Главная / Русский язык и литература / Формирование отдельного проектного действия на уроке русского языка (5 класс)

Формирование отдельного проектного действия на уроке русского языка (5 класс)

Название документа 2 Деятельность учителя и обучающегося по достижению образовательных результатов на уроке.docx

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО ДЕЙСТВИЯ

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс 5

Тип урока: урок составления алгоритма учебных действий

Планируемые результаты

Предметные

  1. закрепляют умение определять грамматическую основу и определять способ ее выражения

  2. выясняют условия постановки тире между подлежащим и сказуемым и применяют знания на практике

Метапредметные

  1. учащиеся составляют и отрабатывают алгоритм учебных действий при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»

  2. определяют цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной)

  3. отрабатывают последовательность действий

Личностные

  1. учащиеся стремятся к речевому совершенствованию.

  2. проявляют интерес к предмету через разнообразные виды работы.





Деятельность учителя и обучающегося по достижению образовательных результатов на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению метапредметной цели

Приемы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма взаимодействия

Результат этапа

Подготовительный

Приветствует детей,

выявляет знания учащихся о грамматической основе,

готовит к выявлению, пониманию и принятию проблемы


Отвечают

Анализируют

Соотносят известную информацию


«Корзина вопросов»

Задание «Поставь недостающие знаки препинания»

Карточки

Слайды Презентации

Интерактивная

доска


Класс


Мотивация

Интерес

Готовность анализ известной информации о знаках препинания.

Проектировочный

Помогает (при необходимости) сформулировать проблему, найти причинно-следственные связи с использованием методологических подсказок – «скрытых вопросов»

Формулирует тему

Подводит к формулировке цели и задач урока.

Предлагает проанализировать предложения и самостоятельно определить условия постановки тире

Организует работу по планированию деятельности и составлению алгоритма и памятки

Изучают и анализируют информацию,

Выявляют проблему, формулируют цели и задачи урока, выстраивают причинно-следственные связи,

выполняют задание на определение условия постановки тире и составлению алгоритма


Задание «Определи, по какому принципу разделены слова на 2 столбца»

Сравни предложения. Найти общее и различия

Составь схемы предложений

Задание «Вспомни, что мы делали»


Карточки

Слайды Презентации

Интерактивная

доска


Малые группы (по 2 человека)

Сформулированная проблема, установленные причинно-следственные связи

Составленные схемы

Реализация

Организует работу в группах, Консультирует, наблюдает за работой групп.

Участвует в обсуждении

Анализируют предложения,

Составляют алгоритм под руководством

Записывают памятку

Выявляют новые проблемы

Проанализируй предложения. Сравни предложения Найди общее и различия.

«От чего зависит постановка тире»

Расставь тире, пользуясь алгоритмом

Карточки

Малые группы (по 2 человека)

Составленный алгоритм и памятка

Определение предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире

Расстановка знаков препинания согласно знаниям, полученным на уроке


Оценка и рефлексия

Организация взаимопроверки и взаимооценки

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку

Ответь на вопрос: «Чему научился на уроке?

Какой ожидали результат?

Достигнут ли результат?

Важно ли уметь составлять алгоритм?



Класс

Оценка результатов действий по составлению памятки, алгоритма





Предметное содержание урока

Ход урока


  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они посмотрят, чему вы научились, как умеете работать. Не волнуйтесь, старайтесь и смело высказывайте свою точку зрения.


  1. Подготовительный этап.

- Что было задано на дом ?

-Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено? Приведите примеры

-Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено? Приведите примеры


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения

(на слайде и карточках тест)

- Посмотрите внимательно на текст. Расставьте недостающие знаки препинания. У вас одна минута.


Осень - спокойное время года. В лесу пахнет листвой, грибами и клюквой. Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят под ногами. Лес точно терем расписной. Приятно бродить в поисках грибов. Сентябрь - время боровиков. Осенняя пора прекрасна!

  1. Постановка проблемы



- Как вы расставили знаки препинания? Можем мы объяснить правильность постановки знаков препинания?(Не знаем правило, не знаем способа постановки тире, найти ответы на вопросы)

- Тема сегодняшнего урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

-Определите, пожалуйста, цели и задачи урока.(составить алгоритм и отработать умение работать с алгоритмом, узнать, что такое алгоритм, как строиться алгоритм)

- Найдите карточку №2

Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Чем выражены главные члены предложения? Сравните предложения. Разделите на 2 группы. Чем похожи предложения каждой группы? Чем отличаются?

1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту.
2. Сентябрь – листопадник.
3. Осенние листья как разноцветный ковер.

4. Золотая осень – любимое время года.
5. Листик клена будто парус.
6. Ноябрь – ворота зимы.
-Составьте схемы предложений.

Тире ставится

Тире не ставится

Сущ. в Им. п. – сущ. в Им. п.

это

вот


Сущ. в Им. п. не сущ. в Им. п.

как

будто







- С какими видами грамматических основ вы сейчас работали? (встретилась одна форма выражения грамматической основы – существительные в именительном падеже)

- Чем отличаются сходные по выражению грамматических основ предложения в написании ( в одних ставится тире, в других нет)

-


  1. План работы над алгоритмом применения правила

- Сравните предложения. Чем отличаются предложения. Найдите слова, которые мешают поставить тире.

- Составьте схемы

Тире ставится Тире не ставится


СУЩ. В ИМ.ПСУЩ.В ИМ.П. СУЩ. В ИМ.П не СУЩ.В ИМ.П

это как

вот


- Что мы получили в результате этого сравнения?

- Мы составили универсальную схему правила « Тире между подлежащим и сказуемым»

- Но схемы нам мало, так как основная задача – составить алгоритм работы с данной пункттограммой.

- Для этого мы должны вспомнить все, что что мы делали.

- Запишите предложение.

1. Первое, что мы должны сделать (выделить грамматическую основу)

2. Далее…(определяем, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое)


  1. Нахожу грамматическую основу

  2. Определяю часть речи

  3. Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в Им.п.

4.


- Что у вас получилось?(памятка)

- Что такое памятка?(Одна из форм алгоритма)

- Для чего она нужна?

- Пользуясь памяткой выполните следующее задание.

Карточка №3

Проанализируйте предложения и выпишите только те, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золотая осень прощальная пора.



-Проверьте работу у соседа.

-Поднимите руки…

- Какие предложения вы нашли. Докажите, что это предложение подходит


  1. Рефлексия полученного результата


- Вспомните, какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке.

-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

- Какой ожидали получить результат?

-Достигнут ли ожидаемый результат?

- Что такое алгоритм? (последовательность действии)

- Важно ли уметь составлять алгоритм?

-Где пригодятся эти знания?(в информатике, в любой деятельности)

Д/З Упр. карточка


10


Название документа Презентация Осень.pptx

Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестя...
1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту. 2. Сентябрь – листопадник. 3. Осе...
Тире ставится Тиренеставится
Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п.
Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п. Сущ. в Им. п.н...
1. Найти грамматическую основу Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамма...
1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи Алгоритм Прочитать пр...
1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить граммат...
1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить граммат...
1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить граммат...
Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Зо...
Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестя...
Сентябрь первый учебный месяц.   По дорожке  идет маленькая девочка с огромн...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят п
Описание слайда:

Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят под ногами. Лес точно расписной терем. Приятно бродить в поисках грибов. Сентябрь время боровиков. Осенняя пора прекрасна! Осень спокойное время года. В лесу пахнет листвой, грибами и клюквой.

№ слайда 3 1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту. 2. Сентябрь – листопадник. 3. Осенни
Описание слайда:

1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту. 2. Сентябрь – листопадник. 3. Осенние листья как разноцветный ковер. 4. Золотая осень – любимое время года. 5. Листик клена будто парус. 6. Ноябрь – это ворота зимы. 7. Затяжные дожди – вот признак осени. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Чем выражены главные члены предложения? Сравните предложения. Чем они похожи? Чем отличаются?

№ слайда 4 Тире ставится Тиренеставится
Описание слайда:

Тире ставится Тиренеставится

№ слайда 5 Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п.
Описание слайда:

Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п.

№ слайда 6 Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п. Сущ. в Им. п.несу
Описание слайда:

Схемы Тире ставится Тиренеставится Сущ. в Им. п.–сущ. в Им. п. Сущ. в Им. п.несущ. в Им. п. как будто

№ слайда 7 1. Найти грамматическую основу Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматич
Описание слайда:

1. Найти грамматическую основу Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматическая основа

№ слайда 8 1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи Алгоритм Прочитать предл
Описание слайда:

1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматическая основа Выделена грамматическая основа Определены части речи подлежащего и сказуемого

№ слайда 9 1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматиче
Описание слайда:

1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматические признаки (падеж) Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматическая основа Определены части речи подлежащего и сказуемого Выделена грамматическая основа Определены грамматические признаки (падеж) Определены части речи подлежащего и сказуемого

№ слайда 10 1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматиче
Описание слайда:

1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматические признаки (падеж) 4. Проверить условия Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматическая основа Определены части речи подлежащего и сказуемого Определены грамматические признаки Выделена грамматическая основа Определены грамматические признаки (падеж) Определены части речи подлежащего и сказуемого Проверены условия

№ слайда 11 1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматиче
Описание слайда:

1. Найти грамматическую основу 2. Определить часть речи 3. Определить грамматические признаки (падеж) 4. Проверить условия Алгоритм Прочитать предложение Выделена грамматическая основа Определены части речи подлежащего и сказуемого Определены грамматические признаки Выделена грамматическая основа Определены грамматические признаки Определены части речи подлежащего и сказуемого Проверены условия 5. Сделать вывод Проверены условия Сделан вывод

№ слайда 12 Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золот
Описание слайда:

Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золотая осень прощальная пора. Проанализируйте предложения и выпишите только те, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

№ слайда 13 Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят п
Описание слайда:

Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят под ногами. Лес точно расписной терем. Приятно бродить в поисках грибов. Сентябрь время боровиков. Осенняя пора прекрасна! Осень спокойное время года. В лесу пахнет листвой, грибами и клюквой.

№ слайда 14 Сентябрь первый учебный месяц.   По дорожке  идет маленькая девочка с огромными
Описание слайда:

Сентябрь первый учебный месяц.   По дорожке  идет маленькая девочка с огромными бантами.  Она первоклассница. Девочка очень хочет получить пятерку. Пятёрка самая лучшая отметка.

Название документа карточки печать.docx

Карточка №1

Прочитайте и расставьте знаки препинания в предложениях.

Осень спокойное время года. В лесу пахнет листвой, грибами и клюквой. Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят под ногами. Лес точно расписной терем.

Приятно бродить в поисках грибов. Сентябрь время боровиков.

Осенняя пора прекрасна!









Карточка №1


Прочитайте и расставьте знаки препинания в предложениях.

Осень спокойное время года. В лесу пахнет листвой, грибами и клюквой. Разноцветные листья кружатся в последнем танце. Они медленно падают и шелестят под ногами. Лес точно расписной терем.

Приятно бродить в поисках грибов. Сентябрь время боровиков.

Осенняя пора прекрасна!



Карточка №2.

Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Чем выражены главные члены предложения? Сравните предложения. Разделите на 2 группы. Чем похожи предложения каждой группы? Чем отличаются?

1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту.
2. Сентябрь – листопадник.
3. Осенние листья как разноцветный ковер.

4. Золотая осень – любимое время года.
5. Листик клена будто парус.
6. Ноябрь – ворота зимы.
7. Затяжные дожди – признак осени.



Карточка №2.

Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Чем выражены главные члены предложения? Сравните предложения. Разделите на 2 группы. Чем похожи предложения каждой группы? Чем отличаются?

1. Скоро лес погрузится в осеннюю дремоту.
2. Сентябрь – листопадник.
3. Осенние листья как разноцветный ковер.

4. Золотая осень – любимое время года.
5. Листик клена будто парус.
6. Ноябрь – ворота зимы.
7. Затяжные дожди – признак осени.

Карточка №3

Проанализируйте предложения и выпишите только те, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золотая осень прощальная пора.









Карточка №3

Проанализируйте предложения и выпишите только те, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золотая осень прощальная пора.















Карточка №3

Проанализируйте предложения и выпишите только те, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Сад обнажил свое чело. Птицы улетели. В лесу тихо. Деревья будто часовые. Золотая осень прощальная пора.

Карточка №4

Списать. Расставить знаки препинания.

Сентябрь первый учебный месяц.

  По дорожке  идет маленькая девочка с огромными бантами.

 Она первоклассница. Девочка очень хочет получить пятерку. Пятёрка самая лучшая отметка.





Карточка №4

Списать. Расставить знаки препинания.

Сентябрь первый учебный месяц.

  По дорожке  идет маленькая девочка с огромными бантами.

 Она первоклассница. Девочка очень хочет получить пятерку. Пятёрка самая лучшая отметка.





Карточка №4

Списать. Расставить знаки препинания.

Сентябрь первый учебный месяц.

  По дорожке  идет маленькая девочка с огромными бантами.

 Она первоклассница. Девочка очень хочет получить пятерку. Пятёрка самая лучшая отметка.



Карточке №5

Прочитайте выразительно тексты. В середине каких строк есть паузы? Для чего они нужны? Какие знаки препинания пропущены на их месте?

  1. Солнце брызжет,

Солнце греет.

Небо василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

(Саша Черный)


2)Имя твое птица в руке,

Имя твое льдинка на языке

(М.Цветаева)


3)Снег у крыльца как песок зыбучий.






Карточка №5

Прочитайте выразительно тексты. В середине каких строк есть паузы? Для чего они нужны? Какие знаки препинания пропущены на их месте?

  1. Солнце брызжет,

Солнце греет.

Небо василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

(Саша Черный)


2)Имя твое птица в руке,

Имя твое льдинка на языке

(М.Цветаева)


3)Снег у крыльца как песок зыбучий.





Формирование отдельного проектного действия на уроке русского языка (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:



УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО ДЕЙСТВИЯ.

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс 5

 Тип урока: урок составления алгоритма учебных действий

Планируемые результаты

Предметные

1.     закрепляют умение определять грамматическую основу и определять способ ее выражения

2.     выясняют условия постановки тире между подлежащим и сказуемым и применяют знания на практике

 Метапредметные

1.     учащиеся составляют и отрабатывают алгоритм учебных действий при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»

2.     определяют цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной)

3.      отрабатывают последовательность действий

Личностные

1.     учащиеся стремятся к речевому совершенствованию.

2.     проявляют интерес к предмету через разнообразные виды работы. 

 

 

Деятельность учителя и обучающегося по достижению образовательных результатов на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся по достижению метапредметной цели

Приемы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма взаимодействия

Результат этапа

Подготовительный

Приветствует детей,

выявляет знания  учащихся о грамматической основе,

готовит к выявлению, пониманию и принятию проблемы

 

Отвечают

Анализируют

Соотносят известную информацию

 

«Корзина вопросов»

Задание «Поставь недостающие знаки препинания»

Карточки

Слайды Презентации

Интерактивная

доска

 

Класс

 

Мотивация

Интерес

Готовность анализ известной информации о знаках препинания.

Проектировочный

Помогает (при необходимости) сформулировать проблему, найти причинно-следственные связи с использованием методологических подсказок – «скрытых вопросов»

Формулирует тему

Подводит к формулировке цели и задач урока.

Предлагает проанализировать предложения и самостоятельно определить условия постановки тире

Организует работу по планированию деятельности и составлению алгоритма и памятки

Изучают и анализируют информацию,

Выявляют проблему, формулируют цели и задачи урока, выстраивают причинно-следственные связи,

выполняют задание на определение условия постановки тире и составлению алгоритма

 

Задание «Определи, по какому принципу разделены слова на 2 столбца»

Сравни предложения. Найти общее и различия

Составь схемы предложений

Задание «Вспомни, что мы делали»

 

Карточки

Слайды Презентации

Интерактивная

доска

 

Малые группы (по 2 человека)

Сформулированная проблема, установленные причинно-следственные связи

Составленные схемы

Реализация

Организует работу в группах, Консультирует, наблюдает за работой групп.

 Участвует в обсуждении

Анализируют предложения,

Составляют алгоритм под руководством

Записывают памятку

Выявляют новые проблемы

Проанализируй предложения. Сравни предложения Найди общее и различия.

 «От чего зависит постановка тире»

Расставь тире, пользуясь алгоритмом

Карточки

Малые группы (по 2 человека)

Составленный алгоритм и памятка

Определение предложений, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире

Расстановка знаков препинания согласно знаниям, полученным на уроке

 

Оценка и рефлексия

Организация взаимопроверки и взаимооценки

Осуществляют взаимопроверку и взаимооценку

Ответь на вопрос: «Чему научился на уроке?

Какой ожидали результат?

Достигнут ли результат?

Важно ли уметь составлять алгоритм?

 

 

Класс

Оценка результатов действий по составлению памятки, алгоритма

 

 

Автор Полшкова Вера Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 30882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓