Тема урока: Реакции ионного обмена
Цель:
Образовательная: изучить
реакции обмена, продолжить формирование умения записывать уравнения и
предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях
течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, внимание,
умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и
навыки при выполнении практических упражнений.
Воспитательная: воспитывать
трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения
проблемы.
Задачей
урока является активное формирование аналитического
мышления учащихся, их способности к комплексному восприятию взаимосвязей
различных областей жизни и науки.
Оборудование: медиапроектор,
компьютер, интерактивная доска,
набор для лабораторной работы по теме:
«Реакция обмена» (1 комплект: штатив для пробирок, пробирки 8 штук, реактивы:
CaCO3,
HCl,
CuCl2,
CaCl2,
Al(SO4)3,
NaOH,
Na2CO3,
BaCl)
|
Ход
урока
1.
Организационный момент: приветствие, проверка явки
учащихся, заполнение журнала.
2.
Проверка готовности учащихся к уроку: настрой
учащихся на работу, доведение до них плана урока.
Сегодня на уроке, мы
продолжим изучение типов химических реакций и изучим новый тип – это реакции
обмена.
Мы с вами будем работать в
технологических картах, которые лежат у вас на парте. В графе фамилия и имя
подпишите свою фамилию и имя.
Обратите внимание на
оценочную таблицу, в графе домашнее задание вы сами поставите отметки за сделанное
дома упражнение, в графе диктант отметку вам поставит ваш товарищ, и в конце
урока вы сдадите свои карты и я поставлю вам итоговую отметку за урок.
Но прежде чем начать работу,
мы проверим домашнее задание.
Откройте тетради с домашним
заданием.
На дом вам задавали
параграф 31, упр 2 а и б.
3.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение.
На доске у нас слайд с правильным ответом. ученик проверяет своего товарища и
отмечает правильность выполнения в рабочей карте урока.
Сделали. Подняли глазки.
Давайте вспомним, какие реакции
вы уже знаете?
·
Соединения
·
Замещения
·
разложения
4.
Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового
материала.
А сейчас мы проведем диктант. Найдите
слово диктант и задание 1. Я читаю задания, а вы записываете ответы в
технологических картах
Запишите уравнения следующих реакций
1.
Хлорид меди(II) + алюминий→
2.
Кальций + соляная кислота→
Расставьте коэффициенты:
3.
2Al + H2SO4→Al2(SO4)3+H2
4.
4P+5O2→P2O5
Вставьте пропущенное слово:
5.Реакции, в результате которых из
одного сложного вещества образуются два и более новых веществ – это ….разложение
6. Реакции, в результате которых из
одного или нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество –
это…..соединения
Слайд с правильными ответами
А теперь обменяйтесь технологическими
картами и ваш сосед по парте проверит правильность выполнения задания.
Если ошибок нет, то отметка 5
Если 1 ошибка, то отметка 4
Если 2 ошибки, то отметка 3
В конце урока вы технологические карты сдадите,
и отметки будут выставлены в журнал
5.
Изучение нового материала:
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение
химических реакций и познакомимся с новым типом – это реакции обмена.
Давайте посмотрим на доску.
Чем отличаются эти реакции?
Fe+Cl2=FeCl2
2HgOà2Hg+O2
Fe+CuSO4=FeSO4+Cu
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2CO3 Слайд
К какому типу реакций они
относятся?
Нам еще не знакома эта
реакция и сегодня на уроке мы с вами изучим тип этой реакции.
На урок пришли мы дружно
Что же здесь узнать нам нужно?
Суть реакции обмена
Всем умело объяснять!
Уметь писать все уравнения
И предвидеть, что писать! (слайд)
Реакции обмена - это такие
реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими
составными частями.
AB+CD = AC+BD
Например, 2NaI+Pb(NO3)2 = PbI2↓ + 2NaNO3
Задание:
Fe(NO3)3 + 3NaOH= Fe(OH)3 + 3NaNO3
FeCl3 + NaOH
= 3NaCl +
Fe(OH)3 Слайд
Два сложных вещества в
реакцию вступают
В ходе которой, свои
составные части меняют.
Вот такой процесс
взаимозамены
Называют реакцией обмена
А сейчас мы посмотрим опыт. Виртуальная лаборатория
Реакции протекающие с
выпадением осадка
1. Возьмем пробирку
2. нальем раствор хлорида
меди (II) и добавим раствор гидроксида натрия.
Что наблюдаете?
Выпадает густой синий осадок
нерастворимого в воде гидроксида меди (II).
А теперь уберем учебники и
тетради на край стола, пододвинем лотки с реактивами и выполним аналогичный
опыт на местах.
Но сначала мы вспомним
правила техники безопасности.
Т. б.
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе — будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Всякое в опыте может случиться,
Внимательным будь и не оплошай.
Тебе всегда поможет учитель,
Паники только не допускай!
Ты сливал, нагревал реактивы
И отчет подготовил в тетрадке.
Не забудь вымыть руки с мылом,
Чтоб здоровье было в порядке
2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 ↓+ 2NaCl Слайд
В результате проведенной
реакции два сложных вещества ионного строения – щелочь и соль – обменялись
своими ионами, т.е. произошла реакция обмена.
А теперь
давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько
капель фенолфталеина.
Что мы
наблюдаем?
Содержимое
пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде
раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора
кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической
реакции.
Обратите
внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов
металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в
растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два
новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода.
В каждом
из двух взаимодействующих растворов была своя среда, соответственно щелочная и
кислотная. В результате реакции среда стала нейтральной. Поэтому
Реакции нейтрализации – это реакции обмена между кислотами
и щелочами.
KOH+ H2SO4 = K2SO4 + H2O
А теперь
мы вновь вернемся к виртуальной
лаборатории.
В две
пробирке нальем раствор карбоната натрия и прильем раствор кислоты. Что мы
наблюдаем?
В
результате реакции выделяется газ.
Если
подержать над отверстием пробирок влажную лакмусовую бумагу, то она покраснее,
а это значит, что в растворе у нас кислая среда.
Теперь
проведем аналогичный опыт с реактивами и напишем уравнения реакций.
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3 слайд
А где же
газ?
Угольная
кислота – непрочное соединение, которое распадается на углекислый газ и воду:
H2CO3 = H2O + CO2↑
Поэтому уравнение реакции следует записать так:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑слайд
С
примером реакций обмена, которые протекают с выделением газа мы с вами
встречались на кухне.
Можете
привести пример?
Когда
гасим соду уксусом при выпечке.
На
основе сделанных опытов сформулируем правило, согласно которому протекают
реакции обмена между растворами веществ.
Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца
только в том случае, если в результате их образуется осадок, газ или вода. слайд
Стих –
слайд
Если выделится газ - Это раз;
И получится вода - Это два;
А еще - нерастворимый
Осаждается продукт…
"Есть осадок" - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик правила обмена
Не забудет никогда:
В результате - непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок - Вот тогда - порядок!
Показать:
Если к раствору хлорида натрия прилить раствор гидроксида
калия, то никаких признаков реакции не будет – реакция не идет, так как в
результате ее не образуется ни осадка, ни газа, ни воды:
NaCl + KOH = NaOH+KCL
Для того
чтобы знать какие реакции идут до конца, а какие нет, нужно обратиться к
таблице растворимости , которая находится на форзаце учебника ( по вертикали
располагаются анионы, а в горизонтальной строке располагаются катионы) –
реакция идет лишь в том случае, если образуется осадок или газ. И NaOH и КСl растворимы,
следовательно реакция не протекает до конца).
Какие из
реакций обмена будут протекать до конца?
BaCl2 + 2AgNO3→Ba(NO3)2+2AgCl↓
Cu(NO3)2
+ NaCl→CuCl2+NaNO3
Pb(NO3)2 + K2S→PbS↓+2KNO3
MgCl2 + K2SO4→MgSO4+KCL
HNO3 + ZnSO4→H2SO4+Zn(NO3)2
3Ca(NO3)2 +2
H3PO4→Ca3(PO4)2↓+6HNO3
Ba(NO3)2 +
Na2SO4→BaSO4↓+2NaNO3
А чтобы
узнать какие реакции будут протекать до конца, мы воспользуемся таблицей
растворимости гидроксидов и солей в воде. Эта таблица находится на форзаце
учебника.
Итоги урока:
сегодня на уроке мы с вами изучили новый тип реакции – реакции обмена.
Провели лабораторную работу.
Сформулировали правило, согласно
которому протекают реакции обмена между растворами веществ.
Домашнее задание
ü обязательное:
прочитать §32, задание № 1 на стр. 167;
ü дополнительное:
задание № 2 на стр. 168;
ü творческое:
создать презентацию на тему «Реакции
обмена».
Сейчас
прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но
к концу подошел наш урок.
Прошу,
уберите рабочее место.
Давайте
без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность
вам всем объявляю,
Проверив
работы, в журнал выставляю
Отметки
все ваши, надеюсь привычно
Что
будут они «хорошо» и «отлично»
Большое
спасибо я вам говорю
Мы цели
достигли. Благодарю!
Литература:
· Габриелян О.С. химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
· Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. химия.
8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриелян О.С., химия 8
класс. – М.: Дрофа, 2007 .
· Габриелян О.С., Воскобойников Н.П., Яшукова А.В.
химия 8 класс. Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2007 .
· Учебное электронное издание химия (8 – 11 класс).
Виртуальная лаборатория.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.