Главная / Химия / Урок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Урок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Урок химии в 9 классе.

Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания.


Цель: Познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, формировать навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений.

Задачи:

  1. Связать протекание реакций ионного обмена с химическим равновесием.

  2. Ввести понятие о новых видах реакций: с выделением газа и образованием слабого электролита.

  3. Углубить понятие о значении химического эксперимента при изучении данной темы.

  4. Развитие коммуникативных навыков, пополнения словаря химических терминов.

  5. Воспитание ответственности при работе в подгруппе.


Оборудование: Таблица растворимости; набор необходимых реактивов.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

А. Химическая разминка – блиц-опрос:

  • Какие электролиты называются слабыми?

  • Что такое степень электролитической диссоциации?

  • Какие электролиты называются сильными?

  • Что такое обратимые реакции?

  • Дать определение необратимых реакций.

  • Какое состояние химической системы называют химическим равновесием?

  • Какие ионы образуются в наибольшем количестве, а какие в наименьшем в случае ступенчатой диссоциации электролита?


Б. В это время у доски два ученика готовятся отвечать по карточкам с заданиями:


1. Сколько литров углекислого газа при н.у. поглотится при пропускании через извесковую воду, содержащую 7,4 г гидроксида кальция? К какому типу реакций относится описанный процесс?

2. Написать уравнения реакций между: а). Карбонатом калия и хлоридом бария; б). Гидроксидом магния и углекислым газом; в). Алюминием и кислородом.

Определить тип каждой из реакций.


Ответы:

1.

7,4г х л

Са(ОН)2 + СО2=СаСО3|+Н2О

74 г/моль 22,4л/моль

7,4 г

п (Са(ОН)2) = 74г/моль = 0,1моль

п(СО2)= п(Са(ОН)2)= 0,1 моль

V(СО2)=0,1моль * 22,4 л/моль= 2,24л

Это реакция кислотно-основного взаимодействия, т.к. в реакцию вступает основание с кислотным оксидом.


2. а). Реакция ионно-обменная, потому что две соли обмениваются своими ионами.

б). Кислотно-основная, реагирует основание с кислотным оксидом. в). Окислительно-восстановительная реакция, элементы меняют свои степени окисления.

Сидящие на своих местах ученики записывают решения в свои тетради, слушая пояснения учеников, работающих у доски.

Учитель обобщает этот этап урока и готовит учеников к следующему: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим обменные реакции с точки зрения ТЭД. Материал не совсем новый для вас, поэтому трудностей при изучении не должно быть! Итак, начинаем.


  1. Изучение нового материала.

Три логических этапа в изучении материала

1). Активизация знаний о сущности ионно-обменных реакций;

2). Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита;

3). Проведение химического эксперимента.


При организации первого этапа учитель обращается с вопросом:

- Напишите уравнение реакции в ионном виде, которую можно осуществить – между хлоридом натрия и нитратом калия или между хлоридом бария и карбонатом натрия?

+ - + - + - + -

Ответ: Na +Cl+ K+ NO3= Na+ NO3+ K+ Cl

Вывод: Реакция не идёт, образуется смесь ионов.


Ответ: BaCl2+ Na2CO3= BaCO3|+ 2NaCl

2+ - + 2- + -

Ba + 2Cl+ 2Na+ CO3 = BaCO3|+ 2Na + 2Cl

2+ 2-

Ba + CO3 = BaCO3|

Вывод: Реакция идёт до конца, образуется осадок.

Учитель задаёт вопрос: Что происходит с ионами бария в растворе?

Ответ учеников: Образуется осадок карбоната бария, поэтому концентрация этих ионов уменьшается.

Вопрос: Когда концентрация продуктов реакции уменьшается, в какую сторону смещается равновесие химической реакции?

Ответ: Равновесие смещается в сторону прямой реакции.

Делаем вывод: Для того чтобы произошла реакция ионного обмена необходимо чтобы ионы вышли из сферы реакции.


Второй логический этап: Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита.

Учитель: Мы рассмотрели реакцию ионного обмена, при которой образовался осадок. А какие ещё явления можно наблюдать при подобных реакциях?

Ответ: Ещё может образоваться газ.

Проводится эксперимент (если есть в кабинете условия), взаимодействие сульфида натрия с соляной кислотой. Ученики должны написать уравнение реакции в тетрадях, после этого один ученик пишет на доске, остальные проверяют.

Ответ:


Na2S + 2HCl= 2NaCl + H2S|

+ 2 - + - + -

2Na + S + 2H + 2Cl+ 2Na + 2Cl + H2S|

2- +

S + 2H = H2S|

Учитель: Существует ещё одно условие, при котором реакции ионного обмена происходят. Составим уравнение реакции между сульфитом натрия (Na2SO3) и соляной кислотой.

Вспомним! Сульфиты – это соли сернистой кислоты.


Вопрос: Какой кислотой является сернистая кислота?

Ответ: Она слабая кислота, неустойчивая. В ионном виде её писать не надо. Сернистая кислота разлагается на сернистый газ и воду.

После обсуждения этой реакции ученики смогут написать уравнение в тетрадях. После окончания работы, один ученик пишет реакцию на доске, остальные проверяют свои записи, если необходимо – исправляют.


Ответ:

Na2SO3 + 2HC1 = 2NaCL + H2O + SO2 |

+ 2- + - + -

2Na + SO3 + 2H + 2Cl = 2Na + 2Cl + H2O+ SO2|

+ 2-

2H +SO3 = H2O + SO2|

Вывод: Мы рассмотрели три условия протекания реакций ионного обмена:

А). Выпадение осадка; Б). Выделение газа; C).Образование слабой кислоты, которая является слабым электролитом.


Третий этап: химический эксперимент. Этим закрепляем полученные знания. Ученики самостоятельно проводят опыты из имеющихся реактивов.

Эксперимент №1.

Из предложенных реактивов определить в какой пробирке соляная и серная кислоты.

Провести реакции и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении.


Эксперимент №2.

Осуществить реакцию карбоната натрия с соляной кислотой. Провести реакцию и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении. Какая особенность угольной кислоты? (Слабая, неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ).


Эксперимент №3.

Имеются два образца минералов – известняк и полевой шпат. Распознать какой из минералов – известняк? Провести реакцию и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении.

Ученики проводят опыты, записывают уравнения.


Упражнения для вторичного закрепления, какие из приведённых реакций идут до конца? Написать в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.


Вариант 1 Вариант 2


Pb(NO3) + 2 K2SO4= FeCl3 + K2SO4=

AlCl3 + KOH= FeS + HCL=

AlCl3 + HNO3= Ca(NO3)2 + K3PO4=


Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: пар. № 8. Провести домашний эксперимент с приготовлением теста с использование питьевой соды и уксусной кислоты, описать наблюдения.

Урок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания"
  • Химия
Описание:
На данном уроке рассматриваются три условия протекания реакций ионного обмена до конца. Цель: Познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, формировать навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений. Задачи: 1. Связать протекание реакций ионного обмена с химическим равновесием. 2. Ввести понятие о новых видах реакций: с выделением газа и образованием слабого электролита. 3. Углубить понятие о значении химического эксперимента при изучении данной темы. 4. Развитие коммуникативных навыков, пополнения словаря химических терминов. 5. Воспитание ответственности при работе в подгруппе. Три логических этапа в изучении материала 1). Активизация знаний о сущности ионно-обменных реакций; 2). Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита; 3). Проведение химического эксперимента.
Автор Игнатова Светлана Карловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 776
Номер материала 30788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓