Урок
русского языка в 10 классе
Тема: Фразеологизмы как
изобразительно-выразительное средство языка
Урок комплексного применения знаний.
Урок-практикум. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Цели урока:
Образовательный аспект: знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний,
употребляемых в переносном значении;
рассматривать фразеологизмы как средства
языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность
текста, создавать нужную стилистическую тональность.
Развивающий аспект: уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;
производить лингвистический анализ текста;
сравнивать и сопоставлять тексты с разной
стилистической окраской;
характеризовать изобразительные средства,
используемые в текстах;
давать толкование фразеологическим
оборотам;
«расшифровывать» фразеологизм с картинки;
использовать фразеологические
словосочетания при составлении собственного высказывания;
определять роль фразеологизмов в речи
Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса
к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к
экзаменам и
выбор будущей профессии, способность
ставить цели и строить жизненные планы
Формы организации учебной
деятельности: коллективная, индивидуальная,
работа в парах.
Используемые технологии: проблемный метод, анализ, сравнительная характеристика текста,
создание собственного речевого высказывания
Оборудование:
мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук.
Ход
урока
1.Огранизационный момент(слайд 1)
Приветствие Текст №1:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать
вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками.
Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить
профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во
многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы
очень нужны своей стране!
Я могу обратиться к вам так, а могу
немного по-другому:
Приветствие(слайд 2) Текст №2:
«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»
От всей души приветствую я вас!
Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,
Не за горами и одиннадцатый класс!
Но оглянуться даже не успеем,
Как промелькнёт горячая пора,
И вы покинете родную альма-матер,
Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:
Откроются пред вами все дороги,
Вам предстоят великие дела,
Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями
Огромная, великая страна!!!
Какое из моих приветствий вам понравилось
больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?
(информация та же, но передана по-другому)
Текст №1
|
Текст №2
|
Форма:
прозаическое приветствие
Тема и
основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для
того, чтобы приносить пользу своей стране.
|
Форма:
стихотворное приветствие
Тема и
основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для
того, чтобы приносить пользу своей стране.
|
Стиль
речи: публицистический
|
Стиль
речи: художественный
|
Средства
выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства
выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных
словосочетаний.
|
Средства
выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм
А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого),
другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных,
фразеологических словосочетаний.
|
Вывод:
в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно-
выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной,
интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства
использовались фразеологизмы.
Слайд 3: Тема урока. Попробуем
сформулировать тему нашего урока.
Слайд 4: Формулировка проблемного вопроса:
Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет
«Проблема»)
Ответить на этот вопрос нам поможет анализ
выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в
нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя.
Слайд 5. Выяснение происхождения и
значений данных фразеологизмов.
Слайды:6,7.8,9,10
Позволяет ли нам проведённая работа
перечислить основные источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу
речь? Это:
-художественная литература (афоризмы)
-история (афоризмы)
-кино
-иностранные языки
-реалии русского быта
-народные обычаи
Вопрос: Так сможем ли от них мы
отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение.
Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как
автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем
уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов
связаны с тем, что мы путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями.
4. Работа с таблицей (метапредмет «Знак»)
Выявить неизвестное, дополнить таблицу.
Предлагаю вам поработать с фрагментом
таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического.
Слайд 11,12
Опираясь на приведённые примеры, давайте
попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.
Какой из признаков фразеологизмов является
убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным
средствам языка? (2. Переносное значение, основаны на переносе значения)
А какой не позволяет отказываться от их
употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова,
главное – употреблять в правильном значении).
Вывод: мы
не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно
вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно
использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить
высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний
необходимо.
Внимание на экран: Слайд 13:
Без пяти минут Откуда ветер
дует Красной нитью Правая рука На разных языках На глаз
Намылить голову
Вопрос: в каком значении употреблены
данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы?
Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.
Работа в парах. Используя таблицу,
составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае
оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые
предложения комментируем.
Ожидаемый результат:
1.Я заканчиваю обучение в медицинской
академии и уже без пяти минут врач.
2.На моих часах - без пяти минут
одиннадцать.
3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.
4.Он догадывался, откуда ветер дует.
5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало
и в глаза.
6.За то, что я не погулял с собакой, мне
намылили голову.
7.Размер одежды я определяю на глаз.
8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.
Слайд 14. Ребята, фразеологизмы, как
средство выразительности речи, интересны ещё и тем, что в их образной основе лежат
многие художественные приёмы: метафора, сравнение, литота, гипербола.
Перед вами картинки, в которых
«зашифрованы» фразеологизмы. Попробуем расшифровать их и определить значение.
(слева-прямое значение, справа – переносное)
Ожидаемый результат:
1.Золотые
руки – метафора
2.Как
две капли воды – сравнение
3.Кот
наплакал – литота
4.Довести
до белого каления – гипербола.
Расшифровка рисунков:
слева- прямое значение, справа-переносное (метапредмет «Знак»)
7.Создание собственного речевого высказывания
на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных
фразеологизмов.
Задание: напишите миниатюру на тему «Как я
готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов
(раздаточный материал):
Задание даётся дифференцированно: для тех,
кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему,
предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы,
творчески переделать, используя предложенный языковой материал.
Выбор профессии – это самое главное, над
чем думает любой старшеклассник.
Ведь именно сейчас мы приобретаем знания
и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.
Подготовку к ней не стоит переносить на
длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить
время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много
читать.
Это мне поможет успешно сдать экзамены,
поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого
добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу
своей стране!
Чтение и анализ сочинений с акцентом на
характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного
фразеологизмом.
8.Подведение итогов, выводы, возвращение к
проблемному вопросу
Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться?
ВЫВОД: нет, отказываться не стоит,
так как:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.