Главная / География / Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

План – конспект урока

Тема: Температура воздуха.

Цель: изучить закономерности распределения температур воздуха на земной поверхности.

УУД: поиску информации, ее обработке, работать с текстом учебника и данными климатических карт, анализировать, делать выводы,

воспитывать информационную культуру.


Оборудование: ПК, проектор, учебник географии 5-6 класс А.А. Лобжанидзе с электронным приложением, атласы, синоптические карты, теллурий.

Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ция

В октябре 1814 года родился выдающийся поэт М.Ю. Лермонтов и в этом году мы отмечали 200 лет со дня его рождения. Из многих его произведений я хочу представить на ваш суд отрывок из стихотворений: (слайд №1)

Солнце осени

Люблю я солнце осени, когда,

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный, мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь.

Люблю я солнце,

Есть что-то схожее в прощальном взгляде

Великого светила с тайной грустью

Обманутой любви; не холодней

Оно само собою, но природа

И все, что может чувствовать и видеть,

Не могут быть согреты им…

Проблемный вопрос: (слайд №2)

Как вы думаете, почему поэт говорит о мертвом луче, прощальном взгляде великого светила?

Почему осенью Солнце светит, но уже меньше греет?





















































Пытаются ответить на проблемные вопросы

Актуали-зация знаний


Что мы уже знаем? (слайд №3)

  • Атмосфера – это …

  • Атмосфера состоит из …

  • «Фабрикой погод» называют … часть атмосферы


Мы уже знаем:

состав атмосферы, ее строение, понижение температур воздуха с высотой


Целеполагание

«Привлекательная цель»

Определить закономерности нагрева земной поверхности


Освоение нового содержа-ния и способы действий

«Мозговой штурм» Работа в парах (слайд №4)

1.Как нагревается воздух?

Варианты ответов:

а) Солнце - земная поверхность - воздух

б) Солнце – воздух – земная поверхность

Величина нагрева воздуха называется - …

Итак, тема нашего урока:

Температура воздуха (слайд №5)

Единицы измерения температуры воздуха:

1)Шкала Цельсия

2)Шкала Фаренгейта

3)Шкала Кельвина

Основной источник энергии на Земле ? (слайд №6)

Предварительные выводы: (слайд №7)

  • Солнце постоянно излучает огромное количество света и тепла!

  • Земля нагревается неравномерно!



Моделируем ситуацию изменение угла падения луча. Проведем эксперимент

Эксперимент (слайд №8)

Цель: Определение зависимости освещенности и нагрева поверхности от угла падения лучей.

Оборудование: лампа, датчик определения освещенности, ЦЛ «Архимед», бумажная лента (модель меридиана).

Результат: освещенность в центральной части бумажной ленты – 340 лм, на окраине 57 лм.

Вывод: освещенность объекта зависит от угла падения луча. (слайд №9)

Предварительные выводы «мозгового штурма»:

  • Солнце постоянно излучает огромное количество света и тепла!

  • Земля нагревается неравномерно!

Показ анимации «Пояса освещенности» (слайд №10)

Вывод:

  • Угол падения солнечных лучей зависит от географической широты места

ГШ - < - t (слайд №11)

2. Если бы земная ось не имела наклона, то что бы было? (слайд №12)

Вывод: (слайд №13)

  • На каждой широте свой угол падения солнечных лучей и температуры без изменения (стабильны в течение года).

  • Нет сезонов года

Как наклон земной оси влияет на освещенность Земли? (слайд №14)

Работа с теллурием

Вывод: (слайд №15)

1)Летом северное полушарие получает больше света и тепла.

22 июня солнечный луч под прямым углом падает на северный тропик.

2)Зимой южное полушарие лучше освещается и нагревается.

22 декабря солнечный луч под прямым углом падает на южный тропик.

3)Весной и осенью оба полушария нагреваются равномерно, солнечный луч под прямым углом падает на экватор.





Поглощение и отражение солнечной энергии (слайд №16)

Выводы: (слайд №17)

На температуру воздуха влияют:

1) ГШ - < - t

2) Подстилающая поверхность

Практическая работа (слайд №18)
«Анализ климатических карт»

Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности? Почему?

А в каких районах Земли всегда тепло? Почему?

Где всегда холодно? Почему?

Что такое изотерма?

Температура воздуха на одной и той же широте непостоянна. Почему?

Годовой ход температур? Суточный ход температур?

Годовая амплитуда температур?

Работа с синоптическими картами и определение температуры воздуха.

Индивидуальная работа. Практическая работа «Построение графика хода температур воздуха по данным таблицы» (электронное приложение)

К чему ведет накопление углекислого газа в атмосфере?

Чем выше, тем холоднее, лучше нагреваются более плотные поверхности

Рис. Температура атмосферы.





Температура воздуха











Солнце.

















Трое ребят участвуют в эксперименте:

Один ученик освещает бумажную ленту в центре лампой. Двое других измеряют освещенность в центре ленты и на конце.

Выводят формулу:

< - t











ГШ-< - t































Работа с теллурием







Анализ графиков годового хода температур воздуха.

Определение амплитуды температур.























Анализ рис. «Схема парникового Эффекта»

Закрепление и включе-ние в систему знаний

«Лови ошибку»

Если согласны с утверждением поднимите руки

Воздух нагревается по схеме: Солнце – Земля – воздух?

Чем ближе к Земле, тем холоднее?

Температура воздуха понижается от экватора к полюсам?

Количество солнечной энергии меняется по сезонам года в нашей местности?

Температура воздуха на одной и той же широте меняется по сезону?

Температура воздуха не зависит от угла падения солнечных лучей?

Летом северное полушарие получает больше света, тепла?

Если бы не было наклона земли к плоскости орбиты, то сезоны года сохранились бы?


Отвечают на вопросы

Рефлек-сия


  1. «Продолжи фразу»

«Для меня было открытием то, что…»

«Мне было интересно…»

«Мне было трудно…»

- За что ты можешь себя похвалить?

- За что ты можешь похвалить одноклассников?

- Что чувствовал?


Отвечают на вопросы

Домашнее задание


П 40, тест

Записывают задание



7


Урок географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"
  • География
Описание:

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС. 

В построении урока используется метод проблемного диалога. Используется как побуждающий диалог, так и подводящий.

Используются индивидуальная и парная работа. 

Осуществляется практико-ориентированный подход в обучении.

Эксперимент наглядно демонстрирует зависимость угла падения луча и степени освещенности поверхности.

Для осуществления эксперимента используются школьная цифровая лаборатория "Архимед".

Познавательный процесс сопровождается презентацией и электронным приложением, климатическими картами, демонстрацией теллурия.

Для систематизации полученных знаний ученики сами выводят формулу, в которой отражается закономерность распределения температур.

 

 

Автор Роговая Валентина Александровна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 3493
Номер материала 6488
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓