Главная / Физика / Урок физики в 8 классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека" в 8-м классе

Урок физики в 8 классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека" в 8-м классе

"Испарение и конденсация в природе,

в жизни животных и человека"

в 8-м классе

Сухинина Елена Владимировна, учитель физики

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЦель урока: раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.

Задачи: ознакомление обучающихся с элементами экспериментального метода исследования явления; раскрытие роли испарения в природе и жизнедеятельности человека.

Учитель объясняет тему урока через проблемные вопросы и физический эксперимент.

Учащиеся делают 2 сообщения из биологии.

Учитель организует решение расчётных и качественных задач с биологическим содержанием.

В конце урока даётся практическое домашнее задание.

Оборудование урока: компьютер, экран; набор стеклянной посуды с различной жидкостью (эфир, спирт, вода, подсолнечное масло); спиртовка, кисточка, колба; пипетка, стекло, резиновая трубка; веер, термометр, вата; кристаллы йода в пробирке, жидкостный манометр.

Ход урока.

Учитель. По природоведению вы изучали круговорот воды в природе.

Давайте вспомним как это происходит (показ рисунка на экране компьютера – круговорот воды в природе).

С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием солнечного тепла испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара.

Так что называется испарением?

Ученики. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.

Учитель. В воздухе водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды. Из них образуются облака. Так что называется конденсацией?

Ученики. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

Учитель. Вытертая мокрой тряпкой школьная доска быстро высыхает – вода превращается в пар. Точно так же высыхают полы после мытья, мокрое бельё и т. д.

Каков же механизм испарения? Иначе, почему жидкости испаряются?

Молекулы жидкости непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь “быстрая” молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар. Пар – газообразное состояние вещества. Почему же жидкости испаряются постепенно?

В первую очередь переходят в пар быстрые молекулы. У оставшихся молекул жидкости при соударении с другими молекулами меняется скорость. Некоторые из молекул приобретают при этом скорость, достаточную для того, чтобы оказаться у поверхности и вылететь из жидкости.

При любой ли температуре испаряются жидкости?

Жидкости могут испаряться при любой температуре. Наблюдения подтверждают это. Например, лужи, образовавшиеся после дождя, высыхают и летом в жару, и осенью, когда уже холодно. Почему? Потому что при любой температуре в жидкости есть быстрые молекулы.

Зависит ли испарение от температуры жидкости и как? Для выяснения этого проведём опыт.

Опыт I.

На стекле 2 капли воды. Стекло подогревается снизу под одной из капель.

Учитель. Почему подогреваемая капля испаряется быстрее?

Ученики. С увеличением температуры испарение жидкости усиливается, так как чем выше температура, тем больше число быстродвижущихся молекул, способных покинуть жидкость.

Опыт II.

На доску кисточкой наносятся мазки различных жидкостей: эфира, спирта, воды и масла.

Учитель. Почему эфир испаряется быстрее?

Ученики. Силы сцепления между молекулами эфира меньше, чем между молекулами других жидкостей.

Опыт III.

Пипеткой капнуть эфир на стекло и на лист промокательной бумаги. Наблюдается процесс испарения.

Учитель. Почему с промокашки быстрее испаряется эфир?

Ученики. Чем больше площадь поверхности жидкости, тем большее число молекул одновременно вылетают с неё в воздух.

Учитель. Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Часть молекул, покинувших жидкость, снова в неё возвращаются. Если

Испарение происходит в закрытом сосуде, то число молекул, вылетающих из жидкости, становится равным числу молекул пара, возвращающимся обратно в жидкость. Поэтому масса жидкости в закрытом сосуде не изменяется, хотя жидкость продолжает испаряться. Если же сосуд открыт, то масса жидкости в нём со временем уменьшается,

Опыт IV.

Бумага, смоченная водой, обдувается веером.

Учитель. Почему бумага высыхает быстрее?

Ученики. Так как создавшийся ветер (поток воздуха) уносит образовавшийся пар.

Учитель. Сделаем вывод. Отчего же зависит скорость испарения жидкости?

(В тетрадях зарисовывается схема.)

hello_html_m7611aadb.png

Учитель. Как вы думаете, испаряются ли твёрдые тела?

Ученики. Испаряются не только жидкости, но и твёрдые тела. Испарение некоторых твёрдых тел обнаруживается по запаху. Например, испарение нафталина, камфары. Испаряется и лёд, вследствие чего на морозе можно сушить бельё, которое из обледеневшего становится сухим.

Опыт V.

Испарение кристаллов йода. Если подогреть пробирку с небольшим количеством кристаллов йода на слабом пламени, то кристаллы начнут испаряться. Пары йода имеют густой фиолетовый цвет, поэтому их хорошо видно. При охлаждении пробирки из паров йода образуются сразу кристаллики йода.

Учитель. Но вернёмся к жидкостям. Так как при испарении жидкости покидают наиболее быстрые молекулы, то средняя скорость оставшихся молекул меньше. Следовательно, средняя кинетическая энергия молекул уменьшается. Это означает, что внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Поэтому, если нет притока энергии к жидкости извне, испаряющаяся жидкость охлаждается. Энергичные молекулы улетают.

Опыт VI.

Шарик термометра обматывают ватой, смоченной эфиром.

Учитель. Почему столбик термометра опускается?

Ученики. Быстро испаряющийся эфир отнимает часть внутренней энергии от ртути (спирта) термометра, вследствие чего температура понижается.

Учитель. Почему же при испарении воды, налитой в стакан, мы не замечаем понижения её температуры?

Ученики. Испарение происходит медленно, и температура воды поддерживается постоянной за счёт количества теплоты, поступающего из окружающего воздуха.

Учитель. Поглощение энергии при испарении жидкости можно наблюдать ещё на одном опыте.

Опыт VII.

Опрокинутую колбу соединяют резиновой трубкой с жидкостным манометром. Сверху на колбу кладут лоскуток ткани и на него наливают пипеткой немного эфира.

Учитель . Почему в коленце манометра, присоединённого к колбе, уровень жидкости повышается?

Ученики. Испаряясь, эфир поглощает энергию из воздуха, воздух в колбе охлаждается, давление воздуха в колбе уменьшается, о чём можно судить по повышению уровня жидкости в колене манометра, присоединённого к колбе.

Учитель. Мы говорили, что может происходить и обратный процесс: переход молекул из пара в жидкость. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. При конденсации внутренняя энергия конденсирующейся жидкости увеличивается, температура повышается. Конденсацией пара объясняется образование облаков.

Таким образом, испарение и конденсация – это наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества. Поэтому испарение и конденсация должны играть большую роль в жизнедеятельности человека и животных. Ребята, вы хорошо знаете, что когда жарко, человек потеет и наоборот, выходя из воды, даже в жаркий день, вы чувствуете холод. Почему? (Ответы учащихся.)

Учитель. Давайте послушаем сообщение ученика о роли процесса испарения в жизни человека.

Сообщение ученика из биологии «Роль процесса испарения в жизни человека». Из биологии мы знаем, когда жарко – человек потеет. Это хорошо. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Влага, содержащаяся в организме человека, во время жары через поры в эпителии выходит наружу. Потоотделение обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счёт испарения пота уменьшается внутренняя энергия тела, благодаря этому организм охлаждается. Получается, потея, мы спасаем себя от перегрева организма.

Учитель. Процесс испарения будет зависеть от условий окружающей среды, то есть от влажности окружающего воздуха. Нормальной считается влажность воздуха 40-60%.

Учитель. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем тело человека, то происходит усиленное потоотделение. Обильное выделение пота ведёт к охлаждению организма, помогает работать в условиях высокой температуры. Если же влажность окружающего воздуха высока – 70%, то жить и работать становится тяжело. Если влажность меньше 40% при нормальной температуре воздуха, это приводит к его обезвоживанию (пустыни, металлургические заводы).

Учитель. Различные условия окружающей среды, затрудняющие или ускоряющие испарение, нарушают регулирование теплоотдачи организма. Поэтому в жару не надо носить кожаную, клеёнчатую, синтетическую одежду?

Ученики. Такая одежда затрудняет потоотделение, что приводит к перегреву организма.

Учитель. Решим задачу биофизического содержания.

При длительной тяжёлой физической работе человек выделяет пот объёмом около 10л. Какая масса воды может быть нагрета от 40 до 100 градусов за счёт той тепловой энергии, которая затратилась на испарение пота объёмом 10 л.? Для приближённого ответа считаем, что L пота = L воды. ( задачу решают у доски с объяснением).

Учитель. А сейчас давайте послушаем сообщение ученика о роли процесса испарения в жизни растений.

Сообщение ученика из биологии «Роль испарения в жизни растений». Большую роль играет испарение в жизни растений. Чтобы представить себе масштабы испарения воды растениями, приведу такой пример: за один вегетационный период одно растение (подсолнечник или кукуруза ) испаряет до 200 кг. и более воды, то есть бочку солидных размеров. При таком энергичном испарении требуется не менее энергичное добывание воды. Для этого служит корневая система, размеры которой огромны. Интересны растения пустыни. Например, кактусы – растения с толстыми мясистыми стволами, листья которых превратились в колючки. У них незначительная поверхность при большом объёме, толстые покровы, малопроницаемые для воды и водяного пара, с немногочисленными, почти всегда закрытыми устьицами. Поэтому даже в сильную жару кактусы испаряют мало влаги.

Учитель. Очень интересна роль испарения у животных и птиц. Послушаем сообщение ученика.

Сообщение ученика из биологии «Роль процесса испарения у животных и птиц».

Известно, что верблюд может не пить 2 недели. Верблюд почти не потеет даже в сорокаградусную жару. Его тело покрыто густой шерстью – шерсть спасает от перегрева и препятствует испарению влаги в организме. Верблюд никогда, даже в самый зной, не раскрывает рта: ведь со слизистой оболочки ротовой полости, если широко открыть рот, испаряется много воды. Частота дыхания верблюда очень низка – 8 раз в минуту. За счёт этого меньше воды уходит из организма с воздухом. Кроме того, температура тела верблюда понижается ночью до 34 градусов, а днём в жару повышена до 41 градуса. Это очень важно для экономии воды. У верблюда имеется очень важное приспособление для сохранения воды впрок. Известно, что из жира, когда он “сгорает” в организме, получается много воды – 107 г. из жира массой 100г. Таким образом, из своих горбов верблюд может извлечь воду массой до 50 кг.

Для уравновешивания неизбежной потери воды за счёт испарения многие животные всасывают её через покровы тела в жидком или газообразном состоянии (амфибии, насекомые, клещи). В теплорегуляции птиц большую роль играют воздушные мешки. В жаркое время с поверхности воздушных мешков испаряется влага, что способствует охлаждению организма. В связи с этим в жаркую погоду птица открывает клюв.

Учитель. Изучив тему испарения, мы узнали, какую большую роль играет испарение в жизни растений и животных, как это важно для человека. Вы теперь сможете ответить на ряд вопросов, в объяснении которых вы затруднялись.

Домашнее задание. (Распечатать на листочках каждому учащемуся)

  1. Наполните маленький стаканчик водой и вылейте воду на тарелку.

  2. Снова наполните тот же стаканчик водой и поставьте его вместе с тарелкой в шкаф, чтобы вода испарялась.

  3. Запишите дату и час начала опыта.

  4. Когда вода из тарелки вся испарится, снова запишите время.

  5. Запишите время, когда из стакана испарится четверть всей налитой в нём воды.

  6. Измерьте диаметры стакана и тарелки, определите площадь поверхности жидкости в них.

  7. Сопоставьте время испарения жидкости с площадью её поверхности.

  8. Напишите отчёт о работе.

Заключение, подведение итогов, выставление оценок.

На следующем уроке в качестве закрепления провожу физический диктант по двум вариантам.

( Вопросы варианта диктую классу поочерёдно).

Вариант I.

  1. Почему в жару собаки высовывают язык?

  2. Почему вода, налитая в сосуд из слабо обожженной глины, заметно холоднее окружающего воздуха?

  3. Почему палец, смоченный в эфире, будет ощущать холод?

  4. Почему в сухом воздухе переносить жару легче?

Вариант II.

  1. Почему фрукты, предназначенные для сушки, разрезают на тонкие ломтики?

  2. Почему, выходя из воды даже в жаркий день, вы чувствуете холод?

  3. Почему синтетическая одежда затрудняет регулировку температуры тела?

  4. Почему в банях некоторые металлические трубы, по которым подаётся вода, покрыты капельками воды?


Загадки.

1. Что в руках не удержать? (вода).

2. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт? (иней).

3. День и ночь кричит, а голос не устаёт? (водопад).

4. Я вода да по воде же плаваю? (лёд).

Физические свойства воды:

1. Температура кипения - …

2. Температура плавления - …

3. Плотность воды при температуре 4 градуса- …

4. Температура плавления льда -…


Урок физики в 8 классе "Испарение и конденсация в природе, в жизни животных и человека" в 8-м классе
  • Физика
Описание:

Основной целью данного урока является раскрытие основных научных положений изучаемой темы во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.

Задачи урока: ознакомление обучающихся с элементами экспериментального метода исследования явления; раскрытие роли испарения в природе и жизнедеятельности человека.

Учитель  объясняет тему урока через проблемные вопросы и физический эксперимент.

Учащиеся делают 2 сообщения из биологии.

Учитель организует решение расчётных и качественных задач с биологическим содержанием.

 

В конце урока даётся практическое домашнее задание.

Автор Сухинина Елена Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 840
Номер материала 50274
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓