучка (уменьш. суффикс)

·         Золотая (эпитет)

·         Умчалась (олицетворение)

·         Весело (эпитет)

·         Играя (олицетворение)

·         По лазури (метафора)

Ассоциации

·         Легкая, подвижная, легкомысленная,

·         Молодость, беззаботность,

·         Чистое небо, радость, солнце

·         Утес

Лексическая цепочка с указанием выразительных средств

·         утёс-великан (эпитет)

·         влажный след (эпитет)

·         морщина (олицетв.)

·         старый (эпитет)

·         одиноко (эпитет)

·         задумался (олицетв.)

·         плачет (олицетворение)

Ассоциации

·         тяжёлый,

·         неподвижный

·         несчастный

·         старость, разлука

·         одиночество

·         слезы

- Докажите, что образ тучки в первой строфе привлекателен (это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств, главным образом, эпитетов), светлая, "радостная" цветовая гамма: "золотая", "по лазури".

 

- Какие ассоциации возникают с образом Тучки?

-Подберите  яркие определения, характеризующие Тучу.

 (работаем над словом вместе, ищем синонимы)

( Ответы учащихся: Тучка   легкая,  беззаботная,  поверхностная,  воздушная,  свободная,  изменчивая, непостоянная,  парящая и т.д..)

 -Подберите  яркие определения, характеризующие образ  Утеса.   

  (Ответы учащихся:   Неприступный,  могучий,  сильный,  одинокий, страдающий).

 - Какой эпитет придает его  образу  привлекательность. (Старый)

  (Великан – тоже определение, выраженное существительным).

   - Похожи образы или совсем разные? (Разные)

  - Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество Утёса)

  - Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

   Запись в тетради.

    (Стихотворение построено на антитезе).

10.  Антитеза (Слайд № 2) Противопоставление – антитеза – оборот речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера  лирических героев.

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества?

 - Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение).

 

 Учитель:   Со всеми этими  понятиями   мы познакомились, когда работали со стихотворением “Белеет парус одинокий…

« Утес» – воплощение мощи, суровости,  одиночества, неприступности, неподвижности.  Утес – высокая скала.

 11. Энциклопедическая   страничка (слайд 17).

 Выступление подготовленного ученика (Денис).

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устаревшее,   возвышенное), природная светло-синяя краска, оттенок синего цвета.

О цвете (слайд 18)

Это цвет неба и моря. Он совмещает в себе какое - то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает тени.

Синяя     поверхность  кажется, что  удаляется от человека, увлекает взгляд в бездну.

В христианской культуре синий цвет ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной.

У многих народов он символизировал небо и вечность.

 

 Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения

Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М.Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.

12. Выразительное чтение стихотворения “Листок ”

Работа с учебником. См. стр. 163-164. Выразительное чтение по ролям

 (для инсценировки участвует 3человека)

Комментарий учащихся, ответы на вопросы 1,2,3,4(по учебнику)

13.Краткий анализ (слайд 15)

·         Краткий анализ поэтического текста (слайд 20)

·         Какова композиция произведения? (Каково его настроение?)

·         Какие тропы используются М.Ю. Лермонтовым в данном стихотворении?

·         Каков  ведущий мотив  стихотворения?

·         Сколько строф в   стихотворении?

Ответы учащихся:

Первая строфа  рассказывает о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка

Вторая – о благополучном «райском» существовании  молодой чинары

Третья и четвертая -  диалог.

 14.Изобразительно - выразительные средства  языка  

- Найдите изобразительно - выразительные средства  языка   и определите   их роль для раскрытия авторской позиции?

                        Листок

« оторвался от ветки родимой  - олицетворение

«жестокою бурей    гонимый» -  олицетворение

« засох, увял он от холода, зноя и горя» - метафора, инверсия

« приюта молит» - олицетворение

«странник прижался» - олицетворение

«бедный листочек» - эпитет

« до срока созрел» - метафора

«докатился до Черного моря» - олицетворение

«вырос в отчизне суровой» - олицетворение

«один и без цели» -

«пришелец» -  метафора

 

Листок

Погибающий

Бесприютный

Страдающий

Одинокий

Несчастный

Одиночество

Чинара

«молодая»,

 « с ней  шепчется ветер,  ветви лаская» - олицетворение

 « поют ей райские птицы» - олицетворение

«листья изумрудные» - эпитет

«сынам свежим»  - метафора

«солнцем любима» - олицетворение

  «Ветви раскинула на просторе» - олицетворение

 

Бесчувственная

Самовлюбленная

Самодовольная

Равнодушная

Радость бытия. Счастливая.

      Антитеза (Слайд № 2)

 Противопоставление – антитеза – оборот речи, в     котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера  лирических героев.

 

                                Листок  и Чинара

Противопоставлены бесприютное одиночество, скитальчество в образе дубового листка и спокойное самодовольство в образе красавицы - чинары. Образ листка  - это аллегория.

Запись в тетради. Аллегория  (слайд )

 Иносказание.

Выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли  (понятия, суждения).

-   Как   показано  одиночество  и бесприютность героя?

 (Ответы учащихся:   при  помощи  инверсии).

Запись в тетради.  Инверсия  - обратный порядок слов.

    Значимые, ключевые  слова вынесены в конец строки и зарифмованы

Примеры из текста

« оторвался от ветки родимой»

 « укатился жестокою бурей  гонимый»

 « засох, увял он от холода, зноя и горя»

« приюта молит»

«бедный листочек»

« до срока созрел»

« докатился до Черного моря»

 

  - Что  символизирует море?

  - Почему чинара отказывается    приютить странника?

    (Ответы учащихся:  Чинара     не  желает  менять   свою безоблачную жизнь,   покой,  благополучие.  Чужие  проблемы ей не нужны, потому что  она  самовлюбленная,  эгоистичная).

     - Какие  мотивы звучат в этом стихотворении»?

           ( Мотивы одиночества, странничества)

- В каких еще  известных вам  стихотворениях М.Ю.Лермонтова  мы  можем увидеть мотивы одиночества и странничества? (слайд)

«Парус», «Тучи» « На севере диком» «Утес»)

Учитель: Итак, в стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете  и почему?   (Ответы учащихся)

  Учитель:    Стихотворение пронизано чувством тоски и одиночества. Образ листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта. Листок — странник  олицетворяет самого поэта, его чувства, его состояние души, его переживания, трагедию целого поколения “до срока созревшего”. 

-  Дайте оценку рисункам  одноклассников-художников.

15.Творческая работа   (Синквейн)

- А как поняли его вы?

 -Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах.

 - Напомните, что такое синквейн? Ответы детей. ( Синквейн - стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

 (Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

 1-я строка - одно существительное (тема или предмет);

 2-я строка - два прилагательных или причастия (описание темы/предмета);

 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы/предмета;

 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету;

 5-я строка - синоним,  обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).)

Так выглядят некоторые работы детей:

 

  Одиночество (Сапунов Кирилл

Вечное, страшное, горькое.

Гнетёт, не отпускает, мучает.

Грустное ощущение .

Бесприютность

Тоска     (Фролова Алина)

 

Глубокая,  неодолимая,  постоянная.

Давит, мучает, губит.

«И скучно, и грустно, и  некому руку подать».

Ненужность.

Одиночество  (Кочеткова Лена)

Неумолимое, бесприютное, горестное;

Гнетет, сгибает, убивает.

Один   во всем мире.

Невостребованность.

Ребята, вы создали удивительную красоту — словом,  красками, рисунком.

Действовали как настоящие художники. Художники, писатели, поэты, живописцы, музыканты передают нам свое впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.

 

-Каков лейтмотив произведений М.Ю. Лермонтова, изученных сегодня?

 - Каково впечатление от сегодняшнего урока?

 16. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Утёс» (с.168), проиллюстрировать его;

« Листок»- выразительное чтение;       повторить литературоведческие термины.

Индивидуально:

1.подготовить  сообщение о пребывании  М.Ю. Лермонтова        на Кавказе

  ( Лене);

  2.  проиллюстрировать судьбу дубового листка после встречи с чинарой (Наташе).

 

 17. Итоги урока.

 Итоги урока мне поможет подвести Сапунов Кирилл, он выступит в роли журналиста.

- Мы ведём репортаж из школы №14. Сегодня открытый урок литературы в 6 классе.

- Алина,  чему был посвящён урок?

 - Лена, как ты  охарактеризуешь лирику Лермонтова?

 - Рита, что особенного ты увидела в поэзии Лермонтова?

 -Денис, что было открытием для тебя? Что удивило?

18. Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его  творчество: и поэзию, и прозу.

…Везде один природы сын, 
Не знал он друга меж людей:
Так бури ток сухой листок
Мчит жертвой посреди степей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Автор Костина Винера Амрулловна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 6639
Номер материала 58096
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓