Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)

Урок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)

Скачать материал

Тема: Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.

Цели урока:

1.                              Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа – былинах.

2.                              Рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с мифами, историей.

3.                              Развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли.

4.                              Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Урок носит интегрированный характер (литература, мифология, история, музыка, изобразительное искусство).

Методы и приемы: диалогический, проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, звуковоспроизведение), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).

Оборудование и оформление кабинета: интерактивная доска, ноутбук, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

От древних времен пришли к нам былины – поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о былинах.

- Что такое былина?

- Что такое фольклор?

Это устное народное творчество, которое передалось из уст в уста.

- Какие былины вы читали?

Слайд №1.

Давайте посмотрим иллюстрации к книгам. Наверное, многие герои вам знаком.

Сегодня мы с вами познакомимся с былиной «Первые подвиги Ильи Муромца».

Ребята, мы учимся читать былины, обратите внимание на то, как читается, как выдерживаются паузы. Для этого откройте учебники на стр. 114.

Аудиозапись.

- А вам понравилось?

- А вы поняли, как нужно читать былины?

Откройте тетради и запишите число, тему.

- Выполним задание №117.

Вам нужно будет выписать словосочетания, характеризующие Илью Муромца, не только как человека, но и как богатыря, который защищал Русь от врагов.

Слайд №2.

- Эпитеты:

добрый конь,

чистое поле,

ретивый конь,

могучий богатырь,

богатырское сердце,

боевая сабля,

буйная голова – это постоянные эпитеты.

- Что это значит? Конь всегда добрый, поле чистое, богатырь могучий. Такие постоянные эпитеты используются в сказках и былинах.

- А теперь прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слайд №3.

- Какие не понятные слова вы встретили? Уточним и запишем.

Почесь – честь;

заутрени – рано;

версты – русская мера длины;

палата – большое здание помещика;

бояре – крупные землевладельцы;

княгиня – жена князя;

град – город;

караки – седло;

посечение – голову сечь.

Проведем словесное рисование на основе прочитанного, с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов.

Задание №118. Будем работать по вариантам. Почему в одном изображен как человек, а в другом как дерево? Одни считают, что это мифическое существо, олицетворяющее стихии природы, другие – что это гиперболизированное изображение разбойника.

- Давайте вернемся к чтению былины.

- Что не обычного в чтении былины?

Слайд №4.

Былинный стих: речитатив под аккомпанемент гусли – напевность;

ритм (ударение);

цезура (пауза).

Былины устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а так – же особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.

Выполним задание №120. (Устно включите в описание записанные слова).

III. Итоги по уроку.

- Ребята, вам понравились былины?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Спасибо за урок.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Фольклорная лексика. Былины. Былинный стих.(6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

От древних времен пришли к нам былины – поэмы о богатырях, которые защищали Русь от врагов, о жизни народа в древние времена. События в них происходят в далеком прошлом, когда столицей Руси был Киев, а правил в нем князь Владимир Красное Солнышко. Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищают родную землю от врагов, побеждают чудовищ и разбойников.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о былинах.

- Что такое былина?

- Что такое фольклор?

Это устное народное творчество, которое передалось из уст в уста.

- Какие былины вы читали?

Слайд №1.

Давайте посмотрим иллюстрации к книгам. Наверное, многие герои вам знаком.

Сегодня мы с вами познакомимся с былиной «Первые подвиги Ильи Муромца».

Ребята, мы учимся читать былины, обратите внимание на то, как читается, как выдерживаются паузы. Для этого откройте учебники на стр. 114.

Аудиозапись.

- А вам понравилось?

- А вы поняли, как нужно читать былины?

Откройте тетради и запишите число, тему.

- Выполним задание №117.

Вам нужно будет выписать словосочетания, характеризующие Илью Муромца, не только как человека, но и как богатыря, который защищал Русь от врагов.

Слайд №2.

- Эпитеты:

добрый конь,

чистое поле,

ретивый конь,

могучий богатырь,

богатырское сердце,

боевая сабля,

буйная голова – это постоянные эпитеты.

- Что это значит? Конь всегда добрый, поле чистое, богатырь могучий. Такие постоянные эпитеты используются в сказках и былинах.

- А теперь прочитаем отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Слайд №3.

- Какие не понятные слова вы встретили? Уточним и запишем.

Почесь – честь;

заутрени – рано;

версты – русская мера длины;

палата – большое здание помещика;

бояре – крупные землевладельцы;

княгиня – жена князя;

град – город;

караки – седло;

посечение – голову сечь.

Проведем словесное рисование на основе прочитанного, с использованием постоянных эпитетов, устаревших, диалектных, разговорных слов.

Задание №118. Будем работать по вариантам. Почему в одном изображен как человек, а в другом как дерево? Одни считают, что это мифическое существо, олицетворяющее стихии природы, другие – что это гиперболизированное изображение разбойника.

- Давайте вернемся к чтению былины.

- Что не обычного в чтении былины?

Слайд №4.

Былинный стих: речитатив под аккомпанемент гусли – напевность;

ритм (ударение);

цезура (пауза).

Былины устные произведения, передававшиеся из уст в уста. В них видны черты древнего языка, а так – же особенности произношения, характерные для той местности, где они создавались.

Выполним задание №120. (Устно включите в описание записанные слова).

III. Итоги по уроку.

- Ребята, вам понравились былины?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Спасибо за урок.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1044
    • DOCX 33 кбайт
    • 22 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Харасова Гульнара Ринафовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Харасова Гульнара Ринафовна
    Харасова Гульнара Ринафовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3219
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе