Главная / Физика / Урок физики в 7 классе по теме: «Измерение атмосферного давления»

Урок физики в 7 классе по теме: «Измерение атмосферного давления»

Безукладникова Татьяна Александровна,

учитель физики МБОУ «Ильинская СОШ № 1»,

высшая квалификационная категория

Пермский край, п. Ильинский


Урок физики в 7 классе по теме: «Измерение

атмосферного давления»

Цель урока: сформировать представление о физических приборах, измеряющих атмосферное давление.

Задачи:

  1. изучить устройство и принцип действия барометров: металлического, жидкостного;

  2. соотнести знания с курсом географии;

  3. показать практическую значимость изучаемого материала.

Оборудование к уроку:

  1. барометр – анероид;

  2. таблицы «Схема устройства барометра - анероида». «Схема устройства жидкостного барометра »;

  3. презентация к уроку на тему «Приборы для измерения атмосферного давления».

Ход урока:

  1. Проблемная формулировка темы урока.

Учащиеся самостоятельно сформируют тему урока, исходя из эпиграфа к уроку, который записан на доске:

«Серенькое утро – красненький денек».

Ученики предлагают свои варианты, аргументируя их и результатом осуждая является тема урока.

«Приборы для измерения атмосферного давления».

  1. Проблемное введение в изучаемую тему:

а) Какой материал из предыдущих уроков и тем нам будет нужен?

Учащимся предлагаются 3 ранее изученные темы: давление твердых тел, давление жидкостей, давление газов и предлагается выбрать нужную, аргументируя свой выбор.

б) А что из этой темы будет необходимо?

Учащимся предлагается набор основных понятий, они выбирают нужное и аргументируют свой выбор.

Вариант задания:

Сообщающиеся сосуды, атмосфера, Паскаль, Торричелли, вес воздушной оболочки Земли, давление, высота столба жидкости или газа, площадь опоры, сила тяжести, закон Паскаля, ММ.РТ. столба;

в) Объединяясь в микрогруппы по 4 человека, учащиеся ищут ошибки, которые допущены в следующих утверждениях:

«Мы живем на дне огромного воздушного океана. Поднимаясь, вверх, мы испытываем все большее его давление».

«Атмосфера – это воздушная оболочка Земли, и воздух – это прозрачная, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни веса смесь газов».

«Атмосфера вокруг Земли станет очень плотной, т.к. молекулы воздуха притягивают к Земле и их концентрация вблизи ее поверхности, будет возрастать».

Обсудив в группе, называют ошибку в утверждении и исправляют ее.

  1. Изучение нового материала осуществляется через проблемные задания, работу с таблицами и прибором: с учебником и через знания, полученные учащимися в курсе географии:

а) Проблемное задание: назовите все известные вам возможные способы предсказания погоды на завтра. Все предложения учащихся записываются на доске и анализируются.

Например: солнце село в тучу, наличие росы, красный закат, столбы комаров, поведение муравьев, показания приборов.

Вывод: существуют специальные приборы для измерения атмосферного давления – барометры.

б) Демонстрация барометра – анероида и таблицы. Учащимся предлагается, используя рис. 124, 125 на стр. 185 и материал § 43, вспомнить устройство барометра – анероида, т.к. этот материал уже изучался в курсе географии.

в) Объяснение учителем устройства и принципа действия жидкостных барометров: водяного и ртутного, используя таблицы.

г) А зачем два прибора? Ответ может быть получен сразу или учащиеся задают учителю вопросы, в ходе которых находят ответ на проблему. Далее, обращаясь к таблицам, предлагается выяснить « + » и « - » в этих барометрах.

  1. Предлагается вспомнить и назвать «живые» (естественные) барометры.

Учащиеся, приводя примеры по 3 направлениям: растения, животные, природные явления.

  1. Это всегда волновало людей и учащимся предлагается проанализировать стихи и выяснить физический смысл поэтических барометров:

Чайка ходит по песку,

Моряку сулит тоску,

И пока не лезет в воду,

Штормовую жди погоду.

Когда солнце село в тучу,

Жди, моряк, получишь бучу.

Если солнце село в воду,

Жди хорошую погоду.

  1. Поисковая работа учащихся.

Семиклассники делятся на группы и получают тексты, в которых находится информация о растениях барометрах и им нужно ее выбрать. Другие группы получают открытки с цветами и им надо описать свойства растения, как барометра.

    1. Задание: Много удивительного могут рассказать человеку, понимающему их язык, лесные и полевые цветы и травы.

- Отдыхая у воды, посмотрите утром, поднялись ли на поверхность белые кувшинки, если они остались под водой – ждите затяжного ливня или похолодания.

- Дети гуляли по лугу, который пестрел разнотравьем луговых трав. Там были колокольчики, лютики, ромашки, голубоглазые васильки. Луг был настолько красив, что не хотелось его покидать.

- Особенно чутко на приближение непогоды реагирует клен: «слезы» у него появляются за 3 – 4 суток до дождя в том месте, где черешок прикрепляется к ветке.

- С приближением дождя можно увидеть больше пчел над кустами желтой акации, над душистыми табаком, левкоями, т.к. в эту пору они усиленно выделяют нектар.

- Розу называют царицей цветов за ее грациозность, красоту, аромат. Лепестки розы имеют изящную форму и строение. В настоящее время в питомниках и теплицах культивируется более 70 разновидностей роз. Все они радуют людей в праздники и будни.

- Опускают к ненастью головки клевер луговой и маргаритки, а чертополох почти перестает колоться.

    1. Задание: Предлагается открытки с изображением одуванчика, клевера, кислицы обыкновенной, крыжовника. Работа учащихся проверяется после урока.

  1. Итог урока.

Учащимся предлагается записать краткий конспект урока в тетради.

  1. Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления.

  2. Барометры бывают искусственные (металлические, жидкостные – ртутные, водяные);

естественные (растения, животные, природные явления).

  1. Устройство барометра – анероида.

  2. Устройство жидкостного барометра.


  1. Домашнее задание:

1) предлагается на выбор учащихся

а) записать в тетради 5 – 7 народных примет к хорошей и плохой погоде;

2) обязательно для всех прочитать §§ 42 - 43 и ответить на вопросы.


Список использованной литературы.

1. Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 кл. – М.: ВАКО, 2012г.

2. Громов С.В. Физика: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2002г.

3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные работы по физике» 7 кл.

4. Кашина Т.Н. «Педагогическая мастерская»/ сборник материалов – Пермь – Нытва, ЗУУНЦ-РУО, 1995г.

5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002


Урок физики в 7 классе по теме: «Измерение атмосферного давления»
  • Физика
Описание:

Урок изечения нового материала, на котором присутсвует приемы позновательной деятельности учащихся. 

В их качестве выступает проблемно поисковый прием, эврестическая беседа, диалогическообщениря, групповая форма работы. 

Учащиеся работают по схеме, наблюдение - выдвижение гипотизы, - выводы. 

На уроке создается условия для развития логического мышления. На данном уроке, продолжаем воспитывать у учащихся, уверенность познания природы, ответственность за результаты выполненой работы. 

Автор Безукладникова Татьяна Александровна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1171
Номер материала 4733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓