Главная / Начальные классы / Урок "Христианская семья" 4 класс.

Урок "Христианская семья" 4 класс.

Тема урока: Христианская семья

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4 «Б»

Учитель: Терешкина Регина Артуровна

Цель урока:

Создать условия для ответа на вопрос «Как построить счастливую семью»

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть понятия «православная семья», «венчание»

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, чувства ответственности членов семьи друг за друга.

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье.

Ключевые понятия урока: семья, любовь, ответственность.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, видео и аудиоматериалы, учебник « Основы православной культуры» автор Кураев.

В конце урока дети должны:

Отличать понятия «христианская семья»», «венчание», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, рассказать, что должен делать каждый член семьи, чтобы в семье был мир и лад.

Примерный план урока:


Этап урока

Приёмы и методы

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин.

2

Ввод в тему урока

Слушание стихотворения

1мин.

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин.

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словаря, из учебника

3 мин.

5.

Погружение в тему урока

Рассуждения: Для чего люди создают семью? С чего начинается семья?


Рассуждения «С чего начинается семья»

Рассуждения « Для чего люди создают семью»?




5мин.

6.

Новое. Что такое венчание?

Работа с учебником

4мин.

7

Проблема урока. Вступление в брак – начало рождения семьи. Какой она будет: счастливой или нет? От чего это зависит?

Просмотр видеофильма, обсуждение, предположения.

Возникла проблема: от чего зависит, будет семья счастливой или нет?

3мин.

8.

Вторая проблема. Как построить счастливую семью?

Работа над решением проблемы. Работа в группах. Разыгрывание ситуаций из жизни. Объяснение слов Нового Завета « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»

Слушание колыбельной песни (дети укачивают куклу.)

Рассказы детей о семейных традициях.

Тактичность в семье.

15 мин.

9.

Петр и Феврония

Рассказ о празднике: День семьи, верности и любви.


2мин.

10.

Закрепление материала

Письмо родителям.

4 мин.

11.

Рефлексия

Рассматривание ситуаций, ответы на вопросы

3 мин.

12.

Итог. Домашнее задание.

Ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

Написать сочинение о будущем своей семьи.

1мин.

1 мин.



ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя

1

Организаци-онный момент

Доброе утро! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

2

Ввод в тему урока

-На сегодняшнем уроке мы с вами узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека.

-Послушайте стихотворение:

Любили тебя без особых причин, за то, что ты – внук, за то, что ты сын.

За то, что – малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

-О чем это стихотворение? Что будет опорой всей твоей жизни?

3

Сообщение темы урока

- Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №1)

4

Беседа по теме

- Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

-А вот так объясняет слово «семья» словарь.

(Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью.

А в нашем учебнике написано:

Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды.

(слайды № 3,№ 4)

-Объясните, как вы понимаете эти утверждения.

5





































6.











































7.









































8.





































































































































































































































































9.

















































10.





.

11.











12.




















































Погружение

в тему урока





































Новый материал













































Проблема: От чего зависит, будет семья счастливой или нет?



































Проблема. Как же построить счастливую семью?

Решение проблемы.

Отвечаем на вопросы:











1.Когда и где нужно учиться любить?





























2.Что значит «носить бремена друг друга?»

































































3.Что нового в жизнь семьи вносит рождение ребенка?





































4.Что помогает сохранить и укрепить семью?

















5.Что такое тактичность в семье?









































































Праздник Петра и Февронии

















































Закрепление материала





Рефлексия













Итог урока.













Домашнее задание

- А с чего начинается семья?

Дети отвечают.

Семью создают два человека, полюбивших друг друга. Семья начинается с любви. С готовности многое претерпеть ради любимого человека, вместе радоваться, вместе страдать.

( слайд №5)

- А для чего люди создают семью?

Семья основана на радости и создана ради нее.

Люди вступают в брак, чтобы сделать счастливыми себя и любимого человека. Смысл брака – любить своего супруга (супругу) так, как его любит Бог.

(слайд №6)



- А как в православии называется венчание?

- Прочитайте в учебнике с 86.

Работа с учебником.

Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые в округе люди. Венец – это и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву мученикам – людям, которые были когда – то убиты за свою верность Богу и Церкви.

Выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа.

По – настоящему любящие друг друга люди жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради создания семьи.

(слайды №7, №8, №9,№10, №11)





Многие сказки заканчиваются свадьбой героев, а в жизни со свадьбы, с венчания жизнь семьи только начинается. От чего зависит, будет счастливой семья или нет? Почему не все люди могут сохранить любовь, построить по – настоящему крепкую, дружную семью?

(слайд№12), (слайды№№13-18)

Дети высказывают предположения.

Просмотр видеоролика о детском доме.

(слайд№20)

-Почему семья не стала прибежищем для этих детей?

-Что вы чувствовали, просматривая этот фильм?

(слайд№21)

Дети делятся предположениями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях.





- Как построить счастливую семью?

Дети отвечают.

Да, у нас мало знаний на эту тему.

-Сегодня на уроке мы вместе попробуем ответить на этот сложный вопрос.

(слайд №22)







- Учиться любви надо в родительском доме, тогда любовь приживется и в ваших взрослых семьях.

(слайд№23)

- Какими ласковыми словами вас называет мама?

- Как вы зовете свою мамочку?

-Что говорит мама, отправляя вас в школу? Какими ласковыми словами вас называет?

Дети рассказывают.

Ласковые слова это хорошо, но и простая помощь по дому, поход в магазин, прогулка с братиком или сестричкой должны приносить радость.





-В семье все вместе несут тяготы, делят заботы и тревоги, помогают в трудные минуты.( слайд №24)

Давайте попробуем разыграть сложные жизненные ситуации.

1 группа.

У мамы украли кошелек со всей зарплатой. Как жить семье? В семье: папа, мама, бабушка и двое детей. Как будет действовать каждый член семьи? Как быть, ведь мама обещала купить с зарплаты велосипед?

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

2 группа

Мама заболела. Ей плохо, она лежит на диване и не может приготовить обед, убраться в квартире, а вам так хочется погулять во дворе с ребятами. Что будут делать члены семьи? В семье папа, бабушка, дедушка и дети.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

3 группа

В семье появились близнецы. Как изменится жизнь всех членов семьи. В семье: папа, мама, бабушка и двое детей.

Распределите роли и сыграйте сценку. ( Подготовка 3 минуты)

4 группа

Объясните слово «семья» с точки зрения утверждения: «Семейные тяготы нужно делить поровну».

(Подготовка 3 минуты)





Рождение ребенка наполняет семью новым светом, новым смыслом. Родители передают детям свои знания, свой опыт, наполняют жизнь ребенка любовью.

(слайд №26)

С первых дней жизни малыш слышит ласковую речь мамы, ее песни.

Мама прижимает ребенка к груди, укачивает и поет колыбельную песню.

Когда мама укачивает ребенка, она нежно – нежно прижимает его к себе, целует, бережно поддерживает головку.

А с какой любовью мама смотрит на своего ребеночка, сколько любви в ее взгляде.

Слушаем колыбельную песню, девочки берут кукол и пробуют укачать ее так нежно, будто качают ребенка.

( Звучит колыбельная песня в исполнении Анны Герман.)







Для сохранения дружной семьи очень важно соблюдать семейные традиции.

(слайд №28)

- Какие семейные традиции есть в вашей семье?

Дети рассказывают. Показывают рисунки.







Очень важно заранее замечать, что может причинить боль любимому человеку, стараться не обижать близких людей. Такое умение называется тактичность. Тактичность – это чуткое и бережное внимание к душевному состоянию окружающих людей. Это умение указывать на ошибки окружающих таким образом, чтобы не задеть и не обидеть их, или не указывать совсем. Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в личных отношениях. Умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов или действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.

(слайд №29)

Послушайте пример тактичности.

В крестьянской семье выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой – то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: « Сынок, ты помнишь, как в поле накормил меня свининой? А ведь был пост, ты знаешь, я ел ее как падаль».

- « Что же ты не сказал тогда?»

- « Я, сынок, не хотел тебя смутить»

Потом Семен стал монахом. Он известен, как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: « Вот каким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Будьте, дети, тактичными в своей семье. Ведь легче всего обидеть близкого человека. Берегите родных людей.





- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (Ответы детей)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.(слайд№30)

« Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А ведь в ней нет ни капли выдумки. История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в Муроме почти 8 столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику.

Согласно легенде князь Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу.

(слайд №29)







-Давайте рассмотрим предложенные ситуации и ответим на вопросы.

(слайды №№№30,31, 32)





-Ребята, перед вами лист бумаги. Напишите письма своим родителям о том, что вы узнали на уроке, что вас удивило, поразило. Что вы хотите рассказать своим родителям, что пожелать вашей семье.







-Что нужно помнить, чтобы построить счастливую семью?

-Какую семью можно назвать христианской?

-Что означает обряд венчания?

-На каких ценностях зиждется христианская семья?

_ О чем должен помнить каждый член семьи, чтобы в семье царили мир и любовь?





- Напишите сочинение о будущем вашей семьи.







Урок "Христианская семья" 4 класс.
  • Начальные классы
Описание:

Урок в 4 классе. Цель урока - создать условия для ответа на вопрос: "Как построить счастливую семью". Урок получения новых знаний, построен на жизненном опыте опыте детей. Ученики рассказывают о своей семье, о семейных традициях. На уроке дети узнают для чего люди вступают в брак, с чего начинается семья.

Перед учениками встают вопросы: " Почему не все семьи счастливы и как построить счастливую семью". В течение урока дети вместе с учителем ищут ответ на этот вопрос. Дети узнают, что любви и ответственности нужно учиться в своей семье, что семейные тяготы нужно делить поравну.

Ребята разыгрывают сложные жизненные ситуации, предложенные учителем, слушают колыбельную песню, укачивают куклу, пишут письма родителям.

Автор Терешкина Регина Артуровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 777
Номер материала 2819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓