Главная / Русский язык и литература / Урок "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка

Урок комплексного применения знаний.

Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цели урока:

Образовательный аспект: знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;

рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающий аспект: уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

производить лингвистический анализ текста;

сравнивать и сопоставлять тексты с разной стилистической окраской;

характеризовать изобразительные средства, используемые в текстах;

давать толкование фразеологическим оборотам;

«расшифровывать» фразеологизм с картинки;

использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;

определять роль фразеологизмов в речи

Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам и

выбор будущей профессии, способность ставить цели и строить жизненные планы

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Используемые технологии: проблемный метод, анализ, сравнительная характеристика текста, создание собственного речевого высказывания

Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.


Ход урока

1.Огранизационный момент(слайд 1) Приветствие Текст №1:

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!

Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Приветствие(слайд 2) Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,

Не за горами и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!

Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

(информация та же, но передана по-другому)

Текст №1

Текст №2

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Форма: стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический

Стиль речи: художественный

Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний.

Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы.



Слайд 3: Тема урока. Попробуем сформулировать тему нашего урока.

hello_html_42831ea6.png

Слайд 4: Формулировка проблемного вопроса:

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)

Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя.

Слайд 5. Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов.

hello_html_m641d2611.png

Слайды:6,7.8,9,10

Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи

Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями.

4. Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.

Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического. Слайд 11,12

hello_html_mb3a5287.pnghello_html_m2c454633.png

Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.







Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения)

А какой не позволяет отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).

Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо.

Внимание на экран: Слайд 13:

Без пяти минут Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках На глаз

Намылить голову

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.

Работа в парах. Используя таблицу, составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих часах - без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.



Слайд 14. Ребята, фразеологизмы, как средство выразительности речи, интересны ещё и тем, что в их образной основе лежат многие художественные приёмы: метафора, сравнение, литота, гипербола.

hello_html_1341b548.png



Перед вами картинки, в которых «зашифрованы» фразеологизмы. Попробуем расшифровать их и определить значение. (слева-прямое значение, справа – переносное)

Ожидаемый результат:

1.Золотые руки – метафора

2.Как две капли воды – сравнение

3.Кот наплакал – литота

4.Довести до белого каления – гипербола.

Расшифровка рисунков: слева- прямое значение, справа-переносное (метапредмет «Знак»)

7.Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.

Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):

hello_html_655bd40.png

Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал.

Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.

Ведь именно сейчас мы приобретаем знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.

Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.

Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране!





Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом.

8.Подведение итогов, выводы, возвращение к проблемному вопросу

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться?

ВЫВОД: нет, отказываться не стоит, так как:

hello_html_m7656dd5f.png



hello_html_m73895808.png



Урок "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка предназначена для учащихся 10 класса. C фразеологизмами речь становится более красивой, эмоциональной, запоминающейся.

Учащиеся учатся  употреблять фразеологизмы  в переносном значении; рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, создавать нужную стилистическую тональность.

 

Учащиеся учатся уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

сравнивать и сопоставлять тексты с разной стилистической окраской;

характеризовать изобразительные средства, используемые в текстах;

давать толкование фразеологическим оборотам;

«расшифровывать» фразеологизм с картинки;

использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;

определять роль фразеологизмов в речи

Воспитательный аспект:  формирование устойчивого  интереса  к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам и

 

выбор будущей профессии, способность ставить цели и строить жизненные планы

Автор Шилак Елена Станиславовна
Дата добавления 28.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 998
Номер материала 57235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓