Главная / География / Урок географии на тему "Расселение населения. Урбанизация" (10 класс)

Урок географии на тему "Расселение населения. Урбанизация" (10 класс)

Название документа Разработка урока Урбанизация.docx

hello_html_m7b480268.gifhello_html_704e1176.gifhello_html_5eb51722.gifhello_html_7b76f842.gifhello_html_m2a0f70.gifhello_html_m1385962f.gifhello_html_m5951b446.gifhello_html_m7db2f346.gifhello_html_29b4b3a3.gifhello_html_40838eaa.gifhello_html_m51eb1d11.gifhello_html_m1385962f.gifГеография 10 класс


«Расселение населения. Урбанизация»


Учебно-воспитательные задачи:

- расширить и углубить знания обучающихся о формах расселения населения;

- сформировать понятие об урбанизации как всемирном процессе;

- выявить наиболее значимые проблемы, присущие основным формам расселения, в первую очередь городам, и возможные пути решения этих проблем;

- развивать у обучающихся умения:

  • интеллектуальные (анализ, синтез, классификация) с помощью различных источников информации;

  • оценочные (рефлексия);

  • практические (создание схем);

  • общеучебные (оформление контурных карт, конспекта урока);

  • коммуникативные (вхождение в диалог, отстаивание своей точки зрения, принятие позиции других).

- совершенствовать навыки работы с первичными источниками информации, составление учащимися географического конспекта урока с выделение главных вопросов.


Тип урока: урок усвоения новых знаний (по дидактической цели) - комбинированный.


Форма организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая.


Форма урока: объяснение учителем темы посредством элементов системно-деятельностного подхода (самостоятельного приобретения учащимися знаний) и технологии личностно-коммуникативного обучения.


Учебные действия: целеполагание, планирование работы, составление схем, таблиц, работа с текстом учебника, картосхемами, атласом, анализ диаграммы, таблиц, работа с контурной картой, самооценка работы на уроке.


Дидактическое обеспечение: политическая карта мира, атласы, учебник (Максаковский В.П. Экономисческая и социальная география мира») проектор, интерактивная доска, презентация «Урбанизация»



ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующих. Организация внимания.

II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала (3 минуты). Рефлексивно-оценочные действия. Формулировка темы урока.


- Сегодня мы продолжаем изучать тему «География населения мира»


- Посмотрите на слайд, подумайте над этими строками

Настолько в городе привык 
И к беспорядку, и к развалу,
 
Что, повстречав в лесу родник,
 
Предположил: «Трубу прорвало».
 


Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты чарователь неустанный,

Ты – неслабеющий магнит.

- Что по-вашему они отражают? (городской образ жизни человека и разрастание городов)

(ответы учеников)


Действительно, первое стихотворение «Жертва урбанизации»! говорит о городском образе жизни современного человека.

второе – это восприятие города у поэта Валерия Брюсова отражает его притягивающую силу.


- Исходя из вышесказанного, о чем должна пойти речь на нашем уроке? (о городах, урбанизации)

- Как вы думаете, что нам предстоит изучить на уроке? На основе анализа сформулируйте тему урока. (Урбанизация.)


Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.


Поставьте перед собой задачи (формулируют и высказывают вслух)

Задачи на слайде:

- расширить знания о формах расселения населения в мире;

- изучить города как одну из основных форм расселения населения (их появление, особенности, проблемы и роль в современном мире);

- познакомиться с особенностями мировой урбанизации (темпами, уровнями, чертами).













В течение урока я прошу двух учениц (по выбору) сформулировать основные выводы по нашему уроку.


Кратко озвучить план урока (запись на доске)

1. Формы расселения населения.

2. Сельское расселение

3. Городское расселение:

  • Типы городов

4. Урбанизация.

- Черты урбанизации

- Темпы урбанизации

- Агломерации

- Мегалополисы

- Субурбанизация, рурбанизация

- Уровни урбанизации

5. Проверь себя!

6. Домашнее задание.



III. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.


Перейдем к реализации учебных задач.

Учебные действия по реализации учебных задач.


Формирование понятия «РАССЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ»

- Что такое расселение населения?

Расселение населения – это распределение и перераспределение населения на определенной территории.


Задание Рассмотрите схему «Формы расселения»


- Назовите основные формы расселения людей на земле.





СЕЛЬСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ

Учитель: ½ населения мира еще проживает в сельской местности. Общее число сельских населенных пунктов составляет 15-20 млн.


При помощи текста учебника на стр. 79 п.4 составьте схему «Формы сельского расселения»

(обучающиеся составляют схему в тетради, а 1 ученик - у доски)


Самоконтроль и коррекция учебный действий. Самооценка.


ГОРОДСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ


Полилог.

- Предварительно я просил вас попробовать составить СИНКВЕЙН на тему «Город» в вашем восприятии. Каким вы его видите, воспринимаете?

(Опрос ребят)


Экскурс в историю (ответы ученика на вопросы, выданные предварительно для подготовки)

- Когда появились первые города?

- Где их было больше?

- Какой город в истории стал первым городом миллионером?

- Среди столиц, какие самые древние?


Задание. Вспомните из курса 9 класса, в России при какой численности населения поселение считается городом?

- А что ещё учитывается?

- Сколько городов на территории ЕАО?


УРОВЕНЬ ГОРОДСКОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Задание Проанализируйте таблицу «Уровень численности городского населения».

Страны

Численность населения

Дания, Швеция, Финляндия

свыше 200 человек

Канада, Австралия

свыше 1 тыс. человек

ФРГ, Франция

свыше 2 тыс. человек

США, Мексика

свыше 2,5 тыс. человек

Индия, Иран

свыше 5 тыс. человек

Швейцария, Малайзия

свыше 10 тыс. человек

Нигерия

свыше 20 тыс. человек

Япония

свыше 30 тыс. человек

Южная Корея

свыше 40 тыс. человек

Россия

??? (свыше 12 тыс. чел.)

- Какой вывод можно сделать исходя из данных таблицы? (уровень численности городского населения сильно варьируется в разных странах)


Города – многофункциональны и удовлетворяют наиболее полно потребностям человека нежели сельские населенные пункты.


ТИПЫ ГОРОДОВ



УРБАНИЗАЦИЯ. ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

- С городским населением связано понятие «урбанизация»

Формирование понятия «УРБАНИЗАЦИЯ»

Задание:

Найдите в тексте учебника на с. 75 понятие «Урбанизация».

- Посмотрите на схему и скажите как можно более кратко сформулировать определение?


Урбанизация – рост городов и городского населения, усиление роли городов, распространение городского образа жизни.


Задание. Анализируя динамику мирового процесса урбанизации, сделайте вывод.

(ответ: именно в 20 веке происходит резкий рост численности населения)


Задание:

Пользуясь текстом учебника на с. 75,78, выделите основные черты урбанизации, составьте схему.


Черты урбанизации





Концентрация населения и хозяйства в крупных городах

Быстрые темпы роста горожан, особенно в менее развитых странах

(в 4,5 раза)

Расползание городов вширь

- АГЛОМЕРАЦИИ (23 города с Н> 10 млн. чел.)

- МЕГАЛОПОЛИСЫ







Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения города


- загрязнение атмосферы

- нехватка питьевой воды

- рост преступности

- усиление шумов

- транспортная проблема

- жилищная проблема

Удовлетворение в материальном и культурном плане








Трущобы, безработица (ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ)




Выезд населения в пригороды (СУБУРБАНИЗАЦИЯ)

Формирование агломераций







ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ


Анализ данных таблицы по темпам урбанизации:


Задание. Проследите динамику роста городского населения. Насколько в 19 веке увеличилось население городов? (на 8%), а в 20 веке? (на 32%)

Задание. Сравните темпы урбанизации в отдельных регионах мира. Где показатель наиболее высок? Какие это страны?


Демонстрация слайда «Темпы урбанизации»


Темпы урбанизации зависят от её уровня.

Страны с высокими темпами прироста горожан – развивающиеся с низким уровнем экономического развития (Азия) – «городской взрыв» - на окраинах неимущее население, возникновение пояса нищеты – «трущобная» (ложная) урбанизация.




Что такое АГЛОМЕРАЦИЯ? (это скопление городов спутников вокруг одного большого города-центра)

В мире 450 агломераций с численностью более 1 млн. чел, в т.ч. в России – 22.

23 агломерации с числом горожан свыше 10 млн. человек.


Кроме агломерации есть такое понятие как «мегалополис» (сообщение ученицы)


«МЕГАЛОПОЛИС»


Мегало́полис (от др.-греч. — большой город), мегаполиссверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.


Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:


СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды


Одновременно с появлением в мире сверхгородов идет процесс рурбанизации.

- Есть ли в ваших домах элементы городского благоустройства? (ответы учеников)

РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение некоторых городских условий и норм жизни в сельские поселения.


УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ

Выделяют три основных уровня урбанизации.


Задание. Проанализируйте карту в учебнике (рис. 18 на стр.77) «Уровень урбанизации по странам мира»

- Как можно разделить страны по уровню урбанизации?


Высокоурбанизированные страны

(горожан > 50%)

Среднеурбанизированные страны (горожан 20-50%)

Сладоурбанизированные страны (горожан < 20%)

Великобритания, Венесуэла, Кувейт, Швеция, Австралия, Япония

Алжир, Боливия, Нигерия, Индия, Заир, Египет

Чад, Эфиопия, Мали, Сомали, Замбия


Задание. Объясните распространение высоко-, средне- и слабоурбанизированных стран.

Запишите основные уровни урбанизации.



Слайд-вопрос

- Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизации?

- Как по темпам урбанизации будут отличаться развитые и развивающиеся страны?

(ответ: темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в развивающихся – высокие)


ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)


Проверочный тест (контрольный лист):

1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для:

а) развивающихся стран;

б) развитых стран.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк,

б) Токио,

в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии;

б) Зарубежной Европе.

8. Критерии выделения города:

а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;

б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия


- Сегодня на уроке мы рассмотрели тему «Расселение населения. Урбанизация».


Вопрос ученикам «Урбанизация – зло или благо для планеты?

При высказывании своей точки зрения используйте всю полученную сегодня информацию.


V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить с. 74-81. Нанести на контурную карту мира:

- крупные города;

- мегалополисы;

- страны с высокими темпами и уровнем урбанизации.

Подготовиться к зачету по всей теме «Население мира».


YI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ (САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) УЧАЩИХСЯ.


- Сделайте вывод: все ли задачи, поставленные в начале урока, мы с вами реализовали (обратиться к слайду задач)?

- Как вы оцениваете полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?


Выводы урока (ответ учениц): 

  1. Существует две основные формы расселения населения.

  2. Города возникли в глубокой древности, еще до н.э.

  3. Современный город это “основа” территории любой страны.

  4. Города наиболее полно удовлетворяют потребности населения.

  5. Рост городского населения идет быстрыми темпами, особенно в развивающихся странах.

  6. Население концентрируется в основном в крупных городах, это приводит к образованию агломераций и мегалополисов.

  7. Урбанизация охватила все регионы мира, т.е. это всемирный процесс.



По прогнозам демографов ООН, ожидается дальнейший рост численности горожан до 73%.

Однако американский географ-градовед Б.Берри говорит о начале нового периода – дезурбанизации.


Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся.

Выставление отметок в журнал и дневники.







































Проверочный тест (контрольный лист):

1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для:

а) развивающихся стран;

б) развитых стран.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк, б) Токио, в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии; б) Зарубежной Европе.

8. Критерии выделения города:

а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;

б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия


Проверочный тест (контрольный лист):

1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) форма размещения населения;

б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни.

2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские?

а) численность населения (людность);

б) функции поселений,

в) возраст жителей.

3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов:

а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%;

б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты;

в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира.

4. Максимальная доля городского населения характерна для:

а) развивающихся стран; б) развитых стран.

5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку):

а) переезд части обеспеченного населения в пригороды;

б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран;

в) урбанизация в нефтедобывающих странах.

6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку):

а) Нью-Йорк, б) Токио, в) Сан-Паулу.

7. Темпы роста городского населения самые высокие в:

а) Зарубежной Азии; б) Зарубежной Европе.

8. Критерии выделения города:

а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.;

б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия





C:\Users\Алексей\Desktop\уроки 002.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\уроки 001.jpg

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. с. 74-81, подготовиться к зачету по всей теме «Население мира».

Нанести на контурную карту мира:

- крупные города численностью более 10 млн. чел;

- мегалополисы;

- страны с высокими темпами и уровнем урбанизации.



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Разбиваемся на две группы по половому признаку (при наличии дополнительного времени)


Мозговой штурм” - Города – это добро или зло

Учитель: горожане, более активны, мобильны, чаще контактируют, иногда не подозревая об этом, в автобусе, в магазине и т.д. В больших городах шире возможности для получения образования, отдыха и т.д. Назовите плюсы и минусы городской жизни.


Каждая группа получает конверт с карточками, где написаны положительные и отрицательные стороны городов.

Положительные стороны городов

Отрицательные стороны городов

Высокий уровень благоустройства

Высокая стоимость жилья

Этажность застройки

Низкое качество питьевой воды

Обеспечение города теплом и энергией

Загрязнение воздуха

Утилизация городских отходов на специальных предприятиях

Богатые и бедные кварталы

Развитая инфраструктура

Грязные улицы

Городской образ жизни

Высокие цены на землю

Динамичность населения

Нехватка продовольствия и нерациональное питание.

Высокие уровень развития медицины и здравоохранения

Концентрация промышленного производства

Большие возможности для получения образования

Вспышки инфекционных заболеваний

Высокая людность и плотность населения

Автомобильные пробки


Фото-викторина “Знаешь ли ты города мира?”


Учитель: Известные города мира знамениты прежде всего, тем, что у любого человека, независимо от того, бывал он там или нет, есть свой собственный образ города, складывающийся по книгам и фильмам из отрывков, кусочков, ярких и незабываемых. Города – удивительные творения рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражается история государства, уникальные архитектурные памятники


Совершим путешествие по известным городам мира.


  • Первый в мире крытый стадион, вмещавший до ста тысяч зрителей – Колизей- символ этого государства. (Рим, столица Италии)

  • Биг-Бен, Таурский мост – символы этого города. (Лондон).

  • Московский Кремль символ этого российского города. (Москва)

  • 30-метровая статуя Христа из белого мрамора весом 1200 тонн? (Рио-де-Жанейро).

  • Оперный театр (Сидней).

  • Эйфелева башня - (Париж)

  • Статуя Свободы (Нью-Йорк).

  • Бранденбургские ворота, Берлинская стена (Берлин).

  • Город каналов и карнавалов. Гондолы длинные узкие лодки – Венеция.

  • Визитной карточкой этого европейского города стала бронзовая фигурка Русалочки с веточкой водорослей в руке; грустными глазами смотрит она в море. (Копенгаген, столица Дании)

  • В этом городе расположены Императорский дворец – центр Запретного города, и Храм Неба, и Летний дворец, и Великая Китайская стена. Его называют “город велосипедов”(Пекин).

  • Самсон, разрывающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. (Санкт-Петербург)

Неосознанные

Предстоит

осознать

Предстоит

осознать

Предстоит

осознать

Предстоит

осознать

Предстоит

осознать


Неосознанные

Неосознанные




Предстоит

осознать

Предстоит

осознать


Неосознанные

Неосознанные




Предстоит

осознать

Предстоит

осознать




Неосознанные

Неосознанные


Предстоит

осознать


Предстоит

осознать


Неосознанные

Неосознанные




Предстоит

осознать

Предстоит

осознать


Неосознанные

Неосознанные




Предстоит

осознать

Предстоит

осознать


Неосознанные

Неосознанные




Неосознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Осознанные

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие

Глубокие



Название документа УРБАНИЗАЦИЯ.ppt

Настолько в городе привык И к беспорядку, и к развалу, Что, повстречав в лесу...
Расселение населения. Урбанизация.
Задачи урока: 	 Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Из...
Расселение населения	 Расселение – распределение и перераспределение населен...
СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время полов...
Формы сельского расселения Групповая (деревенская) Цент. и Юж. Европа, Россия...
Групповая (деревенская) форма преобладает в России, в Европе, Китае, Японии, ...
Фермы наиболее распространены в США, Канаде, Австралии. Юный фермер.
ЗАДАНИЕ Вспомните, в России при какой численности населения поселение считае...
Сделайте вывод, исходя из данных таблицы. Страна	Численность населения , чело...
Городское расселение Города возникли в древности как центры административной...
Роль городов в мире
Сложились под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географ...
Западноевропейский город Западноевропейский город: корнями уходит к временам ...
Североамериканский город 	Североамериканский город: отличается специфическими...
Латиноамериканский город 	Латиноамериканский город: создавался как колониальн...
Арабский город 	Арабский город: делится на новую и старую части. Ядром старой...
Африканский город 	Складывался под влиянием европейской колонизации, привнесе...
УРБАНИЗАЦИЯ РОСТ ГОРОДОВ и городского населения УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОРОДОВ ФОРМИРО...
Урбанизация - процесс роста городов и городского населения, распространения ...
Черты урбанизации Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за рос...
Годы	Городское население , в млн чел	Доля населения мира, в % 1850	81	6 1900	...
Весь мир, регионы	Темпы роста, % Весь мир	2,5 Зарубежная Европа	0,6 Зарубежна...
- стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ро...
Агломерация — это группа близкорасположенных городов, объединенных связями: к...
Крупнейшие агломерации на Земле с численностью жителей более 10 млн. человек.
Московская агломерация Мехико. Город - агломерация (22,9 млн.чел.) Нью-Йорк. ...
Мегалополисы – слияние городских агломераций.
Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в ре...
Япония. Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. челов...
РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение городских условий и норм жизн...
Уровень урбанизации более 50% от 20 до 50% менее 20%
Уровни урбанизации РАЗВИТЫЕ Р А З В И В А Ю Щ И Е С Я Высоко урбанизированны...
Подумайте! 1. Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизац...
Темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в р...
Проверочный тест 1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать в...
1) с. 74-81 2) На контурную карту мира нанести: - крупные города с населением...
Задачи урока: 	 Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Из...
Знание: 	1. Форм расселения 2. Понятий «урбанизация», «агломерация», «мегало...
1 из 41

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Настолько в городе привык И к беспорядку, и к развалу, Что, повстречав в лесу ро
Описание слайда:

Настолько в городе привык И к беспорядку, и к развалу, Что, повстречав в лесу родник, Предположил: «Трубу прорвало». Стальной, кирпичный и стеклянный, Сетями проволок обвит, Ты чарователь неустанный, Ты – неслабеющий магнит.

№ слайда 2 Расселение населения. Урбанизация.
Описание слайда:

Расселение населения. Урбанизация.

№ слайда 3 Задачи урока: 	 Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Изучи
Описание слайда:

Задачи урока: Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Изучить города как одну из основных форм расселения населения (их появление, особенности, проблемы и роль в современном мире). 3. Познакомиться с особенностями мировой урбанизации (темпами, уровнями, чертами).

№ слайда 4 Расселение населения	 Расселение – распределение и перераспределение населения
Описание слайда:

Расселение населения Расселение – распределение и перераспределение населения на определенной территории.

№ слайда 5 СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время половина
Описание слайда:

СЕЛЬСКОЕ расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время половина населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15 – 20 млн. Они различаются по: - величине; - форме; - специализации хозяйства.

№ слайда 6 Формы сельского расселения Групповая (деревенская) Цент. и Юж. Европа, Россия, А
Описание слайда:

Формы сельского расселения Групповая (деревенская) Цент. и Юж. Европа, Россия, Азия, Африка. Рассеянная (ферма) США, Канада, Австралия, Сев. Европа. В странах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют. Смешанная 51,4%

№ слайда 7 Групповая (деревенская) форма преобладает в России, в Европе, Китае, Японии, Афр
Описание слайда:

Групповая (деревенская) форма преобладает в России, в Европе, Китае, Японии, Африке. Деревня в Тропической Африке.

№ слайда 8 Фермы наиболее распространены в США, Канаде, Австралии. Юный фермер.
Описание слайда:

Фермы наиболее распространены в США, Канаде, Австралии. Юный фермер.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 ЗАДАНИЕ Вспомните, в России при какой численности населения поселение считается
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ Вспомните, в России при какой численности населения поселение считается городом? Какой показатель, кроме численности населения, еще учитывается? Город – от слова «городить», «отгораживать». Ежегодно число горожан увеличивается на 60 млн. чел. Число городов-миллионеров достигло уже 450!

№ слайда 11 Сделайте вывод, исходя из данных таблицы. Страна	Численность населения , человек
Описание слайда:

Сделайте вывод, исходя из данных таблицы. Страна Численность населения , человек Дания, Швеция, Финляндия Свыше 200 Канада, Австралия Свыше 1 тыс. Германия, Франция Свыше 2 тыс. США, Мексика Свыше 2,5 тыс. Индия, Иран Свыше 5 тыс. Швейцария, Малайзия Свыше 10 тыс. Нигерия Свыше 20 тыс. Япония Свыше 30 тыс. Южная Корея Свыше 40 тыс. Россия Свыше 12 тыс.

№ слайда 12 Городское расселение Города возникли в древности как центры административной вл
Описание слайда:

Городское расселение Города возникли в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. Функции современных городов: промышленные; культурные; научные; административные; транспортные. Большинство городов - многофункциональны 48,6%

№ слайда 13 Роль городов в мире
Описание слайда:

Роль городов в мире

№ слайда 14 Сложились под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географиче
Описание слайда:

Сложились под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географических, религиозных и т.д.

№ слайда 15 Западноевропейский город Западноевропейский город: корнями уходит к временам Рим
Описание слайда:

Западноевропейский город Западноевропейский город: корнями уходит к временам Римской империи. В центре - рыночная площадь, ратуша, собор. От центра радиально расходятся узкие улицы старого города.

№ слайда 16 Североамериканский город 	Североамериканский город: отличается специфическими че
Описание слайда:

Североамериканский город Североамериканский город: отличается специфическими чертами, прежде всего своей молодостью. Характерна четкая прямоугольная планировка с Деловым центром (даунтаун), в остальных частях города - малоэтажные дома индивидуальной застройки. 

№ слайда 17 Латиноамериканский город 	Латиноамериканский город: создавался как колониальный
Описание слайда:

Латиноамериканский город Латиноамериканский город: создавался как колониальный город по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Центральная часть похожа на центр европейского города. На окраинах образовались пояса нищеты, в которых проживает 30-50% населения города.

№ слайда 18 Арабский город 	Арабский город: делится на новую и старую части. Ядром старой ча
Описание слайда:

Арабский город Арабский город: делится на новую и старую части. Ядром старой части обычно служит укрепление (цитадель). Ее тесным кольцом окружают кварталы старого города. Главное украшение - красочные базары.

№ слайда 19 Африканский город 	Складывался под влиянием европейской колонизации, привнесенно
Описание слайда:

Африканский город Складывался под влиянием европейской колонизации, привнесенной ею религии - христианства, а также позднее - мусульманства. Сочетаются постройки европейского типа с восточными базарами, мечетями и нищими кварталами

№ слайда 20 УРБАНИЗАЦИЯ РОСТ ГОРОДОВ и городского населения УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОРОДОВ ФОРМИРОВАН
Описание слайда:

УРБАНИЗАЦИЯ РОСТ ГОРОДОВ и городского населения УСИЛЕНИЕ РОЛИ ГОРОДОВ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ГОРОДСКИХ СИСТЕМ Распространение городского образа жизни

№ слайда 21 Урбанизация - процесс роста городов и городского населения, распространения гор
Описание слайда:

Урбанизация - процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, усиление роли города. Диаграмма: «Динамика мирового процесса урбанизации». Вывод: в 20 веке происходит «городской бум» - резкий всплеск численности городского населения.

№ слайда 22 Черты урбанизации Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом
Описание слайда:

Черты урбанизации Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения города Удовлетворение в материальном и культурном плане - загрязнение атмосферы - нехватка питьевой воды - рост преступности - усиление шумов - транспортная проблема - жилищная проблема Трущобы, безработица (ЛОЖНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ) Выезд населения в пригороды (СУБУРБАНИЗАЦИЯ) Формирование агломераций Быстрые темпы роста горожан. Особенно в менее развитых странах. Концентрация населения в основном в крупных городах. «Расползание» городов вширь. город агломерация агломерация мегалополис

№ слайда 23 Годы	Городское население , в млн чел	Доля населения мира, в % 1850	81	6 1900	220
Описание слайда:

Годы Городское население , в млн чел Доля населения мира, в % 1850 81 6 1900 220 14 1950 730 29 1960 1030 34 1970 1350 37 1980 1820 39 1990 2280 43 1995 2585 45 2005 3100 46,5 2012 3360 48,6

№ слайда 24 Весь мир, регионы	Темпы роста, % Весь мир	2,5 Зарубежная Европа	0,6 Зарубежная А
Описание слайда:

Весь мир, регионы Темпы роста, % Весь мир 2,5 Зарубежная Европа 0,6 Зарубежная Азия 3,3 Африка 4,4 Северная Америка 1,3 Латинская Америка 2,6 Австралия и Океания 1,5

№ слайда 25 - стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся росто
Описание слайда:

- стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа рабочих мест => появление неблагоустроенных трущоб. Городские трущобы на окраине Рои-де-Жанейро

№ слайда 26 Агломерация — это группа близкорасположенных городов, объединенных связями: куль
Описание слайда:

Агломерация — это группа близкорасположенных городов, объединенных связями: культурно-бытовыми, трудовыми, производственными

№ слайда 27 Крупнейшие агломерации на Земле с численностью жителей более 10 млн. человек.
Описание слайда:

Крупнейшие агломерации на Земле с численностью жителей более 10 млн. человек.

№ слайда 28 Московская агломерация Мехико. Город - агломерация (22,9 млн.чел.) Нью-Йорк. Гор
Описание слайда:

Московская агломерация Мехико. Город - агломерация (22,9 млн.чел.) Нью-Йорк. Город - агломерация (21,9 млн.чел.) Агломерация Буэнос-Айреса

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30 Мегалополисы – слияние городских агломераций.
Описание слайда:

Мегалополисы – слияние городских агломераций.

№ слайда 31 Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в резул
Описание слайда:

Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Всего в мире насчитывается шесть мегалополисов: США - 3 (Сан-Сан, Чипитс, Босваш), Япония (Токайдо), Европа (Английский, Прирейнский). США. Крупнейшие мегалополисы: 1. Северо-Восточный или Босваш включает 40 агломераций (50 млн. чел.). 2. Приозерный или Чипитс включает 35 агломераций (35 млн. чел.). 3.Калифорнийский или Сан-Сан включает 18 агломераций (25 млн. чел.). Английский и Прирейнский мегалополисы Мегалополисы США

№ слайда 32 Япония. Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек,
Описание слайда:

Япония. Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии. Крупнейшие агломерации:Токио, Иокогама, Тиба, Осака, Кобе, Киото, Нагоя. Токайдо

№ слайда 33 РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение городских условий и норм жизни в
Описание слайда:

РУРБАНИЗАЦИЯ (сельская урбанизация) – внедрение городских условий и норм жизни в сельские поселения СУБУРБАНИЗАЦИЯ – отток населения из городов в пригороды.

№ слайда 34 Уровень урбанизации более 50% от 20 до 50% менее 20%
Описание слайда:

Уровень урбанизации более 50% от 20 до 50% менее 20%

№ слайда 35 Уровни урбанизации РАЗВИТЫЕ Р А З В И В А Ю Щ И Е С Я Высоко урбанизированные с
Описание слайда:

Уровни урбанизации РАЗВИТЫЕ Р А З В И В А Ю Щ И Е С Я Высоко урбанизированные страны Средне урбанизированные страны Слабо урбанизированные страны Доля городского населения более 50% Доля городского населения 20-50% Доля городского населения менее 20% Великобритания Венесуэла Кувейт Швеция Австралия Япония Алжир Боливия Нигерия Индия Конго Египет Чад Эфиопия Сомали Нигер Мали Замбия

№ слайда 36 Подумайте! 1. Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизации?
Описание слайда:

Подумайте! 1. Какая зависимость существует между уровнем и темпами урбанизации? 2. Как по темпам урбанизации будут различаться развитые и развивающиеся страны?

№ слайда 37 Темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в разв
Описание слайда:

Темпы урбанизации зависят от ее уровня. В развитых странах они замедлены, в развивающихся – высокие.

№ слайда 38 Проверочный тест 1. Закончите определение: &quot;Урбанизация — это ...&quot; (выбрать верн
Описание слайда:

Проверочный тест 1. Закончите определение: "Урбанизация — это ..." (выбрать верную строку): а) форма размещения населения; б) рост городов и доли городского населения, усиление значения городов и распространение городского образа жизни. 2. Какие основные принципы заложены при разделении поселений на городские и сельские? а) численность населения (людность); б) функции поселений, в) возраст жителей. 3. Найдите правильный ответ среди предложенных вариантов: а) доля городского населения в мире в настоящее время не превышает 30%; б) в настоящее время в городах проживает почти 50% населения планеты; в) в городских поселениях мира сосредоточено более 90%, населения мира. 4. Максимальная доля городского населения характерна для: а) развивающихся стран; б) развитых стран. 5. Закончите фразу: "Ложная" урбанизация — это ..." (выбрать верную строку): а) переезд части обеспеченного населения в пригороды; б) рост городов с образованием в них трущобных районов в группе развивающихся стран; в) урбанизация в нефтедобывающих странах. 6. Самая большая агломерация мира (выбери верную строку): а) Нью-Йорк, б) Токио, в) Сан-Паулу. 7. Темпы роста городского населения самые высокие в: а) Зарубежной Азии; б) Зарубежной Европе. 8. Критерии выделения города: а) 200 тыс. чел.; в) 10 тыс. чел.; б) 20 тыс. чел.; г) нет единого критерия

№ слайда 39 1) с. 74-81 2) На контурную карту мира нанести: - крупные города с населением бо
Описание слайда:

1) с. 74-81 2) На контурную карту мира нанести: - крупные города с населением более 10 млн. чел.; - мегалополисы; - страны с высоким уровнем и темпами урбанизации. 3) Подготовиться к проверочной работе по теме «Население»

№ слайда 40 Задачи урока: 	 Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Изучи
Описание слайда:

Задачи урока: Расширить знания о формах расселения населения в мире. 2. Изучить города как одну из основных форм расселения населения (их появление, особенности, проблемы и роль в современном мире). 3. Познакомиться с особенностями мировой урбанизации (темпами, уровнями, чертами).

№ слайда 41 Знание: 	1. Форм расселения 2. Понятий «урбанизация», «агломерация», «мегалопол
Описание слайда:

Знание: 1. Форм расселения 2. Понятий «урбанизация», «агломерация», «мегалополис», «субурбанизация». 3. Основные черты урбанизации, темпы и уровни. Умение: 1. Анализировать карты. 2. Формулировать выводы.

Урок географии на тему "Расселение населения. Урбанизация" (10 класс)
  • География
Описание:

      Урок географии в 10 классе по теме "Расселение населения. Урбанизация" приближен к требованиям ФГОС по деятельности обучающихся на уроке и разнообразию спектра заданий.

      Материалы разработки содержат раздаточный материал: тесты, опоры, схемы, тексты, вспомогательные элементы для проведения рефлексии и подведения итогов урока, опережающие задания.

      Презентация  построена таким образом, чтобы можно было не только получать наглядную поддержку теоретических знаний, но и для выполнения заданий, анализа таблиц, схем, диаграмм.

Автор Зайцев Алексей Николаевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 3194
Номер материала 21300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓