Инфоурок География КонспектыУрок географии в 7 классе по теме: Высотная поясность, антропогенные природные комплексы

Урок географии в 7 классе по теме: Высотная поясность, антропогенные природные комплексы

Скачать материал

География материков и океанов  в 7 классе

Дата____________

№ урока_________

 

     Тема. Высотная поясность, антропогенные природные комплексы

     Цель урока: Знакомство  с природными зонами, с особенностями их смены и причинами

                  вызывающими эту смену.

    Задачи урока.     1. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность»,   

                  «высотная поясность».

                      2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости

                  компонентов природы.

                      3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

    

     Оснащение. Карта «Природные зоны мира», рисунки с изображением природных зон, таблички с терминами: «климат», «почва», «горные породы», «рельеф», «вода», «растения», «животные».

    

     Тип урока. Комбинированный.

Ход урока.

 I.   Организационный момент.

- объявление темы и цели урока; (Сегодня мы с  вами продолжим изучение темы «Географическая оболочка. Природные комплексы». Попутешествуем по ПЗ на суше и в горах. Познакомимся с новыми понятиями: природная зона,  широтная зональность, высотная поясность; с картой « Природные зоны мира»).

- запись темы урока в тетрадях.

Проверка домашнего задания

      II.   Актуализация знаний.

Понятие «Природный комплекс».

Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения. (учитель называет определение, ученики определяют понятие, тот, кто отвечает, выходит к доске, учитель дает табличку  с названием понятия).

 

- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

- все неровности земной поверхности (рельеф);

- может находиться в трех состояниях (вода);

- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

- верхний плодородный слой (почва);

- организмы производители (растения);

- организмы потребители (животные).

 

       -  Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).

 

       - Образуйте природный комплекс (берутся за руки, образуют круг).

 

       - А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это участок земной поверхности, где все компоненты природы взаимодействуют друг с другом)

 

            2.  Определение  ПК суши, океана и антропогенные ПК.

     - На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море). Внимательно прочтите, на какие группы можно их распределить (ПК суши, океаны, антропогенные ПК) 

   -  Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные.                      (ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.

ПК океана: океан, залив, пролив, море.

ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)

 

      III. Изучение новой темы.

            1. Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).

     -ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги   → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

     -  Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).

     -  Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради).         ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)

          2.  ПЗ океана.

     Учитель: ПЗ есть и в океане. Они различаются водными массами, но внешне не отличаются. Называются, как и климатические пояса.

3.  Размещение ПЗ.

- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним и напишем  в тетрадях в столбик климатические пояса от экватора к северу (запись в тетрадях).

     -  Начнем путешествие от экватора. На экваторе жарко и очень влажно → здесь формируются  влажные экваториальные леса. Что же из себя представляет эта зона, послушаем сообщение…  (Заранее детям дается задание)    (так по каждому климатическому поясу и природной зоне, сопровождается рисунками)

 

      Климатические пояса                                Природные зоны

     - экваториальный                                       - влажные экваториальные леса

     - субэкваториальный                                 - саванны

     - тропический                                             - пустыни

     - субтропический                                       - жестколистные вечнозеленые леса

     - умеренный                                               - тайга, смешанные леса, широколиственные леса

     - субарктический                                       - тундра, лесотундра

     - арктический                                             - арктическая пустыня

 

     -Итак, мы закончили наше путешествие. Попробуем сделать вывод. Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

      3.1. Широтная зональность.

     - Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.

      3.2. Высотная поясность.

     - Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).

     - Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. Например, гора находится в тайге:

1. тайга;

2. горная тундра;

3. снега.

     -  Количество  ПЗ от чего будет зависеть? (от  высоты гор, от широты)

     IV. Закрепление.

      1. - Чем мы с вами сегодня познакомились?

      2.  Географический диктант.

- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

- Смена в горах…(высотная поясность)

- Самый нижний высотный пояс в горной системе расположенной в ПЗ степей является …(степи)

       3. Самопроверка (ответы  и баллы для оценок на доске).

                 Природная  зона                 

                 Соотношение тепла и влаги                        6 –«5»

                 Растительность                                             5--- «4»

                 Широтная зональность                                3-4  ---«3»

                 Высотная поясность

                 Степи

 

      V. Домашнее задание.

- § 15

- перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Климатические пояса                                Природные                   

                                                                                   зоны

     - экваториальный                                       - влажные

                                                                             экваториальные                   

                                                                             леса

 

     - субэкваториальный                                 - саванны

     - тропический                                             - пустыни

 

     - субтропический                                       - жестколистные

                                                                             вечнозеленые                            

                                                                             леса

 

     - умеренный                                               - тайга, смешанные

                                                                            леса,

                                                                                          

                                                                           широколиственные

                                                                           леса

 

     - субарктический                                       -  тундра,

                                                                            лесотундра

 

     - арктический                                             - арктическая                    

                                                                             пустыня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1.  Природная  зона                 

  2. Соотношение тепла и влаги                       

  3.Растительность                                            

  4. Широтная зональность                               

  5.Высотная поясность

  6.Степи

 

 

6  - «5»

5 -  «4»

3-4  - «3»

 

 

 

 

 

 

 

климат

почва

горные  породы

рельеф

вода

растения

животные

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок географии в 7 классе по теме: Высотная поясность, антропогенные природные комплексы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Гео    География материков и океанов  в 7 классе

Д

 

     Тема. Высотная поясность, антропогенные природные комплексы

     Цель урока: Знакомство  с природными зонами, с особенностями их смены и причинами

                  вызывающими эту смену.

    Задачи урока.     1. Сформировать понятия «природная зона», «широтная зональность»,   

                  «высотная поясность».

                      2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости

                  компонентов природы.

                      3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

    

     Оснащение. Карта «Природные зоны мира», рисунки с изображением природных зон, таблички с терминами: «климат», «почва», «горные породы», «рельеф», «вода», «растения», «животные».

    

     Тип урока. Комбинированный

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 470 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.01.2015 1534
    • DOCX 23.7 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Распаева Гулинара Есламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Распаева Гулинара Есламовна
    Распаева Гулинара Есламовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9971
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек