Главная / Физика / Урок физики "Источники звука"

Урок физики "Источники звука"



Урок физики в 9 классе общеобразовательной школы по учебнику А.В. Перышкин Физика 9.


Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.


Тема урока «Источники звука. Основные характеристики звука».


Подготовила: учитель физики Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18 города Новотроицка Оренбургской области»

Лебеденкова Ирина Васильевна.


































ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Источники звука. Основные характеристики звука»

ФИО (полностью)

Лебеденкова Ирина Васильевна

Место работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18 г Новотроицка Оренбургской области»

Должность

учитель физики

Предмет

физика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Источники звука. Основные характеристики звука» 8 урок по теме « Механические колебания и волны»


Базовый учебник

Перышкин А.В. Физика.9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа.


  1. Цель урока: Формирование знаний о звуках.

  2. Задачи:

- обучающие: Сформировать у учащихся понятие об источниках звука и звуковых колебаниях, познакомить с такими характеристиками звука как высота, громкость, тембр. Продемонстрировать связь физики с музыкой.

- воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса.

-развивающие: Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы

Тип урока: введение нового материала

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

12. Необходимое техническое оборудование: мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к сети Интернет, металлическая линейка, колокол, будильник

13. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

0


Организационный момент


Проверяет готовность к уроку, приветствует

Выполняют требования учителя

1

1

Актуализация знаний (Ответы учащихся на вопросы учителя)


Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя

3

2

Введение нового материала


Подготавливает к восприятию нового материала

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

2

3

Работа с демонстрационным материалом


Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют практическое задание

7

4

Изучение новой темы

1,2

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

10

5

Физ. пауза


Инструктирует

Выполняют задание

2

6

Решение задач


Формулирует задания для выполнения учащимися

Знакомятся с заданием, выполняют задание

8

7

Первичный контроль знаний учащихся

3

Формулирует контрольные задания, оценивает деятельность учащихся

Выполняю задания:

сильные учащиеся на ПК, слабые на листочках

8

8

Итог урока


Фиксирует выводы

Формулируют выводы

2

9

Домашнее задание

4,5

Формулирует задания для выполнения учащимися

Записывают

2



  1. Актуализация знаний

Устная работа и решение задач

Вспомним ранее изученный материал:

    1. Что такое длина волны?

    2. Формула для определения скорости волны.

    3. Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебаний 5 Гц. Какова длина волны?

    4. Каков период колебаний частиц в волне, если длина волны 4 м, а скорость распространения 8 м/с?

2.Введение нового материала

Механические волны занимают очень широкий диапазон по частоте колебаний. Он условно занимает частотный спектр 0 ≤ νм ≤ 200 кГц.

Один и тот же тип колебаний в определенной ситуации мы можем слышать, а в другой – нет: длинная линейка, закрепленная в тисках, совершает колебания, которые мы не слышим. Стоит укоротить линейку и возбудить в ней колебания, как мы сразу станем их слышать. При этом важно заметить, что частота колебаний возросла.

Упругие волны, которые воспринимаются человеческим слухом. Называются звуковыми. Раздел механики, изучающий звуковые волны, называется акустикой. Ухо нормального человека устойчиво может воспринимать звуковые колебания в диапазоне частот от ν = 20 Гц до ν = 20000 Гц. Конечно, далеко не каждый человек может воспринимать волны с ν = 20 Гц или ν = 20000 Гц. В то же время человеческое ухо очень чутко реагирует на колебания внешней среды, хотя с возрастом эта чувствительность уменьшается. Для взрослого человека весь акустический диапазон недоступен и рабочим диапазоном является 50 Гц ≤ νзв ≤ 14000 Гц.

Важность звуковых волн трудно переоценить. Общение людей основано на возможности воспринимать речь другого человека.

Любое тело, совершающее колебания с частотой 0 ≤ ν≥ 20000 Гц. Порождает возникновение звуковых волн, и называется источником звука.

Среди животных, птиц и рыб существуют виды, которые воспринимают упругие волны с очень низкими и с очень высокими частотами. Самым универсальным в этом смысле является дельфин. Который способен воспринимать волны с частотой колебаний в диапазоне 0,4 кГц ≤ ν≤ 200 кГц.

Среди источников звука есть как естественные источники, так и искусственные.


3.Работа с демонстрационным материалом (учитель демонстрирует опыт с металлической линейкой , камертон и др.)


hello_html_m2143030a.png

hello_html_6806785c.png

Опыт с будильником: Будильник, стоящий на небольшой подушечке, поместим под колокол воздушного насоса. Его "тиканье" станет тише, но все же будет вполне различимо. Откачав из-под колокола воздух, мы перестанем слышать тиканье вообще. Следовательно, звук тикающих часов мы слышим потому, что в воздухе могут возникать волны. Они и доносят до нас энергию "тиканья" часов.

  1. Изучение новой темы с использованием ЭОР 1, 3,4,5

  2. Физ. пауза

Ответ на вопрос «Да» встать из-за парты, «нет» – поднять руки вверх.

  1. Камертон- источник звука?

  2. Человек слышит ультразвук?

  3. Единица измерения длины волны в системе СИ 1 метр?

  4. Шум это звук?


6. Решение задачи.

1.Какое насекомое чаще машет крыльями в полете: шмель , комар или муха?

2. Почему скорость звука в воде больше чем в воздухе?

7.Первичный контроль знаний

учащиеся выполняют интерактивные тесты на ПК ЭОР 2


8. Итог урока


Рефлексия .(на экране)

. hello_html_m50461a53.gif

9. Домашнее задание

Выучить § 34-36, подготовить сообщения на тему : «Музыкальные звуки», « Шум и борьба с ним»


Приложение к плану-конспекту урока


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Звук

И- тип

Интерактивная лекция


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a0-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_7.swf


2

звук -тест

К -тип

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc779-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html


3

Характеристики звука

И- тип

Иллюстрированный гипертекстовый материал

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a2-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf


4

Звуковые волны

И- тип

Интерактивная лекция

http://fcior.edu.ru/card/12497/zvukovye-volny.html

5

Звуковые явления

И - тип

Иллюстрированный гипертекстовый материал

http://fcior.edu.ru/card/1089/zvukovye-yavleniya.html



Список используемой литературы:


  1. Перышкин А.В. Физика.9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа.

  2. Физика 9. А.Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы Москва Дрофа 2006


  1. http://fcior.edu.ru/





Урок физики "Источники звука"
  • Физика
Описание:

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

Тема урока «Источники звука. Основные характеристики звука».

            Цель  урока: Формирование знаний о звуках.

                       Задачи:

- обучающие: Сформировать у учащихся понятие об источниках звука и звуковых колебаниях, познакомить с такими характеристиками звука как высота, громкость, тембр. Продемонстрировать связь физики с музыкой.

- воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса.

-развивающие: Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы

Тип урока:   введение нового материала

              Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

 

 Необходимое техническое оборудование:мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к  сети Интернет, металлическая линейка, колокол, будильник

 

 

Автор Лебеденкова Ирина Васильевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 16515
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓