Главная / География / урок географии по теме "Равнины суши"

урок географии по теме "Равнины суши"

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»












Юлия Вадимовна Гермони




учитель географии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №17»

города Новомосковска, Тульской области





Учебник: Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с.
















Урок №15.

«Равнины суши».


Цель: создание условий для формирования знаний о равнинах суши.

Задачи:

личностные: формировать осознанное отношение к обучению; развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность;

метапредметные: развивать умения работы с информацией, картами; формировать умения делать выводы, стоить логически обоснованные рассуждения, определять цель, проблему в деятельности, излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами; развивать навыки оценивания результатов своей деятельности.

предметные:

- сформировать понятие «равнина»,

- сформировать знания о равнинах суши, их изменении во времени, о типах равнин;

- сформировать умение составлять характеристику равнин по плану.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения положительной мотивации.

Метапредметные: умеют отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умеют самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения, излагают свое мнение, оценивают результаты своей деятельности.

Предметные: объясняют значение понятия «равнина»; классифицируют равнины по высоте; называют и показывают крупнейшие равнины мира; находят крупнейшие равнины на физических картах и наносят их на контурную карту; составляют краткую характеристику равнин по плану.

Тип урока: урок-открытие нового знания

Вид урока: комбинированный

Оборудование: учебник, атлас для 6 класса, физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование, презентация, маршрутные листы


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности – 1-2 мин.

Проверка готовности к уроку, мотивация учения, организация работы на уроке, создание благоприятной психологической ситуации, ориентирование на успешную плодотворную деятельность. слайд

Готовятся к уроку, слушают, отвечают на вопросы

2. Актуализа-ция знаний и пробного учеб-ного действия – 3-5 мин.

Мы продолжаем с вами путешествие по удивительной стране «География».

«Собираем багаж» слайд

Что мы с вами изучали на прошлом уроке?

Фронтальный опрос.

Назовите самые высокие горы.

К каким горам по высоте относятся Уральские горы?

Какие горы выше Уральские или Кавказские?

Перечислите части горы.

Устно: рассказать, что такое горы.

Работа в индивидуальных маршрутных листах.

А какие формы рельефа, кроме гор, ещё существуют? слайд

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? слайд

Все в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера, и все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Равнины знакомы нам с детства. Мы живем с вами на равнине. Давайте посмотрим на рисунки и фотографии и попробуем дать определение, что такое равнина. слайд

Отвечают на вопросы, выполняют задания в маршрутных листах, формулируют тему урока








О равнинах













Испытывают затруднение


3. Постановка проблемы и по-строение про-екта выхода из затруднений- 2-3 мин.

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина,

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали,

Затенив мировое пространство

Монотонной печалью земли…

Бальмонт (русский поэт 20 в)

Какой признак равнин вам удалось уловить в этом произведении? слайд

Назовите признаки равнины


Так что такое равнина?

Отвечают на вопросы









Ровность, низкие высоты, слабая рассеченность

слабо рассеченный участок земной поверхности с различием высот не более 200 м)

4. Реализация построенного проекта – 10-12 мин.

«Отправляемся в путь» слайд

Равнины бывают разные.

равнины

hello_html_m3bada628.gifhello_html_m32f9014c.gif

плоские холмистые

(практически без перепада (с перепадам высот

высот) менее 200м)

Западно-Сибирская равнина Русская равнина

слайд Западно-Сибирская равнина – это третья по величине равнина мира. Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом. Пересекая равнину, видишь необозримые плоскости – ни бугорка, ни увала. Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами. По количеству болот это равнина мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченности.

слайд Восточно-Европейская или Русская равнина – одна из самых крупных равнин на планете. Практически на всем протяжении здесь преобладает полого-равнинный рельеф. В пределах этой равнины сосредоточена большая часть населения России и большинство крупных городов страны. Именно здесь много веков назад образовалось русское государство. На этой равнине живем мы с вами.

Работая с картой, мы не можем определить, какая равнина плоская, а какая холмистая. Но на карте обозначаются высота равнин над уровнем моря. слайд

hello_html_m32f9014c.gifравнины

hello_html_ead2396.gifhello_html_57aed7ff.gifплоскогорья

низменности возвышенности (от 500м

(менее 200м) (от 200м до 500м) до 1000м)

Как определить тип равнин по карте?

Приведите примеры низменностей, возвышенностей, плоскогорий.

Заполняют таблицу в маршрутном листе

Работают со схемами, отвечают на вопросы
































(шкала высот)

Работают с картой, заполняют таблицу

5. Первичное закрепление во внешней речи.

3-5 мин.

слайд Амазонская равнина – самая большая низменность на Земле, в сердце которой протекает самая полноводная река мира – Амазонка. Определите, в каком направлении понижается Амазонская низменность? Как это определить?

слайд Определите, в каком направлении понижается Западно-Сибирская равнина?

Как известно низкие горы и плоскогорья имеют одинаковые абсолютные высоты от 500 до 1000 м. Можно ли по физической карте определить, где равнины, а где горы?

Отвечают на вопросы


по направлению течения реки, к востоку

к северу


да, вытянутые линии – горы, пятно - равнины

6. Физминутка - 2-3 мин..

«Сделаем привал» слайд

Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны). Мы идем долго-долго (шагаем пальчиками). Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой)

Выполняют упражнения

7. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону

- 8-10 мин

«Продолжаем путешествие» слайд

А равнины со временем могут меняться? Как?

Как вы думаете, что сильнее изменяет человек горы или равнины?

Что должен делать человек по защите природы равнин?

Заполнение маршрутного листа.

Отработка приема описания равнины по плану (приложение учебника). слайд «Опиши равнину по плану Работа в парах: определите географическое положение Русской равнины (1-е парты), (Западно-Сибирской низменности (2-е парты), Среднерусской возвышенности (3-и парты), Амазонской низменности (4-е парты), Среднесибирского плоскогорья (5-е парты) – заслушиваются результаты работы.

Работа с электронным приложением, презентацией.


Образуются овраги



Заполняют схему в маршрутном листе





Работают в парах,

смотрят, слушают, анализируют, выступают с результатами, выполняют тестовые задания

8. Первичное включение но-вого знания в систему знаний и повторение нового знания

- 5-7 мин.

слайд «Приехали домой!» - заполнение кроссворда


Заполняют кроссворд


9. Домашнее задание.

1-2 мин.

слайд &17, вопросы и задания, задание на контурных картах: нанести и подписать соответствующим цветом Амазонскую низменность, Великие равнины, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Русскую равнину. Задание по желанию: ответить на вопрос-загадку «Может ли быть равнинная гора?» или составить синквейн

Записывают домашнее задание в дневник.

10. Рефлексия – 1 мин.

слайд Оценивают работу на уроке, выбирают смайлики настроения.

11. Окончание урока.

- 1 мин.

Гете сказал: «Природа единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Мы с вами сегодня перевернули еще одну страницу нашей книги. Спасибо за урок. Подведение итогов урока. слайд



Приложение.

Урок – путешествие по теме «Рельеф суши. Равнины»

Маршрутный лист ____________________________________Ф.И.ученика

  1. «Собираем багаж» - проверка домашнего задания.

А) На какие группы по высоте делятся горы?_______________________________

Б) Самые высокие горы России? ____________________________________

В) Самые длинные горы России? ____________________________________

Г) Найдите на карте горы Гималаи, горы Анды, определите их самые высокие вершины. ____________________________________________


  1. «Отправляемся в путь» - изучение нового материала:

А) Запишите определение

Равнина_____________________________________________________________________________________________________________________

Б) Заполните схему «Виды равнин»

рПрямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 3авнины


Плоские равнины Холмистые равнины ___________________ ___________________

В) Заполните таблицу « Различие равнин по высоте»

Типы равнин

Высота

Примеры равнин

низменности



возвышенности



плоскогорья



  1. «Сделаем привал» - физминутка


  1. «Продолжаем путешествие» - Заполните схему «Изменение равнин»

Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5Изменение равнин


Во времени Деятельностью человека

_____________________ _____________________

_____________________ _____________________

_____________________ ____________________


  1. «Опиши равнину по плану» - работа в парах:

1 парта – Русская равнина,

2 парта - Западно-Сибирская равнина,

3 парта - Среднерусская равнина,

4 парта – Амазонская равнина,

5 парта - Среднесибирское плоскогорье


  1. «Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний


Решите кроссворд «Равнина»

1








р






2





а





3



в













4




н












5




и








6





н










7а












  1. Равнина, высота которой над уровнем моря выше 500 м.

  2. Равнина, на которой нет возвышенностей и понижений.

  3. Равнина, высота которой над уровнем моря от 200 до 500 м.

  4. Плоскогорье на востоке России.

  5. Равнина, на которой встречаются холмы.

  6. Равнина, высота которой над уровнем моря не выше 200 м.

  7. Величайшая на Земле низменность, расположенная в Южной Америке.



7. «Оцени себя» - оцени свою работу на уроке:

Вид работы

Твоя оценка

Оценка учителя

1

«Собираем багаж» - проверка домашнего задания



2

«Отправляемся в путь» - работа на уроке – заполнение схем и таблицы



3

Ответы на уроке



4

«Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний



5.

«Опиши равнину по плану»



6

Итоговая оценка за урок



ТУлыбающееся лицо 6Улыбающееся лицо 7Улыбающееся лицо 8ебе понравился урок ?


Выбери своё настроение –








Список литературы

Основная

1.     Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 159 с.

2.     География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3.     География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4.     География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 144 с.

2.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений 

2.  Русское Географическое Общество

3.  Geografia.ru 


7

Гермони Юлия Вадимовна

урок географии по теме "Равнины суши"
  • География
Описание:

Цель: создание условий для формирования  знаний о равнинах суши.

Задачи:

личностные: формировать осознанное отношение к обучению; развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность;

метапредметные: развивать умения работы с информацией, картами; формировать умения делать выводы, стоить логически обоснованные рассуждения, определять цель, проблему в деятельности, излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая его фактами; развивать навыки оценивания результатов своей деятельности.

предметные:

- сформировать понятие «равнина»,

- сформировать знания о равнинах суши, их изменении во времени, о типах равнин;

- сформировать умение составлять характеристику равнин по плану.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе возникновения положительной мотивации.

Метапредметные: умеют отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умеют  самостоятельно  приобретать новые знания и практические умения; делают выводы, строят логически обоснованные рассуждения, излагают свое мнение, оценивают результаты своей деятельности.

Предметные: объясняют значение понятия «равнина»; классифицируют равнины по высоте; называют и показывают крупнейшие равнины мира; находят крупнейшие равнины на физических картах и наносят их на контурную карту; составляют краткую характеристику равнин по плану.

Тип урока: урок-открытие нового знания

Вид урока: комбинированный

 

Оборудование: учебник, атлас для 6 класса, физическая карта полушарий, мультимедийное оборудование, презентация, маршрутные листы

Автор Гермони Юлия Вадимовна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 1341
Номер материала 6854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓