Урок
географии 7класс
Тема: «Зона полупустынь и пустынь»
Цель:
Создать условия для закрепления знаний о
самых жарких областях нашей страны; изучить растительный и животный мир
полупустынь и пустынь, их приспособленность к жизни в условиях окружающей
среды. Развивать познавательную активность, ориентирование
по карте, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать
соответствующие выводы, выражать свои мысли связным
рассказом. Работать над воспитанием культуры
речи, ответственного отношения к подготовке домашнего задания.
Оборудование: карта природных зон,
карта России, учебник, презентация, приложение, карточки-задания, печатный
текст.
Новые термины: саксаул,
колючелистник, солянка Рихтера
Ход
урока.
I.Организация урока.
II.Повторение пройденного материала.
Что было задано на
дом?
Работа по карточкам .(3учен.) Беседа
с
классом:
1. Какую природную зону мы
изучаем? 2.Что
представляет собой
пустыня?
Слайд .Карта «Природные
зоны» Задание:
1.Показать на карте , где
размещается зона полупустынь и пустынь России? 2.Какие области расположены в
зоне полупустынь и пустынь? Слайд «Пустыни»
Какие бывают
пустыни?
песчаные
каменистые
Пустыни
солончаковые
глинистые
Слайд. « Географическая путаница»
Задание: Найди
ошибки.
Полупустыни и пустыни –самые жаркие области нашей страны. Через пустыни
протекают реки: Урал, Дон, Днепр, Волга и Ахтуба. В полупустынях и
пустынях находятся месторождения золота, алмазов , каменного угля,
газа, поваренной соли, нефти. Барханы – центр размещения населения.
Задание:
дать описание климата полупустынь и пустынь.
Климат полупустынь и пустынь резко
континентальный. Это значит сухой с большими колебаниями температур – лето
жаркое, днём +50градусов, а ночью прохладно (5-6месяцев),зима непродолжительная
(2-3)месяца, но холодная,30градусов ниже нуля, с сильными ветрами и метелями.
Учитель: Итак , мы с вами
вспомнили, где находятся пустыни и полупустыни на территории России,
особенности климата, характерные для данной природной зоны.
Работа с календарём погоды.
Учитель: Узнав прогноз погоды, мы
снова отправляемся в путь, но не отдыхать . А растения и животных пустыни
изучать.
III.Изучение нового
материала.
Слайд. Тема урока: «Растительный и
животный мир полупустынь и пустынь»
·
Учитель: Пустыня – это солнце и тепло
.Пустыня – это дефицит влаги. Почему так жарко и сухо? Испарение во много раз
превышает количество выпадения осадков. Растительность не образуют сплошного
покрова, как в степи. Как же приспособились растения к жизни в таких
условиях? В пустыне растут растения, которые могут переносить длительную
засуху. Для того ,чтобы находить влагу и питательные вещества, у
растений развились длинные корни, уходящие на несколько метров в
глубину.
Слайд « Корневая система
растений пустыни»
Посмотрите на какую
глубину уходят корни у растений. У этого злака на 14м в глубину и на 6м в
стороны. А для
уменьшения испарения, у многих растений листья превратились в колючки,
чешуйки или стали длинные и тонкие, как хвоинки.
Слайд « Приспособления растений к
жизни в условиях пустыни.»
1.Длинные корни.
2.Листья
превратились в колючки, чешуйки, хвоинки.
Слайд « Пустыня весной».
Как только растает снег, на очень короткое время , пустыня весной зеленеет
от травы .Она весной похожа на цветущий луг. Но зеленеет она не долго. К концу
апреля – середине мая у большинства растений уже созревают семена, а растения
под жаркими лучами солнца быстро вянут и выгорают. Из зелёной эта природная
зона превращается в жёлтую. Летом остаются типичные горькие, колючие растения-
верблюжья колючка, полынь. На засоленных почвах растут солянки. Типичные
растения полупустынь- песчаная акация и колючелистник.
Слайд: Верблюжья колючка.
Колючелистник. Полынь. Солянка.
Слайд Саксаул- дерево
пустыни. В лесу из саксаула нет тени, светло. Почему? Потому что у
него листья превратились в колючки.
Работа с текстом учебника на
стр.136. Найдите описание саксаула. Саксаул и другие растения
пустынь, благодаря своим длинным корням закрепляют
пески.
Ребята, сравните растительный мир степей и полупустынь и сделайте вывод: многочисленны
ли растения полупустынь и пустынь?
Какие животные пустынь вам знакомы?
Животный мир полупустынь и пустынь по своему
разнообразен. Больше всего здесь грызунов и пресмыкающихся. Здесь много
черепах, змей.
Слайды: Кобра. Гадюка. Песчаная
ящерица. Варан. Вараны- это
большие ящерицы, длиной до 1,5м. Они питаются грызунами, их яйцами, небольшими
ящерицами и даже жуками. Как же выживают эти животные в условиях
пустыни? Оказывается , они тоже приспособились к условиям окружающей
среды. Как вы думаете?
Слайд «Приспособления животных к жизни в пустыне»
1. Они
не требовательны к пище.
2. Окраска
их под цвет песка.
3. Одни
животные зарываются в песок, другие прячутся в норы.
Учитель: Много
беспокойства и неприятностей причиняют жителям пустынь и животным
опасные ядовитые насекомые скорпионы и пауки- фаланги.
Водятся в пустынях и полупустынях так же тушканчики. У
них длинный хвост с кисточкой на конце, длинные уши, высокие лапки, которыми он
отталкивается. Днём он спит, а ночью выходит в поисках пищи. Если наступает
сильная жара и засуха, то тушканчик впадает в спячку.
Слайд «Сайгаки» Рассказ-
сообщение о сайгаках делает ученица.
Учитель: Раньше сайгаки жили в степях,
степи сейчас распаханы в основном, поэтому они откочевали в пустыни в поисках
новых пастбищ. Из-за неконтролируемой охоты этих животных осталось мало, и в
настоящее время они находятся на грани исчезновения. Сайгаки охраняются
государством и охота на них запрещена.
Слайд «Верблюд» Сообщение
обучающегося.
Верблюды круглый
год питаются скудными травами, колючками, которые ни одно другое животное есть
не может. Верблюд – это выносливое животное, имеет свои приспособления для
жизни в пустыне: 1.Несколько
дней может обходиться без
воды. 2.Они круглый
год могут жить под открытым небом , не страдая ни от жары, ни от холода.
Длинная густая шерсть зимой защищает животное от холода, а летом от палящего
солнца. Верблюд – ценное животное. Ежегодно со взрослого верблюда снимают до 12кг
шерсти, можно получить до 250кг мяса, 8-10кг сала. Шкура верблюда
представляет собой большую ценность; из неё изготавливают прочную кожу для
обуви. Из верблюжьей шерсти изготавливают верблюжьи одеяла очень тёплые и
лёгкие. Верблюда называют караваном пустыни, он легко перевозит груз по
бездорожью в любую погоду. Верблюд может перемещаться до 5 км в час, за сутки
может пройти до 100км.
IV.Первичное закрепление
нового материала.
Печатный текст «Зона полупустынь и
пустынь» на столах обучаемых. Задание: закончить
предложения ,вставив пропущенные слова в тексте.
В зоне полупустынь
и пустынь растут типичные для них растения: солянка, полынь, верблюжья
колючка, песчаная акация, колючелистник, саксаул.
Для того, чтобы находить влагу и питательные вещества, у растений развились
длинные корни. У
многих растений для уменьшения испарения воды, листья превратились в
колючки, чешуйки.
Животные полупустынь и пустынь приспособились к жаркому климату:
1.они могут обходиться без воды и
еды
2.имеют защитную окраску тела; 3.прячутся
от жары, зарываясь в
песок;
V.Задание на дом: изучить
учебный материал на стр. 135-139, подгот . рассказ о животном на выбор.
VI.Подведение итогов урока.
Рефлексия . Было скучно.
Было
познавательно
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.