Цели
урока
создать
условия для:
·
усвоения терминов: «расы», «расовые
признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на
формирование расовых признаков;
·
формирования умения выявлять расовые
признаки, умения составлять портрет представителей различных рас;
·
самостоятельного приобретения новых знаний
из различных источников информации;
·
формирования жизненной позиции о равенстве
всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
·
развития умений организации поисковой и
исследовательской работы.
·
развития умений общаться между собой,
осознания ценности совместной деятельности
Оборудование:
учебник, атлас, презентация «Человек – единый биологический вид.
Тип
урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы
попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в
пространстве и познакомимся с историей появления человека
на Земле, легендой возникновения разных рас и дадим характеристику
представителям каждой расы. Так же познакомимся сегодня на уроке с понятием
толерантность.
Слайд. Появление человека на Земле
|
-
Как давно человек появился на Земле?
Человек разумный (Xomo
sapiens)
появился на Земле примерно 30-40 тысяч лет назад в Африке и Юго-Западной Азии,
т.к. там были самые благоприятные климатические условия. Затем древние люди
стали проникать в Северную и Южную Америку, Австралию и не был заселён лишь
материк Антарктида, потому что там очень суровые климатические условия.
Примерно в это же время, а именно 30-40
тысяч лет назад начали формироваться расы. Существует легенда о возникновении
людей разных рас.
Однажды
боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После
обжига они приобрели желтовато-коричневый оттенок. Это были индейцы. В
следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те
обуглились и стали чёрные, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги,
боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились
бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
-Ребята,
доказывает ли эта легенда общность происхождения рас?
(Учащиеся
соглашаются с тем, что все люди на Земле имеют общее происхождение, и поэтому
человечество- это единый биологический вид).
-
Сейчас мы познакомимся с тремя основными расами, которые населяют нашу планету.
Откройте
учебник параграф 51. Ваша задача внимательно прочитать текст и сделать в нём
пометки.
- Скажите, пожалуйста, что вам было известно?
(Учащиеся отвечают на вопрос начиная с фразы «Мне было уже известно…)
-Скажите,
что нового вы узнали? (Учащиеся отвечают на
вопрос начиная с фразы «Я узнал, что…)
-Скажите,
а было ли вам в этом тексте что-то не понятным?
-
Как вы объясните, что негроидная раса имеет тёмный цвет кожи и курчавые волосы.
Где она проживает?
(Учащиеся
объясняют, что в тёмном цвете кожи содержится пигмент, который защищает от
обжигающих солнечных лучей, а курчавые волосы предохраняют голову от солнца).
-
Почему у монголоидной расы узкий разрез глаз?
(Учащиеся
отвечают, что они живут в степях и полустепях Центральной Азии с сухим климатом,
где сильные ветры и очень часты песчаные бури).
-
А почему у жителей европеоидной расы узкий и длинный нос?
(Учащиеся
отвечают, что жители этой расы живут на территории, где бывают сильные морозы,
а узкий нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его).
-
Теперь мы можем сделать вывод, что в процессе эволюции человека, произошли
изменения, которые позволяют нам выделять несколько рас. Ведь изначально, когда
только зарождалась жизнь на Земле, люди имели один цвет кожи, глаз, разрез глаз.
- А к какой расе относится этот человек?. Почему?
-
А к какой расе отношусь я? Почему?
-Существует
на Земле помимо этих основных рас ещё и смешанные расы, и поэтому точно к какой
расе относится человек бывает трудно.
Отдохнули, теперь я вам предлагаю приступить к следующему заданию.
Оно будет не обычное, а творческое.
Вам
предстоит сделать коллаж на каждую расу. У каждый группы будет своё задание.
(
После окончания работы каждая группа защищает свою работу).
Рассматривая
особенности каждой расы, мы увидели, что представителей разных рас различны по
внешним признакам.
Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные
аспекты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания,
образования, целеустремлённости, воли и усердия.
-
Как вы считаете, справедливо ли деление на «высшие» и «низшие» расы?
Правильно,
т.к. представители смешанных рас доказывают, что люди между собой равны,
независимо от внешних признаков.
И
понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое вы наверное не так часто слышите, хорошо
поясняет те человеческие качества, которые должны быть у каждого из вас.
-Всем понятно значение этого слова?
Приведите
синонимы этого слова, т. е. слова близкие по значению.
-Вспомните,
о чём мы сегодня говорили на уроке?
-
Назовите расы, которые вы запомнили.
- Опишите на выбор
одну из рас, а остальные ребята попробуют догадаться, о какой расе идёт речь.
- Что на ваш
взгляд было интересным на уроке?
- А мне
понравилось как вы сегодня работали, как без труда сделали собирательный
образ разных рас. Молодцы!
Мне ещё раз хочется вам
напомнить, что
не смотря на расовые различия, все люди должны жить в мире и согласии и с
большим уважением и пониманием относиться друг к другу. И не забывать, что мы с
вами живём для того чтобы сеять добро.
Домашнее задание.
Выставление
оценок.
МБОУ
«Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа»
Урок географии
«Человеческие
расы. Толерантность».
6
класс
Учитель
географии: Красницкая И.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.