Главная / Физкультура / Урок года - 2012

Урок года - 2012

Конспект урока по лыжной подготовке в 5 «а» классе.

Дата: 25.04.2012г.

Место проведение: учебная лыжня.

Длительность занятия: 40 минут.

Инвентарь: лыжи, ботинки, лыжные палки, стойки.

Цель: выработать умения и практические навыки попеременного двухшажного хода.

Задачи урока:

образовательные:

  • обучение технике попеременного двухшажного хода;

  • закрепление одновременного двухшажного хода;

  • совершенствование подъёма «ёлочкой», спуска в средней стойке.

развивающие:

  • усиление мотивации занятий физической культурой и спортом;

  • развитие координации движений;

  • развитие внимание.

воспитательные:

  • воспитание трудолюбия;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • воспитание самостоятельности, дисциплинированности, целеустремленности.

оздоровительные:

  • закаливание воздухом;

  • профилактика нарушения осанки.

Ход урока.

Часть урока

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические указания

I.Вводно-подготовительная часть

10 мин

Организовать занимающихся, сообщить цели и задачи урока, подготовить функциональное состояние занимающихся к дальнейшей нагрузке.









































Цель: развитие ловкости, быстроты и внимания, использование в

качестве подводящего упражнения для учебных заданий с поворотами на

дистанции.


1.Построение.

2.Переход к месту занятий.

3. Сдача рапорта физоргом учителю.

4. Сообщение задач урока.

5. Общеразвивающие упражнения на месте и в движении.

- ходьба:

- на носках, руки на пояс

- на пятках, руки в сторону

- на внешней, внутренней стороне стопы, руки на пояс.

- бег:

- обычный бег в медленном темпе.

- приставным шагом, левым боком.

- приставным шагом, правым боком.

- бег с высоким подниманием бедра.

- бег с захлестывание голени.

I. И.п.-О.с

1-руки вперед, 2- руки вверх, встать на носки, 3- руки в стороны, 4- И.п.

II. И.п.- руки вперед

1-4 круговые движения руками вперед, 1-4 тоже назад.

III. И.п.- руки перед грудью в замок.

Пружинящие повороты туловища в правую, левую стороны.

IV. И.п. руки вниз в замок.

1- наклон вперед, 2- И.п.

3-4 тоже.

V. 1-4 маятникообразные движении вперед правой ногой, 4-8 тоже левой.

VI. Выпад вперед правой ногой, левую выпрямить, тоже левой.

VII.

-приседания

И.п.: о.с.- на лыжах, палки у ног.

Счёт:

1-глубокий сед,

2-и.п.

VIII.

И.п.: о.с.-на лыжах, палки у ног.

Счёт:

1-поднять левую ногу;

2-и.п.;

3-поднять правую ногу;

4-и.п.

IX. Игра. Ловкие повороты.

Проведение. По сигналу учителя все играющие выполняют поворот

кругом переступанием, оставляя на снегу оттиск лыжного веера. Закончив

поворот на 360°, следует энергично оттолкнуться палками и выехать из

шеренги вперед до остановки после свободного скольжения.

X. Разминочный круг - выполнить

скользящим шагом.

2-3 мин.






3-4 мин














6-8 раз



6-8 раз


6-8 раз






8 раз






8 раз






2 мин.








1 круг.




Обратить внимание на внешний вид, напомнить основные моменты ТБ.

Подготовка лыж для переноски.

Организованный выход к месту занятий.


hello_html_m538fbfb2.jpg


Следить за осанкой.

Бег выполнять в очень медленном темпе.

Соблюдать дистанцию во время выполнения упражнений.

Частота движения.


hello_html_17a7286f.jpg


Упражнение выполнять точно под счет.


hello_html_m29f03fa.jpg


Круговые движения выполнять с большой амплитудой.

Ноги прямые.

Хорошо потянуть и выпрямить ногу.

Работать под счёт раз-два.



Организация. На ровной снежной площадке класс на лыжах строится в

шеренгу, разомкнутую на вытянутые палки.

hello_html_m1aa1d782.jpg



Отметить наиболее ловких и быстрых.

hello_html_m2e2788f3.jpg

Напомнить технику хода.

Особенно выделить такие элементы: одноопорное скольжение, законченный толчок ногой и активный вынос маховой ноги с последующим её торможением, маятникообразную работу рук.

Стараться везде идти с хорошим прокатом.


II.Основная.

20 мин









































































































































































































1.Дать установку занимающимся на активное и сознательное овладение техникой попеременного двухшажного хода, создать у обучающихся представление о данном ходе.

1. Рассказ о значении и месте применения попеременного двухшажного хода в зависимости от рельефа местности, условий скольжения и других факторов.

10 мин















































1круг

hello_html_766ce60f.jpg

Попеременный двухшажный ход относится к классическим способам лыжных ходов. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками. Попеременный двухшажный ход является универсальным способом, который широко применяется в соревновательной обстановке и в быту как средство передвижения в условиях зимы (туристами, охотниками, рыбаками, геологами, учащимися сельских школ и т.д.). Он используется при передвижении по равнине при плохих и средних условиях скольжения, на пологих подъёмах в гору (малой крутизны).


2.Показ техники хода

- Показ проводить на учебном круге перед занимающимися, построенными в одну шеренгу на расстоянии 7-10 м. от лыжни учителя.

-Вначале показ осуществить с соревновательной скоростью, а затем замедленно, подчёркивая главные элементы: акцент на выделение одноопорного положения во время скольжения, законченный толчок ногой, активная постановка палки в снег и толчок палкой.

- При одноопорном скольжении выделить 3 фазы:

а) свободного скольжения (или фазы амортизации), когда нога сгибается во всех суставах, уменьшая давление на лыжу, а следовательно, улучшая условия скольжения

б) скольжение с выпрямлением опорной ноги, при котором противоположная лыжная палка с ударом ставится в снег кольцом к себе (примерно под углом 70°

в) скольжение с подседанием, которое уменьшает давление на опору и создаёт более выгодные условия для отталкивания ногой.

- В отталкивании ногой обратить внимание на законченное отталкивание стопой после выпрямления ноги в коленном суставе.

- При отталкивании палкой вначале делать навал на неё ( сгибая руку в локтевом суставе), а затем разгибание в плечевом и локтевом суставах до положения, когда палка и рука составят одну прямую линию


3.Опробывание хода.

Пройти по учебному кругу, соблюдая дистанцию 3-4 м.

Типичные ошибки в ходе:

- двухопорное положение лыж во время скольжения;

- незаконченный толчок ногой;

- слабый или незаконченный толчок палкой;

- скованность движений рук, ног и туловища;

- аритмия выполнения циклов хода.

2. Работа по карточкам.


1. Задание 1 группе: выбрать способ передвижения на лыжах, используя ранее изученные ходы, в зависимости от рельефа трассы.

2. Задание 2 группе: выбрать способ преодоления подъема на лыжах и стойку спуска в зависимости от крутизны подъема.

5 мин

Дети обсуждают задание, находят решение, и выполняют практически.

hello_html_m149d9724.jpg

Отработка навыков:

А) учить посадке лыжника

И.П. – стоя в шеренге, ступни ног параллельны. Сгибая ноги в голеностопных суставах, наклонить голени вперёд на 1-3° и в коленных суставах до 135-140° .

Наклоняя туловище вперёд за счёт сгибания в тазобедренных суставах до 115-120° . Перенести вес тела на переднюю часть стопы.


-Обучение проводить в одношереножном строю, учитель, проходя вдоль шеренги, поправляет каждого ученика, который принял неправильное положение посадки.

hello_html_m11ca2ebb.jpg

- Для проверки правильной посадки лыжника можно использовать следующий метод: легко толкнуть занимающегося в спину. Если занимающийся при этом теряет равновесие, то он правильно распределил вес тела над опорой.

hello_html_m237e4450.jpg

Ошибки в упражнении: прогнутая спина в пояснице, сильный наклон туловища, напряжённые мышцы рук, расположение веса тела на всей ступне.

В) учить одноопорному скольжению

В положении «посадка» скользить на правой и левой лыжах, сохраняя равновесие


- Задание выполнять на учебном круге, где должны быть две хорошо подготовленные лыжни: внешняя и внутренняя (по внутренней передвигаются девушки или более слабые занимающиеся)

- Во избежание двухопорных положений маховую ногу ставить и начинать загрузку впереди опорной ноги.

Ошибки в упражнении: потеря равновесия, резкий, неплавный перенос тела с лыжи на лыжу.

Б) учить активному выносу маховой ноги

Скользящий шаг с акцентом на быстрый пронос маховой ноги около опорной и на более позднюю её загрузку


-задание выполнять на том же учебном круге. Стремиться закончить загрузку маховой ноги у носка лыжи опорной

Ошибки в упражнении: нарушение посадки, остановка маховой ноги около опорной ( получается как бы два движения), аритмия выполнения циклов

В) учить отталкиванию ногой

Коньковый ход по уплотнённой поверхности снега


- Разгибать ногу последовательно в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах до полного выпрямления толчковой ногой

- Сохранить равновесие в одноопорном скольжении на опорной ноге.

Ошибки в упражнении: неполное разгибание ног во время отталкивания, потеря равновесия при скольжении, неполный перенос веса тела с лыжи на лыжу.

Г) учить отталкиванию ногой на параллельных

Упражнение «Самокат» - отталкивание одной ногой и той же ногой при скольжении на другой.


hello_html_m6aab3ff1.jpg

- Первоначальное обучение начинать на индивидуальных лыжнях, выполняя многократное отталкивание одной и той же ногой. Для контроля лучше, чтобы все занимающиеся отталкивались, например, только правой ногой.

- Придерживать каблук ботинка толчковой ноги около лыжи почти до полного разгибания ноги в коленном суставе, после чего активно закончить отталкивание стопой.

- Загрузку толчковой ноги начинать, когда ступня опорной будет на одной линии или на полступни сзади.

- В качестве помощников на уроке использовать хорошо усвоивших это упражнение, создавая пары «учитель – ученик»

- Отталкивание другой ногой разучивать тогда, когда освоено одной в черновом варианте.


Ошибки в упражнении: скольжение на правой и левой лыжах (два выхода, а не один); неполная загрузка толчковой ноги, что вызывает проскальзывание («отдачу»); толчок направлен не на взлёт, а на выпад; окончание толчка стопой выполняется не на лыжне, а в воздухе при поднятой пятке лыжи.

Ж) разучить в целом работу ног в скользящем шаге

Скользящий шаг по учебному кругу в полной координации работы ног


hello_html_m6aab3ff1.jpg

- Соблюдать ритм движений

-Избегать беговых движений при изменении микрорельефа местности, стараться везде идти с хорошим прокатом.

Ошибки в упражнении: ошибки в одноопорном скольжении и отталкивании, общая скованность движений в работе

3.Учить маятникообразной работе рук

Маятникообразная смена положения рук

И.П. – правая рука впереди, кисть на уровне глаз, левая – сзади, кисть на уровне поясницы.

5мин

- Упражнение выполнять в одношереножном строю

- Рука впереди должна быть прямая, но не напряжённая, локоть её находится внизу.

- Многократные маятникообразные движения руками до конечных положений.

- При движении руки вперёд плечо должно разворачиваться и двигаться вслед за рукой. Движения должны быть мягкими, естетвенными.


Ошибки в упражнении: напряжённые мышцы рук и смена их местами проводится за счёт мышечных усилий; не параллельные движения рук, кисти рук не достигают или переходят конечные положения


4.Совершенствовать технику скользящего шага с активной работой рук

Скользящий шаг по учебному кругу в полной координации

10 мин

- Соблюдать дистанцию между обучающимися - 7-10м.

- Можно организовать пары «сильный - слабый», последний старается копировать движения и пытается идти в шаг с сильным.

- Использовать маховые движения руками для увеличения длины скользящего шага.

5.Оценить технику скользящего шага

Скользящий шаг на контрольном отрезке 50 метров учебного круга.

-Ошибки называть громко, чтобы слышали другие занимающиеся.

6.Совершенствовать технику скользящего шага с посторонним раздражителем.

Скользящий шаг по учебному кругу с палками за середину.

- Следить за техникой скользящего шага, чтобы палки не мешали правильно разученным движениям.

Ошибки в упражнении: скрестное движение палок, а не параллельное; ошибки скользящего шага.

7.Учить попеременному отталкиванию палками

Продвижение по хорошо уплотнённой лыжне за счёт попеременного отталкивания палками, без движения ног.

5мин

- Желательно лыжню делать под уклон 3-6° с хорошей опорой для палок.

-Палку в снег ставить с ударом, кольцом к себе, под углом примерно 70°.

- Техника выполнения отталкивания палками: при отталкивании палкой вначале делать навал на неё (сгибая руку в локтевом суставе), а затем разгибание в плечевом и локтевом суставах до положения, когда палка и рука составят одну прямую линию. Ошибки в упражнении: толчок выполняется прямыми руками, без навала на палку; незаконченный толчок палкой, кисть руки останавливается у бедра; окончание толчка кистью направлено в сторону, что не даёт дополнительного ускорения лыжнику.

8. Разучить цикл попеременного двухшажного хода в целом

Выполнять циклы хода на учебном круге

5мин

- Между занимающимися должна быть такая дистанция, чтобы учитель мог делать замечания, не создавая «пробок» на лыжне

- Для исправления индивидуальных ошибок занимающегося лучше вызвать на лыжню преподавателя, а другим делать замечания на ходу

- Учителю необходимо в любом месте видеть учеников.

9.Совершенствовать технику попеременного двухшажного хода

Попеременный двухшажный ход выполнять на учебной лыжне с изменяющимся рельефом местности.

20

мин

Ход выполнять в небольшой подъём малой крутизны на хорошо подготовленной лыжне с твёрдой опорой для палок.

10.Оценить технику попеременного двухшажного хода

Попеременный двухшажный ход на контрольном отрезке

Система оценивания:

«9-10 баллов» - ученик самостоятельно, соблюдая все технические требования, выполняет упражнение слитно, уверенно, свободно, активен на уроке;

«7-8 баллов» - ученик слитно, свободно выполняет упражнение, при этом допускает не более двух второстепенных ошибок верно, но с одной грубой, или более, чем с тремя второстепенными ошибками, работоспособность в ходе урока хорошая;

«5-6 баллов» - упражнение выполняется в основном верно, но с одной или более чем с тремя второстепенными ошибками, на уроке проявлялась пассивность.

«3-4 балла» - упражнение не выполнено, но работал на уроке.

Ошибки в технике попеременно двухшажного хода:

Грубые ошибки:

- толчок палками без навала, т.е. прямыми руками.

- скованность движений рук, ног, туловища, нарушение посадки лыжника во время скольжения.

- аритмия выполнения циклов хода

- грубые ошибки скользящего шага.

Второстепенные ошибки:

-несвоевременная постановка палки в снег; не в момент начала выпрямления опорной ноги по 2-й фазе одноопорного скольжения

-пассивная постановка палки в снег(без удара)

- незаконченный толчок палкой

- движение кисти руки во время отталкивания палкой происходит не по дуге

III Заключительная




1.Подвижная игра на лыжах: «Красное знамя».

Поведение итогов урока и приведение физического и эмоционального состояния организма в нормальное состояние.

1.Правила игры те же, что и в игре без лыж.

5-7 мин


- Скорость передвижения невысокая.

- Следить за дисциплиной.


hello_html_3a50b922.jpg




2.Построение.

- Отметить наиболее отличившихся учеников.

- Напомнить наиболее характерные ошибки попеременного двухшажного хода.

- Организованный уход на лыжную базу.

hello_html_de8592c.jpg

- Напомнить правила хранения инвентаря.









Литература

  1. Андреева О.В. Программирование тренировочного процесса квалификационных лыжников-гонщиков на основе комплексного контроля: Автореф…кандидат пед. наук/О.В. Андреев-Челябинск, 2000.

  2. Камаев О.И. Теоретико- методические основы многолетней подготовки юных лыжникой-гонщиков/ О.И. Камаев-Харьков:ХаГИФК, 1999.

  3. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техн. Физ.культ/ Под редакцией В.Д.Евстратова, Б.И. Сергеева. Чукардина-М: изкультура и спорт,1989.

  4. Лыжный спорт: Учебник для средних и физкультурных учебных заведений. Под редакцией Матвеева Э.М.-м.:Физкультура и спорт, 1975.

  5. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры/ Под редакцией Е.И.Кудрявцева и др. изд.2-е, М.: Физкультура и спорт, 1983

  6. Лыжный спорт: Учебное пособие для педагогических училищ/ М. «Просвещение» 1988.

  7. Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / И. М.



Интернет-ресурсы

www.infosport.ru http://orel2.rsl.ru

http://window.edu.ru http://ru.wikipedia.org/wiki

19



Урок года - 2012
  • Физкультура
Описание:

Тема урока: «Обучение технике попеременного двухшажного  хода».

Вид урока: урок активного усвоения новых знаний.

Тип урока: комбинированный с образовательно-обучающей  направленностью. 

Урок продолжает систему уроков, направленных на формирование двигательных навыков и умений.

       Цель: выработать умения и практические навыки попеременного двухшажного  хода.

Задачи урока:

образовательные:

·        обучение технике попеременного двухшажного хода;

·        закрепление одновременного двухшажного хода;

·        совершенствование подъёма «ёлочкой», спуска в средней стойке.

      развивающие:

·        усиление мотивации занятий физической культурой и спортом;

·        развитие координации движений;

·        развитие внимание.

     воспитательные:

·        воспитание трудолюбия;

·        формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

·        воспитание самостоятельности, дисциплинированности, целеустремленности.  

    оздоровительные:

·        закаливание воздухом;

·        профилактика нарушения осанки.

 

Особенностью урочных занятий в этом возрасте является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая лыжную подготовку. Одна из главнейших задач этого и последующих уроков - обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, согласование движений, ритм) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости), а также сочетание этих способностей.

       Для того чтобы урок лыжной подготовки прошел на хорошем, высоком уровне важен организационный момент. Мною были четко поставлены цель и задачи урока перед учащимися, организованный выход к месту занятий (учебная лыжня).

В подготовительной части урока были проведены общеразвивающие и специальные упражнения на месте и в движении, для того чтобы подготовить функциональное состояние обучающихся к дальнейшей нагрузке. Во время выполнения упражнения напоминала о технике безопасности, соблюдение дистанции, темп выполняемых заданий.

В конце подготовительной части урока была проведена игра «Ловкие повороты», целью которой было развитие ловкости, быстроты и внимания, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с поворотами на дистанции. После чего дети приступили к выполнению разминочного круга скользящим шагом.

   Во время урока были использованы следующие формы обучения: фронтальная и групповая.Первый способлучше всего прослеживается в подготовительной и заключительной части урока, второй - в основной части - работа с карточками.

   В основной части урока мною были использованы следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический. Методы обучения воздействуют на слуховой, зрительный и двигательный анализаторы обучаемых, поэтому я дала установку на активное и сознательное овладение техникой попеременного двухшажного хода, создала у занимающихся представление о данном ходе. Также очень важно рассказать детям, что я и сделала, о значении и месте применения попеременного двухшажного хода в зависимости от рельефа местности, условий скольжения.

Для успешного формирования двигательных навыков учащимися, я руководствовалась следующими дидактическими принципами: сознательности, активности, доступности, наглядности, систематичности, т.к. все дидактические принципы тесно взаимосвязаны между собой и реализуются в комплексе.

      Показ техники хода мною проводился на учебном круге перед занимающимися, построенными в одну шеренгу. Вначале показ я выполнила с соревновательной скоростью, подчеркивая главные элементы: акцент на выделение одноопорного положения во время скольжения, законченный толчок ногой, активная постановка палки в снег и толчок палкой. Опробование хода учащимися показал, что почти половина класса выполнили задание с незначительными ошибками, остальные допустили типичные ошибки в ходе, такие как, незаконченный толчок ногой, аритмия выполнения циклов хода. В течение всей работы учащихся на дистанции, я давала методические указания, исправляла ошибки, применяла индивидуальный подход.

  Работа по карточкам. Именно на этом этапе урока наиболее прослеживался системный подход в обучении. Учащиеся разделились на две группы (1 группа – м., 2 группа - д.). Каждая группа получила разные задания (карточки прилагаются). Здесь дети самостоятельно обсуждали задание, находили решение, и выполняли их практически.

Все группы справились с заданием хорошо. Следует отметить высокую скорость выполнения учащимися первой группы.

 С целью повышения мотивации к физической культуре, в  заключительной части урока была проведена подвижная игра на лыжах: «Красное знамя».  Игра этому классу хорошо знакома,  дети с удовольствием в нее играют, правила те же, что и в игре без лыж.

В конце урока: построение, подведение итогов урока, выставление баллов.

Вывод: материал урока усвоен всеми учащимися, закреплен с опорой на продуктивные знания умения и навыки, структура урока соответствует достижению цели и поставленных задач.

 

 

Автор Жолондковская Оксана Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 50178
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы