Урок химии в 9 классе.
Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания.
Цель: Познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, формировать
навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений.
Задачи:
1.
Связать протекание реакций ионного обмена с
химическим равновесием.
2.
Ввести понятие о новых видах реакций: с выделением
газа и образованием слабого электролита.
3.
Углубить понятие о значении химического
эксперимента при изучении данной темы.
4.
Развитие коммуникативных навыков, пополнения
словаря химических терминов.
5.
Воспитание ответственности при работе в подгруппе.
Оборудование: Таблица растворимости; набор необходимых реактивов.
Ход урока:
1.
Организационный этап.
2.
Проверка готовности учащихся к уроку.
А. Химическая разминка – блиц-опрос:
·
Какие электролиты называются слабыми?
·
Что такое степень электролитической диссоциации?
·
Какие электролиты называются сильными?
·
Что такое обратимые реакции?
·
Дать определение необратимых реакций.
·
Какое состояние химической системы называют
химическим равновесием?
·
Какие ионы образуются в наибольшем количестве, а
какие в наименьшем в случае ступенчатой диссоциации электролита?
Б. В это время у доски два ученика готовятся отвечать по карточкам с
заданиями:
№1. Сколько литров углекислого газа при
н.у. поглотится при пропускании через извесковую воду, содержащую 7,4
г гидроксида кальция? К какому типу реакций относится описанный процесс?
№2. Написать уравнения реакций между:
а). Карбонатом калия и хлоридом бария; б). Гидроксидом магния и
углекислым газом; в). Алюминием и кислородом.
Определить тип каждой из реакций.
Ответы:
№1.
7,4г
х л
Са(ОН)2 + СО2=СаСО3|+Н2О
74 г/моль
22,4л/моль
7,4 г
п (Са(ОН)2) = 74г/моль = 0,1моль
п(СО2)= п(Са(ОН)2)= 0,1 моль
V(СО2)=0,1моль * 22,4 л/моль=
2,24л
Это реакция кислотно-основного взаимодействия, т.к. в реакцию вступает
основание с кислотным оксидом.
№2. а). Реакция ионно-обменная, потому
что две соли обмениваются своими ионами.
б). Кислотно-основная, реагирует основание с кислотным оксидом. в).
Окислительно-восстановительная реакция, элементы меняют свои степени окисления.
Сидящие на своих местах ученики записывают решения в свои тетради,
слушая пояснения учеников, работающих у доски.
Учитель обобщает этот этап урока и готовит учеников к следующему: На
сегодняшнем уроке мы рассмотрим обменные реакции с точки зрения ТЭД. Материал
не совсем новый для вас, поэтому трудностей при изучении не должно быть! Итак,
начинаем.
3.
Изучение нового материала.
Три логических этапа в изучении материала
1). Активизация знаний о сущности ионно-обменных реакций;
2). Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого
электролита;
3). Проведение химического эксперимента.
При организации первого этапа учитель обращается с вопросом:
- Напишите уравнение реакции в ионном виде, которую можно осуществить –
между хлоридом натрия и нитратом калия или между хлоридом бария и
карбонатом натрия?
+ - + - + - + -
Ответ:
Na +Cl+ K+ NO3= Na+ NO3+ K+ Cl
Вывод: Реакция
не идёт, образуется смесь ионов.
Ответ:
BaCl2+ Na2CO3=
BaCO3|+ 2NaCl
2+ - +
2- + -
Ba + 2Cl+ 2Na+ CO3 = BaCO3|+ 2Na + 2Cl
2+ 2-
Ba + CO3 = BaCO3|
Вывод: Реакция идёт до конца,
образуется осадок.
Учитель задаёт вопрос: Что происходит с
ионами бария в растворе?
Ответ учеников: Образуется осадок
карбоната бария, поэтому концентрация этих ионов уменьшается.
Вопрос: Когда концентрация продуктов
реакции уменьшается, в какую сторону смещается равновесие химической реакции?
Ответ: Равновесие смещается в сторону
прямой реакции.
Делаем вывод: Для того чтобы произошла
реакция ионного обмена необходимо чтобы ионы вышли из сферы реакции.
Второй логический этап: Условия смещения равновесия при выделении газа,
образовании слабого электролита.
Учитель: Мы рассмотрели реакцию ионного
обмена, при которой образовался осадок. А какие ещё явления можно наблюдать при
подобных реакциях?
Ответ: Ещё может образоваться газ.
Проводится эксперимент (если есть в кабинете условия), взаимодействие
сульфида натрия с соляной кислотой. Ученики должны написать уравнение реакции в
тетрадях, после этого один ученик пишет на доске, остальные проверяют.
Ответ:
Na2S + 2HCl= 2NaCl + H2S|
+ 2
- + - + -
2Na + S + 2H + 2Cl+ 2Na + 2Cl
+ H2S|
2- +
S + 2H
= H2S|
Учитель: Существует ещё одно условие, при котором реакции ионного обмена
происходят. Составим уравнение реакции между сульфитом натрия (Na2SO3) и соляной кислотой.
Вспомним! Сульфиты – это соли сернистой кислоты.
Вопрос: Какой кислотой является
сернистая кислота?
Ответ: Она слабая кислота,
неустойчивая. В ионном виде её писать не надо. Сернистая кислота разлагается на
сернистый газ и воду.
После обсуждения этой реакции ученики смогут написать уравнение в
тетрадях. После окончания работы, один ученик пишет реакцию на доске, остальные
проверяют свои записи, если необходимо – исправляют.
Ответ:
Na2SO3
+ 2HC1 = 2NaCL + H2O + SO2 |
+ 2-
+ - + -
2Na + SO3 + 2H + 2Cl = 2Na + 2Cl + H2O+ SO2|
+ 2-
2H +SO3 = H2O + SO2|
Вывод: Мы рассмотрели три условия
протекания реакций ионного обмена:
А). Выпадение осадка; Б). Выделение газа; C).Образование слабой
кислоты, которая является слабым электролитом.
Третий этап: химический эксперимент. Этим закрепляем полученные знания.
Ученики самостоятельно проводят опыты из имеющихся реактивов.
Эксперимент №1.
Из предложенных реактивов определить в какой пробирке соляная и серная
кислоты.
Провести реакции и написать уравнение в молекулярном, полном и
сокращённом ионном выражении.
Эксперимент №2.
Осуществить реакцию карбоната натрия с соляной кислотой. Провести
реакцию и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном
выражении. Какая особенность угольной кислоты? (Слабая, неустойчивая,
разлагается на воду и углекислый газ).
Эксперимент №3.
Имеются два образца минералов – известняк и полевой шпат. Распознать
какой из минералов – известняк? Провести реакцию и написать уравнение в
молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении.
Ученики проводят опыты, записывают уравнения.
Упражнения для вторичного закрепления, какие из приведённых реакций
идут до конца? Написать в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
Вариант 1
Вариант 2
Pb(NO3) + 2 K2SO4= FeCl3 + K2SO4=
AlCl3
+ KOH= FeS
+ HCL=
AlCl3
+ HNO3=
Ca(NO3)2
+ K3PO4=
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: пар. № 8. Провести домашний
эксперимент с приготовлением теста с использование питьевой соды и уксусной
кислоты, описать наблюдения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.