Главная / Химия / Урок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов".

Урок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов".

Урок №


Тема: Основные сведения о строении атомов.


Цели урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о структуре периодической системы.

  2. Формировать знания учащихся о составе атома и атомного ядра.

  3. Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и массовое число.

  4. Раскрыть физический смысл порядкового номера химического элемента.

  5. Научить определять по периодической системе заряд ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме.

  6. Развивать интерес учащихся к предмету.


Оборудование:

Таблица Д. И. Менделеева, янтарь, клочки бумаги, электронно-лучевая трубка, орг. стекло, видеоролик «Тайна всемирного закона», мультимедийное оборудование.


Тип урока: комбинированный


Ход урока


  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам - 4 ученика получают задания на карточках: см. Приложение.

  2. Работа у доски- 1 ученик работает доски: В каком из веществ массовая доля натрия больше – NaOH, Na2SO4.

  3. Игра «Кто лишний?»

- Найдите в каждом ряду один х.э., который отличается от остальных по положению в ПСХЭ: а) H, He, Ne, Ar; б) H, Li, Be, B; в) F, Cl, Mn, Br

  1. – Что означают записи: Br, 4 Br, Br2, 7 Br2, 3 H2O? - учитель показ-ет карточки с записями

  2. Игра «Крестики – нолики»

- Выигрышный путь составляют элементы одного и тог же периода

Bhello_html_mfd2ad10.gife

N

Si

Al

Na

C

Cl

Mg

Ge


  1. Сообщение темы и целей урока

- Вы уже знаете, что любой химический элемент, как правило, может существовать в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества. Сегодня на уроке мы рассмотрим первую форму – свободные атомы.


  1. Изучение нового материала

- Греческий философ Демокрит (V в. до н.э) впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых частиц материи, которые он назвал атомами. В переводе с греч. Атом – «н е д е л и м ы й». Так считали учёные вплоть до конца 19 века, когда было доказано, что атом делим, что он состоит из более мелких или элементарных частиц. Ирландский физик Стони на основании опытов пришёл к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, которые существуют в атомах всех химических элементов. В 1891 году Стони предложил эти частицы назвать электронами, что по гречески означает «я н т а р ь» (т.е. электроны – частицы, электризующие янтарь hello_html_1b730b13.gif притягивающие кусочки бумаги»

Д: Электризация янтаря и орг. стекла

- Через несколько лет англ. физик Джозеф Томсон и франц. физик Жан Перрен доказали, что электроны несут на себе отрицательный заряд. Это наименьший отрицательный заряд, который в химии принят за единицу (-1), а Томсон даже сумел определить скорость движения электрона (она равна скорости света – 300 000 км/с) и массу электрона (она почти в 2000 раз меньше массы самого лёгкого атома водорода).

Д: Электронно-лучевая трубка (катодная трубка Томсона)

- Катодные лучи – это поток электронов из атомов металла, из которого изготовлен катод, - вызывали свечение стекла. Вот так учёные доказали, что в атомах всех элементов есть отрицательно заряженные частицы – электроны.

Но не только электроны входят в состав атомов.

Французский физик Анри Беккерель обнаружил, что элемент уран и его соли излучают лучи, подобные рентгеновским (они засвечивают фотопластинки, закрытые от света). Ученые Мария Склодовская – Кюри и Пьер Кюри установили, что такие же лучи, но гораздо интенсивнее, излучают элементы радий и полоний. Эти элементы и некоторые другие были названы радиоактивными, а само явление – радиоактивностью.

В начале 20 века англ. физик Эрнест Резерфорд выяснил, что же представляет собой это радиоактивное излучение.

На доске: схема расщепления радиоакт. излуч-я в эл. поле:

Он помещал в маленькую свинцовую коробку с отверстием вверху небольшие количества солей радия (свинец поглощает лучи радия). Коробку вносил в электромагнитное поле. При этом было обнаружено, что пучок лучей распался на 3 части: один пучок отклонился влево, другой – вправо, и только слабенький третий луч не изменил своего направления. Что же произошло? Отклонение лучей в электромагнитном поле ясно указало на то, что в состав излучения входят заряженные частицы. По этому отклонению можно было судить о знаке частиц: влево отклонились положительные частицы (Резерфорд назвал их hello_html_2e28ff68.gif - частицами), вправо – отрицательные (hello_html_m154a5599.gif - частицы). А не отклонившаяся часть излучения получила название гамма - hello_html_368a497d.gif - лучей. hello_html_2e28ff68.gif-лучи – это поток частиц с массой 4 (в 4 раза больше mат (Н), представляют собой ядра атомов гелия) и зарядом +2; hello_html_m154a5599.gif-лучи – поток электронов; hello_html_368a497d.gif-лучи – электромагнитные волны, подобные рентгеновским.

Уже одно это доказывало, что атом имеет сложное строение, т.е. атом – делимая частица. Но это, что касается радиоактивных элементов. А как же быть с другими элементами? И как же устроен атом?

Англ. учёный Дж. Томсон предложил модель атома, согласно которой атом представляет собой шарик, который равномерно заполнен положительным зарядом, а внутри шарика расположены электроны (модель сливового пудинга). Резерфорд решил доказать это на опыте.

Д: фрагмент видеофильма «Тайна великого закона»

- Итак, Резерфорд предложил планетарную модель атома: в центре атома находится ядро, а вокруг него вращаются электроны (как планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца).

Но и это не всё: оказывается, крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов: протонов и нейтронов.

Протоны -hello_html_me41073.gif, имеют заряд +1, массу, равную массе атома водорода = 1.

Нейтроны - hello_html_m21a91ec8.gif, не несут заряда, имеют массу, равную массе протона, т.е. = 1.

Сумма числа протонов N (p+) и числа нейтронов N (n0) называется массовым числом. Например, массовое число атома алюминия: 13 + 14 = 27 (13 – число протонов, 14 – число нейтронов). Атом электронейтрален, поэтому число протонов и электронов в атоме одинаково. Оно равно порядковому номеру х.э. в ПСХЭ. Зная порядковый номер элемента, т.е. число протонов, и массовое ч-ло (А = Ar), равное сумме чисел протонов и нейтронов, можно найти число нейтронов.

Запись в тетрадях учащихся:

Аhello_html_3b63eae.gifhello_html_m649bad87.gifтом

hello_html_5c8a0b18.gif Ядро Электронная оболочка

hello_html_1dd0b9c4.gifZ = № х.э.

hello_html_6a2f139.gifhello_html_60149255.gif состоит из нуклонов состоит из электронов

протоны - hello_html_me41073.gif нейтроны - hello_html_m21a91ec8.gif число hello_html_7d048c62.gif= № х.э.

число hello_html_me41073.gif= № х.э. число hello_html_m21a91ec8.gif = Ar - № х.э.


  1. Закрепление нового материала

1. Определите заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов в атомах следующих

элементов: I вар. – Н, II вар. – N, III вар. – К, IV вар. – Ag.

2. Найдите в ПСХЭ девять элементов, в ядрах которых число протонов равно числу нейтронов.


V. Итог урока, д/з

п.6, упр. 1, 2 – устно, 3 – 5 – письменно в тетрадь



Приложение



Вариант I


1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

входят 1 атом углерода и 2 атома кислорода.

2. Какую форму существования элемента отражают записи: 3 Н, 2 Н2, 10 СН4.









Вариант II


1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

входят 1 атом серы и 2 атома кислорода.


2. Какую форму существования элемента отражает каждая из следующих записей: СО2, 3 О,

5 О2.








Вариант III


1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

входят 1 атом серебра, 1 атом азота и 3 атома кислорода.


2. Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.








Вариант IV


1. Запишите формулу вещества и найдите его Mr, если известно, что в состав его молекулы

входят 1 атом железа, 1 атом серы и 4 атома кислорода.


2. Рассчитайте массовую долю кислорода в этом веществе.


Урок химии в 8 классе "Основные сведения о строении атомов".
  • Химия
Описание:

Урок разработан по УМК О.С. Габриеляна. Целью урока является формирование знаний учащихся  о составе атомного ядра, взаимосвязи понятий "протон, нейтрон, массовое число", а также раскрытие физического смысла порядкового номера химического элемента и формирование умения определять по ПСХЭ им. Д. И. Менделеева заряда ядра атома, число протонов, нейтронов в ядре, общее число электронов в атоме. Наглядно-демонстрационные методы, использованные при этом позволяют детям ощутить причастность совершению научных открытий. Применение интерактивной доски дает  возможность  эффективнее и мобильнее провести этапы проверки домашнего задания и закрепления нового материала. 

Автор Крашенинникова Анна Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 39559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы