Урок
физики 7 класс по теме
«Экспериментальное
доказательство существования атмосферного давления».
Тип урока: Изучение
новой темы.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор,
экран, презентация к уроку.
Для
экспериментальной части урока:
Технологические карты с описанием
опытов для каждой группы.
3 стакана, открытка, бутылка с
водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, поллитровые банки (3 шт),
газета, огарок свечи, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, вантуз
или присоска, стеклянная трубка с поршнем, спички, бутылка с широким горлышком,
вареное яйцо.
Ход урока.
1.
Организационный момент. (1 мин) слайд №1
Учитель:
Да путь познания не
гладок,
Но знаем мы со школьных
лет
Загадок больше чем
разгадок
И поискам предела нет!
Сегодня на уроке мы с вами ещё раз
убедимся, что поискам предела нет!
2. Актуализация опорных знаний
(8 мин).
Фронтальная
беседа с использованием мультимедийной презентации.
Учитель: Мы с вами
живем на дне огромного океана.
1. Как он
называется?
Ответ
учащихся:
Мы живем на дне воздушного океана, который называется атмосферой. Атмосфера -
это газовая оболочка Земли. Слайд№2
2. От каких двух слов
произошло название этого слова?
Ответ: Название
произошло от греческих слов «атмос»– пар и «сфера» - шар.
3. Какое
давление называют атмосферным давлением?
Ответ: Давление,
оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся в ней предметы, называется
атмосферным давлением. Слайд №3
4. Как
передается давление жидкостей и газов?
Ответ: жидкости
и газы передают оказываемое на них давление по всем направлением одинаково.
5. Как
называется данный закон?
Ответ: Этот закон
называется законом Паскаля, так как был открыт французским ученым Блез
Паскалем.
6. По какой
формуле рассчитывается давление жидкостей? Слайд №4
Ответ: Давление
жидкости равно произведению плотности жидкости, ускорения свободного падения и
глубины жидкости.
7. Можно ли
применить данную формулу для расчета давления атмосферы?
Ответ: Эту
формулу для расчета давления атмосферы применить нельзя, потому что атмосферный
воздух не обладает постоянной плотностью: она на различных высотах разная, и не
имеет определенной высоты.
3. Изучение
нового материала . Сообщение темы и цели урока.
1 этап
–теория. (7 мин).
Учитель: сегодня
на уроке мы с вами узнаем как было определено атмосферное давление и
экспериментально докажем что оно существует.
слайд № 5
Рассказ
учителя: Впервые
атмосферное давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком
Эванджелисто Торричелли.
слайд № 6
Он взял стеклянную трубку длиной 1
метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул,
опустив открытый конец в чашку со ртутью К удивлению окружающих, из трубки
вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76
см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным
давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.
Отгадайте загадку:
Поведает всем хоть и без языка,
когда будет ясно, а когда облака?
Это барометр - прибор для измерения
атмосферного давления: трубку снабдили шкалой и атмосферное давление стали
измерять в мм. рт.ст..
Слайд № 7,8
Чтобы наглядно
продемонстрировать это давление, немецким физиком Отто фон Герике 8 мая 1654
года в германском городе Регенсбург при весьма торжественной обстановке был
проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. С помощью изобретённого
им воздушного насоса Герике выкачал почти весь воздух, содержавшийся в плотно
сложённых медных полушариях, имевших диаметр около метра. Атмосферное давление
настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли
даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Это
давление составляло примерно 7 тысяч килограммов. Этим наглядным опытом Отто Герике
убедительно показал, что воздух также представляет собой вещество, которое
способно оказывать мощное давление.
2 этап -
выполнение экспериментальной работы (20 мин). слайд №9
Учитель: Эксперименты,
которые мы с вами рассмотрели, очень трудно проделать: ртуть ядовита и её не
используют в школьном эксперименте, лошади мы даже одной не найдем, поэтому я
предлагаю выполнить проект.
Слайд № 10
Цель проекта: экспериментально
доказать существование атмосферного давления.
В процессе работы над проектом вы
должны решить следующие задачи: слайд №11
§ Подобрать
необходимое оборудование для выполнения эксперимента.
§ Проделать по
описанию предложенные опыты
§ Выполнить рисунки
к опыту
§ Продемонстрировать
результаты работы
§ Объяснить
наблюдаемые явления
Коллективным усилием мы с вами
создадим методическое пособие для начинающих молодых специалистов (учителей
физики) по теме «Атмосферное давление. Экспериментальное доказательство его
существования».
Слайд №12
Организация
деятельности: учащиеся, заранее разбитые на группы занимают места,
подбирают оборудование для выполнения предложенного эксперимента
(Приложение№1).
распределяют роли руководителя,
экспериментатора, теоретика, художника.
Осуществление
деятельности: Учащиеся работают самостоятельно, сообща и каждый в
соответствии со своей ролью. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные
конструкции. Пробуют провести эксперимент, по необходимости консультируются с
учителем.
Презентация итога
работы групп.
Группы демонстрируют свои
эксперименты, объясняют их. Рефлексируют свою деятельность и оценивают
результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку
деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносятся в
оценочный лист и обсуждаются.
(Приложение№2)
4. Подведение
итога урока. Запись домашнего задания в дневники (3 мин).
1. Д/з:
параграф 40 слайд №13
2. Подготовить
доклад по теме
«Роль атмосферного
давления в жизни человека и
животных».
3. Найти и
проделать в домашних условиях интересные опыты, доказывающие наличие
атмосферного давления.
слайд №14
5. Рефлексия. Вам
понравился урок? Спасибо за работу! (1 мин)
Приложение №1
Задания для групп.
Эксперименты,
доказывающие существование атмосферного давления.
Группа №1:
Опыт №1: «Перевёрнутый
стакан».
Наполните обыкновенный стакан до
краёв водой. Накройте его листком бумаги и. плотно прикрыв рукой, переверните
бумагой вниз. Осторожно уберите руку, держа стакан за дно. Вода не выливается.
Почему это происходит?
Ответ учащихся: воду удерживает
давление воздуха. Давление воздуха распространяется на все стороны одинаково по
закону Паскаля, значит и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы
поверхность воды оставалось совершенно ровной.
Опыт №2: «Фонтан
в пустоте».
При помощи
атмосферного давления можно показать фонтан в разряженном пространстве.
Возьмите стеклянный шар или колбу с подключенной трубкой. При помощи насоса
откачайте из шара воздух, опустите конец трубки в воду, и вы увидите внутри
шара фонтан. Объясните причину возникновения фонтана?
Ответ учащихся: При
откачивании воздуха внутри шара создается разряженное пространство. И
атмосфера, по закону Паскаля, действуя по всем направлениям одинаково,
заталкивает в шар воду.
Группа
№2:
Опыт
№1:
Возьмите два
стеклянных стакана или две банки, огарок свечи, немного газетной бумаги и
ножницы. Поставьте зажженный огарок в один из стаканов. Вырежьте из нескольких
слоев газетной бумаги круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана.
Затем вырежьте середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия
стакана оставалась открытой. Смочите бумагу водой, полученную эластичную
прокладку положите на верхний край первого стакана. Осторожно поставьте на
прокладку перевернутый второй стакан и прижмите его к бумаге так, чтобы
внутреннее пространство обеих стаканов оказалось изолированным от внешнего
воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь взявшись рукой за верхний стакан,
поднимите его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему стакану и поднялся вместе
с ним. Почему?
Ответ учащихся:
Огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане. А как мы уже знаем,
нагретый воздух расширяется и становится легче, поэтому часть его вышла из
стакана. Когда мы медленно приближали к первому стакану второй, часть содержащегося
в нем воздуха также успела нагреться и вышла наружу. Значит когда оба стакана
были плотно продавлены один к другому. в них было меньше воздуха чем до начала
опыта. Свеча потухла. Как только был израсходован весь содержащийся в стаканах
кислород.
Опыт
№2:
Возьмите
пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько
отверстий. В результате дно выглядит как решето. Так же сделайте одно отверстие
в пробке. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. Если закрыть
отверстие в пробке пальцем вода перестает выливаться из бутылки. Если не
закрывать отверстие в пробке - вода выливается через отверстия в дне. Объясните
наблюдаемые явления.
Ответ учащихся: Когда мы
перекрываем отверстие в пробке, мы закрываем доступ атмосфере, и она не давит
на воду. Как только мы открываем отверстие в пробке, атмосфера начинает давить
и вода выливается.
Группа
№3:
Опыт
№1: «Вода в решете».
Возьмите
пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько
отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и
закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А
еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!! Объясните наблюдаемое явление.
Ответ учащихся: Когда
пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку
закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление
мало. Поэтому вода не выливается.
Опыт №2: «Сухая
монетка».
Положите на
плоскую тарелку монету и налейте немного воды. Монета очутится под водой.
Попробуйте взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из
тарелки. Не получается ! А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом,
конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала.
Возьмите тонкий стакан, ополосните его кипятком и опрокиньте на тарелку рядом
с монетой. Смотрите, что происходит, и объясните наблюдаемое явление.
Ответ учащихся:
Воздух в стакане начнет остывать, а холодный воздух занимает меньше места, чем
горячий. Внутри него создается разряженное пространство, стакан начинает
всасывать воду из блюдца, и вода собирается под ним. Монета высохнет и можно
взять её в руки, не замочив пальцы.
Группа №4:
Опыт №1:
Возьмите вантуз,
(вантуз – приспособление, которое обычно применяется для продувки засорившихся
труб) смочите его края водой и прижмите к книге, которая положена на стол.
Выдавите часть воздуха из вантуза, а затем поднимайте его. Вместе с ним
поднимается и книга. Почему?
Ответ учащихся: Это
объясняется тем, что под вантузом создается разряженное пространство и
атмосфера прижимает книгу к вантузу, и поднимает вслед за ним.
Опыт №2:
В бутылку с
широким горлышком (из-под кетчупа или молока) опустить зажженную бумагу и
быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно
втягивается и проваливается внутрь бутылки. Почему?
Ответ учащихся: Пламя нагревает
воздух в бутылке, расширяясь при этом, часть его выходит наружу. Когда бутылку
накрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее
атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.