Главная / Русский язык и литература / Урок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)

Урок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)

Тема: Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа – былинах.

  2. Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей.

  3. Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.

  4. Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок носит интегрированный характер (литература, мифология, история, музыка, изобразительное искусство).

Методы и приемы: диалогический, проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).

Оборудование и оформление кабинета: интерактивная доска, ноутбук, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

От древних времен пришли к нам былины – поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о былинах.

- Что такое былина?

- Что такое фольклор?

Это устное народное творчество, которое передалось из уст в уста.

- Какие былины вы читали?

Слайд №1.

Давайте посмотрим иллюстрации к книгам. Наверное, многие герои вам знаком.

Сегодня мы с вами познакомимся с былиной «Первые подвиги Ильи Муромца».

Ребята, мы учимся читать былины, обратите внимание на то, как читается, как выдерживаются паузы. Для этого откройте учебники на стр. 114.

Аудиозапись.

- А вам понравилось?

- А вы поняли, как нужно читать былины?

Откройте тетради и запишите число, тему.

- Выполним задание №117.

Вам нужно будет выписать словосочетания, характеризующие Илью Муромца, не только как человека, но и как богатыря, который защищал Русь от врагов.

Слайд №2.

- Эпитеты:

добрый конь,

чистое поле,

ретивый конь,

могучий богатырь,

богатырское сердце,

боевая сабля,

буйная голова – это постоянные эпитеты.

- Что это значит? Конь всегда добрый, поле чистое, богатырь могучий. Такие постоянные эпитеты используются в сказках и былинах.

- А теперь прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слайд №3.

- Какие не понятные слова вы встретили? Уточним и запишем.

Почесь – честь;

заутрени – рано;

версты – русская мера длины;

палата – большое здание помещика;

бояре – крупные землевладельцы;

княгиня – жена князя;

град – город;

караки – седло;

посечение – голову сечь.

Проведем словесное рисование на основе прочитанного, с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов.

Задание №118. Будем работать по вариантам. Почему в одном изображен как человек, а в другом как дерево? Одни считают, что это мифическое существо, олицетворяющее стихии природы, другие – что это гиперболизированное изображение разбойника.

- Давайте вернемся к чтению былины.

- Что не обычного в чтении былины?

Слайд №4.

Былинный стих: речитатив под аккомпанемент гусли – напевность;

ритм (ударение);

цезура (пауза).

Былины устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а так – же особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.

Выполним задание №120. (Устно включите в описание записанные слова).

III. Итоги по уроку.

- Ребята, вам понравились былины?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Спасибо за урок.



Урок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

От древних времен пришли к нам былины – поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о былинах.

- Что такое былина?

- Что такое фольклор?

Это устное народное творчество, которое передалось из уст в уста.

- Какие былины вы читали?

Слайд №1.

Давайте посмотрим иллюстрации к книгам. Наверное, многие герои вам знаком.

Сегодня мы с вами познакомимся с былиной «Первые подвиги Ильи Муромца».

Ребята, мы учимся читать былины, обратите внимание на то, как читается, как выдерживаются паузы. Для этого откройте учебники на стр. 114.

Аудиозапись.

- А вам понравилось?

- А вы поняли, как нужно читать былины?

Откройте тетради и запишите число, тему.

- Выполним задание №117.

Вам нужно будет выписать словосочетания, характеризующие Илью Муромца, не только как человека, но и как богатыря, который защищал Русь от врагов.

Слайд №2.

- Эпитеты:

добрый конь,

чистое поле,

ретивый конь,

могучий богатырь,

богатырское сердце,

боевая сабля,

буйная голова – это постоянные эпитеты.

- Что это значит? Конь всегда добрый, поле чистое, богатырь могучий. Такие постоянные эпитеты используются в сказках и былинах.

- А теперь прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слайд №3.

- Какие не понятные слова вы встретили? Уточним и запишем.

Почесь – честь;

заутрени – рано;

версты – русская мера длины;

палата – большое здание помещика;

бояре – крупные землевладельцы;

княгиня – жена князя;

град – город;

караки – седло;

посечение – голову сечь.

Проведем словесное рисование на основе прочитанного, с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов.

Задание №118. Будем работать по вариантам. Почему в одном изображен как человек, а в другом как дерево? Одни считают, что это мифическое существо, олицетворяющее стихии природы, другие – что это гиперболизированное изображение разбойника.

- Давайте вернемся к чтению былины.

- Что не обычного в чтении былины?

Слайд №4.

Былинный стих: речитатив под аккомпанемент гусли – напевность;

ритм (ударение);

цезура (пауза).

Былины устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а так – же особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.

Выполним задание №120. (Устно включите в описание записанные слова).

III. Итоги по уроку.

- Ребята, вам понравились былины?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Спасибо за урок.

 

 

Автор Харасова Гульнара Ринафовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1054
Номер материала 46116
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓