Главная / География / урок географии на тему "Озера"- (Голубые глаза планеты)

урок географии на тему "Озера"- (Голубые глаза планеты)


Республика Калмыкия

Республиканский этап конкурса «Педагог года»

в номинации «Педагогический дебют»

учитель географии МБОУ «Чилгирская СОШ» Яшкульского района

Эдлеева Евгения Владимировна

Тема урока: «Озера»

«Голубые глаза планеты»


Цели: предметные: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их

происхождением, сформировать у учащихся представления об

озере, типах

озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых

озерах;

личностные: развитие индивидуальных познавательных интересов у

учащихся;

воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости

за свой край.

метапредметные: научить учеников работать с текстом и в группах, уметь

составлять схемы, делать выводы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала, урок - исследование.

 

По завершению урока учащиеся должны:


Знать: что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и

пресные озера;

Уметь: показывать озера на карте.


Технологии: урок по технологии критического мышления, проблемного обучения с использованием ИКТ.

 

Оборудование:

Средство ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор,

УМК учителя: карта полушарий и физическая карта России.

УМК ученика: Маршрутные листы, учебники, атласы,

 

Этапы урока: 1. Организационный

2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание

 

Ход урока.

 

I. Организационный.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Урок географии сегодня буду вести я – Евгения

Владимировна. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет не только

приятным, но и плодотворным.

 



II. Изучение нового материала.

(на фоне музыки). (слайд 1)

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего

урока.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои направляя косынки,

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается…

Как это зеркало называется? (Озеро).

 

Учитель: Правильно. Это озеро. Сформулируйте тему урока. Да, тема нашего урока-исследования: «Озера», а поэтическое название - «Голубые глаза планеты». (слайд 2)

  -А эпиграф к уроку: «Пусть на Земле озера не умирают,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода»


Учитель: Наш урок мы построим как путешествие. Путешествуя, мы будем исследовать:

- многообразие озер нашей планеты и их происхождение;

- какие озера называются сточными, а какие бессточными;

- познакомимся с понятиями соленые и пресные озера.

 

Учитель: Мы сегодня с вами исследователи-путешественники. И как у любого

исследователя-путешественника у нас будут маршрутные листы,

(Приложение №1) которые лежат у вас на парте.

 

Учитель: Наша учебная дорога длинна, и поэтому без промедления мы

отправляемся в путь.

 

Учитель: - Ребята, а кто из вас видел озеро?

- А я, ребята, родом из п. Чилгир Яшкульского района. На территории нашего

села есть искусственное озеро Канурка, в котором водятся раки, рыба. Летом

это место отдыха. (слайд 3)


Задание. Попытайтесь дать определение понятия «озеро».


(Дети отвечают).

 Учитель: -Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы

учебника на стр. 95.

-Кто первым нашел определение?

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в

природном углублении. (слайд 4)


- Записываем определение в Маршрутный лист.

 

Учитель: - И это углубление называется – озерная котловина.

 

Учитель: Ребята, озеро не является частью океана, как, например, море. (Не имеет

связи с океаном. С морями, океанами озера соединяются только с

вытекающими из них реками.

- Какие озерные котловины бывают, мы с вами сейчас разберемся.


Учитель: В Маршрутных листах имеется таблица «Типы озерных котловин». Работая с учебником на стр.96-97 и опираясь на этот материал, вы заполняете таблицу. Работать мы будем в группах. Я вам заранее раздала карточки, на которых написан только один тип происхождения озерных котловин. Вы его и будете описывать. (под музыку)


 

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Каспийское, Аральское, Маныч -Гудило

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика.

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское.

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

 

 

Кроноцкое, Курильское.

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

 

Итак, отвечаем по группам




Для учителя.

  1. Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро – Каспийское - имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как вы думаете, а в России есть такие озера). - Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина – 1620м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.  

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом).


 

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является Сарезское озеро на Памире.


5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое, Курильское.)

 

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

 

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются. (Много на Урале, Кавказе).


Учитель: Итак, внимание на экран. (слайд 5 – 8)


(слайд 10-11)

о. Маныч –Гудило (видео).

 А сейчас ребята мы посмотрим с вами небольшое видео, (видео об озере Маныч – Гудило) Может, вы узнаете это место? Как вы думаете, почему здесь такое разнообразие птиц? (Просмотр видео, беседа)

Озеро Маныч – Гудило - уникальное озеро Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области, одно из территорий заповедника «Черные Земли». На его островах гнездятся редчайшие виды птиц, занесенные в Красную книгу России: розовый и кудрявый пеликаны, черноголовый хохотун, лебедь шипун и др. Они совершают остановку перед полетом в теплые края и после него, чтобы отдохнуть, набраться сил.



III. Закрепление изученного материала:


 Учитель: - Мы – исследователи-путешественники, поэтому путешествуем по группам.

Меняются местами по цвету карточек.

-Задание: подписать на контурной карте названия озер, которые есть на

маршрутных листах.

- А кто отметит озера на интерактивной доске? (слайд 12)

Физкультминутка (активная)



Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)



Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



Учитель: Озеро - это углубление, заполненное водой. Озеро – первоисточник

пресной воды.

Учитель: - Как использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят

водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная

зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

- А как вы думаете, почему она не заканчивается?

- Чем же питаются озера?

(осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

  - А как узнать, река впадает в озеро или берет начало из озера?


-Обратите внимание на то, что реки могут впадать в озера и вытекать.


Учитель: Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете

схему 1. Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Найдите

на карте несколько примеров и запишите.

2 ученика изображают на интерактивной доске (слайд 13)


Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 


Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

 

Сточные

Байкал , Онежское , Ладожское

Бессточные

Каспийское, Балхаш , Аральское



Учитель: -А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

-Что означает эта окраска?


Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные

и соленые. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые -

розовым.

 

Учитель: -Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть

озера окрашена голубым цветом, а другая - розовым.

- Как вы думаете почему? (соленые чаще всего бессточные озера, так как

минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в

озерах)

Выполнить  задание - схемы 2

- А озеро Байкал пресное или соленое? (Ответы детей)


Легенда о озере Байкал (под музыку)

Жил-был на свете старик по имени Байкал, и было у него 336 сыновей  одна дочь – красавица Ангара. Сыновья старика, отличные работники, трудились день и ночь и все добытое несли отцу. Красавица Ангара безрассудно тратила все, что приносили братья, на покупку сладостей и нарядов, на подарки подружкам. Долго терпел Байкал, но под конец не выдержал и крепко запер неразумную дочь в доме.

Однажды пришли к Ангаре странствующие певцы и спели ей о подвигах северного богатыря Енисея. Полюбила Ангара по этим песням богатыря и решила убежать к нему и выйти за него замуж.

Сделать это было нелегко. Байкал крепко сторожил свою дочь. Тем не менее, в одну очень темную ночь, когда отец заснул, Ангара сумела размыть утесы, которые закрывали ей выход, и вырваться на свободу. Быстро помчалась Ангара, но с радости не остереглась и зашумела. От шума проснулся Байкал, но было уже поздно. Разгневанный старик бросил тогда вслед своей дочери целый утес. Ангары он не задержал, но брошенный утес и до сих пор лежит там, где упал. Этот утес и есть Шаманский камень.

(слайд 14)


Учитель: Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе

озеро. (Музыка). А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У

меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас

оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.).

(Ответы детей)


Учитель: Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты просят помощи у людей, роняя чистые слезинки. (слайд 15 )

Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

 


IV. Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был

плодотворным. И на доске перед вами есть дерево, на которое вы сейчас

прикрепите листочки, ответив на вопросы: что нового вы узнали? чему

научились? Свои ответы начинайте со слов…

Я узнал…

Я смогу…

 

V. Домашнее задание. Теперь обратите внимание на домашнее задание, оно у вас на маршрутных листах.

Второе задание – творческое: приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию)



























Маршрутный лист

 

Тема урока: «Озера» (Голубые глаза планеты”).

Озеро-_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Типы озерных котловин

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах (остаточные)

 

 

 

 

Тектонические в разломах

 

 

 

 

Ледниковые

 

 

 

 

Запрудные

 

 

 

 

Вулканические

 

 

 

 

Карстовые

 

 

 

 

Старицы

 

 

 

 

 

По расходу и приходу воды схема 1







озеро

озеро




Примеры: ______________ _______________

______________ _______________

_______________ _______________

 


По солености схема 2

озера







Примеры: ______________ _______________

______________ _______________

_______________ _______________

 





Домашнее задание: прочитать текст учебника п.31, приготовить сообщения о необычных озерах (по желанию).

Необычные озера мира: озеро чернил, озеро «кастрюля», горящее озеро, озеро-призрак, асфальтное озеро, сладкое озеро

9


урок географии на тему "Озера"- (Голубые глаза планеты)
  • География
Описание:

 

Республика Калмыкия

Республиканский этап конкурса «Педагог года»

в номинации «Педагогический дебют»

учитель географии МБОУ «Чилгирская СОШ» Яшкульского района

 Эдлеева Евгения Владимировна

Тема урока: «Озера»

 «Голубые глаза планеты»

 

Цели:  предметные: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их

                                     происхождением, сформировать у учащихся представления об

                                     озере, типах

                                     озерных котловин, сточных и бессточных, пресных и соленых

                                     озерах;

           личностные:  развитие индивидуальных  познавательных  интересов у

                                     учащихся;

                                     воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости

                                     за свой край.

         метапредметные:  научить  учеников работать с текстом и в группах, уметь

                                     составлять схемы, делать выводы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала,  урок - исследование.

 

По завершению урока учащиеся должны:

 

Знать:  что такое озеро; типы озерных котловин; сточные и бессточные, соленые и

              пресные озера;

Уметь: показывать озера на карте.

 

Технологии: урок по технологии критического мышления, проблемного обучения с использованием ИКТ.

 

Оборудование:

                            Средство ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор,

УМК учителя:  карта полушарий и физическая карта России.

УМК ученика: Маршрутные листы, учебники, атласы,

 

Этапы урока: 1. Организационный

                          2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

                          3. Итоги урока.

                          4. Домашнее задание

 

Ход урока.

 

I. Организационный.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Урок географии сегодня буду вести я – Евгения

                 Владимировна.  Я  надеюсь, что наше сотрудничество будет не только

                 приятным, но и плодотворным.

 

 

 

II. Изучение нового материала.

(на фоне музыки). (слайд 1)

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку, которая подскажет нам тему сегодняшнего

                 урока.

                         Посреди поля лежит зеркало.

                      Стекло голубое, рама  зеленая.

                      Глядятся в него молодые рябинки,

                      Цветные свои направляя косынки,

                      Глядятся в него молодые березки,

                      Свои перед ним поправляя прически.

                      И месяц, и звезды – все в нем отражается…

                      Как это зеркало называется?  (Озеро).

 

Учитель: Правильно. Это озеро. Сформулируйте тему урока. Да, тема нашего урока-исследования: «Озера», а  поэтическое название - «Голубые глаза планеты». (слайд 2)

                  -А эпиграф к уроку: «Пусть на Земле озера не умирают,

                  Пусть стороной обходит их беда.

                   И будет оставаться в них навеки

    Чистая и вкусная вода»

 

Учитель:    Наш урок мы построим как путешествие. Путешествуя, мы будем исследовать:

                  -  многообразие озер нашей планеты и их происхождение;

                  -  какие озера называются сточными, а какие бессточными;

                  -  познакомимся с понятиями соленые и пресные озера.

                                                                                                           

Учитель: Мы сегодня с вами исследователи-путешественники. И как у любого

                   исследователя-путешественника у нас будут маршрутные листы,

                  (Приложение №1) которые лежат у вас на парте.

 

 Учитель: Наша учебная дорога длинна, и поэтому без промедления мы

                   отправляемся в путь.

 

Учитель: - Ребята, а кто из вас видел озеро?

                  - А я, ребята, родом из п. Чилгир Яшкульского района. На территории нашего

                 села есть искусственное озеро Канурка, в котором водятся раки, рыба. Летом

                   – это место отдыха. (слайд 3)

 

Задание. Попытайтесь дать определение понятия «озеро».

 

                                             (Дети отвечают).

 Учитель: -Давайте сравним с тем определением, которое нам предлагают авторы

                   учебника  на стр. 95.

                  -Кто первым нашел определение?

                  Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в

                    природном углублении.  (слайд 4)

 

                 - Записываем определение в Маршрутный лист.

 

Учитель: -  И это углубление называется – озерная котловина.

 

Учитель: Ребята, озеро не является частью океана, как, например, море. (Не имеет

               связи с океаном. С морями, океанами озера соединяются только с

                вытекающими из них реками.

                    - Какие озерные котловины бывают, мы с вами  сейчас разберемся.

 

Учитель: В Маршрутных листах имеется таблица «Типы озерных котловин». Работая с учебником  на стр.96-97 и опираясь на этот материал, вы заполняете  таблицу. Работать мы будем в группах. Я вам заранее раздала  карточки, на которых написан только один тип происхождения озерных котловин.  Вы его и будете описывать.  (под музыку)

 

 

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

  Каспийское, Аральское, Маныч -Гудило

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика.

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское.

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

 

 

Кроноцкое, Курильское.

Карстовые

Образуется после провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, и заполняет ее водой.

Маленькие на картах не обозначаются.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

 

Итак, отвечаем по группам

 

 

 

Для учителя.

1.     Тектонические в прогибах (остаточные). Они образовались за счет медленного  опускания обширных участков земной коры, которые заполнялись водой. (Самое большое в мире озеро – Каспийское - имеет океаническое происхождение – его ложе сложено земной корой океанического типа. Уровень воды -27 м ниже уровня моря.;

 

     2. Тектонические в разломах. При движении участков земной коры образовывались разломы, которые заполнялись водой. Как правило, такие озера очень глубокие. (Танганьика, Ньяса на материке Африка. А как  вы думаете, а в России есть такие озера).   - Самое глубокое озеро – Байкал. Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных.    Наибольшая глубина – 1620м.  Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли.  По прозрачности  воды Байкал занимает первое место в мире.  В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.  

3. Ледникового происхождения озера образовались на месте впадин, углубленных ледником. (Онежское. Ладожское у  этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом).

 

 

4. Запрудные образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки, Примером является  Сарезское озеро на Памире.

 

5. Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов. (Кроноцкое,  Курильское.)

 

6. Озера-старицы часто встречаются в поймах рек, они представляют собой остатки прежних речных русел. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Имеют дугообразную форму.

 

7. Карстовые. В земной коре и на ее поверхности встречаются легко растворимые горные породы (известняк, соль и др.) При их растворении образуются пустоты, пещеры, а на земной поверхности котловины, которые и заполняются водой. Маленькие на картах не обозначаются.        (Много на Урале, Кавказе).

 

Учитель: Итак, внимание на экран. (слайд 5 – 8)

 

(слайд 10-11)

о. Маныч –Гудило  (видео).

 А сейчас ребята мы посмотрим с вами небольшое видео, (видео об озере Маныч – Гудило) Может,  вы узнаете это место? Как вы думаете, почему здесь такое разнообразие птиц? (Просмотр видео, беседа)

Озеро Маныч – Гудило - уникальное озеро Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области, одно из территорий заповедника «Черные Земли». На его островах гнездятся редчайшие виды птиц, занесенные в Красную книгу России: розовый и кудрявый пеликаны, черноголовый хохотун, лебедь шипун и др. Они совершают остановку перед полетом в теплые края и после него, чтобы отдохнуть, набраться сил.

 

 

III. Закрепление изученного материала:

 

 Учитель: - Мы – исследователи-путешественники, поэтому путешествуем по группам.

                     Меняются местами по цвету карточек.

                     -Задание: подписать на контурной карте названия озер, которые есть на

                      маршрутных листах.

                       - А кто отметит озера на интерактивной доске? (слайд 12)

                                                                                     

 Физкультминутка  (активная)

 


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

 

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.


 

 Учитель:  Озеро - это углубление, заполненное водой. Озеро – первоисточник

                             пресной воды.

Учитель: - Как  использует озера человек? (ловит рыбу, для судоходства, разводят

                   водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер – благоприятная

                   зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).

                  Люди используют воду из озера в жизни и хозяйственной деятельности.

                  - А как вы думаете, почему она не заканчивается?

                 - Чем же питаются озера?

                (осадками атмосферными, подземными водами, водами втекающих рек).

                - А как узнать, река впадает в озеро или берет начало из озера?

 

                 -Обратите внимание на то, что реки могут впадать  в озера и вытекать.

 

Учитель: Сейчас вы самостоятельно работаете по маршрутному листу и заполняете

                  схему 1.  Изобразите на ней сточные и бессточные озера стрелками. Найдите

                  на карте несколько примеров и запишите.

2 ученика изображают на интерактивной доске (слайд 13)

 

Учитель: У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. 

 

Сточные озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают)

Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают. 

 

Сточные

Байкал , Онежское , Ладожское             

Бессточные

Каспийское, Балхаш , Аральское

 

 

Учитель: -А теперь работа с атласом, найдите озера с разной окраской.

                 -Что означает эта окраска?

 

 Учитель: Правильно, все озера по солености можно разделить на две группы: пресные

                    и  соленые. Пресные на карте обозначены голубым цветом, соленые - 

                    розовым.

 

Учитель: -Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть

                     озера окрашена голубым цветом, а другая - розовым.

                 - Как вы думаете почему? (соленые чаще всего бессточные озера, так как

                   минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в

                      озерах)

Выполнить  задание  - схемы 2

                   - А озеро Байкал пресное или соленое? (Ответы детей)

 

Легенда о озере Байкал (под музыку)

Жил-был на свете старик по имени Байкал, и было у него 336 сыновей  одна дочь – красавица Ангара. Сыновья старика, отличные работники, трудились день и ночь и все добытое несли отцу. Красавица Ангара безрассудно тратила все, что приносили братья, на покупку сладостей и нарядов, на подарки подружкам. Долго терпел Байкал, но под конец не выдержал и крепко запер неразумную дочь в доме.

Однажды пришли к Ангаре странствующие певцы и спели ей о подвигах северного богатыря Енисея. Полюбила Ангара по этим песням богатыря и решила убежать к нему и выйти за него замуж.

Сделать это было нелегко. Байкал крепко сторожил свою дочь. Тем не менее, в одну очень темную ночь, когда отец заснул, Ангара сумела размыть утесы, которые закрывали ей выход, и вырваться на свободу. Быстро помчалась Ангара, но с радости не остереглась и зашумела. От шума проснулся Байкал, но было уже поздно. Разгневанный старик бросил тогда вслед своей дочери целый утес. Ангары он не задержал, но брошенный утес и до сих пор лежит там, где упал. Этот утес и есть Шаманский камень.

(слайд 14)

 

Учитель: Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе

                  озеро. (Музыка).  А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели.  У

                 меня перед глазами озеро было круглое и мелкое.  А с какими словами  у вас

                 оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.).

                                                     (Ответы детей)

 

Учитель: Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. “Голубые глаза “ планеты  просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.  (слайд 15 )

           Даже к самому крошечному озеру, наполненному  “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.    

 

 

IV. Итог урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был

                  плодотворным. И на доске перед вами есть дерево, на которое вы сейчас

                  прикрепите листочки, ответив на вопросы: что нового вы узнали? чему

                  научились? Свои ответы начинайте со слов…

                                              Я узнал…

                                              Я смогу…

 

V. Домашнее задание.   Теперь обратите внимание на  домашнее задание, оно у вас на маршрутных листах.

Второе задание – творческое: приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию)

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист

 

    Тема урока: «Озера» (Голубые  глаза  планеты”).                                                                           

  Озеро-_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

                                                  Типы озерных котловин

Тип котловин

Причина образования

Примеры

Тектонические в прогибах (остаточные)

 

 

 

 

Тектонические в разломах

 

 

 

 

Ледниковые

 

 

 

 

Запрудные

 

 

 

 

Вулканические

 

 

 

 

Карстовые

 

 

 

 

Старицы

 

 

 

 

 

                              По расходу и приходу воды                                схема 1

 

 

 

                         

озеро

озеро

 

  Примеры:        ______________                       _______________

                              ______________                       _______________

                            _______________                     _______________

 

 

                                          По солености                              схема 2

озера

 

 

 

Примеры:          ______________                       _______________

                              ______________                       _______________

                            _______________                     _______________

 

 

 

 

 

    Домашнее задание:  прочитать текст учебника п.31, приготовить сообщения о необычных озерах (по желанию).

                                       

Необычные озера мира: озеро чернил, озеро «кастрюля», горящее озеро, озеро-призрак, асфальтное озеро, сладкое озеро

Автор Эдлеева Евгения Владимировна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 2114
Номер материала 1677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓