Главная / Химия / Урок химии по теме: Белки. Жиры. Углеводы.

Урок химии по теме: Белки. Жиры. Углеводы.

Конспект урока химии 10 класс.

Тема: Белки. Жиры. Углеводы.

Девиз: Познавая мир - познаешь себя.

Цель урока: Повторить и обобщить изученный материал по темам: « Белки», «Жиры», «Углеводы»

Задачи:

Образовательные: Сформировать емкое представление о процессе познания, как о процессе изучения, отражения, воспроизведения действительности неразрывно связанного с практикой. Заложить методическую базу для дальнейшего освоения логического аппарата химической науки.

Развивающие: Усилить интеграцию, развивать умение применять теоретические знания в быту, совершенствовать исследовательские навыки, как основные познавательные умения.

Воспитательные: Воспитывать естественно - научное мировоззрение.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран, мультимедийная программа «Органическая химия 10-11 класс»;

Комплекты заданий для групп; набор реактивов:

I группа: Раствор куриного белка, раствор меда, сливочное масло 1грамм, этиловый спирт, хлорид натрия (кристаллический), гидроксид натрия, сульфат меди (II), нитрат серебра, хлорид бария.

II группа: Раствор молока, раствор куриного белка, серная кислота (концентрированная), соляная кислота, гидроксид натрия, гидроксид аммония, сульфат меди (II), вода, маргарин 1 грамм.

III группа: Мясной бульон, раствор куриного белка, хлорид меди (II), вода, раствор иода, гидроксид натрия, сульфат меди (II), жир 1 грамм.

Набор оборудования: пробирки, спиртовка, зажим, фарфоровая чашка, шпатель, химическая ложечка.

Тип урока: Обобщающий (парный)

Методы: Поисково-исследовательский, словесный.

Форма: работа в группах.

Литература:

  1. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Лысова Г.Г. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.:Дрофа.-1999.-233с.

  2. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия 10-11 классы: Школьный практикум.- М.: Дрофа.-1999.-91с.

  3. Новожилова Н.И., Урванцева Г.А. Многообразие свойств белков//Химия в школе.-1999.-№2.-с.44-46.

  4. Бояринцева Н.Н. Обзорный урок «Характеристика белков»//Химия в школе.-1997.-№5.-с.19-25.

  5. Осипова Т.А. О пищевых продуктах языком химии//Химия в школе.-2001.-№8.-с.44-46.





Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели урока, мотивация.

  3. Работа в группах:

а) повторение теоретического материала;

б) выполнение практического задания;

в) выводы по итогам исследования.

4. Итог урока.

5. Домашнее задание;

6. Заключение урока.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие; инструктаж по технике безопасности4

  2. Постановка цели урока, мотивация:

Учитель. Человек не может жить изолированно от природы и общества. Он часть этого огромного мира. А миром управляет информация. Информация – это, прежде всего источник прибыли, основа власти, основа социальной успешности человека. Не зря говорят: «Кто владеет информацией – владеет миром!»

В процессе познания человек приобретает знания и понятия об реальных явлениях. Осознает окружающий мир и все это использует с целью преобразования этого мира. Но преобразуя мир человек, сталкивается с множеством проблем и среди них главная-проблема здоровья. Здоровье это шанс, который нам дала природа и этот шанс человек должен использовать. Интеллект человека связан с его физическим развитием, но, к сожалению, с этим у нас не все благополучно.

Причины: генные мутации, алкоголизм, наркомания, нездоровый образ жизни и недостаток белкового питания.

Почему так остро встает сегодня последняя проблема? Давайте выясним это.

  1. Работа в группах: каждая группа должна выполнить за урок четыре лабораторных задания. Работа оценивается по пятибалльной системе

«Меняя каждый миг свой облик прихотливый

Капризна как дитя, и призрачна как дым.

Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным!»

(С.Надсон)

Ни одно естественно - научное явление не вызывало столько споров и борьбы какая сопровождала проблемы живого.

Причина этой борьбы в объекте познания- жизни. В его уникальности и неповторимости.

I.Каждая группа готовит ответы на вопросы:

1.История открытия белков. Значение белков.

2. Состав белков. Физические свойства белков.

3. Строение белков и их уровни организации.

4.Функции белков.

5. Реакция получения белка.

6. Качественные (цветные) реакции на белок.

II. Лабораторная работа №1 «Определение и доказательство наличия белка»

Цель: С помощью биуретовой реакции доказать наличие в исследуемых веществах белка

Реактивы: растворы белка (яичный белок, молоко, мясной бульон), гидроксид натрия (w=30%), сульфат меди (w=1%)

Оборудование: пробирки, штатив.

Ход работы:

В пробирку налейте 2 мл раствора белка, добавьте равный объем раствора гидроксида натрия и 3-4 капли раствора сульфата меди(II).

Наблюдение: появляется сине-фиолетовое окрашивание из-за образования комплексного соединения меди с пептидными группами.

Вывод: Изменение окраски исследуемых веществ доказывает наличие пептидных групп в них, следовательно, и белка- части нашей пищи.

Учитель. Белок - составная частица нашего организма и неотъемлемая часть пищи человека. Исключение белкового компонента из рациона питания, несмотря на достаточную калорийность пищи, у живых организмов вызывает патологические изменения: остановку в росте, изменение состава крови. Белки - уникальные вещества, они обладают особыми свойствами, строением и составом. Ученые предполагают, что процессы старения связаны с медленно протекающей денатурацией. Может быть, именно в преодолении этого процесса – ключ продления жизни.

«Повсюду где есть жизнь,

Находим мы белок,

Где есть, белок и нету разложенья

Встречаем жизнь - природное явленье»

III Лабораторная работа №2 «Общие свойства белков»

Цель: Определить причины денатурации и ренатурации белков.

Реактивы: раствор альбумина (яичного белка), хлорид натрия, этанол, серная кислота (концентрированная), хлорид меди(II) (концентрированный).

Оборудование: пробирки, штатив, спиртовка.

Ход работы:

К раствору белка добавить: 1 группа: хлорид натрия, этанол;

2 группа: серную кислоту;

3 группа: хлорид меди(II);

Пронаблюдайте и объясните наблюдения.

Добавьте воду, пронаблюдайте и объясните явление. Нагрейте пробирку, сделайте вывод.

Вывод: Обратимая денатурация – частичное разрушение пространственной структуры белка. Ренатурация возможна, если денатурация происходит при высаливании или коагуляции гидратных оболочек макромолекул белка, приводящее к образованию осадка. Необратимая денатурация – полное разрушение пространственной структуры белка происходит под действием солей тяжелых металлов, высокой температуры или излучения. Ренатурация невозможна.

Учитель. Человек не может свести к минимуму агрессивное влияние внешней среды. Что же делать? Кто виноват? Извечные вопросы жизни.

Нужно как раз не только иметь информацию, но и уметь ею воспользоваться. Не секрет, что идет процесс вырождения человечества, как биологического вида. Поэтому необходимо уметь пользоваться знаниями, накопленными людьми, чтобы жить и быть здоровым и счастливым. А иначе «если ты такой умный, то почему такой бедный» извечный вопрос времени.

Ответ прост: мы не умеем воспользоваться знаниями. Познание это получение знания. Познание состоит из этапов:

Вhello_html_7a39fd76.gifhello_html_m79bb0370.gifhello_html_m3e2ecad8.gifосприятие Понимание Запоминание Воспроизведение

И осуществляется на основе изучения свойств и функций вещества. Но оперировать можно только знаниями, полученными на практике, потому что цель познания – достижение объективной истины. А без практики это невозможно!

Мы часто говорим о химической безопасности, слабо разбираясь в факторах агрессивности среды, не осознавая связи химии с экологией, экономикой, социальными процессами, просто не владеем практическими химическими знаниями и не пользуемся ими в быту или повседневной жизни. Давайте убедимся в необходимости этого.

Итак, кроме белка, основными компонентами пищи являются углеводы и жиры.

IV. Работа в группах.

  1. Углеводы. Классификация.

  2. Строение моносахаридов.

  3. Свойства моносахаридов.

  4. Качественные реакции на углеводы (глюкозу и крахмал)

  5. Значение углеводов в природе и жизни человека

Учитель. Мед – самый удивительный представитель углеводов. В состав меда входит глюкоза и фруктоза в виде 80-85% раствора. В меде содержится также незначительное количество муравьиной кислоты, белков и воска. Прозрачность меда зависит от содержания в нем воска: чем воска меньше, тем мед прозрачнее. В загустевшем прозрачном меде образуются мелкие кристаллы фруктозы. Если при растворении меда в воде раствор получается мутным, это означает, что в меде много воска. Мед в 1,5 раза тяжелее воды, его плотность составляет 1,40-1,44 г/см2

V. Лабораторная работа №3 «Определение чистоты меда»

Цель: Определить наличие в меде органических и неорганических примесей.

Реактивы: раствор меда, нитрат серебра, хлорид бария, гидроксид аммония, соляная кислота, спиртовой раствор иода.

Оборудование: пробирки, штатив.

Ход работы: Приготовить раствор меда, отфильтровать и разделить на две части.

К раствору меда прилить: 1 группа: в первую пробирку-нитрат серебра, во вторую- хлорид бария. 2 группа: в первую пробирку гидроксид аммония, во вторую - соляную кислоту. 3 группа: спиртовой раствор иода.

Наблюдения: Изменение цвета, появление осадка свидетельствует о наличие примесей и красителей, которых натуральный мед не содержит. Появление синий окраски свидетельствует о наличие крахмала, который добавляют для увеличения массы продукта.

Учитель. Очень широко использует человечество такие важные соединения как жиры. Жиры придают пище своеобразный вкус, а главное обогащают ее калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при пассеровании, жиры, придают блюдам золотистый цвет, особый аромат и нежную структуру, что улучшает органолептические свойства и повышает питательную ценность пищи.

VI. Работа в группах.

  1. Липиды (жиры). Виды жиров.

  2. Гидролиз жиров.

  3. Свойства жиров. Калорийность.

  4. Маргарин. Состав и свойства.

В наше время существует множество диет, которые к сожаленью могут стать причиной нарушения развитие организма. Если диета не назначена врачом и не является жизненно необходимой, то соблюдать ее вряд ли стоит. Отсутствие в рационе важных органических веществ, особенно в период формирования организма может привести к необратимым последствиям и вызвать остановку в развитии или стать причиной болезни. Состояние здоровья подростков можно характеризовать как критическое. Ежегодно население России сокращается почти на миллион человек. Если оно не изменится, то лишь 54% детей, которым сейчас 16 лет, смогут дожить до пенсии.

«Человек - он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года,

И особый в нем времени ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек - он зима или лето,

Или осень с грозой и дождем.

Все вместил в себя: версты и время,

Но от атомных бурь он ослеп,

Человек – он и почва, и семя,

И сорняк среди поля, и хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств и встреч?

Человек - он ведь тоже природа,

Так давайте природу беречь!»

(Р.Рождественский)

VII. Лабораторная работа № 4. «Распознание сливочного масла и маргарина»

Цель: Опытным путем отличить сливочное масло от маргарина.

Реактивы: вода, сливочное масло, маргарин, кулинарный жир.

Оборудование: фарфоровые чашки, зажим, спиртовка, шпатель, химическая ложечка.

Ход работы:

Вскипятите воду и налейте ее в две фарфоровые чашки. Растопите поочередно в ложечке сливочное масло, маргарин, кулинарный жир и опустите их в воду.

Наблюдения: Вылитое в горячую воду сливочное масло растекается по поверхности тонким слоем, а затем разбивается на мелкие капельки, которые по мере остывания собираются у стенок сосуда.

Растопленный маргарин или кулинарный жир, вылитые в воду, покрывают ее поверхность большим сальным пятном, затем образуют крупные жирные пятна, которые плавают по всей поверхности воды.

Выводы: Сливочное масло – полезный пищевой продукт, в котором от 50% и более животного жира, а маргарин представляет собой смесь животных жиров, растительного масла, молока и пищевых добавок. Опытным путем установлено, что часто продукция в магазинах, которую называют сливочным маслом, является маргарином или кулинарным жиром. Такие продукты нельзя давать кусочками и намазывать на хлеб; этот жир рекомендуется для приготовления пищи.

Учитель. Мы живем в удвоенном мире, мире науки и земных отношений. Мир науки может изменять мир живых отношений, да он помогает, но счастливым сделать не может. Человек должен меняться сам, менять свою жизнь, но для этого ему нужны знания и умения ими воспользоваться.

Вы сегодня убедились, что познание без практики невозможно, что именно практика, опираясь на теорию, превращает познание в науку. А человек, познавая мир – познает себя.

«Что есть человек?

Он только частица!

Только атом в громадной природе,

А чем частица может гордиться?

Нечем гордиться частице вроде.

Хотя когда человек творит вдохновенно.

Он в это время один в целом свете.

И в эти часы, и минуты эти

Он равен всей бесконечной Вселенной!»

Итог урока.

Домашнее задание: Химия 11 кл. (Л.С, Гузей и др.) п.39.6.,40.4,41.1-41.2. Подготовиться к тестированию по данным темам.

Заключение.

Человек приходит в этот мир, чтобы познавать его, взаимодействовать, любить и строить свою жизнь в согласии с этим миром. И лучше чем Марина Цветаева не скажет никто:

«Благодарю, о Господь,

За Океан и за Сушу,

И за прелестную плоть,

И за бессмертную душу,

И за красную кровь,

За холодную воду,

Благодарю за любовь,

Благодарю за погоду!»





















8

Булыга Ирина Викторовна

МОУ «Грачевская средняя общеобразовательная школа»

Грачевский район, Оренбургской области.

Урок химии по теме: Белки. Жиры. Углеводы.
  • Химия
Описание:

        Урок химии в 10 классе  с использованием технологии адаптивной системы обучения (автор А.С.Границкая), технологии дифференцированного подхода Н.П.Гузика и учебного электронного пособия «Органическая химия». 

         На данном уроке используется вариационная пара на этапах повторения и обобщения материала. Каждый из учащихся кратко излагает  содержание вопроса группе, идет обсуждение материала и его закрепление. В группе четыре человека: Аналитик (обычно это сильный ученик), Теоретик и два Практика. Каждый из учащихся выполняет свое задание, а затем результат обсуждается в группе. Это позволяет прорабатывать материал самостоятельно, в тоже время способствует повышению информированности учащихся, овладению знаниями по химии в процессе коллективной деятельности и сотрудничества. 

Автор Булыга Ирина Викторовна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1764
Номер материала 13750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓