Главная / Физика / Урок физики по теме: "Три состояния вещества и объяснение их на основании молекулярно-кинетических представлений".

Урок физики по теме: "Три состояния вещества и объяснение их на основании молекулярно-кинетических представлений".

Урок физики в 7 классе.

Провела учитель физики Радионова Е. Я.

Тема урока: Три состояния вещества и объяснение их на основании молекулярно-кинетических представлений.

Цель урока: раскрыть содержание дискретного строения вещества, непрерывного и хаотического движения частиц, их взаимодействия, модели газа, жидкости, твердого тела.

Тип урока: комбинированный.


ЗУНы: моделировать, работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.


Оборудование: пластмассовая бутылка с водой, мензурка, два стакана, воронка с резиновой трубкой, сообщающиеся сосуды, цилиндр с поршнем (от шара Паскаля или шприца).


Ход урока


I. Фронтальный опрос по темам:


  1. взаимодействие молекул;

  2. явления смачивания и несмачивания;

  3. капиллярность.


II. Объяснение нового материала.


Газообразное состояние. Свойства газов: упругость, не сохраняют формы и объема, принимают форму сосуда, полностью занимают весь предоставленный объем.


Жидкое состояние. Свойства жидкостей: упругость, не сохраняют форму, сохраняют объем, принимают форму сосуда, собственная форма жидкости - форма шара.


Твердое состояние. Свойства твердых тел: упругость, пластичность, сохраняют форму и объем.

Состояние вещества зависит от того, как его молекулы расположены, как взаимодействуют и как движутся.


В газах расстояние между молекулами много больше размеров самих молекул. Молекулы движутся во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют сосуд полностью.


В жидкостях молекулы расположены близко друг к другу, расстояния между ними меньше размеров самих молекул, притяжение между ними значительное. Молекулы жидкости не могут легко расходиться на большие расстояния, поэтому они сохраняют свой объем и трудно сжимаются.


В твердых телах молекулы (атомы) расположены в строго определенном порядке (кристаллические тела). Молекулы и атомы колеблются около положения равновесия, силы притяжения между ними велики, поэтому твердые тела сохраняют и форму, и объем.


Демонстрации:


1.Упругость воздуха.

2.Газ имеет объем.

3.Жидкость принимает форму сосуда.

При объяснении различия в молекулярном строении вещества в разных агрегатных состояниях заостряю внимание учеников на том, что молекулы одного и того же вещества во всех состояниях одни и те же. Различаются состояния не молекулами, а их взаимодействием, расстоянием между ними и их расположением.


Показываю, что мы изучаем не реальные газы, жидкости и твердые тела, а их модели, так как реальные объекты сложны и многообразны. Мы создаем модели, которые отражают основные свойства реальных тел и не учитывают некоторых отдельных (не самых главных) свойств. Эти модели позволяют создать теорию, например молекулярно-кинетическую.


III. Закрепление


Решение задач.


1) Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и в холодной газированной воде?

2) Может ли объём газа стать сколь угодно малым при его сжатии?

3) Вокруг гвоздя, забитого в сырую доску, через некоторое время появляется красноватый налёт. Объясните причину.

4) Почему диффузия жидкостей происходит медленнее, чем диффузия газов? При каких условиях может произойти диффузия в твёрдых телах?

5) По каким признакам тела подразделяют на твёрдые, жидкие и газообразные?

6) Как отличается расположение молекул и характер их движения в газах, жидкостях и твёрдых телах?

7) Отличаются ли молекулы воды, льда и водяного пара?

8) Почему воздушный шарик легко сжимается?

9) Прочитайте три основные положения МКТ.


Завершаю урок выводом: все вещества состоят из молекул, между которыми существуют промежутки; молекулы непрерывно и хаотически движутся; молекулы вещества взаимодействуют друг с другом.


IV. Задание на дом: творческая работа по теме.


Урок физики по теме: "Три состояния вещества и объяснение их на основании молекулярно-кинетических представлений".
  • Физика
Описание:

Урок физики в 7 классе.

Провела учитель физики Радионова Е. Я.

Тема урока: Три состояния вещества и объяснение их на основании молекулярно-кинетических представлений.

Цель урока: раскрыть содержание дискретного строения вещества, непрерывного и хаотического движения частиц, их взаимодействия, модели газа, жидкости, твердого тела.

Тип урока: комбинированный.

 

ЗУНы: моделировать, работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

 

Оборудование: пластмассовая бутылка с водой, мензурка, два стакана, воронка с резиновой трубкой, сообщающиеся сосуды, цилиндр с поршнем (от шара Паскаля или шприца).

 

Ход урока

 

I. Фронтальный опрос по темам:

 

1.     взаимодействие молекул;

2.     явления смачивания и несмачивания;

3.     капиллярность.

 

II. Объяснение нового материала.

 

Газообразное состояние. Свойства газов: упругость, не сохраняют формы и объема, принимают форму сосуда, полностью занимают весь предоставленный объем.

 

Жидкое состояние. Свойства жидкостей: упругость, не сохраняют форму, сохраняют объем, принимают форму сосуда, собственная форма жидкости - форма шара.

 

Твердое состояние. Свойства твердых тел: упругость, пластичность, сохраняют форму и объем.

Состояние вещества зависит от того, как его молекулы расположены, как взаимодействуют и как движутся.

 

В газах расстояние между молекулами много больше размеров самих молекул. Молекулы движутся во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют сосуд полностью.

 

В жидкостях молекулы расположены близко друг к другу, расстояния между ними меньше размеров самих молекул, притяжение между ними значительное. Молекулы жидкости не могут легко расходиться на большие расстояния, поэтому они сохраняют свой объем и трудно сжимаются.

 

В твердых телах молекулы (атомы) расположены в строго определенном порядке (кристаллические тела). Молекулы и атомы колеблются около положения равновесия, силы притяжения между ними велики, поэтому твердые тела сохраняют и форму, и объем.

 

Демонстрации:

 

1.Упругость воздуха.

2.Газ имеет объем.

3.Жидкость принимает форму сосуда.

При объяснении различия в молекулярном строении вещества в разных агрегатных состояниях  заостряю внимание учеников на том, что молекулы одного и того же вещества во всех состояниях одни и те же. Различаются состояния не молекулами, а их взаимодействием, расстоянием между ними и их расположением.

 

Показываю, что мы изучаем не реальные газы, жидкости и твердые тела, а их модели, так как реальные объекты сложны и многообразны. Мы создаем модели, которые отражают основные свойства реальных тел и не учитывают некоторых отдельных (не самых главных) свойств. Эти модели позволяют создать теорию, например молекулярно-кинетическую.

 

III. Закрепление

 

Решение задач.

 

1) Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и в холодной газированной воде?

2) Может ли объём газа стать сколь угодно малым при его сжатии?

3) Вокруг гвоздя, забитого в сырую доску, через некоторое время появляется красноватый налёт. Объясните причину.

4) Почему диффузия жидкостей происходит медленнее, чем диффузия газов? При каких условиях может произойти диффузия в твёрдых телах?

5) По каким признакам тела подразделяют на твёрдые, жидкие и газообразные?

6) Как отличается расположение молекул и характер их движения в газах, жидкостях и твёрдых телах?

7) Отличаются ли молекулы воды, льда и водяного пара?

8) Почему воздушный шарик легко сжимается?

9) Прочитайте три основные положения МКТ.

 

Завершаю урок выводом: все вещества состоят из молекул, между которыми существуют промежутки; молекулы непрерывно и хаотически движутся; молекулы вещества взаимодействуют друг с другом.

 

IV. Задание на дом: творческая работа по теме.


 

Автор Радионова Екатерина Яковлевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 778
Номер материала 25602
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓