Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Урок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания"

Скачать материал

Урок химии в 9 классе.

Тема: Реакции ионного обмена и условия их протекания.

 

Цель: Познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, формировать навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений.

Задачи:

1.      Связать протекание реакций ионного обмена с химическим равновесием.

2.      Ввести понятие о новых видах реакций: с выделением газа и образованием слабого электролита.

3.      Углубить понятие о значении химического эксперимента при изучении данной темы.

4.      Развитие коммуникативных навыков, пополнения словаря химических терминов.

5.      Воспитание ответственности при работе в подгруппе.

 

Оборудование: Таблица растворимости; набор необходимых реактивов.

Ход урока:

1.      Организационный этап.

2.      Проверка готовности учащихся к уроку.

А. Химическая разминка – блиц-опрос:

·         Какие электролиты называются слабыми?

·         Что такое степень электролитической диссоциации?

·         Какие электролиты называются сильными?

·         Что такое обратимые реакции?

·         Дать определение необратимых реакций.

·         Какое состояние химической системы называют химическим равновесием?

·         Какие ионы образуются в наибольшем количестве, а какие в наименьшем в случае ступенчатой диссоциации электролита?

 

Б. В это время у доски два ученика готовятся отвечать по карточкам с заданиями:

 

№1. Сколько литров углекислого газа при н.у. поглотится при пропускании через извесковую воду, содержащую 7,4 г гидроксида кальция? К какому типу реакций относится описанный процесс?

№2. Написать уравнения реакций между: а). Карбонатом калия и хлоридом бария;                 б). Гидроксидом магния и углекислым газом; в). Алюминием и кислородом.

Определить тип каждой из реакций.

 

Ответы:

№1.

7,4г                   х л

Са(ОН)2   +   СО2=СаСО3|+Н2О

74 г/моль     22,4л/моль

                           7,4 г          

п (Са(ОН)2) = 74г/моль    = 0,1моль

п(СО2)= п(Са(ОН)2)= 0,1 моль

V(СО2)=0,1моль * 22,4 л/моль= 2,24л

Это реакция кислотно-основного взаимодействия, т.к. в реакцию вступает основание с кислотным оксидом.

 

№2. а). Реакция ионно-обменная, потому что две соли обмениваются своими ионами.

б). Кислотно-основная, реагирует основание с кислотным оксидом. в). Окислительно-восстановительная реакция, элементы меняют свои степени окисления.

Сидящие на своих местах ученики записывают решения в свои тетради, слушая пояснения учеников, работающих у доски.

Учитель обобщает этот этап урока и готовит учеников к следующему: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим обменные реакции с точки зрения ТЭД. Материал не совсем новый для вас, поэтому трудностей при изучении не должно быть! Итак, начинаем.

 

3.      Изучение нового материала.

Три логических этапа в изучении материала

1). Активизация знаний о сущности ионно-обменных реакций;

2). Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита;

3). Проведение химического эксперимента.

 

При организации первого этапа учитель обращается с вопросом:

- Напишите уравнение реакции в ионном виде, которую можно осуществить – между хлоридом натрия и нитратом калия или между хлоридом бария и карбонатом натрия?

                +      -       +      -        +         -      +     -

Ответ: Na +Cl+ K+ NO3= Na+ NO3+ K+ Cl

Вывод: Реакция не идёт, образуется смесь ионов.

 

Ответ: BaCl2+ Na2CO3= BaCO3|+ 2NaCl

2+        -         +        2-                           +         -

Ba + 2Cl+ 2Na+ CO3 =  BaCO3|+  2Na + 2Cl

2+        2-

Ba + CO3 = BaCO3|

Вывод: Реакция идёт до конца, образуется осадок.

Учитель задаёт вопрос: Что происходит с ионами бария в растворе?

Ответ учеников: Образуется осадок карбоната бария, поэтому концентрация этих ионов уменьшается.

Вопрос: Когда концентрация продуктов реакции уменьшается, в какую сторону смещается равновесие химической реакции?

Ответ: Равновесие смещается в сторону прямой реакции.

Делаем вывод: Для того чтобы произошла реакция ионного обмена необходимо чтобы ионы вышли из сферы реакции.

 

Второй логический этап: Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита.

Учитель: Мы рассмотрели реакцию ионного обмена, при которой образовался осадок. А какие ещё явления можно наблюдать при подобных реакциях?

Ответ: Ещё может образоваться газ.

Проводится эксперимент (если есть в кабинете условия), взаимодействие сульфида натрия с соляной кислотой. Ученики должны написать уравнение реакции в тетрадях, после этого один ученик пишет на доске, остальные проверяют.

Ответ:

 

Na2S + 2HCl=  2NaCl +  H2S|

   +    2 -        +       -         +          -

2Na + S + 2H + 2Cl+  2Na + 2Cl +  H2S|

2-         +

S +  2H =  H2S|

Учитель: Существует ещё одно условие, при котором реакции ионного обмена происходят. Составим уравнение реакции между сульфитом натрия (Na2SO3) и соляной кислотой.

Вспомним! Сульфиты – это соли сернистой кислоты.

 

Вопрос: Какой кислотой является сернистая кислота?

Ответ: Она слабая кислота, неустойчивая. В ионном виде её писать не надо. Сернистая кислота разлагается на сернистый газ и воду.

После обсуждения этой реакции ученики смогут написать уравнение в тетрадях. После окончания работы, один ученик пишет реакцию на доске, остальные проверяют свои записи,  если необходимо – исправляют.

 

Ответ:                                                     

Na2SO3 + 2HC1 = 2NaCL +  H2O + SO2 |

     +       2-         +       -           +         -   

2Na + SO3 +  2H +  2Cl =  2Na + 2Cl + H2O+ SO2|

   +     2-

2H  +SO3 = H2O + SO2|

Вывод: Мы рассмотрели три условия протекания реакций ионного обмена:

А). Выпадение осадка; Б). Выделение газа; C).Образование слабой кислоты, которая является слабым электролитом.

 

Третий этап: химический эксперимент. Этим закрепляем полученные знания. Ученики самостоятельно проводят опыты из имеющихся реактивов.

Эксперимент №1.

Из предложенных реактивов определить в какой пробирке соляная и серная кислоты.

Провести реакции и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении.

 

Эксперимент №2.

Осуществить реакцию карбоната натрия с соляной кислотой. Провести реакцию и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении. Какая особенность угольной кислоты? (Слабая, неустойчивая, разлагается на воду и углекислый газ).

 

Эксперимент №3.

Имеются два образца минералов – известняк и полевой шпат. Распознать какой из минералов – известняк? Провести реакцию и написать уравнение в молекулярном, полном и сокращённом ионном выражении.

Ученики проводят опыты, записывают уравнения.

 

Упражнения для вторичного закрепления, какие из приведённых реакций идут до конца? Написать в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

 

Вариант 1                                                                      Вариант 2

 

Pb(NO3) + 2 K2SO4=                                                  FeCl3  + K2SO4=

AlCl3  +   KOH=                                                         FeS   +   HCL=

AlCl3 +  HNO3=                                                          Ca(NO3)2  +  K3PO4=

 

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: пар. № 8. Провести домашний эксперимент с приготовлением теста с использование питьевой соды и уксусной кислоты, описать наблюдения.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок химии в 9 классе "Реакции ионного обмена и условия их протекания""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

На данном уроке рассматриваются три условия протекания реакций ионного обмена до конца. Цель: Познакомить учащихся с ионными уравнениями реакций, формировать навыки составления полных и сокращённых ионных уравнений. Задачи: 1. Связать протекание реакций ионного обмена с химическим равновесием. 2. Ввести понятие о новых видах реакций: с выделением газа и образованием слабого электролита. 3. Углубить понятие о значении химического эксперимента при изучении данной темы. 4. Развитие коммуникативных навыков, пополнения словаря химических терминов. 5. Воспитание ответственности при работе в подгруппе. Три логических этапа в изучении материала 1). Активизация знаний о сущности ионно-обменных реакций; 2). Условия смещения равновесия при выделении газа, образовании слабого электролита; 3). Проведение химического эксперимента.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 400
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатова Светлана Карловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатова Светлана Карловна
    Игнатова Светлана Карловна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 4281
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 352 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 839 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 389 человек

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе