Главная / География / Урок географии в 6 классе "Воды суши.Реки"

Урок географии в 6 классе "Воды суши.Реки"

Воды суши. Реки Урок географии в 6 классе Учитель географии Е.П. Горб
Цели: Образовательная: Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформиро...
Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины и фото с изоб...
Повторение изученного на прошлом уроке Задание 1: Найдите острова Земного шара
Задание 2. Перечислите и подпишите окраинные моря России
Отгадайте загадку Маленькой рождаюсь я, Получаюсь из ручья, А до моря добегу ...
Тема урока:
Северный край, 1899 Художник Васнецов А.М.
Пейзаж с рекой Поленов В.Д.
 Лодки у берега Левитан И.И.
Золотая осень И. Левитан
На реке Оке Сергей Чаплыгин На реке Нил Сергей Чаплыгин
Устье рек Реж и Нейва
Река- это
Схема реки
Истоки рек
Приток реки Уругвай Приток реки Нил
Река Амазонка Устье рек Дельта Эстуарий Река Обь
Выполните задание: Дайте характеристику реки по плану 1вариант- р. Амур 2 вар...
Речушка вдоль околицы текла Неогромная … Но мы любили, дети, Её –она ведь пер...
Домашнее задание Параграф 27 прочитать. Понятия на стр. 175 выучить. Обозначи...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Воды суши. Реки Урок географии в 6 классе Учитель географии Е.П. Горб
Описание слайда:

Воды суши. Реки Урок географии в 6 классе Учитель географии Е.П. Горб

№ слайда 2 Цели: Образовательная: Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформироват
Описание слайда:

Цели: Образовательная: Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента Изучить части речной системы; познакомить с понятиями «река», «исток», «устье», «приток», «водораздел», «бассейн», «водопад» Развивающая: Продолжить формирование: умений и навыков работы с физической и контурной картами; умений называть и показывать реки мира, России и своей области, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану. развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа. Воспитательная: Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися. Продолжить систему патриотического воспитания на уроках географии: воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства

№ слайда 3 Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины и фото с изображ
Описание слайда:

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины и фото с изображением рек мира, России и Свердловской области. Фото с изображением различных типов устьев, видеофрагмент о водопадах мира, презентация к уроку.

№ слайда 4 Повторение изученного на прошлом уроке Задание 1: Найдите острова Земного шара
Описание слайда:

Повторение изученного на прошлом уроке Задание 1: Найдите острова Земного шара

№ слайда 5 Задание 2. Перечислите и подпишите окраинные моря России
Описание слайда:

Задание 2. Перечислите и подпишите окраинные моря России

№ слайда 6 Отгадайте загадку Маленькой рождаюсь я, Получаюсь из ручья, А до моря добегу - С
Описание слайда:

Отгадайте загадку Маленькой рождаюсь я, Получаюсь из ручья, А до моря добегу - Стать широкою смогу …

№ слайда 7 Тема урока:
Описание слайда:

Тема урока:

№ слайда 8 Северный край, 1899 Художник Васнецов А.М.
Описание слайда:

Северный край, 1899 Художник Васнецов А.М.

№ слайда 9 Пейзаж с рекой Поленов В.Д.
Описание слайда:

Пейзаж с рекой Поленов В.Д.

№ слайда 10  Лодки у берега Левитан И.И.
Описание слайда:

Лодки у берега Левитан И.И.

№ слайда 11 Золотая осень И. Левитан
Описание слайда:

Золотая осень И. Левитан

№ слайда 12 На реке Оке Сергей Чаплыгин На реке Нил Сергей Чаплыгин
Описание слайда:

На реке Оке Сергей Чаплыгин На реке Нил Сергей Чаплыгин

№ слайда 13 Устье рек Реж и Нейва
Описание слайда:

Устье рек Реж и Нейва

№ слайда 14 Река- это
Описание слайда:

Река- это

№ слайда 15 Схема реки
Описание слайда:

Схема реки

№ слайда 16 Истоки рек
Описание слайда:

Истоки рек

№ слайда 17 Приток реки Уругвай Приток реки Нил
Описание слайда:

Приток реки Уругвай Приток реки Нил

№ слайда 18 Река Амазонка Устье рек Дельта Эстуарий Река Обь
Описание слайда:

Река Амазонка Устье рек Дельта Эстуарий Река Обь

№ слайда 19 Выполните задание: Дайте характеристику реки по плану 1вариант- р. Амур 2 вариан
Описание слайда:

Выполните задание: Дайте характеристику реки по плану 1вариант- р. Амур 2 вариант- р. Енисей. План описания реки 1. Главная река (название). 2.Исток главной реки, устье главной реки. 3.Левые и правые притоки. 4. Длина реки.

№ слайда 20 Речушка вдоль околицы текла Неогромная … Но мы любили, дети, Её –она ведь первою
Описание слайда:

Речушка вдоль околицы текла Неогромная … Но мы любили, дети, Её –она ведь первою была Для нас, и значит, Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая, и хвощ болотный вылез, Как будто люди целью задались Убить ее - и своего добились.

№ слайда 21 Домашнее задание Параграф 27 прочитать. Понятия на стр. 175 выучить. Обозначить
Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 27 прочитать. Понятия на стр. 175 выучить. Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке

Урок географии в 6 классе "Воды суши.Реки"
  • География
Описание:

Урок географии в 6 классе. Учитель географии МОУ СОШ №7 г. Качканар Свердловской области Е.П.Горб

 

Тема: Воды суши. Реки.

Цели:

Образовательная:

Ø  Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента

Ø  Изучить части речной системы; познакомить с понятиями «река», «исток», «устье»,  «приток», «водораздел», «бассейн», «водопад»

 

Развивающая:

Продолжить формирование:

Ø  умений и навыков работы с физической и контурной картами;

Ø  умений называть и показывать реки мира, России и своей области, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Ø  развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

 

Воспитательная:

Ø  Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством изложения материала учителем и получения знаний (работа  с  видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.

 

Ø  Продолжить систему патриотического воспитания на уроках географии: воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства

Оборудование:

Карта полушарий, физическая карта России, картины и фото с изображением рек мира, России и Свердловской области. Фото  с изображением различных типов устьев, видеофрагмент о водопадах мира, презентация к уроку.

Тип урока по дидактическим  целям:

Урок изучения нового материала

Тип урока по характеру познавательной деятельности:

Комбинированный

Методы обучения:

-словесный

-наглядный

-исследовательский.

Библиографический список:

1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. Физическая география - М.: Русское слово, 2011

2.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.: «ВАКО», 2004

3. Э.Л. Лисовский Дидактические карточки-задания по физической географии. -М.: Издательский дом «Генжер», 19

Структура урока.

 

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1.Организационный

момент.

 

 

II. Проверка домашнего задания.

 

1. Задания на знание фактов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Задания на знание закономерностей, связей:

 

 

 

III.Изучение нового материала.

1.Вводная беседа

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Постановка педагогических задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Понятие река.

Беседа по картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа со схемой «Части реки».

Объяснение всех частей реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Русло

(работа с рисунком, учебником  и слайдами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Притоки

(работа с картами атласа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Речная система.

 

Работа с рисунком.

 

 

 

8.Водораздел

(работа с атласом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Физ.минутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Задание на дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин.

Приветствие учащихся. Психологический настрой. Пожелание плодотворной работы.

 

 

На предыдущем уроке мы ввели в учебный процесс понятие «Гидросфера».

Ответьте на вопросы домашнего задания:

– Что мы называем мировым океаном? Назовите океаны в порядке убывания их площади.

 – Какие моря мы называем внутренними, а какие окраинными?

 

 – Что называется островом? Какие острова по своему происхождению вы знаете? Назовите крупнейшие острова Земли по контурам на слайде. Слайд 4

 

 

– Чем отличаются понятия остров и архипелаг, залив и окраинное море?

Перечислите окраинные моря России Слайд 5

 – Докажите, что гидросфера – это единая оболочка Земли.

 

Вы знаете…

     Вода- чудесный дар природы!

     Она вокруг, куда ты не взгляни:

     В снегу, в болотах, ледниках,  озёрах,

     И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

Маленькой рождаюсь я,

Получаюсь из ручья,

А до моря добегу -

Стать широкою смогу. (река) Слайд 6

 

 

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Учитель записывает тему урока на доске.

А чему  вы хотите научиться  на сегодняшнем уроке?

 

 

 

А ещё вы узнаете:

 - что такое речная система, научитесь называть части реки, определять и показывать речную систему рек на картах, показывать бассейн реки, водоразделы.

 

Важно отметить, что приобретаемое сегодня знание понадобится вам при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.

 

 Ребята! Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Слайд 7

 Кто не помнит гоголевских строк: “Чуден Днепр при тихой погоде…”

 Вспомним строки Некрасова

О, Волга!.. Колыбель моя,

 Любил ли кто тебя, как я?

 

И ещё несколько строк А. Кропотина:

Волгу в древности звали Итилем.

 Эти воды судьбою полны,

 Здесь всегда корабли проходили

 Для торговли, а чаще – войны.

 Начинаясь в районе Валдая,

 Где течет на манер ручейка,

 Горизонт заполняет до края

 Возле Каспия эта река!

 

– Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей и художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Учитель просит  прочитать определение из учебника и исправить свои ошибки.

 

-Есть ли в нашей местности реки? Давайте назовём их. Посмотрите на  репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек. Слайд 8,9,10,11,12,13

 

- А как вы поняли, что это именно река, а не озеро?

Посмотрите на картину:

- Что здесь изобразил художник?

- А как  вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать  понятия, характерные для реки: река, котловина,

водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Хвалю! Вы определили верные   признаки на основе картины.

Откройте учебник на стр.171 и прочитайте определение, что такое река…

 

 

   Запишите определение со страницы  учебника в тетрадь. Слайд 14

 

. Проговорим вслух: «Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом».

Нарисуем схему реки в тетрадь. Слайд 15

 

Учитель в ходе объяснения нового материала показывает на слайде поэтапно все части реки. Слайд 16

 

 Ребята, в ходе работы над схемой,   нам  надо запомнить все части реки.

   - Вы знаете, как называется начало реки?

Исток  

 -  Посмотрите на схему в тетради и на слайде: где берёт начало наша река?

 

   Верно! Горный ледник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

 

Запишите определение  понятия «исток» в тетради.

Исток- начало реки.

-  А что еще может служить истоком  рек?

   Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот отсюда. именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо –

Русская великая река.

Н.Палькин.

    - Вернёмся к определению реки,  где протекает водоток?

На слайде появляется понятие  «Русло».

 

У реки выделяют устье.

     -   Кто из вас видел устье?

     -   А что это такое?

Демонстрация фото различных устьев рек. Слайд 16

   

Существуют различные виды устьев.

Демонстрирация схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта- форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

      Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария.

 

 

 

На схеме в нашу главную реку впадают другие реки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

 

Правильно! Дополним рисунок понятием  «Приток».

Притоки бывают правые и левые. Научимся определять правильно притоки.

 

-  Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Найдите на карте России реку Енисей. Определите её притоки.

Если встать лицом вниз  по течению реки, то реки впадающие справа будут называться правыми притоками и наоборот.

 

Река с притоками образует речную систему. Вся площадь, с которой река собирает воду,  называется бассейном реки.

 

Но есть ещё одно понятие, которое мы должны запомнить- это водораздел. Давайте откроем карту России и найдем реки Печору и Обь. Какие горы разделяют эти речные системы?

 

 

 

 

 

 

 

Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

 

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные  системы Земного шара и водопады (демонстрация видеофильма о водопаде Анхель)

 

 

 

 

 

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

 

 

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, является Верхоянский хребет?

2. Найдите на Физической карте России  реку Амур. Слайд 19

Попробуйте   описать речную систему по плану:

 1. Главная река.

2..Исток главной реки, устье главной реки.

3.Левые и правые притоки.

.

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

 

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1вариант- р. Амур

2 вариант- р. Енисей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У реки росла рябина

 

А река текла, рябила.

 

Посредине глубина

 

Там гуляла ры-би-на

Эта рыба – рыбий царь

Называется – пескарь

 

 

 

Послушайте стихотворение. Слайд 21

Речушка вдоль околицы текла.

 Неогромная …

 Но мы любили, дети,

 Её –она ведь первою была

 Для нас, и значит,

 Лучшею на свете.

 Сейчас в ней всякий хлам,

 И ржавь, и слизь

 Зеленая, и хвощ болотный вылез,

 Как будто люди целью задались

 Убить ее - и своего добились.

Как вы думаете, что погубило речку?

 

Народ называл всегда реки уважительно и ласково, давайте вспомним эти слова.   

 

 

 

Запись  на доске. Слайд 22

Параграф 27. Понятия на стр. 175. Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. При выполнении задания повторить правила работы на контурных картах.

Индивидуальное задание двум учащимся:

Подготовить сообщение по теме «Какие проблемы существуют у наших рек»

 

Закончить наш урок хочется словами:

«Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете»

(Объявление оценок)

Спасибо за работу!

Подготовка рабочего места к уроку

Приветствие учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

 

 

 

- научиться находить на карте  реки; узнать, из чего они состоят

- определять длину реки  и направление течения по карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают, дают свои определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Река Тура, Выя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, течёт под уклоном, имеет пороги и водопады.

 

 

 

 

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

 

 

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника

 

 

 

 

 

 

Учащиеся в тетради рисуют схему, на которой поэтапно будут  изображены  все части реки

 

 

Родник, озеро, болото, но никогда не может река начинаться в море и океане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают, что такое русло в тетрадь.

 

Камское устье

(место где река Кама впадает в Волгу)

Записывают определения в тетрадь.

 

Ученики находят устье рек Волги, Лены (определяют, что это их  дельты)

Устье Енисея и Оби-это эстуарии

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывание различных вариантов ответов.

Учащиеся замечают, что самые крупные притоки Енисея правые. Называют Ангару, Нижнюю Тунгуску, Подкаменную Тунгуску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся определяют по карте атласа, что это Уральские горы. Записывают понятие   «Водораздел» и подмечают, что в самом слове скрыто определение понятия… «то, что разделяет воду»

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 172 чтение и запись в

тетрадь

 

 

Амазонка с Мараньон, Ангара, Нил с Кагерой, Амур с Аргунью, Волга, Янцзы, Миссури, Меконг.

 

 

 

 

 

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел- линия, разделяющая смежные бассейны рек

 

 

 

 

 Лена и Яна

 

 

 

(работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

С помощью линейки, нитки.

= 4250км

=3000км.

 

1.р.Амур

2. хр.Забайкалья

Охотское море

3.притоки(левый)р.Шилка

(правые) р. Аргунь

      р. Сунгари

 

1.р.Енисей

2.г.Саяны,Карское море

3.Притоки (правые)р.Ангара, Нижняя Тунгуска.

 

 

 

Руки вперед, вверх, в стороны

повороты вправо и влево с плавными движениями рук

наклоны вперед, руки прямые.

присели-встали

потянулись вверх

потрясли кистями рук

 

 

 

Примерные ответы детей: «Причина гибели реки -неразумное использование вод, заводы и фабрики загрязняют воды рек, человек образовал свалки на берегу».

 

 

 

 

 

 

 

 

Волга - матушка, Амур – батюшка, Енисей – богатырь, Ока – красавица, Обь – бабушка.

 

 

Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

 

 

 

Автор Горб Елена Петровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 3618
Номер материала 2084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓