Главная / Химия / Урок химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)

Урок химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)

Тема урока: Реакции ионного обмена

Цель:

Образовательная: изучить реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Задачей урока является активное формирование аналитического мышления учащихся, их способности к комплексному восприятию взаимосвязей различных областей жизни и науки.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска,

набор для лабораторной работы по теме: «Реакция обмена» (1 комплект: штатив для пробирок, пробирки 8 штук, реактивы: CaCO3, HCl, CuCl2, CaCl2, Al(SO4)3, NaOH, Na2CO3, BaCl)

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение журнала.

  2. Проверка готовности учащихся к уроку: настрой учащихся на работу, доведение до них плана урока.

Сегодня на уроке, мы продолжим изучение типов химических реакций и изучим новый тип – это реакции обмена.

Мы с вами будем работать в технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя подпишите свою фамилию и имя.

Обратите внимание на оценочную таблицу, в графе домашнее задание вы сами поставите отметки за сделанное дома упражнение, в графе диктант отметку вам поставит ваш товарищ, и в конце урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.

Но прежде чем начать работу, мы проверим домашнее задание.

Откройте тетради с домашним заданием.

На дом вам задавали параграф 31, упр 2 а и б.

  1. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. На доске у нас слайд с правильным ответом. ученик проверяет своего товарища и отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.

Сделали. Подняли глазки.

Давайте вспомним, какие реакции вы уже знаете?

  • Соединения

  • Замещения

  • разложения

  1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.

А сейчас мы проведем диктант. Найдите слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в технологических картах

Запишите уравнения следующих реакций

  1. Хлорид меди(II) + алюминий→

  2. Кальций + соляная кислота→

Расставьте коэффициенты:

  1. 2Al + H2SO4Al2(SO4)3+H2

  2. 4P+5O2P2O5

Вставьте пропущенное слово:

5.Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ….разложение

6. Реакции, в результате которых из одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество – это…..соединения

Слайд с правильными ответами


А теперь обменяйтесь технологическими картами и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.

Если ошибок нет, то отметка 5

Если 1 ошибка, то отметка 4

Если 2 ошибки, то отметка 3

В конце урока вы технологические карты сдадите, и отметки будут выставлены в журнал

  1. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.

Давайте посмотрим на доску.

Чем отличаются эти реакции?


Fe+Cl2=FeCl2

2HgOà2Hg+O2

Fe+CuSO4=FeSO4+Cu

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3 Слайд

К какому типу реакций они относятся?

Нам еще не знакома эта реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции.

На урок пришли мы дружно

Что же здесь узнать нам нужно?

Суть реакции обмена

Всем умело объяснять!

Уметь писать все уравнения

И предвидеть, что писать! (слайд)

Реакции обмена - это такие реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.


AB+CD = AC+BD

Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3

Задание:

Fe(NO3)3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaNO3

FeCl3 + NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3 Слайд


Два сложных вещества в реакцию вступают

В ходе которой, свои составные части меняют.

Вот такой процесс взаимозамены

Называют реакцией обмена


А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория

Реакции протекающие с выпадением осадка

1. Возьмем пробирку

2. нальем раствор хлорида меди (II) и добавим раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?

Выпадает густой синий осадок нерастворимого в воде гидроксида меди (II).

А теперь уберем учебники и тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный опыт на местах.

Но сначала мы вспомним правила техники безопасности.

Т. б.

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе — будто мармелад.

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.


Всякое в опыте может случиться,

Внимательным будь и не оплошай.

Тебе всегда поможет учитель,

Паники только не допускай!


Ты сливал, нагревал реактивы

И отчет подготовил в тетрадке.

Не забудь вымыть руки с мылом,

Чтоб здоровье было в порядке



2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl Слайд

В результате проведенной реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.

А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина.

Что мы наблюдаем?

Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.

Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.

В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому



Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами и щелочами.


KOH+ H2SO4 = K2SO4 + H2O

А теперь мы вновь вернемся к виртуальной лаборатории.

В две пробирке нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты. Что мы наблюдаем?

В результате реакции выделяется газ.

Если подержать над отверстием пробирок влажную лакмусовую бумагу, то она покраснее, а это значит, что в растворе у нас кислая среда.

Теперь проведем аналогичный опыт с реактивами и напишем уравнения реакций.

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 слайд

А где же газ?

Угольная кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:


H2CO3 = H2O + CO2↑

Поэтому уравнение реакции следует записать так:

Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑слайд

С примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами встречались на кухне.

Можете привести пример?

Когда гасим соду уксусом при выпечке.


На основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.


Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. слайд

Стих – слайд

Если выделится газ - Это раз;
И получится
вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!

Показать:

Еhello_html_md748568.gifсли к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:

NaCl + KOH = NaOH+KCL

Для того чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) – реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы, следовательно реакция не протекает до конца).


Какие из реакций обмена будут протекать до конца?

BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓

Chello_html_m746cbd31.gifu(NO3)2 + NaCl→CuCl2+NaNO3

Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3

Mhello_html_28c49fc3.gifgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCL

Hhello_html_457cb683.gifNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2

3Ca(NO3)2 +2 H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3

Ba(NO3)2 + Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3

А чтобы узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце учебника.


Итоги урока: сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.

Провели лабораторную работу.

Сформулировали правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами веществ.




Домашнее задание

  • обязательное: прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;

  • дополнительное: задание № 2 на стр. 168;

  • творческое: создать презентацию на тему «Реакции обмена».



Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно

Что будут они «хорошо» и «отлично»

Большое спасибо я вам говорю

Мы цели достигли. Благодарю!


Литература:

  • Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.

  • Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2007 .

  • Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В. химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .

  • Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория.

7


Урок химии на тему "Реакции ионного обмена" (9 класс)
  • Химия
Описание:

 

Данное занятие предназначено для проведения в 9 классах. План-конспект урока химии на тему "Реакции ионного обмена". Главная цель урока: изучение механизма протекания реакций ионного обмена, закрепление и совершенствование существующих знаний о реакциях ионного обмена. Задачами занятия являются: - получение знаний о реакциях ионного обмена, их свойствах; - получение знаний о значении реакций ионного обмена в природе и жизни человека. В данном уроке рассматриваются основные вопросы связанные с изучением реакций ионного обмена и условий их протекания. 

 

Автор Пикавцов Николай Николаевич
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 1315
Номер материала 44668
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓