Урок физики в 7
классе на тему " Давление газа "
Викторенко Г.
Н., г. Петропавловск, Первый городской общеобразовательный лицей.
Цели
урока: Общая
дидактическая цель (ОДЦ): приобретение умений самостоятельно в комплексе
применять полученные ранее знания, умения, навыки; осуществлять их перенос в
новые условия.
Триединая
дидактическая цель (ТДЦ):
–
Образовательный аспект:
репродуктивная
цель: объяснить давление газа на стенки сосуда с молекулярной точки зрения.
Объяснение зависимости давления газа от температуры и концентрации частиц;
конструктивная цель: понимание стандартной ситуации, умение работать с
теоретическим материалом;
творческая цель: использование эксперимента для изучения физического смысла
процесса, формирование умений анализировать данные эксперимента и переносить
знания для объяснения явлений природы.
–
Развивающий аспект: создание условий для развития логического
мышления, интеллектуальных умений.
–
Воспитательный аспект: развитие диалектического мировоззрения,
воспитание коммуникативной культуры учащихся, формирование умения организовать
работу.
Тип
урока:
Урок комплексного получения знаний, умений, навыков, изучения нового
материала и первичного закрепления.
Форма
организации познавательной деятельности: фронтальная, парная,
индивидуальная.
Методы
обучения: Проблемный. Поисковый.
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, электронный датчик давления, карточки с тестовыми
заданиями, два шприца разного объёма из набора электронных датчиков, резиновая
камера от мяча, воздушный насос, теплоприемник, лабораторные динамометры и
деревянные бруски на класс, демонстрационный динамометр и большой деревянный
брусок, воздушный пистолет, резиновая пробка, целлофановый пакет, спички,
пластилин, шарики: стальной и пластмассовый (на каждый стол), DVD диск
«Тепловые явления» для 8класса, электронный учебник “Уроки физики Кирилла и
Мефодия. 7 класс” (входят в комплект нового оборудования кабинета физики);
одинаковые резиновые шарики, наполненные разными газами: воздухом и гелием.
План урока.
- Орг. момент - 1 мин.
- Проверка знаний – 10 мин.
- Мотивация - 3 мин.
- Этап получения новых знаний - 20
мин.
- Закрепление учебного материала - 5
мин.
- Информация о домашнем задании - 2
мин.
- Подведение итогов - 4 мин.
Содержание
урока.
I. Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.
Все ли присутствуют на сегодняшнем уроке? Кто дежурный? Спасибо. Всё ли готово
к уроку? Посмотрите на экран. (К уроку готовится
презентация на слайдах) Учитель выразительно читает : Физика! Какая ёмкость
слова!
Физика –
для нас не просто звук!
Физика –
опора и основа.
Всех без
исключения наук!”
II. Проверка знаний.
(Учитель на перемене раскладывает карточки с
заданием и оборудование: динамометр, брусок, линейка) Содержание карточки:
Задача.
1.Используя
динамометр и линейку, определите давление бруска на стол, когда он лежит
плашмя?
2.
Изменится ли давление бруска на стол, если его поставить торцом на стол?
Подсказки: Вспомните:
А)
как определить давление твердого тела.
В) как с помощью динамометра определить силу, с которой брусок давит на стол.
С) как, используя линейку определить площадь опоры бруска.
Д) сколько в м содержится см?
Так как у учащихся еще нет хороших
навыков работы с динамометром, учитель вызывает сильного ученика к
демонстрационному столу и просит его показать, как определить силу, с которой
брусок давит на стол, используя демонстрационное оборудование. Здесь необходимо
вспомнить с учащимися, что такое цена деления шкалы и как её определить. После
этого учащиеся приступают к выполнению задания.
III. Мотивационный
этап.
На этапе подготовки учащихся к восприятию учебной проблемы, актуализации
знаний, полученных на предыдущих уроках, начала самостоятельного поиска,
учитель демонстрирует опыт: целлофановый пакет, наполняет воздухом и пережимает
его рукой, начинает закручивать его, увеличивая давление в пакете, пакет громко
лопается. Задаёт вопрос классу: какое тело находилось в пакете? Что разорвало
пакет? (Воздух) Какова причина того, что воздух разорвал пакет? (Увеличилось
давление воздуха)
Учитель: Из опыта следует, что воздух
оказывает давление на стенки сосуда, в котором находится. Воздух это газ, мы
заговорили о нём не случайно, так как тема урока сегодня - давление газа. (Выводит
на экран слайд с темой урока)
IV. Этап получения новых
знаний.
Учитель:
- Оказывает ли воздух действие на стены, пол, потолок? (Да.)
- Давайте посмотрим опыт, на котором увидим изменение объема, завязанного
воздушного шара. (Опыт, воздушный шар под колоколом. Электронный учебник “Уроки
физики Кирилла и Мефодия, 7класс”.)
Учитель: Что следует из того, что шарик
раздувается во все стороны (газ давит по всем направлениям одинаково).
- Как же газ производит давление? От чего зависит давление газа? На эти вопросы
мы получим сегодня ответы. Давайте вспомним строение твердых, жидких и
газообразных тел(Учитель включает видео фрагмент из DVD диска
«Тепловые явления»,начало темы «Внутренняя энергия»).
Из просмотра учащиеся заключают, что
причиной давления в газах являются удары молекул.
Учитель: Теперь мы выясним, от чего
зависит сила удара отдельной молекулы, для этого у вас на столах имеется
кусочек пластилина и два шарика. Разомните пластилин и сделайте из него
пластинку. 1) Возьмите стальной шарик и отпустите его на пластинку с высоты
15см, затем с высоты 30см, отпускать шарик нужно вдоль линейки. Рассмотрите
внимательно место падения шарика. 2) Возьмите пластмассовый шарик и отпустите
его с высоты 30см, сравните место падения стального и пластмассового шариков.
Из данного эксперимента ученики должны
сделать вывод, что сила удара зависит от скорости и массы шарика, так как
молекулы мы представляем как шарики, то сила удара молекул также зависит от
скорости и массы.
Учитель показывает следующий опыт:
присоединяет камеру от мяча к воздушному насосу и накачивает её. Задаёт вопрос:
почему увеличился размер камеры?
Учащиеся приходят к выводу о том, что
давление газа увеличилось за счет увеличения количества молекул газа.
Вывод: давление газа
зависит от: А) скорости движения молекул В) массы молекул С) числа молекул
Теперь учитель подводит учащихся к
понятию концентрация молекул: берет шприц, наполняет, его наполовину воздухом,
присоединяет к датчику давления и меняет объём, учащиеся наблюдают за
изменением давления воздуха в шприце - на экране (смотри рис.1). Учитель задаёт
вопрос: почему изменялось давление газа? (Не один из перечисленных выше
факторов не изменялся. Изменялось расстояние между молекулами, поэтому молекулы
чаще или реже сталкивались со стенками сосуда). Следующий вопрос: Имеется два
разных шприца в которых число молекул и объем разные, при остальных одинаковых
условиях, как узнать где молекулы чаще сталкиваются, а значит, оказывают
большее давление? Возникает необходимость введения величины, показывающей
сколько молекул содержится в единице объёма – концентрации. Новый вывод (проецируется
на экран): давление газа зависит от: А) скорости движения молекул В) массы
молекул С) концентрации молекул.
На данном этапе можно познакомить
учащихся с понятиями: макроскопические и микроскопические параметры. Для этого
учитель спрашивает у учащихся: как вы думаете, существуют ли приборы для
непосредственного измерения скорости движения молекул, массы молекул и
концентрации молекул? Таких приборов нет и такие величины в физике, так как они
относятся к очень маленьким по размеру телам (молекулам), называют
микроскопическими. Но в физике имеются величины, которые можно измерить
непосредственно прибором. Они относятся к большому количеству молекул и
характеризуют состояние всего газа, их называют макроскопическими параметрами.
Кроме того эти параметры зависят от названных нами микропараметров. Давайте
выясним, что это за величины, и от каких микропараметров они зависят.
Учитель показывает 1
опыт: нагревает на спиртовке теплоприёмник соединённый с датчиком давления
(смотри рис.2)Опыт проводится для того чтобы показать зависимость давления газа
от температуры. Учащиеся должны вспомнить о том, что температура тела зависит
от скорости движения его молекул.
2опыт: учитель стреляет резиновой
пробкой из воздушного пистолета (пистолет изготавливается из ручного насоса от
прибора «Шар Паскаля» и подходящей по диаметру резиновой пробке, можно взять
пробку от шампанского вина, смотри рис.3). Учащиеся отмечают, что пробка
вылетает из-за увеличения давления, которое происходит при уменьшении объёма
воздуха и увеличении концентрации молекул.
Вывод из опытов: Давление газа,
постоянной массы, зависит от: А) температуры В)объёма газа.
Учитель предлагает учащимся еще раз
вспомнить зависимость давления газа от микроскопических параметров и ответить
от чего зависит масса молекул газа, для этого показывает два одинаковых
воздушных шарика один из которых падает вниз, а другой летит вверх.(шары
наполнены воздухом и гелием) Ученики выясняют причину и делают вывод что масса
молекул зависит от рода газа.
Вывод: Давление
газа, постоянной массы, зависит от: А) температуры В) объёма газа С) рода
газа.(Проецируется на экран)
VII. Домашнее задание. §46,
повторить §45
VI. Закрепление
учебного материала. У вас на партах лежат карточки с заданиями в тестовой
форме для проверки ваших знаний по уроку. В рабочие тетради запишите: Закрепление. Тесты. (У каждого на
столе карточка) Время на выполнение теста 5 минут. Выберите и запишите тот
вариант ответа, который вы считаете верным. А в 3-ем задании напишите да или
нет.
Тесты по теме
“Давление газа”.
1. При неизменной массе с уменьшением
объёма газа его давление
а) не изменяется;
б) увеличивается;
в) уменьшается.
2. Как изменится давление газа, если его
нагреть при постоянном объёме?
а) не изменится;
б) станет больше;
в) станет меньше.
3. Резиновый мяч, сжав руками,
деформировали. Изменились ли при этом:
масса –
вес –
объём –
плотность –
давление –
воздуха в нём? (Написать да или нет.)
4. Газ, находящийся в сосуде, оказывает
на левую стенку давление, равное 300 Па. Какое давление производит газ на
нижнюю, верхнюю и правую стенки сосуда?
а) на нижнюю 400 Па, на верхнюю 300 Па,
на правую 200 Па;
б) на нижнюю 300 Па, на верхнюю 100 Па, на правую 400 Па;
в) одинаковое по всем направлениям.
5. Главной причиной давления газа на
стенки сосуда является
а) удары молекул газа о стенки сосуда;
б) мало взаимное притяжение молекул газов;
в) очень малые размеры молекул газов.
- Готовы! Все молодцы! Поменяйтесь
тетрадями и проверьте ответы друг друга. Ответы на экране.
( Учитель читает
ответы.) У кого все ответы правильные, поставьте оценку “5”,
у кого один или два неверных ответа, поставьте – “4”,
у кого больше двух неверных ответа – “3”,
и т. д. Все справились. Свои оценки поставьте в дневник, а после урока
принесите на подпись.
VIII. Подведение итогов.
- Что было изучено сегодня на уроке?
- Объясните, на основе знаний о молекулах, почему газы оказывают давление?
-От каких
микроскопических параметров зависит давление газа?
-От каких
макроскопических параметров зависит давление
газа?
- Что вам
больше понравилось?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.