Главная / Физика / урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

План – конспект урока физики в 7 классе

по теме: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

Учитель: Яковлева Ирина Георгиевна

Предмет: физика

Класс: 7

Тема: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: учебное исследование, проблемно-поисковый метод

Цель урока: экспериментальное установление факторов, от которых зависит сила трения; исследование зависимости между величинами: силы трения от силы реакции опоры, от рода соприкасающихся поверхностей, от вида трения и от площади поверхности.

Задачи урока:

1) Образования:

- научить измерять силу трения: продолжить формирование умения планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, анализировать, обобщать, делать выводы;

- экспериментально установить от каких факторов зависит сила трения.


2) Воспитания:

- продолжить формирование у учащихся коммуникативной культуры, навыков работы в группе: сотрудничество, взаимопомощь, умение высказывать и отстаивать свое мнение, умение слушать других, культура поведения, адекватное восприятие мнения окружающих;

- создать условия для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения.


3) Развития:

- развивать умение применять знания теории на практике;

- развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, самостоятельность;

- добиваться правильного произношения, толкования и использования физических терминов;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.



Формирование УУД:


Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, сравнение разных точек зрения, учитывание мнения другого человека, оценивание своих достижений или причин неудач, осмысление учащимися собственных действий, самоанализ и самоконтроль результата.


Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, умение выполнять задание по плану, оценка своего задания, коррекция, развитие правильной речи, мышления, логики; умение отвечать на вопросы и делать выводы; оценивать результаты деятельности своей и чужой, осуществлять контроль по результату, самопроверка, взаимопроверка, умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.


Познавательные действия: выдвигать гипотезу и доказывать её, умение планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы и обобщения; обсуждать проблемные вопросы, выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор.


Коммуникативные действия: уметь работать в группе: договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, задавать вопросы, формулировать и отстаивать собственное мнение; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Виды деятельности: беседа; практическая работа; отчёт о полученных результатах.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Сила трения», раздаточный материал, инструкция по выполнению эксперимента, инструкция по технике безопасности.


Необходимое оборудование и материалы для эксперимента: набор грузов, динамометр, деревянный брусок, деревянный каток той же массы, три разные поверхности (трибометр пластмассовый, деревянная поверхность, лист гладкой бумаги), линейка.


Учебно – методическое обеспечение:

Программа. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В. А.Коровин, В. А.Орлов – М.: Дрофа, 2012 Физика 7-9 классы. Авторы программы: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.


Учебник А.В. Перышкин, Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2012.

УМК 1. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике: 7- 9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7,8,9 класс» /сост. Г.А. Лонцова.– М.: Издательство «Экзамен», 2012

2. Т.В. Астахова. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.– Саратов: Лицей, 2013 .

3. О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс к учебнику А.В. Перышкина.- М.: Издательство «Экзамен», 2012


План урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Орг. момент.

1 мин

Приветствие учащихся, сообщение порядка работы на уроке.

hello_html_m4ba076a6.pngСлайд 1

Проверяют свою готовность к уроку

Организуют рабочее место, слушают учителя о формах работы.


Регулятивные УУД (самоконтроль)


Мотивация и целеполагание

1 мин.


Сегодня мы займемся исследованиями и открытиями. 

Цель нашего урока – это экспериментальное установление факторов, от которых зависит сила трения.

Запишем тему урока: “Сила трения”.

Слайд №2


Записывают тему урока в тетрадь










Регулятивные УУД

(принимать и сохранять учебную задачу, пробуждение потребности действовать в ситуации, созданной учителем)


Личностные УУД

(учебная мотивация)


Регулятивные УУД

(целеполагание)


Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

3 мин


На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов.

Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте, вначале вспомним основные сведения о силе трения.

Когда возникает трение?

Какую силу называют силой трения?

Как направлена сила трения?

Вспоминаем определение силы трения.

hello_html_m2b99701e.pngСлайд №3


Каковы причины возникновения силы трения?

hello_html_68ed2e5d.pngСлайд 4


Давайте вспомним, какие виды сил трения существуют?


Итак, сколько видов трения существует? Посмотрите схему видов силы трения с примерами.


hello_html_778394ec.pngСлайд 5





Отвечают устно на вопросы (фронтальная работа)

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

- Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их движению относительно друг друга, называется силой трения.


- Сила трения направлена в сторону, противоположную движению, так как препятствует движению.



Называют причины возникновения трения:

- неровности соприкасающихся поверхностей;

- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.









Делают вывод о видах силы трения.



Коммуникативные УУД

(умение выражать мысли)


Регулятивные УУД

(развивается правильная речь, мышление, логика, умение слушать других)









Познавательные УУД

(обсуждать вопросы, выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор)


Коммуникативные УУД

(умение вести диалог со сверстниками и учителем)



Усвоение новых знаний

16 мин

Каким прибором измеряется сила?

Слайд 6

Как с помощью динамометра можно измерить силу трения?

Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска.

Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

hello_html_m38ba3a9.pngСлайд 8


Теперь давайте вместе выясним, от каких факторов может зависеть сила трения?


Просит учащихся выдвигать гипотезы, обосновывать их и записывать на доске.

Выдвигаемые для исследования гипотезы:

1. Сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;

2. Сила трения зависит от вида поверхности, по которой движется тело;

3. Сила трения зависит от площади соприкасающихся поверхностей;

4. Сила трения зависит от вида трения.


Затем учащимся предлагается проверить выдвинутые гипотезы на практике в ходе выполнения экспериментальной исследовательской работы.

Цель работы: подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы.

Слайд 10

Каждая группа учеников получает карточку-задание, инструкцию для проведения эксперимента (Приложение 1), инструкцию по технике безопасности (Приложение 2).


Проведите экспериментальную проверку выдвинутых гипотез, результаты занесите в таблицу, сделайте соответствующие выводы.

Слайд 11, 12

hello_html_453a9272.png


Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты.

Выслушивает ответы, при необходимости задает наводящие вопросы.

Дополняет ответ ученика примерами из жизни:

- применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование подшипников для уменьшения силы трения;

- рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов;

- колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов.

hello_html_m37ac0ec3.pngСлайд 15


Обобщим результаты ваших исследований.

Перечислите факторы, влияющие на величину силы трения.

Назовите факторы, от которых величина силы трения не зависит.


hello_html_m26fe3e32.pngСлайд 17


Отвечают устно на вопросы


hello_html_m69940b5d.pngСлайд 7











hello_html_m4694d5a.pngСлайд 9

Учащиеся выдвигают гипотезы по вопросу: от чего зависит сила трения?

Гипотезы записываются на доске.






Класс разбивается на 4 группы, каждая из которых выполняет проверку одной отдельно взятой гипотезы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока).


Учащиеся выполняют экспериментальную исследовательскую работу самостоятельно в группах.

У каждой группы на столе приготовлены комплекты одинакового оборудования. Учащимся необходимо выбрать нужное оборудование, провести эксперимент, заполнить таблицу в карточке-задании, проанализировать результаты и сделать вывод.


Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступит представитель группы.

Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который сделает отчет об исследовательской деятельности группы.


Представители групп делают сообщения о результатах эксперимента, излагают выводы работы, подтверждая их результатами опытов.

1 группа – сила трения качения меньше силы трения скольжения при равных нагрузках.

hello_html_5c27b0ee.pngСлайд 13

2 группа – сила трения зависит от вида соприкасающихся поверхностей: чем больше шероховатость, тем больше сила трения.

hello_html_m1234ee5f.pngСлайд 14

3 группа - сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности: чем больше сила давления, тем больше сила трения.

4 группа - сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей

hello_html_m6f751528.pngСлайд 16

На величину силы трения влияют:

увеличение силы давления, вид силы трения, вид трущихся поверхностей.

Не влияет площадь соприкасающихся поверхностей.

Записывают общие выводы в тетрадь.


Коммуникативные УУД

(умение выражать мысли)


Регулятивные УУД

(развивается правильная речь, умение слушать других)











Познавательные УУД

(выдвигать гипотезу и доказывать её, умение планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы и обобщения)




Коммуникативные УУД

(уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, культура поведения)


Регулятивные УУД

(развивается правильная речь, мышление, логика, умение слушать других, задавать вопросы, отвечать на вопросы и делать выводы)


Личностные УУД

(сравнение разных точек зрения, учитывание мнения другого человека)







Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)





















Познавательные УУД (моделирование, структурирование знаний)



Физкульт.

минутка

2 мин

Посмотрите презентацию «Упражнения для глаз» и выполните упражнения

hello_html_4a04fc0a.png

Просмотр презентации «Упражнения для глаз» и выполнение указанных упражнений

Личностные УУД

(формирование установки на здоровый образ жизни)



Обеспечение осознанности формируемых знаний

5 мин.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.

hello_html_m447bfb6.pngСлайд 18

Прокомментировать поговорки: каждая группа получает по 1 поговорке

Слайд 24-27

1. «Сухая ложка рот дерёт»,

2. «Скользкий как налим»,

3. «Скрипит как несмазанная телега»,

4. « Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду».

Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо.

Слайд 21

hello_html_m52123cc.png



Способность перенести полученные знания на жизненный опыт

Выполняют задание, продумывают, затем комментируют свои ответы.

hello_html_3d4b5997.pngСлайд 19


hello_html_2c3fcde1.pngСлайд 20


hello_html_5191a4f2.pngСлайд 22


Познавательные УУД (совершенствование знаний, умений, навыков учащихся)

Личностные УУД

(применение нового материала при решении практических задач)


Регулятивные УУД

(умение находить неверный результат, оценивать результаты деятельности своей и чужой)



Обеспечение прочности формируемых знаний.

6 мин.

Выяснить уровень усвоения по теме.

Тестирование по изученной теме с использованием самоконтроля и взаимоконтроля.

Возьмите листы контроля знаний (Приложение 3) и выполните предлагаемые в тесте задания (Приложение 4).

Раздает текст с тестом и предлагает ответить на вопросы по осмыслению и усвоению темы.


Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”?


Закрепление полученных знаний, выполнение теста – самопроверка

Выполняют тест. Осознают результаты выполнения теста.

Проводят проверку решения, обмениваясь листом контроля знаний с соседом.

hello_html_m54ea821c.pngСлайд 23

Познавательные УУД

(владеть общим приемом выполнения тестов)


Регулятивные УУД (осуществлять контроль по результату, самоконтроль, взаимопроверка)


Рефлексия.

Контроль усвоения

2 мин


Учитель применяет прием рефлексии «Незаконченное предложение».

Предлагает учащимся закончить следующие предложения: Слайд 24

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я научился…



С помощью ответов на вопросы анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.


Озвучивают решение учебной проблемы урока.

Личностные УУД

(оценивание своих достижений или причин неудач, осмысление учащимися собственных действий)


Задания на дом с указаниями для учащихся

2 мин


Учащимся дается дифференцированное домашнее задание: Слайд 25

1. Составить таблицу с примерами, доказывающими, что сила трения «друг» или «враг».

2. Составить таблицу с примерами использования силы трения в технике, в жизни животного и растительного мира.


Домашний эксперимент (по желанию):

Два тетрадных листа бумаги одновременно падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Записывают домашнее задание в дневники, выбирая свой уровень усвоения материала.

hello_html_15b15f8b.png


Регулятивные УУД

(выбор своего уровня усвоения материала)


Итог урока

2 мин

Подведение итогов. Качественная оценка работы участников урока.

Анализирует достижения, оценивает результаты работы учащихся на уроке: называет фамилии тех учеников, кто активно работал на уроке, давал правильные ответы, активно работал в группах (учитывается мнение учащихся).

Благодарит детей за урок.


hello_html_2677c24.png


Определяют свой рейтинг в общей массе класса.

Могут высказывать свое мнение о работе на уроке своих одноклассников.









Регулятивные УУД

(умение адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников)


Личностные УУД

(размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании)



















Виды рефлексии:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

13.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…


14.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с


целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?


15.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,


по просьбе учителя…):

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?


16.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для


5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка


в соответствии с этапами урока:

Сначала мы рассуждали так…

Потом мы столкнулись с проблемой…

Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

Мы увидели (поняли)…Значит…

Теперь мы будем…

урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»
  • Физика
Описание:

План – конспект урока физики в 7 классе

по теме: «Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

Учитель:Яковлева Ирина Георгиевна

Предмет: физика

Класс: 7

Тема:«Сила трения. Изучение причин и закономерностей трения»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: учебное исследование, проблемно-поисковый метод

Цель урока: экспериментальное установление факторов, от которых зависит сила трения;исследование зависимости между величинами: силы трения от силы реакции опоры, отрода соприкасающихся поверхностей, от вида трения и от площади поверхности.

Задачи урока:

            1) Образования:

- научить измерять силу трения:продолжитьформирование умения планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, анализировать, обобщать, делать выводы;

- экспериментально установить от каких факторов зависит сила трения.

 

            2) Воспитания:

- продолжить формирование у учащихся коммуникативной культуры, навыков работы в группе: сотрудничество, взаимопомощь, умение высказывать и отстаивать свое мнение, умение слушать других, культура поведения, адекватное восприятие мнения окружающих;

 - создать условия для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения.

 

           3)  Развития:

- развивать умение применять знания теории на практике;

- развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, самостоятельность;

- добиваться правильного произношения, толкования и использования физических терминов;

- развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

 

 

Формирование УУД:

 

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, сравнение разных точек зрения, учитывание мнения другого человека,оценивание своих достижений или причин неудач, осмысление учащимися собственных действий, самоанализ и самоконтроль результата.

 

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, умение выполнять задание по плану, оценка своего задания, коррекция, развитие правильной речи, мышления, логики; умение отвечать на вопросы и делать выводы; оценивать результаты деятельности своей и чужой, осуществлять контроль по результату, самопроверка, взаимопроверка, умениеадекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников.

 

Познавательные действия: выдвигать гипотезу и доказывать её, умение планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы и обобщения; обсуждать проблемные вопросы, выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор.

 

Коммуникативные действия: уметь работать в группе: договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение,задавать вопросы,  формулировать и отстаивать собственное мнение; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Виды деятельности: беседа; практическая работа; отчёт о полученных результатах.

 

Оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран,презентация по теме «Сила трения», раздаточный материал, инструкция по выполнению эксперимента, инструкция по технике безопасности.

 

Необходимое оборудование и материалы для эксперимента: набор грузов, динамометр, деревянный брусок, деревянный каток той же массы, три разные поверхности (трибометр пластмассовый, деревянная поверхность, лист гладкой бумаги), линейка.

 

Учебно – методическое обеспечение:

Программа. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11кл./ сост. В. А.Коровин, В. А.Орлов – М.: Дрофа, 2012  Физика 7-9 классы. Авторы программы: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.  

 

Учебник  А.В. Перышкин, Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа,  2012.

УМК  1. А.В. Перышкин.  Сборник задач по физике: 7- 9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика 7,8,9 класс» /сост. Г.А. Лонцова.– М.: Издательство «Экзамен», 2012

 2. Т.В. Астахова. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания.– Саратов: Лицей, 2013 .

 3. О.И. Громцева. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс к учебнику А.В. Перышкина.- М.: Издательство «Экзамен», 2012

 

План урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

Орг. момент.

1 мин

Приветствиеучащихся, сообщение порядка работы на уроке.

 Слайд 1

Проверяют свою готовность к уроку

Организуют рабочее место, слушают учителя о формах работы.

 

Регулятивные УУД (самоконтроль)

 

Мотивация и целеполагание

1 мин.

 

 Сегодня мы займемся исследованиями и открытиями. 

Цель нашего урока – это экспериментальное установление факторов, от которых зависит сила трения.

 Запишем тему урока: “Сила трения”.

Слайд №2

 

Записывают тему урока в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РегулятивныеУУД

(принимать и сохранять учебную задачу, пробуждение потребности действовать в ситуации, созданной учителем)

 

ЛичностныеУУД

(учебная мотивация)

 

Регулятивные УУД

(целеполагание)

 

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

3 мин

 

На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов.

Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте, вначале вспомним основные сведения о силе трения.

Когда возникает трение?

Какую силу называют силой трения?

 Как направлена сила трения?

Вспоминаем определение силы трения.

 Слайд №3

 

Каковы причины возникновения силы трения?

       Слайд 4

 

Давайте вспомним, какие виды сил трения существуют?

 

  

Итак, сколько видов трения существует? Посмотрите схему видов силы трения с примерами. 

 

 Слайд 5

 

 

 

 

Отвечают устно на вопросы (фронтальная работа)

- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.

- Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их        движению относительно друг друга, называется силой трения.

 

- Сила трения направлена в сторону, противоположную движению, так как препятствует движению.

 

 

Называют причины возникновения трения:

- неровности соприкасающихся поверхностей;          

- взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод о видах силы трения.

 

 

Коммуникативные УУД

(умение выражать мысли)

 

РегулятивныеУУД

(развивается правильная речь, мышление, логика, умение слушать других)

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

(обсуждать вопросы, выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор)

 

Коммуникативные УУД

(умение вести диалог со сверстниками и учителем)

 

 

Усвоение новых знаний

16 мин

Каким прибором измеряется сила?

 Слайд 6

Как с помощью динамометра  можно измерить силу трения?

 Поясняет, что динамометр показывает силу упругости (силу тяги) и она будет равна силе трения только в случае равномерного движения бруска.    

   Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.

 Слайд 8

 

   Теперь давайте вместе выясним, от каких факторов может зависеть сила трения?

 

Просит учащихся выдвигать гипотезы, обосновывать их и записывать на доске.

Выдвигаемые для исследования гипотезы:

 1. Сила трения зависитот силы, прижимающей тело к поверхности;

2. Сила трения зависит от вида поверхности, по которой движется тело;

3. Сила трения зависит от площади соприкасающихся поверхностей;

4. Сила трения зависит от вида трения.

 

Затем учащимся предлагается проверить выдвинутые гипотезы на практике в ходе выполнения экспериментальной исследовательской работы.

Цель работы: подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы.

 Слайд 10

Каждая группа учеников получает карточку-задание, инструкцию для проведения эксперимента (Приложение 1), инструкцию по технике безопасности (Приложение 2).

 

Проведите экспериментальную проверку выдвинутых гипотез, результаты занесите в таблицу, сделайте соответствующие выводы.

Слайд 11, 12

 

Объявляет о завершении практической работы, просит группы приготовиться озвучить полученные результаты.

Выслушивает ответы, при необходимости задает наводящие вопросы.

Дополняет ответ ученика примерами из жизни:

- применение волокуш в некоторых племенах, изобретение колеса, перетаскивание в древности судов посуху с применением бревен, использование подшипников для уменьшения силы трения;

- рифленая подошва зимней обуви, шипованные кроссовки, зимние шины у автомобилей и велосипедов;         

- колеса трамваев и поездов, а так же рельсы имеют гладкую поверхность, но сила трения велика за счет большого веса трамваев и поездов.

 Слайд 15

 

Обобщим результаты ваших исследований.

Перечислите факторы, влияющие на величину силы трения.

Назовите факторы, от которых величина  силы трения не зависит.  

 

           Слайд 17

 

Отвечают устно на вопросы

 

 Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Слайд 9

Учащиеся выдвигают гипотезы по вопросу: от чего зависит сила трения?

Гипотезы записываются на доске.

 

 

 

 

 

Класс разбивается на 4 группы, каждая из которых выполняет проверку одной отдельно взятой гипотезы (деление на группы и списки групп были представлены учителю еще до урока).

 

Учащиеся выполняют экспериментальную исследовательскую работу самостоятельно в группах.

 У каждой группы на столе приготовлены комплекты одинакового оборудования. Учащимся  необходимо выбрать нужное оборудование, провести эксперимент, заполнить таблицу в карточке-задании, проанализировать результаты и сделать вывод.

 

Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступит представитель группы.

Готовятся отчитаться о проделанной работе, выбирают ученика, который  сделает отчет об исследовательской деятельности группы.

 

Представители групп делают сообщения о результатах эксперимента, излагают выводы работы, подтверждая их результатами опытов.

1 группа – сила трения качения меньше силы трения скольжения при равных нагрузках.

 Слайд 13

2 группа –  сила трения зависит от             вида соприкасающихся поверхностей:чем больше шероховатость, тем больше сила трения.

 Слайд 14

3 группа -  сила трения зависит от            силы, прижимающей тело к поверхности:чем больше сила давления, тем больше сила трения.

4 группа -   сила трения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей

 Слайд 16

На величину силы трения влияют:

увеличение силы давления, вид силы трения,  вид трущихся поверхностей.

Не влияет площадь соприкасающихся поверхностей.

Записывают общие выводы в тетрадь.

 

Коммуникативные УУД

(умение выражать мысли)

 

РегулятивныеУУД

(развивается правильная речь, умение слушать других)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

(выдвигать гипотезу идоказывать её, умение планировать и проводить физический эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, делать выводы и обобщения)

 

 

 

Коммуникативные УУД

(уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свое мнение, культура поведения)

 

РегулятивныеУУД

(развивается правильная речь, мышление, логика, умение слушать других, задавать вопросы, отвечать на вопросы и делать выводы)

 

Личностные УУД

(сравнение разных точек зрения, учитывание мнения другого человека)

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (моделирование,  структурирование знаний)

 

 

Физкульт.

минутка

2 мин

Посмотрите презентацию «Упражнения для глаз» и выполните упражнения

Просмотр презентации «Упражнения для глаз» и выполнение указанных упражнений

Личностные УУД

(формирование установки на здоровый образ жизни)

 

 

Обеспечение осознанности формируемых знаний

5 мин.

Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки.

 Слайд 18

Прокомментировать поговорки: каждая группа получает по 1 поговорке

 Слайд 24-27

1. «Сухая ложка рот дерёт»,

2. «Скользкий как налим»,

3. «Скрипит как несмазанная телега»,

4. « Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду».

Просит учеников прокомментировать свой ответ, а затем называет правильный ответ и поясняет его, если это необходимо.

 Слайд 21

                   

 

 

Способность перенести полученные знания на жизненный опыт

Выполняют задание, продумывают, затем комментируют свои ответы.

 Слайд 19

 

 Слайд 20

 

 Слайд 22

 

Познавательные УУД (совершенствование знаний, умений, навыков учащихся)

Личностные УУД

(применение нового материала при решении практических задач)

 

Регулятивные УУД

(умение находить неверный результат, оценивать результаты деятельности своей и чужой)

 

 

Обеспечение прочности формируемых знаний.

6 мин.

Выяснить уровень усвоения по теме.

Тестирование по изученной теме с использованием самоконтроля и взаимоконтроля.

Возьмите листы контроля знаний (Приложение 3) и выполните предлагаемые в тесте задания (Приложение 4).

Раздает текст с тестом и предлагает ответить на вопросы по осмыслению и усвоению темы.

 

Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”?

 

Закрепление полученныхзнаний, выполнение теста – самопроверка

Выполняют тест. Осознают результаты  выполнения теста.

Проводят проверку решения, обмениваясь листом контроля знаний с соседом.

 Слайд 23

Познавательные УУД

(владеть общим приемом выполнения тестов)

 

Регулятивные УУД  (осуществлять контроль по результату, самоконтроль, взаимопроверка)

 

Рефлексия.

Контроль усвоения

2 мин

 

Учитель применяет прием рефлексии «Незаконченное предложение».

Предлагает учащимся закончить следующие предложения:  Слайд 24

 1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я научился…

 

 

С помощью ответов на вопросы анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала.

 

Озвучивают решение учебной проблемы урока.

Личностные УУД

(оценивание своих достижений или причин неудач, осмысление учащимися собственных действий)

 

Задания на дом с указаниями для учащихся

2 мин

 

Учащимся дается дифференцированное домашнее задание:    Слайд 25

1. Составить таблицу с примерами, доказывающими, что сила трения «друг» или «враг».

2. Составить таблицу с примерами использования силы трения в технике, в  жизни животного и растительного мира.

 

 Домашний эксперимент (по желанию):

 Два тетрадных листа бумаги одновременно  падают с одинаковой высоты. Как получить разное время падения?

Записывают домашнее задание в дневники, выбирая свой уровень усвоения материала.

 

Регулятивные УУД

(выбор своего уровня усвоения материала)

 

Итог урока

     2 мин

Подведение итогов. Качественная оценка работы участников урока.

Анализирует достижения, оценивает результаты работы учащихся на уроке: называет фамилии тех учеников, кто активно работал на уроке, давал правильные ответы, активно работал в группах (учитывается мнение учащихся).  

Благодарит детей за урок.

 

 

Определяют свой рейтинг в общей массе  класса.

Могут высказывать свое мнение о работе на уроке своих одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(умениеадекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников)

 

Личностные УУД

(размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании)

Автор Яковлева Ирина Георгиевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 954
Номер материала 33314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓